67.11K
Категория: РелигияРелигия

1055. О свободе ума. Псалмы

1.

1055. О свободе ума (03.10.2006 16:20)
Благодать Божия не делает волю человека непременною,связав некою приневоливающею силою,
но,пребывая в человеке/собственно жизнью его - прим.ред./даёт место и произволу,чтобы явным
сделалось,склонна ли его воля к добродетели или к пороку. Ибо закон дан не естеству,но свободе
произволения,которая может преклоняться и на добро,и на худое. Посему надлежит сохранять как
тело от видимого греха,так и душу от непристойных помыслов,потому что она невеста Христова.
О том же и Писание говорит: Тело не для блуда,но для Господа(1Кор.6,13). Больше всего хранимого
храни сердце твоё,потому что из него источники жизни(Притч.4,23). Строптивые помышления отлучают
от Бога(Прем.1,3). Ибо"вселиться и походить"(2Кор.6,16)обетовал Господь,без сомнения,в душах чистых
и добротолюбивых. Как Дух Святой служит для всех и всё исполняет в Истине Божией,так и лукавый дух
усиливается быть всем для всех,чтобы всех низвести в погибель. Ибо даже для верующих,
сподобившихся света откровений,сам представляется светом. И не удивительно: потому что сам сатана
принимает вид ангела света(2Кор.11,14),чтобы обольстив видимостью подобного света,привлечь к себе;
одним словом,для всех всякие принимает на себя виды,чтобы подчиняя себе сим уподоблением,под
благовидным предлогом уготовлять погибель. Посему со всяким хранением надлежит блюсти сердце
своё и много разумения испрашивать себе у Бога,чтобы дал нам возможность открывать козни/и
корни/злобы. Надобно также непрестанно упражнять и возделывать с разумением ум и помыслы свои,
соглашать их с волею Божиею. Нет иного дела столь же высокого и досточестного,ибо сказано:
исповедание и великолепие дело Его (Пс.110,3). /Или,сравни,не без пользы для разумения твоего,
как в Сл.Пс.на р.яз.звучит: (2)Велики дела Господни,всё во власти Его:(3)и замысел Его и чудесное
воплощение Его,и правда Его пребывает из века в век.- прим.ред./.
И небо бескрайнее,и земля,и всё,что на ней,и самое тело,и душа человека принадлежат Творцу. И самое
бытие всего является по милости Божией. Поэтому какая же у человека остаётся собственность,которою
по праву мог бы он похвалиться или оправдаться? Впрочем,Бог приемлет приносимое людьми как
величайший дар/ср.с этим: приял деяния людские,и не покарал(Пс.67,19 - в ред.Сл.Пс.на р.яз.)/,и из
приносимого всего приятнее Ему,если душа,хорошо познавая отношения вещей,- всё,что делает
доброго,в чём трудится для Бога,что уразумевает и познаёт,- Ему вменяет,и Ему всё восписует.
_______ По Слову седьмому прп.отца нашего Макария Египетского
English     Русский Правила