Похожие презентации:
Продолжая разговор о псалмах
1.
490. Псалом 104 /комментарии/ (30.06.2005 15:48)Продолжая разговор о псалмах предыдущих 104-му,отметим поразительную соединённость,или связь,их
между собой.Так,если 102-й псалом противоположен по характеру своему 101-му,то в отношении 103-го
предстаёт как синкретическое дополнение и восполнение себя им,и вместе(т.е.с псалмом 103-м)являет
развитие и углубление темы хвалы Богу,которая не есть тема поверхностная или представительная,но
основная и внутренняя для всей Псалтири. Вместе с тем,псалмы 101,102,103 являются сигналом к
логическому завершению своему в псалме 104-м и естественным развитием основной темы последнего
(т.е.преимущественного содержания его)в псалмах 105-м и 106-м,не говоря уже о дальнейших
восхождениях Слова Божьего в последующих за ними песнях Псалтири,в различных их мотивациях и
акцентах,но неизменно в единую составляющую всю пророческую книгу Псалтирь - Хвалу Божию.
Вместо надписания над 104-м псалмом поставлено слово"Аллилуиа",что значит: хвалите Господа. Под
таким почти в точности надписанием стоит он и в Сл.Пс.на р.яз.:"хвала Господу". Такое надписание
сделано,полагают,LXX толковниками для показания того,что псалом этот всем содержанием своим
возбуждает чувство хвалы и благодарения Богу,за различные милости и благодеяния к народу
израильскому,во время его пребывания в Египте и исхода из сей чуждой ему страны. Псалом можно
даже назвать историческим псалмом,потому что в нём описываются чудеса Божии,сотворённые для
народа израильского,начиная от родоначальника его,патриарха Авраама,до времени вступления
богоносного народа в землю Ханаанскую,обетованную.
Некоторые из изречений 104-го псалма(от 1-го до 15-го стиха)вошли в состав 16-й главы 1-й книги
Паралипоменон,в несколько изменённом виде,под именем песни(ст.8-22),а по повествовательному
характеру своему псалом этот имеет большое сходство со следующим за ним 105-м псалмом и
составляет как бы первую половину его. Так как вышеназванная глава книги Паралипоменон содержит
песнь,составленную из первой половины псалма 104-го(с.1-5),из псалма 95-го и трех стихов(1,47 и
48)псалма 105-го,и относит эту песнь ко времени Давида,а искусственное составление этой песни по
сличении её с указанными псалмами очевидно,- то можно с несомненностью полагать,что псалом 104й,равно как и 105-й,воспеты были в утешение и ободрение иудеев,во время плена вавилонского,кемлибо из находившихся там певцов Асафовой фамилии,и,следовательно,составлена была и сама книга
Паралипоменон,или даже по возвращении из плена. Таково мнение позднейших ученых исследователей
Псалтири,как,напр.,протоиерея Н.Вишнякова(см.его книгу"О происхождении Псалтири)и др.
Исповедуйтесь Господу,призывайте имя Его,возвестите языкам о делах Его.
Воспойте Ему,воздайте хвалу Ему,поведайте о чудесах Его.Восхвалите святое имя Его,
да возвеселится сердце узнавшее Господа(1-3).
Исповедуйтесь Господу - значит то же,что"прославляйте Господа".
Взыщите Господа,и утвердитесь,ищите лицо Его повсюду(4).
К ищущим Господа принадлежит всякий,кто старается о том,чтобы прежде всего исполнить святую волю
Его,чтобы иметь Его всегда благосклонным и покровительствующим во всех делах и начинаниях своих.
Всякий,кто так"ищет Господа",найдет Его в сердце своем и возвеселится.
Господь Сам обещался жить среди сынов Израилевых,среди"сокрушенных сердцем"(ср.Пс.50,19),"близ
всех боящихся Его и призывающих Его во истине"(Пс.33,19; 84,10; 144,18),или вообще среди верующих
в Него(2Кор.6,16; Лев.26,12),и что Он даже"обитель"Свою устраивает в душах тех,которые"любят и
соблюдают слово Его"(Ин.14,23)."Искать Господа,- по словам Иоанна Златоустого,- значит мыслить о
том,что относится к Нему,думать о Нем,постоянно иметь Его в мысли,никогда не переставать беседовать
с Ним посредством молитвы и добрых дел"[7,с.825].
"Ищите лицо Его повсюду"- значит утвердиться в этом небесполезном искании Бога,или,что то же,вере в
Него. А по вере вашей - да будет вам(Мф.9,29),ибо все уверовавшие во Христа,Сына Божия,видят в Нём
Самого Господа Всевышнего,Бога Отца(см.Ин.14,9). Потому так и выразился апостол и евангелист
Иоанн:"Бога не видел никто никогда"(Ин.1,18),что веры настоящей,или истинной,в Него не было,
которую"Единородный Сын,сущий в недре Отчем,Он явил". Ибо сначала Сын истинно уверовал в Отца
Своего,а потом,увидя эту истую веру,и ученики Его уверовали и увидели Отца небесного своего.
Нетрудно также утвердиться в этой вере,если помнить те чудные и дивные дела,которые Бог сотворил в
Египте(ст.27)/ещё более это относится,конечно же,к поре жизни Христа Бога земной,отражённой в
Евангелиях и Завете Новом - прим.ред./,те заповеди и постановления,которые даны и открыты Им в
Законе Его.
По словам И.Златоуста(имея в виду 104-й,как и 103-й также,псалом):..."Здесь же указывается и путь,по
которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его,и
законы,и заповеди. ...Ибо по истине не один только человек получил закон,но все видимое: море,чтобы
не выступало из берегов; горы,чтобы были крепки; земля,чтобы стояла; солнце,чтобы совершало
течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных,растений и все
прочее"[7,с.825].
Не дам чужеземцу обидеть тебя,и царям не позволю:
не прикасайтесь помазанников Моих,и пророков Моих не гоните(14-15).
"Помазанные,- говорит св.Афанасий Александрийский,- суть Авраам и подобные ему,потому что
сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова"[3,с.337]. А Сам Господь Бог говорит
Авимелеху,имевшего поползновение присвоить Сарру,жену Авраамову(Быт.гл.20,7):"Он пророк и
помолится о тебе".
2.
Далее,или продолжая повествование,в стихах 5-45,псалмопевец рисует краткую историю испытанийИзраиля в"земле чуждой"(Египте)и выхода из неё в"землю обетованную"- Палестину. Пафос этого
письма(как и далее в Пс.105 и 106)- благодеяния и помощь Господа народу Своему в обстоятельствах
казалось бы гибельных и безнадёжных.
В словах 42-го стиха указывается причина того,почему Бог так милостив был к народу израильскому,
который всегда был груб,жестокосерден и непослушен Господу и так часто выражал ропот и
непокорность воле Божией. Яко помяну,т.е"ибо помнил Он(Господь)/по прев.с евр./святое слово Свое к
Аврааму рабу Своему". А слово это заключалось в том обещании(или завете),данном от Бога Аврааму,
что Он умножит потомство его,как звезды небесные и как песок на берегу моря(Быт.22,17).То же слово
верное Господне действует на избранных рабах Божиих(сынах Его во Христе Господе)и доныне.
Последние слова псалма призывают верных сынов Израилевых(сынов Божиих)никогда не забывать
вечного спасительного Закона Его:
Да сохранится вовек Завет Его,да взыщут предвечного Слова Его(45).
И здесь вновь припоминаются строки из псалма 77-го:
Внимайте,люди,Слову Моему,
прислушайтесь к глаголу Моему,
проникните Закон Мой. Открою в притче
тайну Мою,начну всё сначала(1-2).
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Ибо выход из Египта(страны забвения Бога)есть общее,или непременное,условие восхождения(как и
возвращения)целых народов и каждого человека к Богу.
И Господь не устаёт подчёркивать и напоминать в псалмах о неизбежности такого"исхода"и
последующего восхождения человека в Боге,имея в виду настоящую его земную жизнь/как и в молитве
утренней(5-й)православного Молитвослова говорится: чтобы"всю настоящего жития ночь пройти в
ожидании пришествия светлого и дня явления единородного Твоего Сына,Господа и Бога нашего,Иисуса
Христа",Который(повторимся ещё и ещё раз)вчера и сегодня,и во веки Тот же(Евр.13,8)/.
1