6.45M

Еврейская культура

1.

ЕВРЕЙСКАЯ
КУЛЬТУРА
РА Б О Т У В Ы П О Л Н И Л К Е Я Н Т О Р О С , КО В А Л Ё В
В А Д И М , Б А Е В А Л Е К С А Н Д Р, Ч У Д О В С К И Й М А Р К

2.

3.

РАССЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ ПО
ВСЕМУ МИРУ
• История еврейского народа, одного из древнейших народов мира, насчитывает четыре
тысячелетия. Народ, утративший свою государственность, две тысячи лет проживавший вне
исторической родины, рассеянный по всему миру, способный адаптироваться к любым
условиям жизни, сумел сохранить религию, обычаи, свою национальную сущность.
• Принудительная миграция породила новые формы искусства, сохранив типично еврейские.
Поэтому всякий обзор еврейского искусства – есть обзор всемирного, каким оно видится
глазами евреев. Такой взгляд помогает заглянуть в культуры различных времени народов, а
также проникнуть в мир исключительно еврейских забот, праздников, идеалов.
• Расселение евреев по всему миру привело к развитию различных стилей, возникших под
влиянием искусства тех стран, в которых они проживали. И хотя единый еврейский стиль не
существует, обряды и культовые принадлежности в разных общинах были одинаковыми.

4.

5.

6.

СВИТКИ ТОРЫ
• Свитки Торы – самый священный предмет синагоги. В наши
дни свитки Торы хранятся в ковчеге, обычно напротив той
стены, которая обращена к Иерусалиму. Некоторые ковчеги
встроены в стену синагоги, иные стоят как напоминание,
тогда переносное вместилище доставляется на место
молебна и уносится по окончании службы. Эта важная
архитектурная
особенность
синагоги,
ковчег
Торы,
украшается согласно кодексам еврейского закона. Ковчег
изготавливается из дерева, латуни и серебра и часто бывает
позолочен. Самые разукрашенные ковчеги сделаны
в Италии в эпоху Ренессанса.
• Перед дверцами Ковчега, либо за ними, висит завеса
Ковчега Торы. Полотно завесы делают из шелка, бархата,
льна или шерсти, оно богато вышивается шелковыми,
металлическими нитями. Иногда на завесе присутствует
аппликация из кружев. Кроме характерных традиционных
мотивов, таких как менора, скрижали Моисея, корона Торы и
кисти рук (длань Божия), на ней вышиты даты и
историческая информация.

7.

8.

9.

БИМА
• Другими особенностями древних синагог являются
бережно
воспроизводимые
в
них
особенности
первоначального Храма. В центре синагоги находится
помост с возвышением, с которого священники оглашали
благословение. Это возвышение называют Бима.
• Передает дух старины особое отделение для женщин,
изолированное от места заседания мужчин. Только
ортодоксальные синагоги сохранили эту практику до наших
дней. В синагогах нового времени это отделение находится
в галерее на возвышении и отделено занавесом.
• Бима в синагоге используется для чтения Торы. Тора – это
священное писание, пятикнижие Моисея, которое Господь
даровал
Моисею
на
горе
Синай.
Среди
североафриканских евреев распространена традиция
хранить Тору, не окутывая ее покрывалом, а помещая ее в
цилиндрический футляр, именуемый Тик. Когда футляр
раскрыт, Тору можно читать, не вынимая из него. По
окончании чтения Пятикнижия Моисеева, его начинали
читать заново. Тору украшали короной. Корона
изготавливалась из серебра, украшалась резьбой,
гравировкой, позолотой, полудрагоценными камнями. На
ней закреплялись колокольчики. Когда Тору вносили в
Храм, колокольчики возвещали о ее появлении.

10.

11.

12.

МЕНОРА
• Важной храмовой утварью является семисвечник – Менора. Одно из
первых изображений Меноры (81-96 гг. н. э.) можно увидеть на барельефе
триумфальной процессии арки Тита в Риме. После победы Рима в 70 г. н.
э. военнопленные выносили утварь из Храма, в том числе и Менору, что и
изображено на барельефе. Менора символизирует шесть дней недели, за
которые Господь создал землю и все живое на ней, и еще один день, когда
он отдыхал. Этот день недели приходится на субботу, и называют его
Шабат. Это один из первых и главных праздников для евреев.
• Длится он с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. В этот
день обязательно зажигают свечи, их должно быть не менее двух, но чаще
зажигают семь свечей, установленных в менору. Более древняя утварь,
используемая в праздник Шабат, – это масляные светильники – волам и
подвесные лампады. В семьях веками культивировалась традиция
держать множество предметов, изготовленных специально для
употребления в Субботу и другие праздники. Обычно это белая скатерть,
символизирующая святость, особый светильник, салфетка, закрывающая
Халу (хлеб, имеющий разнообразную форму), киддуш – графин для вина.
По субботам не дозволено готовить пищу и зажигать огонь, поэтому
существовали печи, которые сохраняли в субботу пищу теплой круглые
сутки. Конец субботы отмечают обрядом хавдала, молитвами над вином с
свечами и благовониями. Для благословения необходимы еще два
предмета: витая свеча Хавдалы, которую держит младший член семьи, и
ларец с благовониями, каждый в семье вдыхает благовония по очереди.

13.

14.

15.

МЕЗУЗА ИЛИ АМУЛЕТ
• Еще один важный предмет, который можно отнести к утвари,
это мезуза, или амулет. Присутствует он в жизни евреев
независимо от степени веры. Мезузу прилепляют к косяку
дверей своего жилья, а иногда и к косяку каждой комнаты.
Мезуза представляет собой ящичек, который содержит
миниатюрный свиток пергамента с изречениями из Библии и
служит напоминанием о законах Бога и символом единства с
остальными евреями. Многие евреи рассматривают мезузу как
своеобразную защиту домашнего очага и его обитателей.
Изготовлена она обычно из серебра, латуни или дерева.
Мезузы многообразны – от сравнительно простых до богато
украшенных.
• Отчасти как символ иудаизма, отчасти как талисман
некоторые евреи носят мезузу в виде подвески. Наиболее
распространены талисманы в форме ожерелий, содержащие
слово Хай, означающее «жизнь», и шестиконечная звезда
Давида. Эта звезда часто используется для украшения
предметов культового назначения. В 1948 году изображение
этой звезды появилось на флаге Израиля.

16.

17.

18.

ЛАРЦЫ И ОБРЯД ОМОВЕНИЯ
• У многих народов существовали ларцы, в
которых могли храниться важные вещи,
украшения,
ключи.
В
домах
евреев
присутствовали ларцы в виде сундука с
характерными украшениями, чаще это сцены из
жизни евреев. Ларец, изготовленный в Италии в
1470 году в городе Феррара, из серебра с
чернением
и
позолотой,
находится
в
израильском музее в Иерусалиме. На фасаде
этого ларца изображены сцены из жизни
замужней еврейской женщины: выпечка хлеба к
Субботе, ритуальное омовение, возжигание
субботних и праздничных свечей.
• Обряд омовения происходит с помощью
высокого цилиндрического сосуда, называемого
Лавер. Изготавливают сосуд из меди и серебра с
парой ручек с одной стороны. Второй обряд
омовения – окунание в микву. Миква – это
бассейн с обычной водой. В настоящее время
Миква используется ультраортодоксальными
евреями, писцами перед переписыванием Торы.

19.

20.

21.

ОДЕЖДА
• Во все исторические эпохи и повсеместно
трудно было отличить еврея от остальных по
одежде. Как и во всем остальном, евреи
стремились перенять одежду той местности,
где они жили, однако некоторые характерные
черты в их одежде все-таки можно увидеть –
на фресках и мозаиках в Дура-Еврос,
выполненных еще в III веке на территории
Месопотамии. Тогда евреи носили длинное
платье и конические шляпы.
• В таких же одеждах изображены евреи на
манускрипте:
«Моисей
вручает
Тору
израильтянам», находящегося в музее города
Лейпцига и на барельефе Нюрнбергского
Собора в Германии.

22.

23.

24.

ТАЛИТ
• Талит – важная часть в одежде мужчины. Это
молитвенный шарф с кистями на углах, чаще всего с
синими или черными полосками, хотя во многих
культурах талит может быть многоцветным. Талит с
черными полосками изображен на копии картины Марка
Шагала, выполненной в 1914 году, «Молящийся еврей».
Еврей изображен в традиционном облачении для
совершения молитвы, на лбу и на руке – Тфилин и Талит.
Маленький Талит или Талит-катон предназначен
для ношения под одеждой на протяжении всего дня.

25.

26.

27.

ЕРМОЛКА ИЛИ КИПА
Мужчины носят на голове маленький головной
убор, именуемый ермолкой или кипой. Часто,
нарушая закон, мужчины носили и продолжают
носить модные головные уборы. Молодежь,
которая в наше время придерживается законов,
носит кипу под бейсболками. Ношение
головного убора у женщин имеет библейское
происхождение, это выражение скромности.
Женщины могут носить шали, накидки.
Обыкновенно еврейки перенимали модели
головных уборов у окружающих. Современные
еврейские женщины головной убор должны
надевать в синагоге. Ультраортодоксальные
еврейские женщины придерживаются традиций
и бреют головы. При этом они могут носить
парики, но голова в любом случае должна быть
покрыта платком.

28.

29.

30.

ПЕЙСАХ
• Первый из упомянутых в Библии праздников – это
Пейсах. Его празднуют восемь дней, отмечая
освобождение израильтян от четырехсотлетнего
рабства в Египте. Кульминацией праздника
является седер – молитвенный обряд. Главным
обрядовым предметом служит блюдо или поднос
из серебра, меди, олова, резного дерева,
глазурованной керамики. Блюдо для седера
иногда сделано ярусами. Если куски мацы
(плоского бездрожжевого хлеба), подают
на обычном неярусном блюде, то их обязательно
покрывают салфеткой или накидкой, сделанной из
бархата, шелка или парчи, украшенной сценами
из праздника, вышивкой, аппликацией.

31.

32.

33.

РОШ-А-ШАНА
• Праздник Рош-А-Шана или еврейский Новый год,
начинают праздновать в одну из суббот перед
новолунием в месяц Тишрей. С первого дня
празднования Нового года во время каждой службы
раздается глас шофара. Шофар – древний духовой
инструмент, изготовленный из рога мелкорогатого
скота, барана или козла. Украшают шофар только
гравировкой, обычно библейскими надписями.
Шофар часто изображают на мозаичных пологах в
синагогах, светильниках, печатях, кольцах. В
иллюстрациях средневековых книг часто
изображают мессию, подъезжающего к стенам
Иерусалима на осле и трубящего в шофар.

34.

35.

36.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
• Семейная жизнь евреев определялась законами Торы и
традициями, восходящими к далекой древности. Библейское
благословение «плодитесь и размножайтесь» было обязательной
религиозной заповедью для евреев. Женились рано, юноши – в
18 лет, девушки – в 14-15 лет.
• Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало
10 заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться
советовалось на девушке из хорошего дома. «При выборе жены
будь осторожен»; «Продай последнее, что имеешь, и женись на
дочери ученого человека»; «Не бери жену из более богатого
дома, чем твой»; «Я не желаю сапога, который слишком велик
для моей ноги»; «Радость сердца – жена»; «Наследие Бога –
сыновья». Так еврейских мальчиков заранее готовили к семейной
жизни.
• Девочка знала только одно – что ей надо научиться быть доброй
и рачительной хозяйкой и, если даже отец в детстве сосватал ее,
ей будет дано право сделать свой собственный выбор. Закон
считал желательным, чтобы родители не торопились с
обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених.

37.

38.

39.

КТУБА
• Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали
письменный договор. Это юридический документ, в котором
указывались размеры приданого и время свадьбы.
Непременным условием было то, что родители жениха и
невесты после свадьбы должны предложить молодым и кров,
и стол в течение двух лет. В договоре оговаривалось, что если
одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то
нарушившие
платят
штраф. Договор
можно
было
расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их
принимали, то договор становился законом. «Ктуба» –
брачный договор – определял обязанности жениха и размеры
приданого с каждой стороны.
• Как правило, свадьбы игрались осенью. В назначенный день,
когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту,
играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбала и бубны.
Гости находились в синагоге или на площади возле нее.
Жених и невеста становились под свадебный балдахин.
Жених одевал невесте кольцо и произносил традиционные
слова: «Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и
закону Моисея и Израиля». Раввин читал «Ктубу», а затем он
или кантор пел семь свадебных благословений. Жениху
давали в руки стакан, и он разбивал его в память
разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась
религиозная часть свадебного обряда.

40.

41.

42.

ЕЩЁ НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ПРО
БРАКОСОЧЕТАНИЯ
• Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста
исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день
молодожены приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни
была ее замкнутость, что и определяло ее чистоту и крепость. Нарушение супружеской
жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины.
• Обручальное кольцо должно быть без камней. Кольцо, вручаемое невесте, нельзя
одалживать или брать напрокат, поскольку оно является подарком, а не просто символом
свершившегося брака. Поэтому кольцо должно быть собственностью жениха. Если он
хочет использовать для церемонии фамильную драгоценность, он обязан купить такое
кольцо у законного владельца или получить его в подарок.
• После церемонии бракосочетания устраивают праздничную трапезу, во время которой
вновь читают шева брахот. Музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все
еврейские свадьбы.
• Бракосочетания не проводят в субботу, праздники, с 17-го тамуза до 9-го ава, в посты и в
период между праздниками Пейсах и Шавуот.

43.

44.

45.

ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ
• Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об
истории, образе жизни, национальных вкусах народа.
Определенный след оставили в еврейской кухне
религиозные обычаи, которые наложили специфические
ограничения на выбор и смешивание определенных видов
продуктов. Так, ни в блюдах, ни в меню нельзя сочетать
мясо (или птицу) и молоко. Не разрешается к
употреблению кровь и свинина.
Шакшука
• В еврейской кухне отчетливо видны и элементы
рационального
питания.
Из
продуктов
животного
происхождения наибольшей популярностью пользуются
рыба и мясо птицы, которые являются продуктами
высокой пищевой и биологической ценности, так как они
содержат значительное количество полноценных белков,
витаминов, минеральных веществ, легко усваиваемых
организмом.
Хумус

46.

47.

48.

ЛЮБИМЫЕ БЛЮДА
• Наиболее
излюбленными
блюдами
являются
фаршированная рыба, бульоны с гренками, домашняя
лапша и т. д. Летом, в первую очередь, употребляют
холодные супы. Из вторых блюд предпочтение отдается
цимесу, кисло-сладкому мясу, фаршированным блюдам
(фаршированной курице, фаршированным шейкам).
Ярким проявлением особенностей еврейской кухни
являются изделия из теста, разнообразные по форме,
приготовлению и начинкам. Излюбленным при этом
является применение меда, мака, корицы.
Фаршированная рыба
• Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в
несложном составе блюд и быстром их приготовлении.
Цимес

49.

50.

51.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила