398.74K
Категория: БиографииБиографии

София Асгатовна Губайдулина

1.

Отец-Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист
Мать-Губайдулина Федосия Фёдоровна, урождённая Елхова,
педагог
Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой (мулла-исламский
священнослужитель)
В 1932 году семья переехала в Казань,жили они на нынешней
улице Тельмана, в доме №29, где сейчас расположен «Центр
Губайдулиной». 1935 году,когда софбе было 5 лет, она
поступила в муз. Школу №1 имени П. И. Чайковского, с 1946
по 1949 училась в казанской музыкальной гимназии по
фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции.

2.

Губайдулина София Асгатовна
Родилась в СССР, 1931 году 24 октября.
В городе Чистополе, Татарской АССР.
В 1991 году уехала из России в Германию.
2

3.

С 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу
композиции у профессора Альберта Лемана, а также по
классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 году поступила
в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия
Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова
Зака. В 1963 году окончила аспирантуру Московской
консерватории по композиции.

4.

«Казань — это моя юность. А что такое юность? Это время,
когда закладывается фундамент будущего. Я все казанские
улицы исходила пешком, ходила по стенам Кремля (тогда
по ним еще можно было ходить). Казань — моя родина. С
теплотой вспоминаю годы учебы в первой музыкальной
школе, моего первого педагога Екатерину Леонтьеву — ей
меня отдали в пять лет. Вспоминаю директора школы
Рувима Полякова. Казань занимает особое место в моей
жизни», — говорила София Губайдулина во время своего
приезда в Казань в 2016 году, когда музыкальный мир и
родная республика отмечали 85-летие композитора.

5.

Шестакович посоветовал молодой Губайдулиной идти по
своему «неправильному» пути. Она и шла. Жила по
коммуналкам, долгие годы писала исключительно в стол
(потому что ее и ее друзей чуть ли не законодательно
запрещали играть в больших залах). Свою маленькую
дочь вынуждена была отправить на воспитание
родителям в Казань, потому что сама перебивалась с
хлеба на воду в коммуналке… Но продолжала творить по
заветам Шостаковича и по зову собственной души.

6.

Она была одной из первых композиторов СССР,
кто начал писать электронную музыку

7.

В своих интервью София Асгатовна называет себя москвичкой,
хотя родиной своей считает Казань. И действительно, именно
Москва сформировала ее окружение, «питательную среду» для ее
таланта.
Творчество было сравнительно мало известно в период «застоя», и
только перестройка принесла ему широкое признание.
Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и
за рубежом. Губайдулиной стремилось к органичному объединению
свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений
духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу
творчества.
Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина
входила в так называемую «троицу» московских композиторов
авангардного направления.

8.

Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в
середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и
ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного
ансамбля инструментов.
В 70-е годы, не увлекшись ни стилем «новой простоты», широко
распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым
активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р.
Щедрин и др.), — Губайдулина продолжала поиск в области звуковой
выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и
музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных
представляет собой острый «театральный» диалог «героя» (солирующего
фагота) и «толпы» (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан
их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания:
навязывание «толпой» своей позиции «герою» - внутренняя борьба
«героя» — его «уступки толпе» и моральное фиаско главного
«персонажа».

9.

Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает
«Perception» («Восприятие») для сопрано, баритона и 7 струнных
инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки
с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений,
а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы.
Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы:
Творец, Творение, Творчество, Тварь.
Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей
выразительности вокальной партии и применила вместо
обычного пения целую шкалу голосовых приемов: чистое пение,
пение с придыханием, Sprechstimme(техника распева текста, при
которой точно соблюдаются ритмические длительности
(зафиксированы в нотах), а линия звуковысот не выдерживается),
чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот.
English     Русский Правила