1.97M
Категория: КультурологияКультурология

Культура Уйгурского каганата

1.

Культура Уйгурского каганата
Уйгуры - один из древнейших тюркоязычных народов. Земля
Восточного Туркестана породила много великих цивилизаций и в разные
моменты истории была колыбелью науки, культуры и могущественных
держав.
Миф о происхождении уйгуров называет в качестве родоначальников
волка и хуннскую царевну. Подобные легенды встречаются и у других
тюркских народов, однако чаще речь идёт о союзе волчицы и мужчины.
Волк был тотемом уйгуров, длительное время он украшал знамена и
гербы вождей. Позднее возникают представления о священном древе прародителе. Существовал миф о божественной супружеской чете Тенгри
(верховное божество неба) и Умай (богиня плодородия), земной ипостасью
которой была царская чета - каган (правитель) и катун (супруга). Для уйгуров
характерно обращение к природным силам - Солнцу, Луне, Небу, Земле и
Воде, а так же сторонам света - Югу, Северу, Западу и Востоку, последнему
придавалось особое значение .
У уйгуров богатая и древняя литература, которая достойно
соответствует народу, который однажды управлял великой империей в
Центральной Азии. Они всегда были известны как образованный народ.
Уйгуры печатали свои книги за много столетий до открытия Гуттенберг
Иоганном своего печатного станка. Центром внимания ранней уйгурской
литературы были Буддизм и Манихейство.
Актуальность темы исследования. Главный
фактор, определяющий актуальность
доклада, - относительно малая изученность
культуры уйгурского каганата в мировой
науке.
Степень изученности. Л. Р. Кызласов В.
Бартольд, Л. Н. Гумилев, К. Мэкеррас, А. К.
Камалов, Т. Барфилд, С. А. Васютин.
Камалов Аблет Каюмович
Цель докалада. Изучить уровень
культурного развития Уйгурского каганата.

2.

3.

Специфика Уйгурского каганата
Специфику Уйгурского каганата и его отличия от предшествующих кочевых
империй I тыс. н. э. (Сяньби, Жужаньский и Тюркские каганаты) в связи с
градостроительством отмечали Л. Р. Кызласов [1; 2, с. 145; 3, с. 52–54 и др.],
С. В. Данилов [4, с. 56], Н. Широиси [5, с. 247–248], Н. Н. Крадин [6, с. 333–
334] и др. На другую особенность Уйгурского каганата, обусловленную
принятием в качестве господствующей религии манихейства, указывали В.
В. Бартольд [7, с. 244–245; 8, с. 202], Л. Н. Гумилев [9, с. 378], К. Мэкеррас
[10, с. 327– 329], А. К. Камалов [11, с. 116–117, 143–144] и мн. др. Т. Барфилд
рассматривал Уйгурский каганат как «степную цивилизацию». Среди
важных ее признаков исследователь называл «постоянную столицу» – центр
управления империей, «записи, развитие сельского хозяйства в степи, тесное
взаимодействие уйгуров с ираноязычным миром в области религии и
системы управления». В уйгурских городах он видел «центры по сбору
налогов и дани», возникшие «по приказу сверху».

4.

Загадка крепости Пор-Бажын.

5.

Конец
English     Русский Правила