104.99K
Категория: РелигияРелигия

Учения о filioque в латинском богословии. Период до бл. Августина

1.

Дополнительно по истории формирования учения о
filioque в латинском богословии. Период до бл. Августина.
• К IV в латинским богословам удалось внести значительный
вклад в обоснование Божественного статуста Св. Духа, Его
единосущия Отцу и Сыну. Однако им не удалось четко
определить способ Его вечного исхождения и отличие этого
исхождения от Его временного посланничества в мир.
• Кроме того, у лат. богословов (Св. Иларий Пиктавийский, свт.
Амвросий Медиоланский, Зинон и другие) наблюдалась
тенденция рассматривать Св. Дух как общую по природе
принадлежность, силу, благодать, взаимную связь, общение и
общий дар Отца и Сына, и говорить о двойном исхождении Св.
Духа.
«Все эти элементы легли в основу позднейшего западного
учения о Filioque». /Фокин А.Р. Формирование тринитарной
доктрины в латинской патристике. М., 2017, с. 352.

2.

Бл. Августин
• От латинских богословов-предшественников усвоил, что Св.
Дух это общий Дар Отца и Сына, как их общение, связь и
взаимная Любовь, которая соединяет их воедино, и
«которая, согласно принципу Божественной простоты,
cовпадает в Боге с его субстанцией» (substantia = deitas =
caritas) (Фокин А.Р., с.573). Св. Дух как общий дар Любви
Отца и Сына, субстанциональная связь – один из
принципов единства Троицы.
Главный , по бл. Августину, принцип единства Лиц Троицы
происходит из единосущия: Бог есть субстанция или
сущность, которая проявляется в Трех Лицах.
• Кроме того, исходя из принципа Божественной простоты,
бл. Августин не различал в Боге сущности, сил и энергии.

3.

Триадологические понятия
• Специфичным является понимание Лица у бл. Августина. Лица
мыслятся бл. Августином как система внутрисущностных
отношений (Давыденков О., прот., Догматическое
богословие). Различие Лица/ипостаси и сущности – не
характерно для триадологии бл. Августина:
• «Я говорю о сущности (essentiam), которая по греч. называется
ουσία и которую мы чаще называем субстанцией...Правда,
греки используют также термин υποστασιν, но я не знаю какое
различие они хотят привести между ουσία и υποστασις» (De
Trinitate. О Троице).
• «Таким образом, Августин не смог до конца понять смысла
греческой тринитарной формулы μια ουσία τρεις υποστασεις. …
Самым главным принципом единства Троицы у Августина
является ее Божественная сущность, субстанция или природа»
(Фокин А.Р.).

4.

Два аспекта бытия Св. Духа
• Бл. Августин подобно многим своим
западным предшественникам не различает
два разных аспекта «вечное исхождение
Духа как третьего Лица в Троице и Его
временное посланничество в мир для
сообщения людям определенных
благодатных даров от Бога...
• В отличие от греч. Богословов IV в бл.
Августин так и не смог строго обосновать
различие между временной икономической
миссией Св. Духа и Его вечным
исхождением». (там же, с. 582)

5.

Обоснование бл. Августина
• В трактате « О Троице» бл. Августин собрал и привел в
систему библейские и патристические высказывания
(св. Илария, св. Амвросия, Мария Викторина). Эта
система в корне отлична «от греческой пневматологии
IV века, в которой под источником вечного исхождения
Св. Духа всегда понимался исключительно Бог Отец как
единственная Причина (бытия – мое примеч.) в
Троице». (там же, с. 582).
• Бл.Августин исходил очевидно из понимания Св.Духа
как взаимной Любви Отца и Сына, которая есть
связующее начало в Троице. Также и из
«психологической тринитарной модели» следует
двойное исхождение Св. Духа, т.к. в этой модели Св.
Дух понимается как общая Воля Отца и Сына.
• Итак, В системе бл. Августина Св. Дух понимается как
принцип единства и связи в Троице.

6.

«Единое начало» по Бл. Августину
• Отец и Сын – одно начало Св. Духа, который исходит
одновременно от Них Обоих.
• Св. Дух первоначально (principaliter) исходит от Отца
, Но Св.Дух одновременно, а точнее – вечно исходит
и от Сына, поскольку в Боге нет временной
длительности (там же, с. 579). След этого богословия
будет на Ферраро-Флорентийской унии:
• «Существо и бытие Святого Духа исходят
одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от
Одного и Другого как от единого начала и единым
дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам
дал Единородному Сыну, рождая Его, — все за
исключением Своего Отцовства, — постольку Сын
само это исхождение Святого Духа от Сына вечно
получает от Отца, от Которого же вечно рожден»
(Катехизис Католической Церкви)

7.


Бл. Августин считается первым, кто утвердил, с попыткой логического
обоснования, двойное исхождение Св. Духа – Его вечное исхождение от Отца
и Сына (учение о Filioque). По сути в его триадологии это означает исхождение
Св. Духа от Отца к Сыну, и от Сына к Отцу (как их взаимная Любовь, равно
исходящая от обоих).
Если до бл. Августина намечалась тенденция к утверждению двойного
исхождения Св. Духа, то у него эта идея принимает доктринальный статус.
Опасность, которую таит в себе его доктрина, - модализм, но сам бл. Августин
отвергал модализм. Преимущественное значение в доктрине бл. Августина
имеет понятие единичной сущности, «внутри которой едва различаются три
Лица как три ее функции..., способа соотношения с самой собой». (там же, с.
594) Правда, апологеты учения бл. Августина опровергают такую трактовку его
учения о Лицах.
И если у св. Илария и свт. Амвросия были элементы греческой триадологии
(например, различие сущности и ипостаси) и была возможность сближения
греческой и латинской линий, то из-за великого авторитета бл. Августина на
Западе стала доминировать его модель, отличная от греческой триадологии.
Подход бл.Августина можно сформулировать как Божественная природа
проявляется в трех Лицах, греч. подход – Лица обладают одной и той же
природой.

8.

V-VIII вв – доминирующее влияние доктрины бл. Августина на лат.
Западе и его вероучительного авторитета
• 5 в, составлен неизвестным автором т.н. «Афанасьев» символ
веры (Symbolum Athanasianum), с акцентом на утверждении веры
в Троицу как единосущного Бога. С «двойным исхождением» Св.
Духа.
• • В V – VI в. в северной Африке, Галлии и Италии распространилась
«латинская» триадология с характерной чертой превосходства
единства над троичностью, «двойным» исхождением Св. Духа,
понимания Св. Духа как субстанциональной связи, но отдельные
черты греческой тринитарной мысли тоже были.
• Толедские соборы в Испании.
• Из известных приверженцев Filioque – св.пап Лев Великий, св.
Григорий Двоеслов (как и бл. Августин, тоже смешивает
теологический и икономический аспекты бытия Св. Духа, но его
рассуждения менее рационального характера), Боэций и другие.

9.

Итог по развитию учения о filioque в
латинской патристике
• К VIII в «латинская тринитарная парадигма»,
предполагающая превосходство в Боге
единства над троичностью, сущности над
Лицами, которые являются отношениями
внутри самой Божественной сущности, почти
полностью вытеснила на лат. Западен
элементы «греч. Тринитарной парадигмы» –
первичность Ипостасей по отношению к
Божественной сущности, монархию Отца,
исхождение Св. Духа от одного Отца и другое.

10.

Принцип единства Лиц Пресвятой Троицы
(по источнику: «Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике»,
А.Р.Фокин.
В учении Великих Каппадокийцев
В латинской патристической
традиции, сложившейся к VIII в
• В единосущии
• В монархии Отца
• В перихоресисе . Взаимное
пребывание Ипостасей друг в
друге без смешения, теснейшее и
неразрывное общение, а также
взаимопроникновение между
Ипостасями и сущностью.
• Принцип единства Ипостасей в
тождестве их силы, воли и
действия
Главный принцип
единства Лиц Троицы
коренится в
единосущии
Св. Дух как связующий
общий дар Любви Отца
и Сына (Отца к Сыну,
Сына к Отцу)
! Источник бытия
Ипостасей не
сосредотачивается в
Отце. Ипостаси
взаимнообуславливают
друг друга.

11.

По свт. Григорию Богослову, единство Лиц не есть численное.
Как считает проф. Попов (прославлен в соборе
новомучеников и исповедников), святитель не мог
философски обосновать идею истинного единства Бога и
наглядно показать, почему оно теснее единства людей. Он
категорично утверждал единство Божества так:
«Лица Св. Троицы и единичнее вовсе разделенных, и
множественнее совершенно единичных. Бог разделяется, так
сказать, неразделимо и сочетается разделенно, потому что
Божестве есть единое в Трех и едино суть Три». / Попов И.В.
Патрология. Краткий курс. М.,2003, с. 196-197.
« Остается спорным, преуспели ли отцы-каппадокийцы в
философских доказательства единства Бога. Однако,...они
занимались не столько философскими рассуждениям,
сколько вопросами о спасении человека; и исходили они из
...Откровения, сохраняя апофатичность мышления и не
допуская естественной философии в область богословия»/
Мейендорф И,прот. Византийское богословие. Минск, 2001.

12.

• «..Апофатическое мышление, отказываясь от всякой
опоры, находит опору в Боге, непознаваемость
Которого явлена как Троица. Здесь мысль обретает
непоколебимую устойчивость, богословие находит
свое обоснование, незнание становится знанием».
Лосский В.Н., Очерк мистического богословия
Восточной Церкви. М., 1991, с. 51.
• Отцы-каппадокийцы сохранили верность принятой
ими терминологии, несмотря на все затруднения и
нападки, - как со стороны «староникейцев», ...так и со
стороны богословов латинского Запада, потому что
они не видели никакого иного способа сохранить
библейский опыт спасения во вполне определимых и
различных Лицах Христа и Духа, как опыт, который
невозможно описать в категориях философского
эссенциализма» (Иоанн Мейендорф, прот. Указ. С.257)

13.

Другие уточнения
• Уточнение относительно выражения «через Сына»:
Об исхождении Св.Духа от Отца через Сына говорили не
только некоторые греческие св. Отцы. Уже Тертуллиан говорил
об этом, который подразумевал исхождение Св. Духа от Отца
через посредство Сына. (Вопрос в том, подразумевал ли он
посредническую роль Сына в вечном исхождении Св. Духа от
Отца или речь о временном посланничестве Св. Духа с
участием в этом Сына)
• Во времена II ВС 381 г на Западе наибольшее
распространение имел не Никейский и
Константинопольский Символы веры, а т.н. «Апостольский
Символ», в котором совсем не говорится об исхождении Св.
Духа.
English     Русский Правила