И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога
Бог и разумная тварь (человек, ангел) определяются: - природой (что?) - ипостасью (как? каким образом?) - лицом, личностью
24.83M
Категория: РелигияРелигия

Единосущие. Богообщение

1.

Второй член Символа веры.
Единосущие Бога. Богообщение

2.

Задачи занятия:
1.
Определить основные богословские понятия по теме.
2. Выявить отражение в Символе веры единсущие
Бога-Сына с другими Лицами Пресвятой Троицы.
3. Обозначить способы богообщения и богопознания.

3. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога

истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу,
Имже вся быша.

4.

Единосущие Бога-Сына.
Андрей Рублев
В.М.Васнецов

5. Бог и разумная тварь (человек, ангел) определяются: - природой (что?) - ипостасью (как? каким образом?) - лицом, личностью

(кто?)
«А в большом доме есть сосуды не только
золотые и серебряные, но и деревянные и
глиняные; и одни в почетном,
а другие в низком употреблении.
Итак, кто будет чист от сего,
тот будет сосудом в чести,
освященным и благопотребным Владыке,
годным на всякое доброе дело».
(2Тим. 2:20-21)

6.

Лицо человека соотносится с образом Божиим
(план, потенция).
Подобие – реализация плана в результате
совместных усилий человека и Бога
(синергия: аскетика и благодать Божия).

7.

Внутритроичная жизнь – абсолютное
взаимопроникновение (перихорезис):
- единосущие (одна плоть),
- любовь как полная открытость и
самоотдача (жертва),
- уникальность каждого: ипостасные
свойства Пресвятой Троицы
(Нерожденность, Рождение, Исхождение),
- равночестие при монархии Отца.
Пресвятая Троица - образец жизни
для христианина.

8.

Имена Божии (Бога-Сына) указывают на:
- Божественную Его природу:
Господь, Сын Божий, Слово, Премудрость,
- Человечество Христа: Иисус («Бог мое
спасение», «Спаситель») и Христос
(«Помазанник»).
«В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него
ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
(Ин. 1:1-5).

9.

«Единородного,
иже от Отца рожденнаго…
рожденна, не сотворенна»

10.

В чем различие рождения и творения?

11.

Рождение
- из одной сущности
- подобного себе
- равночестного
- личностно отличного
Творение
- из ничего или из иной сущности
- нового, сущностно отличного
- низшего по достоинству
- личностно отличного (разумного)

12.

Бог-Сын:
-
не есть творение Божие,
происходит из сущности Отца: единосущен Отцу,
обладает равным с Отцом Божественным достоинством,
личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца - личное (ипостасное) свойство Сына Божия.

13.

Когда рожден Бог-Сын?

14.

«Бог… существует в вечном вневременном бытии
без начала и конца…
Для Бога всё — «ныне».
В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира,
Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным,
всегда существующим рождением…
рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем,
Единородный Сын Божий всегда существовал,
или, вернее, «существует» —
несотворенный, вечный и божественный»
(протопросвитер Фома Хопко).

15.

«Рожденнаго прежде всех век» предвечный характер рождения,
совечность Отца и Сына.
"Прежде нежели был Авраам, Я есмь".
(Ин. 8:58)
Ересь Ария: «было [время], когда Сына не было»,
Сын есть творение Божие,
Сын не единосущен Отцу.
Святитель Николай Чудотворец заушает
еретика Ария на I Вселенском Соборе

16.

«Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»

17.

Единая Божественная природа (сущность)
«Если мы исповедуем неизменную природу Бога,
мы не отрицаем различия между Причиной и
Причинным, и только в этом улавливаем,
чем Один от другого отличен»
(свят. Григорий Нисский).

18.

«Сияние славы Его и образ Ипостаси Его»
(Евр.1:3)
«Один Бог Отец Слова живого. Премудрости
ипостасной, и Силы и Образа присносущего;
Совершенный, Родитель Совершенного, Отец Сына
единородного, один Господь, Единый от Единого,
Бог от Бога, Образ и Изображение Божества,
Слово действенное. Мудрость, объемлющая состав
всего, и Творческая Сила всей твари, истинный Сын
истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный
Нетленного, Бессмертный Бессмертного,
Присносущий Присносущего»
(свт. Григорий Неокесарийский).

19.

«Им же вся быша»
«Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть»
(Ин. 1:3)
«Им создано все, что на небесах и что на земле,
видимое и невидимое: престолы ли, господства ли,
начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано»
(Кол. 1:16).

20.

Единосущие Лиц Пресвятой Троицы
– единое действие, единое творение мира.
Ипостасные причины бытия различны:
- Отец - Причина первичная,
- Дух - Причина совершенствующая,
- Слово - Причина действующая.

21.

«Яко из Того и Тем и в Нем всяческая»
(Рим. 11:36).
«Всякое действование, от Бога простирающееся
на тварь, от Отца исходит, через Сына
простирается и совершается Духом Святым»
(свт. Григорий Нисский).
Творение мира
Бог Саваоф (неканоническая икона)
Священное Предание:
«из (от) Отца через Сына в Духе Святом».

22.

Есть ли различие
между действованиями Божественных Лиц
в предвечном бытии Бога и в тварном мире?

23.

В предвечном бытии Троицы - рождение и исхождение
вне времени и «независимо» одно от другого.
В тварном мире (в плане Божественного домостроительства) вневременная последовательность:
- Отец - Источник действия (свойства),
- Сын - Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого,
- Святой Дух - завершающая, являющая и усвояющая Божественное
действие Сила.

24.

«Бог есть любовь» (1Ин. 4:8).
Отец - Источник любви:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»
(Ин. 3:16).
Сын - Явление Любви, Откровение ее:
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего»
(1Ин. 4:9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам:
«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»
(Рим. 5, 5).
Равночестие при монархии Отца: Отец действует через Сына и Святого Духа
«не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную
Силу» (прп. Иоанн Дамаскин).

25.

Домашнее задание:
- что есть грех?
- как грех и зло вошли в человеческую природу?
- каким образом Сын Божий спасает человека?

26.

Богообщение. Богопознание.

27.

28.

Богообщение - познание Бога посредством соединения с Ним.

29.

Путь священства (миряне)
«А Сын Человеческий не имеет, где приклонить
голову» (Мф. 8:20).
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло,
гадательно, тогда же лицем к лицу;
теперь знаю я отчасти, а тогда познаю,
подобно как я познан»
(1 Кор. 13:12).

30.

Путь совершенства (монашество)
«Когда же все покорит Ему,
тогда и Сам Сын покорится
Покорившему все Ему,
да будет Бог все во всем»
(1 Кор. 15:28).

31.

Экстаз – (греч., экс – выход, стазис – статичное состояние)
- состояние чрезвычайной восторженности, исступления,
восхищения человеческого духа, вызванное
особым воздействием Божественной благодати.
Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и
нравственного совершенства христианского подвижника.
Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием
действия Божественной благодати.
Феофан Грек. Макарий Египетский.
Фреска церкви Спаса на Ильине 1378 г.

32.

Эсхатоло́гия (от греч. εσχατόθ – конечный, последний) –
раскрываемое Православной Церковью учение
о конечных судьбах мира и человека.
Православная эсхатология может быть разделена на:
- эсхатологию посмертного человеческого существования,
- эсхатологию грядущих судеб человечества и мира.

33.

Воскресение во плоти – для всех людей.
Богообщение – качественно разное и зависит от уникальности
личности и богонаправленности:
- для правдеников - блажество,
- для грешников – вечные муки (Бог вечен).
«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так,
Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам»
(Иоан.14:2)

34.

Преподаватель: Шевченко Светлана
Группа ВКонтакте:
Введенская Воскресная школа. Закон
Божий.
Вход только по ссылке:
vk.com/club171048066
English     Русский Правила