4.86M
Категория: МифологияМифология

Архетипы первоначальных элементов. Лекция 1

1.

АРХЕТИПЫ
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Лекция 1.

2.

1. АРХЕТИП ВОДЫ

3.

ВОДА
ВОДА – источник и символ жизни. Вода символизирует
первоначальный космический океан.
Мифология древних шумеров сообщает, что из
первоначального моря было рождено Небо-Земля.
В египетских мифах, в Книге Бытия древних евреев, у
индусов, у китайцев вода – женское начало.
Влага считалась самым плодотворным из элементов,
основой творения. Первородная женская сила Инь
соединяется с мужской силой Ян, чтобы дать жизнь пяти
элементам. Эти элементы – металл, дерево, вода, огонь,
земля – в свою очередь, порождают все вещи этого мира.

4.

ВОДА
Вода – средство возрождения и очищения физического и
духовного:
- Святая вода, отгоняющая злых духов и позволяющая
обновляться человеку каждый раз, когда он бывает в святом
месте.
- Крестильная вода у христиан.
- Очистительная вода друидов, снимающая порчу.
- Григорианская вода, освящающая, а значит, обновляющая
оскверненные церкви.
- Вода ритуальных омовений у мусульман или омовений
святых статуй в Индии, ритуальных купаний в Японии.
Вода для жителей засушливых мест благословенна. Жрецы,
шаманы вызывают дождь с помощью магических обрядов.
Индейцы майя вызывали дождь, окропляя землю девственно
чистой водой.

5.

ВОДА
Вода, даруемая людям, символизирует мудрость,
духовную жизнь. Живая вода небесных колодцев –
амрита, по сказаниям индоевропейских народов,
наделялась высшей мудростью и предвидением.
Славяне, почитая воду, наделяли ее особой живительной,
очистительной, целебной силой. С культом воды были
связаны многие народные праздники, сопровождающиеся
купанием или обливанием, например, для того, чтобы
вызвать дождь или спасти посевы от засухи. Духам рек,
озер, родников приносились жертвы.
В славянских сказаниях говорится о живой и мертвой
воде. Этот момент не встречается в мифологии других
народов.

6.

ВОДА
Мёртвая вода заживляет нанесенные раны, сращивает
рассеченные члены мертвого тела. Но не воскрешает его.
Окропление живой водой возвращает тело к жизни.
Живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних
гроз: Вихрь, Гром и Град или вещие птицы: ворон, сокол,
голубь, орёл.
Перун как бог,
проливающий дожди и
тем самым иссушающий
тучи, пьет из небесных
ключей живительную
влагу. Живая вода – то
же, что бессмертный
напиток: санскр. амрита греч. амброзия или
нектар.

7.

АРХЕТИП ВОДЫ
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ
ВОДА
В одном курортном городке политтехнологи встали на
защиту от «вздорных обвинений» начальника налоговой
инспекции: возможно, начальник и пьет мочу в плане
уринотерапии, но нет достоверных свидетельств того,
что он принуждает к употреблению мочи своих
подчиненных.
Какой удивительный слух… Беспочвен ли он? Правда
ли, что отказывающихся пить мочу в конечном итоге из
налоговой инспекции изгоняют?
Надо проверить, это наш долг…

8.

ВОДА
После публикации
сообщения весь город
только и говорил о
странных пристрастиях
начальника налоговой
инспекции и его
взаимоотношениях с
подчиненными. «Что-то
здесь есть, – таково
было общее мнение. –
Такое придумать
нельзя». Вот если бы
речь шла о
коррупции…

9.

ВОДА
Далее в СМИ началась
дискуссия о пользе
уринотерапии. Выступали
подставные радикалы,
ратующие за повсеместное
употребление урины.
Договорились до того, что
будущего губернатора,
каковым, возможно, окажется
начальник налоговой
полиции, сравнили с другим
историческим лицом, своим
примером убеждавшим
отправляться на
противодифтеритные
прививки.

10.

ВОДА
Примечательно, что объект открышки становился
объектом всеобщего сочувствия: явно чем-то болеет
(уринотерапия входила в моду). А то, что фанат
нетрадиционной медицины, ну что ж, это понятно, ведь
о здоровье подчиненных заботится…
Но только не надо быть перегибщиком, это он зря.
А губернатором ему, конечно, не быть. Губернатору
как-то питаться мочой все же негоже. И быть
перегибщиком всё же негоже. А то ведь заставит,
право дело.

11.

Особую выразительность кампании придавали
предвыборные щиты по всему городу.
На них начальник
налоговой инспекции
изображался в домашней
обстановке мило
улыбающимся,
обаятельным, вполне
добродушным дядечкой.
А в руке он опрометчиво
держал стакан на треть
заполненный чаем.
С этого стакана и
заработала мысль
политтехнологов.
ВОДА

12.

ВОДА
Рассмотренная технология называется
«открышка». Это малоубедительное опровержение
несуществующего слуха.
Затраты на организацию нужного слуха совсем
необязательны. Слух можно инициировать, действуя от
противного – путем якобы опровержения. Актуальному
животрепещущему слуху предшествует его же
опровержение.
В отличие от прямых высказываний, например от
точечных бесспорных обвинений или широкомасштабных
клеветнических атак, открышка всегда действует на умы
опосредованно: через естественное недоверие к
неестественным аргументам защиты.

13.

В другом случае объектом открышки стал
действующий сибирский губернатор.
Можно ли представить,
чтобы данное
должностное лицо
имело пристрастие к
ваннам из молока 5%ной жирности? Нельзя.
Потому что наукой не
доказана
благотворность
молочных ванн для
мужской кожи
(предполагалось, что
губернатор человек
просвещенный).
ВОДА

14.

ВОДА
Объект открышки
не нашёл ничего
лучшего, как
пуститься в
объяснения, чего
делать
категорически
нельзя. Даже не
читавшие о
молочных ваннах
поняли:
губернатор
оправдывается, и
что-то здесь не
так.
С чего бы это действующему
губернатору заявлять, что он не
принимает ни молочных ванн, ни
ванн с шампанским, и что у него
даже в баню нет времени сходить,
хотя он и любитель парилки?
Многие поняли дело так, что
губернатор вообще не моется…

15.

Опровержение должно казаться
аудитории сомнительным. Тогда
оно станет поводом для слухов.
Идеальная открышка не выглядит
стёбом. Но она и не настолько
солидна, чтобы ей в самом деле
поверили. Тон опровержения
открышки примерно такой:
«Этого не может быть,
потому что это не
укладывается в голове».
Здесь расчёт на снисходительный
отклик: «Это в твоей голове не
укладывается, а мы не
удивляемся ничему».
ВОДА

16.

ФАЛЕС (Thales)
Милетский (7-6 вв. до
н.э.) – первый
философ Древней
Греции. Фалес считал
воду первоосновой
вездесущего.
Доказывая, что именно
вода есть первоначало
мира, Фалес ссылался
на то, что Земля
плавает на воде,
окружена ею и сама
происходит из воды.
Вода подвижна
и изменчива, может
переходить в разные
состояния.
Философия
возникла в Древней Греции.
Первые греческие философы искали
первоэлемент мира. Они видели его
разных стихиях: воде, земле, огне, воздухе.
Поэтому их называли стихийными
материалистами.
ФАЛЕС
Фалес основывал свою
мысль на том факте, что
влажность – непременное
условие жизни: пища,
семена влажны. Начало
влажности он называл
водой.
По Фалесу следует
признать, что всё
существующее получает
начало из влаги.

17.

2. МОРЕ, ЛУНА.
РЕКИ, РОДНИКИ

18.

МОРЕ (океан) символизирует таинственную бесконечность,
откуда проистекает жизнь. Вера в существование
«всесветного океана» заставила думать, что заходящее
солнце скрывается на ночь в морские воды и совершает в
них ежедневное омовение – так считали греки, римляне,
древние скандинавы, литовцы, славяне.
Одновременно с
этим было и
представление о
небе как
воздушном
океане.

19.

ЛУНА
ЛУНА имеет власть над океанами через приливы и
отливы. Вследствие этого у обитателей жарких стран Луна
считалась владычицей питающего начала, укрепительницей
земли. В Египте и Америке культ Луны даже вытеснил культ
Солнца. Отсюда двойственность, дуализм Луна - Солнце: влага,
даруемая луной, противопоставляется засушливости солнца.
Иногда Луна упоминается как
символ обновления: в фазах
луны древний человек
усматривал гибель
старого месяца и нарождение
нового. С этим связывали добрые
предвещания (от рождения до
полнолуния) и недобрые (в
период ущерба). Недобрые
знамения видели в лунных
затмениях.
Символически с Луной
связывают серебро.

20.

ЛУНА
Луна считалась и мировым Морем, и символом
плодородия. Рост луны в течение первых 14 дней каждого
лунного месяца ассоциировался с ростом живых существ.
Это объясняет
сходство,
существующее между
Луной и божествами.
В античной мифологии
Гера, жена Зевса –
полная луна, символ
материнства и
женского достоинства
в супружестве.
Артемида-Диана атрибутом
своим имеет серп в форме
лунного месяца.

21.

Образы
современной
массовой культуры,
связанные с Луной

22.

РЕКИ
РЕКИ и дождевые потоки считаются оплодотворяющим
началом божественного происхождения: «Вода,
падающая с неба, есть благо», – говорится в Коране.
Река, текущая по земле и впадающая в море,
олицетворяет жизнь человека, его желания и чувства,
поэтому она ассоциируется с потоком жизни.
Есть реки потустороннего
мира, среди которых
Стикс (река на границе
двух миров) и Лета (река
забвения). Эти реки
протекают в подземном
царстве Аида, неся
осужденные души к
мучениям, ужасам,
забвению.

23.

РОДНИКИ (ключи, криницы, студенцы) и реки, вытекающие с
гор, у славян и других индоевропейских народов пользуются
наибольшим почетом. Им приписывается та же
чудодейственная сила, что и дождю. Согласно сказаниям,
родники появились от удара молнии, от удара огненных
стрел Ильи-пророка или из-под копыт богатырского коня
Ильи Муромца.

24.

3. МОСТ, РАДУГА,
ПЕРЕПРАВА, ЛОДКА
КАК АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ

25.

МОСТ
МОСТ символизировал связи с Небом и отношения с
божеством. В мифологии распространено поверье о
стволе дерева, соединяющем вершину космической
Горы – центра мира с Небесами.
Как средство перехода от одного берега к другому, мост
может служить символом путешествия, переправы.
Такие «путешествия» при посвящении в некоторые
тайные общества включали переход через золотой мост,
представленный белой повязкой.
Мост символизирует переход от одного состояния в
другое, более высокое, напоминая о вознесении
Христовом; а между двумя ситуациями – конец одного
цикла и начало другого.

26.

РАДУГА – мост между небом и землей, мост из
света, облегчающий переход от чувственного к
сверхъестественному миру.
В древнегреческой мифологии
радугу олицетворяла богиня
Ирида – вестница богов.
Благодаря радуге Ирида летела со
скоростью ветра, спускаться на
землю, донося с Олимпа послания
смертным.
Но у Ириды была и мрачная
обязанность. Боги Олимпа
закрепляли свои клятвы водой из
реки Стикс, которая протекает в
подземном царстве Аида. Ирида
спускалась по своей радуге в мир
мёртвых, наполняла кувшин водой
Стикса и доставляла его Зевсу.
РАДУГА

27.

РАДУГА
В западной культуре радуга
считается счастливым
предзнаменованием.
Это небесный знак,
возвещающий о возвращении
солнца после дождя.
Радуга напоминает: согласно
Библии, Бог заключил союз с
Ноем, обещав тому, что он и
его потомки никогда более не
смоются потопом с лица
земли.

28.

В честь Ириды названы цветок
ирис и химический элемент
иридий. Причиной этому
является наличие у них обоих
огромной цветовой палитры,
словно у радуги. Кроме того,
существует метод
нетрадиционный медицины –
иридодиагностика, где диагноз
ставится входе обследования
радужной оболочки глаза.
Сторонники метода считают,
что болезни различных
органов приводят к изменению
рисунка радужной оболочки
глаза.

29.

РАДУГА
Радуга во всех
мифологиях мира –
средство
сообщения неба и
земли.
Радуга – семицветная
лестница Будды, по
которой он сошел на
землю.
В исламской традиции цвета радуги – отражение
божественных качеств.
Но в Китае радуга возвещает о нарушении гармонии
Вселенной.

30.

РАДУГА, МОСТ
Радужный мост Бифрёст – шаткий мост
в скандинавской мифологии, соединяющий землю и небо.
Это трехцветный кельтский мост. Главный цвет этого моста
– красный, поскольку мост горящий, чтобы горные великаны
не смогли воспользоваться им и подняться на небо. У
Бифрёста живет Хеймдалль, страж богов и мирового
дерева.

31.

В русском фольклоре есть мифологема
РАДУГА, МОСТ
КалИнов мост – мост через реку Смородину, соединяющий мир
живых и мир мертвых. Название «КалИнов мост» происходит не
от растения калина. Это однокоренные слова, происходящие от
древнерусского глагола «калить» – разогревать металл
докрасна и/или добела.
Река Смородина также
называется Огненной,
мост через нее КалИнов,
то есть докрасна
раскаленный. В
современном русском
языке существуют также
слова «накали́ть»,
«раскалённый»,
«ока́лина»,
происходящие от того же
корня.

32.

Мост, являющийся границей,
охраняет Трехглавый Змей.
По этому мосту души переходят в
царство мёртвых. Здесь герои
(витязи, богатыри) сдерживают
силы зла в образе змеев.
За огненной рекой жил Змей
Горыныч, была избушка БабыЯги. Немало былин, легенд,
сказок содержат образ КалИнова
моста. Так, в сказке «Бой на
Калиновом мосту» (иначе «Иван –
крестьянский сын и Чудо-Юдо»)
трое Иванов (Иван-царевич,
Иван-попович и Иванкрестьянский сын), защищая
Русь, бьются на Калиновом мосту
с Чудо-Юдами.
РАДУГА, МОСТ

33.

МОСТ

34.

«Калинов мост» –
рок-группа из
Новосибирска,
основана в 1986 году
Дмитрием
Ревякиным.

35.

ПЕРЕПРАВА, ЛОДКА
РЕЧНАЯ ПЕРЕПРАВА в сказках, легендах, мифах
символизирует необходимость преодолеть препятствие для
достижения другого берега, иного состояния души или мыслей.
ЛОДКА – символ переправы. В царстве Аида Харон на лодке
перевозил на другой берег Стикса души умерших.
Древнеегипетская Книга мертвых описывает солнечную лодку,
в которой усопшие пересекали 12 областей иного мира,
встречаясь лицом к лицу с опасностями, демонами, змеями и
т.д. Эта лодка с солнечным диском, вписанным в лунный
полумесяц, была символом высшего спасения.
Лодка символизирует
безопасность в рискованном
путешествии, каковым и
является жизнь. Лодка также
средство передвижения,
обеспечивающим развитие,
возрождение.

36.

Лодка с плывущими
в ней людьми есть
среди наскальных
рисунков каменного
века на Шишкинских
писаницах.
ШИШКИНСКИЕ ПИСАНИЦЫ – археологический памятник
в Иркутской области; его самые древние изображения
датированы IV тыс. до н.э. Комплекс расположен вдоль
берега реки Лены, у поселка Качуг. Здесь более 3 тыс.
наскальные изображений животных, мифических существ,
путешествий, праздников, военных походов.

37.

4. АРХЕТИП
ЗЕМЛИ
«…Когда-то давным-давно во
Вселенной не было ничего,
кроме темного и мрачного
Хаоса. А потом из Хаоса
появилась Земля – богиня Гея,
могучая и прекрасная. Она дала
жизнь всему, что живет и растет
на ней. И все с тех пор называют
ее своей матерью…»

38.

ЗЕМЛЯ – всеобщая мать,
стоящая у истоков жизни.
Земля вместе с небом образует
первую супружескую пару.
Земля ассоциируется с
плодородием и возрождением:
отсюда обычай некоторых
народов при погребении
придавать телу покойника
форму зародыша, чтобы Мать
Земля возвратила его в этот
мир. Выражение «небо и земля»
означает весь мир.
Желание вернуться на родину –
подсознательная потребность в
духовном возрождении,
возвращении к истокам.
ЗЕМЛЯ

39.

ЗЕМЛЯ
У славян земля была предметом поклонения.
Путешественники, воины, купцы брали с собой в путь
немного родной земли как амулет, якобы охраняющий их от
всяких бедствий. По возвращении домой они кланялись
земле, целовали ее и высыпали из узелка ту, что брали с
собой на чужбину. У земли просили прощения.
Землей клялись при спорах о земельных владениях: истец
клал себе на голову кусок дерна и в доказательство своего
права собственности проходил по меже спорного участка.
Самое древнее «доказательство» чьей-либо правоты
заключалось в обычае есть землю. Во время похорон
землю сыплют на гроб.

40.

ОСТРОВ
ОСТРОВ – твердь, которая отделилась от
первичных вод в первые дни творения. Остров может
рассматриваться в качестве Центра оси мира, духовного
центра. Мирная гавань, удаленная от суеты городов, остров
символизирует идеал, желания, недостижимые, как сама
Атлантида, утерянный рай, по которому каждый человек
испытывает бессознательную ностальгию…
Например,
остров Буян
в славянских
сказках.

41.

ГРОТ,
ПЕЩЕРА
ГРОТ, ПЕЩЕРА – вход в подземный мир. Это место
духовного возрождения. Сюда, оставив страсти и
примитивные инстинкты, входил посвящаемый, как будто в
могилу, чтобы родиться для новой жизни. В Египте пещеры
являлись святилищами Исиды. В Греции – Деметры. У
первых христиан – Богоматери.
Гроты и пещеры символизируют возвращение в материнское
лоно, где идет и обретение нового дыхания. Проходящий
испытания должен преодолеть тёмное место – место
возрождения. Пещера ассоциируется с идеей испытания,
трудностей, связанных с этапом, предшествующим
социальной или внутренней интеграции человеческой
личности.
Мифы содержат информацию о том, что в пещерах живут
монстры. Монстры символизируют силы, скрытые в
подсознании.

42.

ПРОПАСТЬ
ПРОПАСТЬ в античной культуре символизирует
бесконечные глубины и выси. Бездонные пропасти
зачастую ассоциируют со Страной мёртвых.
В разных традициях идея пропасти получает выражение в
образах мифологических чудовищ, которые глотают живых
существ, а затем исторгают их обновленными.
В более общем смысле пропасть – неопределённые
состояния бытия, которые делают возможным
преображение. Человек в течение жизни четыре раза
должен преодолеть пропасть: пересмотреть свои
убеждения, поставив их под сомнение, чтобы в итоге
достичь зрелости («четыре возраста человека»).

43.

ПРАХ, ПЕПЕЛ, ПЫЛЬ
ПРАХ по аналогии с цветочной пыльцой и семенами
служит символом созидательной силы. Но древние евреи
связывали прах, как и пепел, со смертью и в знак скорби
посыпали голову пеплом.
В разговорном языке прах,
пыль, связаны с
унижением: валяться в
пыли, целовать пыль изпод чьих-то ног.
А также с прошлым:
отряхнуть прах с сандалий
означает полностью
порвать с прошлым.
Из пепла возрождается
птица Феникс

44.

КСЕНОФАН
Ксенофан (6-5 в. до н. э.)
– древнегреческий
философ, который вёл
жизнь странствующего
поэта. Ксенофан считал,
что «люди и животные
родились из земли и
воды». Земля, по его
мнению, возникла из моря.
Такой вывод позволяет
сделать наличие в ней
«Из земли
окаменелостей морских все возникает, и в землю всё
животных. Время от
возвращается
времени земля вновь
(Ксенофан).
погружается в море.
THE END
English     Русский Правила