19.66M
Категория: ФизикаФизика

Применение игровых технологий при изучении раздела «Механика» в основной школе

1.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
РАЗДЕЛА «МЕХАНИКА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
НАПРАВЛЕНИЕ: 03.03.02 ФИЗИКА
ВЫПОЛНИЛ(А): СТУДЕНТКА 4 КУРСА ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ЖАРИКОВА О.А.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ
ФИЗИКИ И НАНОТЕХНОЛОГИЙ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
МАЙОРОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Иваново 2023

2.

Актуальность
На сегодняшний день в образовательном процессе возникает
потребность
психолого-педагогического
воздействия
на
формирующуюся личность с целью развития интеллектуальных,
коммуникативных и творческих способностей, развития интереса к
предмету, а также с формированием определенной базы знаний для
дальнейшего изучения физики.
2

3.

Цель:
Обоснование возможности применения
игровых технологий в процессе изучения
раздела «Механика» в основной школе.
3

4.

Задачи:
1. На основе анализа научной литературы определить психологические
особенности и возрастные потребности старшеклассников для
эффективного применения игровых технологий в учебном процессе.
2. Определить существующие в педагогической практике виды и типы
упражнений с использованием различных игровых технологий;
3. Классифицировать игровые приемы согласно принципам их
организации;
4. Разработать и апробировать комплекс игр для учащихся основной
школы по материалам раздела «Механика».
4

5.

Теория игровых технологий
Понятие «Игровая технология»
Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.*
Использование игровых технологий в образовании способствует расширению
кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию
разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является
эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как
создается благоприятная и радостная атмосфера.
Эффективность использования игровых технологий в образовательном процессе
зависит от соблюдения условий:
1. Игры, используемые в рамках технологии, должны в полной мере соответствовать
учебным и воспитательным целям урока.
2. Количество игр во время урока должно быть умеренное.
* И.Я.Ланина 100 игр по физике
5

6.

Теория игровых технологий
Классификация и функции педагогических игр
1) дидактические – расширения кругозора, познавательная
деятельность;
2) воспитывающие– воспитание самостоятельности, воли.
3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления,
памяти, воображения, фантазии, эмпатии, рефлексии;
Игровые технологии в процессе образования можно
классифицировать так же и по функциональным
особенностям:
Эмоциональная функция;
2) Диагностическая функция;
3) Релаксационная функция;
4) Коммуникативная функция;
5) Функция самореализации.
1)
6

7.

Теория игровых технологий
Использование игровых технологий в преподавании физики
Игра на уроке физики – активная форма учебного занятия, в
ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое
состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока –
специфическое, эмоциональное отношение к предмету.
В каждой игре обычно бывает 4 этапа:
1 - Мотивация;
2 - Содержание;.
3 - Инструктаж;
4 - Выполнение игрового задания;
5 - Подведение итогов.
7

8.

Теория игровых технологий
«Придумываю игру»
При создании игры важно ответить на несколько вопросов, посвященных
основной организации игры и вложить в нее содержание, которое
относится к предмету.
Эта часть
заключается в придумывании связанных с физикой
(пройденным материалом) игровых заданий, вопросов и действий,
которые будут предложены игрокам
1.Зачем хочу провести игру?
2. На каком материале будет строиться игра?
З. Какое умение будет проверять игра?
4. За счет каких действий будет выполнена проверка знаний и умений?
5. Как будет организована игра.
8

9.

Теория игровых технологий
Понятие «нестандартный урок»
Отличительные особенности нестандартных уроков:
- связь с творческой деятельностью,
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов
решения проблемы.
- необычные условия работы,
- активное воспроизведение полученных ранее знаний.
Нестандартные уроки характеризуют:
- отказ от шаблона в организации урока, от рутины и
формализма в его проведении;
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную
деятельность на уроке;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как
основа эмоционального тона урока;
9

10.

Включение мини-игр на уроках, посвященных
разделу «Механика»
Мини-игра «Продолжи предложение».
1. Что означает выражение «известен вектор перемещения?» (Известны его
модуль и направление)
2. Что означает выражение «тело движется равномерно и прямолинейно?»
(Тело движется по прямолинейной траектории, и проходит одинаковые пути
за равные промежутки времени)
3. Как найти вектор перемещения при равномерном прямолинейном
движении? (Нужно скорость разделить на время)
4. Как направлены векторы перемещения и скорости при прямолинейном
равномерном движении? (В одну сторону)
5. Может ли промежуток времени, за которое происходит перемещение
быть отрицательным? (Нет, не может)
10

11.

Включение мини-игр на уроках, посвященных
разделу «Механика»
Мини-Игра «Немного истории».
Открыл силу тяжести, благодаря
яблоку, упавшему ему на голову.
Никола Тесла
Физик, астроном, математик,
выяснил, что Солнце вращается
вокруг своей оси.
Исаак Ньютон
«Сумасшедший ученый» изобрел
асинхронный двигатель.
Архимед
Открыл периодический закон
химических элементов.
Галилео Галилей
Принцип вытеснения. «Эврика!»
Дмитрий Иванович
Менделеев
11

12.

Включение мини-игр на уроках, посвященных разделу
«Механика»
1. Записать формулу ускорения для прямолинейного
равноускоренного движения.
Мини-игра «Формулы-это просто».
2. Записать формулу для расчета проекции вектора
перемещения при равноускоренном движении.
3. Записать второй закон Ньютона.
4. Записать третий закон Ньютона.
5. Записать закон Всемирного тяготения.
6. Записать формулу нахождения ускорения свободного
падения (на Земле).
7. Записать формулу центростремительного ускорения.
8. Записать формулу нахождения импульса тела.
9. Закон сохранения импульса.
10. Закон сохранения механической энергии.
12

13.

Включение мини-игр на уроках, посвященных разделу
«Механика»
По горизонтали:
Мини-игра «Физический кроссворд»
1. Раздел Механики, который изучает закономерности движения
материальных тел под действием приложенных к ним сил.
3. Явление изменения объема и формы тел.
7. Векторная физическая величина, равная произведению массы тела на
его скорость.
8. Удар, в результате которого полная энергия системы сохраняется.
10. Векторная физическая величина, численно равная изменению
скорости за единицу времени.
11. Единица массы.
По вертикали:
2. Явление сохранения скорости постоянной при отсутствии внешних
воздействий или при их компенсации.
4. Мера взаимодействия тел.
5. Сила, возникающая при деформации, стремящаяся вернуть тело в
первоначальное положение.
6. Английский ученый, открывший основные законы механики.
8. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела.
9. Английский ученый, современник Ньютона, установил зависимость
13
силы упругости от деформации.

14.

Включение мини-игр на уроках, посвященных
разделу «Механика»
Мини-игра «Решим задачи»
Список задач:
1. Шар на нити совершил 120 колебаний за 4 минуты. Определите период
и частоту шара.
2. Пружинный маятник совершил за 8 секунд 32 полных колебания.
Необходимо определить период и частоту колебания этого маятника.
3. Как изменится частота колебаний тела, подвешенного на пружине, при
увеличении его массы в 2 раза?
4. Определите массу груза, колеблющегося на пружине жесткостью 36
Н/м, если за 10 секунд он совершил 10 колебаний.
5. При опытном определении ускорения свободного падения учащийся
насчитал 150 колебаний маятника за 5 мин. Какое значение он получит,
если длина нити маятника равна 1 м?
Название
команды
Ответ 1.
Ответ 2.
Ответ 3.
Ответ 4.
Ответ 5.
14

15.

Итоги применения мини-игр на уроках физики
Результаты рефлексии
Положительный ответ по применению игровых
технологий на уроках физики дали 82% учащихся 9 «А»
класса. На вопрос о выявлении предпочтительных форм
работы на уроке был получен такой результат:
1 – в обычной традиционной форме.
2 – с элементами игры на уроке.
3 – когда весь урок как игра.
1(3 учащихся)
2(15 учащихся)
3(8 учащихся)
15

16.

Квест-игра «К вершинам физики»
Форма проведения: квест-игра
Место проведения: помещение школы
Участники игры: к участию приглашаются учащиеся 9-х классов. В
команде 7-8 человек.
Организаторы проведения игры: учителя.
Жюри игры: учитель физики, учитель математики, завуч по
воспитательной работе.
Оборудование и реквизиты: маршрутные листы (6 шт.), листы с
вопросами на каждой станции (7 шт.), карточки для установления
соответствия физических величин, весы, динамометр, ученическая
линейка, мензурка, реостат
Ход игры:
1.
Жеребьёвка.
2.
Инструктаж.
3.
Путешествие по станциям.
4.
Подведение итогов.
16

17.

Выводы
В результате работы были изучены существующие в
практике виды и типы упражнений с использованием
игровых технологий, классифицированы игровые приемы.
Изучена научно-методическая литература, в следствие
чего были применены полученные знания.
Были разработаны 5 мини-игр для включения в
классно-урочную систему, 1 квест для внеурочной
деятельности.
Уроки с применением игр помогли стимулировать
творческие
способности
детей,
предоставив
им
возможность решать проблемы самостоятельно. Такие
занятия предоставили каждому ученику возможность
удовлетворить свою естественную потребность занять
определённое место в обществе и окружающем мире и
раскрыться всем учащимся.
17

18.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила