шрифт
ПРИМЕР
Киносценарные термины (для замены слова «КАМЕРА»)
4.77M
Категория: ЛитератураЛитература

Сценарий (вводное занятие)

1.

«Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова»
Зайцева Т.Б.
СЦЕНАРИЙ
(вводное занятие)
НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Магнитогорск, 2018

2.

СЦЕНАРИЙ – это история, рассказанная в
картинках с использованием диалогов и
описаний, помещенная в контекст
драматургической структуры.

3.

Написание киносценария — это творческий процесс,
которому можно научиться. Для того чтобы рассказать
историю, нужно придумать персонажей,
создать драматургический замысел (то, о чем история) и
насытить его драматургическими обстоятельствами (при
которых развивается сюжет), создать для персонажей
препятствия, с которыми им предстоит бороться и которые
они должны преодолеть, а затем подвести дело к развязке.

4.

ПАРАДИГМА (МОДЕЛЬ) СЦЕНАРИЯ
Начало
Первый акт
ЗАВЯЗКА
25%
Первый
сюжетный
поворот
Середина
Второй акт
КОНФЛИКТ
50%
Второй
сюжетный
поворот
Конец
Третий акт
РАЗВЯЗКА
25%

5.

• Парадигма — это форма, а не формула; это средство
донесения до зрителя истории как единого целого. Это
основа, скелет. История определяет структуру, а не
наоборот.
• Парадигма — это модель, концептуальная схема, беглое
рассмотрение сюжетной линии, ее развития от начала до
конца; она являет собой пример идеальной
драматургической структуры киносценария.

6.

• драматический замысел — это концептуальное описание того,
о чем будет история
• ключевое событие — конкретная сцена или
последовательность сцен, которые в драматических образах
показывают, о чем будет история; ключевое событие является
основанием истории
• провоцирующее событие приводит историю в движение

7.

• Сцена — это самый важный элемент в киносценарии. Это зона, где
что-то происходит (точнее, происходит что-то особенное). Это
единица, ячейка драматического (или комедийного) действия, это
место, в котором вы рассказываете свою историю. От того, как вы
представите сцену на странице, в конечном счете зависит
впечатление от сценария.
• У сцены двоякое предназначение: она движет историю вперед и дает
информацию о персонаже. Если отрывок не удовлетворяет хотя бы
одному из этих условий, то это что угодно, но не сцена из сценария.

8.

Сценарий как система состоит из отдельных
элементов: концовок, завязок, сцен, сюжетных
поворотов, отдельных кадров, специальных
эффектов, мест съемок (локаций), музыки и сцен,
расположенных
в
определенной
последовательности.
Элементы сюжета объединяются драматургической
направленностью действия и персонажами,
располагаются определенным образом, а затем
визуализируются и образуют единое целое, которое
называется сценарием.

9.

ФОРМА СЦЕНАРИЯ

10.

Ваша задача — написать сценарий: сцену за сценой, план за
планом.
Сцена представляется в виде общих планов и конкретных
планов.
Сцены состоят из кадров: одного кадра или серии кадров.
Кадр — это отдельное изображение, ячейка действия;
кадр — это то, что в основном видит камера.

11.

• Первая строка называется заголовком сцены и пишется
заглавными буквами.
НАТ. ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД МГТУ — ДЕНЬ
ИНТ. КОМНАТА АННЫ ИВАНОВНЫ — НОЧЬ
ИНТ. «МОСКВИЧ»— ДЕНЬ. КРУПНЫМ ПЛАНОМ ВАСИЛИЙ
• Строка 1 — заголовок сцены, или слаглайн — дает общее
или конкретное описание места действия. Мы находимся
снаружи, на НАТУРЕ, время действия — ДЕНЬ. Или мы
находимся внутри – в ИНТЕРЬЕРЕ, время действия – НОЧЬ.

12.

• После этого мы пропускаем одну строку, а затем приводим
через один интервал, по ширине страницы, описание действия
или сцены. Описание должно излагать только то, что мы
увидим.
• Строка 2 отстоит от предыдущей на два междустрочных
интервала, в ней самой используется одинарный интервал.
Здесь, отформатированное по ширине, идет описание людей,
мест и действий. При этом описание персонажей или мест
должно занимать не более нескольких строк, а описание
действия — уложиться не более чем в четыре предложения.

13.

ПРИМЕР
Озеро. Берег. Рассвет.
Галька крупным планом. На нее наезжает колесо
инвалидной коляски. Камера отъезжает, и мы видим
МУЖЧИНУ лет 55-ти, седого, он смотрит в сторону
восходящего солнца. Крупный план лица, профиль.
МУЖЧИНА наслаждается утренними мгновениями, закрыв
глаза.

14.

• Строка 3 отстоит от предыдущей на два междустрочных интервала.
Термин «ПЕРЕХОД» на самом деле говорит об изменении
фокусировки камеры. Это не инструкция для оператора! Это
рекомендация.
• ПЕРЕХОД (переход изображения одной сцены фильма в
изображение следующей сцены)
• НАПЛЫВ (плавный переход изображения одной сцены фильма в
изображение следующей сцены)
• ЗАТЕМНЕНИЕ (изображение постепенно темнеет)
Описание сцены

15.


Имя персонажа, произносящего реплику, всегда пишется заглавными буквами
и располагается по центру. МАЯКОВСКИЙ или ДЕВУШКА. Если вы хотите
описать какие-то физические действия или эмоции, используйте круглые
скобки. Персонаж может кричать, лежать, быть в ярости, в нерешительности,
быть счастливым, грустным, уставшим — все эти пояснения о состоянии
персонажа можно разместить в скобках. После того, как сценарий написан,
ремарки можно убрать, чтобы дать свободу актёрам.
Указания для актера записываются в круглых скобках под именем персонажа,
которому принадлежит реплика, и всегда отстоят на один междустрочный
интервал. Не злоупотребляйте скобками, используйте их только в случае
необходимости.
Имена новых персонажей всегда пишутся заглавными буквами.

16.

• Диалог помещается по центру страницы, так что
речь персонажей образует центральный блок,
окруженный описаниями, которые помещаются
без отступа. Несколько строк диалога всегда
отстоят друг от друга на один междустрочный
интервал.

17.

АННА
(кричит)
Ну долго еще?
ВАСИЛИЙ
Пара часов. Ты как?
Она устало улыбается.
АННА
Нормально.

18. шрифт

Для создания текста сценария используется шрифт Courier,
Courier Prime, Courier New или Courier Final Draft, 12-й кегль.
Связано это с тем, что моноширинный шрифт строго
определенного размера позволяет оценивать
продолжительность сценария по числу страниц. При таком
формате одна страница текста примерно соответствует
одной минуте экранного времени.

19.

• Указания на звуковые или музыкальные эффекты всегда даются
заглавными буквами. Это нужно для того, чтобы звукорежиссер мог
быстро пробежать сценарий глазами и увидеть, где и какая музыка,
какие звуки нужны. Вы можете помочь им, выделив ссылки на музыку
или звуковые эффекты заглавными буквами. Только не
переусердствуйте и не запрашивайте в качестве эффектов конкретные
песни конкретных исполнителей. Лучше что-то мягко предлагать,
допустим: «Мы СЛЫШИМ кого-то вроде Норы Джонс».

20.

• В фильмах используются два выразительных средства —
изображение, которое мы видим, и звук, что мы слышим. При этом
сначала создается визуальная часть, а потом на нее накладывается
звук, и эти компоненты сводятся воедино с помощью длительного и
сложного процесса, который называется синхронизацией. Сейчас,
когда доступны цифровые технологии и достижения компьютерной
графики, стали более широко использоваться мультимедийные
эффекты: сцены из будущего (флешфорварды), ретроспективные
эпизоды (флешбэки), воспоминания, отдельные фрагменты
прошедших событий и т. п., — но принципы соединения звука и
изображения остаются прежними при съемке как на пленку, так и на
«цифру».

21. ПРИМЕР

• Рассмотрим пример сценария современной формы. Вот
первые его страницы, последовательность сцен,
открывающие сценарий фильма под названием «Гонка»
(The Run), написанный в жанре экшн. Это история о
человеке, решившем на реактивном катере побить рекорд
скорости на воде. Начало фильма представляет собой
последовательность сцен.

22.

ГОНКА
ИНТ. ТРЕЙЛЕР, ЖИЛОЙ ОТСЕК — НА РАССВЕТЕ
РАЙАН надевает гоночный костюм из асбеста, СТРАТ помогает ему зашнуровать его. Он
надевает верхний костюм, на котором отчетливо видна надпись «Saga Men’s Cologne».
Страт что-то подтягивает на костюме, при этом мужчины встречаются взглядами.
На этом фоне мы СЛЫШИМ голос:
ТЕЛЕВЕДУЩИЙ
(за кадром)
Это Райан Уиллс. Большинство из вас уже знают его историю: это один из самых
известных новаторов — конструкторов высокоскоростных гоночных машин для
передвижения
по
воде.

23.

ИНТ. ОТСЕК В ВАГОНЧИКЕ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ
Мы видим вереницу телевизионных мониторов. Происходит СМЕЩЕНИЕ
ИЗОБРАЖЕНИЯ на тот экран, где ТЕЛЕВЕДУЩИЙ на пресс-конференции берет
интервью у Райана Уиллса.
РАЙАН
(на экране телевизора)
Я сам строил этот катер, деталь за деталью, так что знаю его как свои пять
пальцев. Если бы я думал, что есть хоть малейший шанс неудачи, если бы я
опасался покалечиться или погибнуть, если бы я не был уверен, что это
совершенно безопасно, то не пошел бы на это! Кто-то должен сделать это —
так, может быть, это буду я? Мне кажется, это и есть жизнь — рисковать... Разве
нет?

24.

ТЕЛЕВЕДУЩИЙ
(на экране)
Вы не волнуетесь, вам не страшно?
РАЙАН
(на экране)
Конечно, волнуюсь, но я уверен, что смогу выполнить эту работу. Если бы я не был
уверен, то не стоял бы здесь. Это мой выбор.
Он смеется.
ОЛИВИЯ,
жена Райана, в сторонке нервно кусает губу. Она боится и не скрывает этого.
НАТ. ВАГОНЧИК ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ — РАННЕЕ УТРО

25. Киносценарные термины (для замены слова «КАМЕРА»)

ПРАВИЛО: НАЙДИТЕ ПРЕДМЕТ СЪЕМКИ.
1. ВЗГЛЯД НА
Человек, место или вещь — ВЗГЛЯД НА Ивана (объект съемки),
выходящего из своего дома.
2. ВНИМАНИЕ НА
Также человек, место или вещь — ВНИМАНИЕ НА мужчину (объект
съемки), выходящего из своей квартиры.
3. ДРУГОЙ РАКУРС
Вариант КАДРА — ДРУГОЙ РАКУРС Ивана, выходящего из своей квартиры.

26.

4. ШИРОКИЙ РАКУРС
Изменение фокуса в сцене — переход от ВЗГЛЯДА НА Ивана к съемке с
широким охватом. Теперь кадр может включать не только Ивана, но и его
окружение.
5. НОВЫЙ РАКУРС
Еще одна разновидность съемки; часто используется для «разрыва
страницы» и перехода к более «кинематографическому» кадру. НОВЫЙ
РАКУРС: Иван и Анна танцуют на вечеринке.
6. СУБЪЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Съемка С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ человека, то есть как кто-то/что-то выглядит, на
его взгляд. ВЗГЛЯД НА Ивана, танцующего с Анной, и Иван С ЕЕ ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ: он улыбается, ему хорошо. Существует также съемки С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ КАМЕРЫ.

27.

7. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Изменение ракурса, как правило, противоположное снятому с чьей-либо
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Например, сначала мы видим Анну С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Ивана, а затем дается ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА, то есть что видит Анна,
глядя на Ивана.
8. ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО
Часто используется для съемок С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ кого-либо и для
создания ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ. Обычно на переднем плане кадра
виден затылок персонажа, а то, на что он смотрит, составляет фон кадра.
Рамка — это граница того, что видит КАМЕРА. Иногда ее называют также
линией рамки.

28.

9. В ДВИЖЕНИИ
Камера фокусируется на движущемся объекте. В ДВИЖЕНИИ снимается джип,
мчащийся по пустыне, Иван и Анна, которые идут к двери, Тед, который тянется к
телефону, чтобы ответить на звонок. В этих случаях вы указываете — В
ДВИЖЕНИИ. Забудьте о съемках с грузовика, панорамах, углах наклона, тележках
с камерами, зумах и операторских кранах.
10. КРУПНО
То есть близко. Этот прием используется редко и предназначен для
акцентирования. КРУПНО можно показать Ивана, который таращится на соседку
Анну по комнате.
11. ВСТАВКА
Это съемка крупным планом чего-либо: фотографии, газетной статьи, заголовка,
циферблата наручных часов, номера телефона.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

• Филд, Сид. Киносценарий : основы
написания / Сид Филд. - Москва:
Издательство «Э», 2016. – 384 с.
English     Русский Правила