Похожие презентации:
Философия как теоретическое мировоззрение. Лекция 10
1. Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Концепция бытия –фундамент
философской картины
мира
2. План
1. Бытие как специфическаяфилософская категория.
2. Материальное и идеальное
бытие.
3. Идея развития в философии.
3.
Основная задача каждой философиизаключается в решении проблемы
наличного бытия мира. Решением этой
проблемы занимались все философы,
как бы различно они ни формулировали
саму проблему.
(Шеллинг Ф. Философские письма о
догматизме и критицизме).
4. Основные подходы к проблеме бытия
1. Субстанциональный2. Субъективистский
3. Проблема бытия в XX веке.
Синергетика.
5. 1.Субстанциональный подход
а) БЫТИЕ - постоянная, вечная инеизменная основа и сущность мира
(Аристотель, Ф.Аквинский)
б) БЫТИЕ как становление,
предполагает изменение (Гераклит,
Гегель, К.Маркс, Э.Фромм)
6. 1.Субстанциональный подход (подробнее)
Аристотель. «Метафизика»БЫТИЕ – это сущность (субстанция),
обладающая свойствами количества, качества, места,
времени, отношения, положения, состояния,
действия, страдания
Ф. Аквинский «Сумма теологии»
высшее воплощение БЫТИЯ – Бог
К.Маркс - движение, пространство и время способы бытия материи, как основные формы ее
существования
Э.Фромм – «Все живое может существовать только в
процессе становления, только изменяясь…Ничто не
является реальным, кроме процессов»
7. 2.Субъективистский подход
БЫТИЕ – фиктивное, пустое понятие,возникшее в результате
лингвистических недоразумений и
позволяющее в лучшем случае увидеть,
как в зеркале, отражение собственной
структуры разума (Д.Юм, И.Кант,
Г.Гегель)
8. 3.Проблема бытия в XX веке. Синергетика.
Хайдеггер –Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе к
человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь,
художественное произведение, машина, ангел или Бог.
Бытие - это ближайшее. Однако ближайшее останется
для человека самым далеким.
По его словам – основной вопрос философии –
вопрос о бытии оказался забыт во всей истории
западной философии и трактовался неправильно, так
как не имел чисто «человеческого» измерения. «Только
выяснение сущности человеческого бытия раскрывает
сущность бытия»
9.
Онтологияфилософское учение о бытии (о сущем) как
таковом в его наиболее общих характеристиках,
независимо от его частных форм (видов) и в
отвлечении от логико-гносеологических,
методологических вопросов, связанных с его
постижением.
10. Бытие -
Бытие это реально существующая, стабильная,самостоятельная, объективная, вечная,
бесконечная субстанция, которая
включает в себя все сущее.
Основные формы бытия:
материальное
идеальное
человеческое
социальное
11. Содержание философской категории «бытие»:
окружающий мир, предметы, явления реальносуществуют; он (окружающий мир) есть;
окружающий мир развивается, имеет внутреннюю
причину, источник движения в самом себе;
материя и дух - единые, но в то же время
противоположные сущности, реально существуют;
и материя, и дух есть. Данные положения
(признаки) обобщаются понятием субстанции -
самостоятельной сущности, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме
самой себя.
12. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
13.
БытиеКак объективная
реальность
И
Субъективная
реальность
Актуальное
Природное
и
и
Социальное Потенциальное
14.
Бытие как объективная реальность– существует вне нас и нашего
сознания
Бытие как субъективная реальность
– духовный мир человека
Актуальное бытие – все наличное
бытие существующее в данном
пространственно-временном
континиууме
Потенциальное бытие – возможные
варианты дальнейшей
актуализации бытия
15.
• Бытие природное и социальное всовокупности представляет собой
бытие материального (с точки зрения
умеренного материализма)
В философии существует
несколько подходов к
понятию (категории)
«материя»:
16. Материальное бытие
материя есть основа бытия, а все иныебытийные формы — дух, человек, общество —
порождение материи; по утверждению
материалистов
материя объективно существует как
порождение
(объективизация)
независимо от всего сущего
первичного идеального (абсолютного) духа
материи как самостоятельной реальности не
существует вообще, она лишь продукт (феномен
— кажущееся явление, «галлюцинация»)
субъективного (существующего только в виде
сознания человека) духа
понятие «материя» ложно, поскольку его
нельзя доказать и полностью изучить при
помощи опытного научного исследования.
17. Ленинское определение понятие «материя»:
Материя есть философскаякатегория, для обозначения
объективной реальности, которая
дана человеку в ощущениях его,
которая копируется,
фотографируется, отображается
нашими ощущениями, существуя
независимо от них.
18. Природное и социальное бытие
Бытие природы – бытие неживой иживой природы
Бытие социума
19.
Уровни неживой природы:Вакуум
Элементарные частицы (кварки, глюоны,
суперструны - мельчайшие единицы материи,
меньшие, чем атом, электроны, ядра атомов)
Атомы
Молекулы
Макротела
Планеты
Звезды
Галактики
Системы галактик
Метагалактика (часть Вселенной, доступная
современным астрономическим исследованиям)
20.
Уровни живой природы:доклеточный (ДНК, РНК, белки);
клеточный (клетка);
уровень многоклеточных
организмов;
уровень видов;
уровень популяций;
биоценозы;
уровень биосферы в целом
21.
Уровни социума:отдельный индивид;
семья;
группа;
коллективы разных уровней;
социальные группы (классы, страты);
этносы;
нации;
расы;
отдельные общества;
государства;
союзы государств;
человечество в целом.
22.
Уровни организации природы, какправило, находятся в определенной
соподчинительной связи друг с другом
Более простой является основой
последующих, но не сводится к ним
23. Свойства материи
Наличие движенияСамоорганизация
Размещенность в пространстве
и времени
Способность к отражению
24. Движением в философии обозначается любое изменение
неотъемлемое свойство материи.возникает из самой материи (из
заложенных в ней
противоположностей, их единства и
борьбы).
всеобъемлюще (движется все)
постоянно (существует всегда)
25. Движение может быть:
Механическим;Физическим;
Химическим;
Биологическим;
Социальным.
Количественным
(перенос материи
и энергии в
пространстве);
Качественным
(изменение самой
материи, перестройка
внутренней структуры и
возникновение новых
материальных объектов
и их новых качеств).
26. Самоорганизация
Материя имеет способность ксамоорганизации — созданию,
совершенствованию,
воспроизводству самой себя без
участия внешних сил.
Учение о самоорганизации материи
получило название синергетики.
27. Пространство и время
1.Субстанциональная концепция (Демокрит, Эпикур,
Ньютон) считали пространство и время объективно
(независимо от материи) существующими субстанциями
(Пространство – «Ящик без стенок» Время «Поток чистой
длительности")
2.
Реляционная (Аристотель, Лейбниц, Гегель,
Эйнштейн)
от лат. relatio – отношение–пространство и время
как отношения, образуемые взаимодействием
материальных объектов. (12 февраля 2016 г –
открытие гравитационных волн – научное
обоснование относительности пространства и
времени)
28.
пространство — формабытия материи, которая
характеризует ее
протяженность, структуру,
взаимодействие элементов
внутри материальных
объектов и взаимодействие
материальных объектов
между собой.
время — форма бытия
материи, которая выражает
длительность существования
материальных объектов и
последовательность изменений
данных объектов в процессе их
развития;
29. Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем
Материальнымдоказательством
отражения является
наличие следов (одного
материального объекта на
другом материальном
объекте) — следы человека
на песке, царапины, эхо,
отражение предметов в
зеркале, гладкой
поверхности водоема и т.п.
30. Формы отражения
ФизическоеХимическое
Механическое
Биологическое
1.
2.
3.
Раздражимость
Чувствительность
Психика
31. Раздражимость
– общеесвойство всех
живых тел(начиная с
одноклеточных)
приходить в
состояние деятельно
сти под влиянием
внешних
воздействий
(допсихический
уровень).
32. Чувствительность
— это способность кощущению живых
организмов
(Имеющих нервную
ткань); способность
органов чувств
реагировать на
появление
раздражителя или
его изменение
33. Психическое отражение
– это активное отражениемира животными и
человеком в связи с какойто необходимостью, с
потребностями, это
субъективное
избирательное отражение
объективного мира, так как
принадлежит всегда
субъекту, вне субъекта не
существует, зависит от
субъективных
особенностей.
Психика это «субъективный
образ объективного мира».
34.
Ну а дальше начинается историячеловеческого сознания, как
высшего уровня отражения
действительности…