Похожие презентации:
Ранняя философия. Лекция №2
1.
ЛЕКЦИЯ №2.РАННЯЯ ФИЛОСОФИЯ
2.
ПЛАН:• 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1.1 Философия Древнего Египта и Вавилона.
1.2 Философия Древней Индии.
1.3 Философия Древнего Китая.
• 2. РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 2.1 Особенности античной философии.
• 2.2 Периодизация философии античности.
• 2.3 Характеристика периодов античной философии.
• 2.4 Значение философии античности.
3.
1.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ИВАВИЛОНА
• 1. Представления о материальной первооснове
мира.
• 2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
• 3. Зарождение скептицизма в отношении
религиозной мифологии.
4.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИДРЕВНЕГО МИРА
• Слияние как с обыденным нравственным
сознанием, так и с религиозномифологическим мировоззрением;
• Духовная природа человека переплетена с
природным содержанием
• Практически отсутствует философская
терминология и концептуальный характер
5.
1.2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙИНДИИ
• XV — VI вв. до н. э. —
ведический период;
• VI — II вв. до н. э. —
эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э.
— эпоха сутр.
6.
ВЕДЫ ВКЛЮЧАЛИ В СЕБЯ:• религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы");
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады").
До наших дней дошло всего четыре Веды:
• Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
7.
ЭПИЧЕСКИЙ ЭТАП ( VI — II ВВ. ДО Н. Э.)АСТИКА
веданта;
миманса;
вайшешика;
ньяя;
санкхья;
йога.
НАСТИКА
буддизм;
джайнизм;
чарвака-лакаята;
адживика.
8.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙФИЛОСОФИИ :
• Брахман – универсальный принцип бытия, безличное сущее,
Бог-творец
• Атман – духовная сущность человека, частица Бога-Брахмы в
человеческой душе.
• Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни.
• Сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо
реинкарнаций.
• Карма – закон воздаяния.
• Мокша — высшее нравственное совершенство, после
достижения которого эволюция души (карма) прекращается.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле.
9.
БУДДИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИСиддхартха Гаутама Будда
(623-544 до н.э.)
10.
УЧЕНИЕ О «ЧЕТЫРЁХ БЛАГОРОДНЫХИСТИНАХ»:
• Существует страдание
• Причина страдания
• Состояние освобождения (нирвана)
• Путь к освобождению.
11.
«БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙПУТЬ».
• Праведное знание
• Праведное отношение
• Праведная речь
• Праведное поведение
• Праведное занятие
• Праведное усилие
• Праведное сознание
• Праведное сосредоточение.
12.
АСКЕТИКА (ПРАВИЛАНРАВСТВЕННОСТИ)
• охранять все живое;
• не причинять зла;
• уважать чужую собственность;
• быть целомудренным, правдивым, воздержанным в
еде и питье;
• игнорировать светские удовольствия и
развлечения;
• воздерживаться от украшений, жить в
добровольной бедности;
• освободиться от всего, что приносит боль.
13.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДИЙСКОЙФИЛОСОФИИ
Философия рассматривается как руководство к жизни
Начальная стадия философских учений – пессимизм
Равнодушное отношение к материальному
Вера в вечный нравственный закон – карму
Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я
Аскетизм
Стремление к более благоприятному перевоплощению
после смерти
Цель человека – нирвана.
14.
1.3. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯФИЛОСОФИЯ
Древнейшими национальными философскими
учениями в Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
Меньшее распространение получили:
• моизм;
• натурфилософия (школа Инь-Ян);
• номинализм (школа имен).
15.
ДАОСИЗМДаосизм — древнейшее
философское учение
Китая, которое пытается
объяснить основы
построения и
существования
окружающего мира и
найти путь, по которому
должны следовать
человек, природа и
космос.
16.
Даосизм («школа пути»)Лао-цзы –
древнекитайский
философ
VI-V вв. до н.э.,
основоположник
даосизма, автор книги
«Дао дэ цзин»
(«Книга о пути и силе»)
17.
ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ ДАОСИЗМАГармоничное
слияние человека
с природой,
согласие с
окружающим
миром,
приносящее
удовлетворение и
покой
18.
Основные положения даосизма• Всё в мире развивается согласно Дао – естественному
пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян всё
находится в постоянном изменении;
• Вмешательство человека в естественный ход вещей
обречено на неудачу;
• Цель человека – гармоничное слияние с природой,
согласие с окружающим миром, приносящее
удовлетворение и покой;
• Развитие общества и цивилизации ведёт человека к
дисгармонии с миром. Необходимо вернуться к истокам,
стать ближе к земле и природе
19.
ДАО• Дао – это
естественный
ход вещей, судьба
всего
в мире
• Судьба – вечное
движение и
изменение, переход в
свою
противоположность,
чередование инь и ян
20.
ИНЬ И ЯН• инь – ян –
противоположные силы,
двойственность.
• Взятые отдельно друг от
друга эти начала
ущербны и неполны, но,
сливаясь вместе, они
образуют гармоничное
единство
• Взаимодействие двух
начал рождает движение,
развитие
21.
КонфуцианствоКонфуций
(551-479 до н.э.) –
древний мыслитель
и философ Китая,
основатель
философского
учения конфуцианства
22.
ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИКОНФУЦИАНСТВА
Формирование
«благородного
мужа» образованного,
воспитанного,
вежливого и
знающего
традиции
23.
Основные идеи конфуцианстваЧеловек не рождается
злым, но в течение
жизни он
ожесточается. Его
портит дурное
воспитание.
Следовательно,
необходимо
правильное
воспитание
Правильное
воспитание –
воспитание в
духе древних
традиций
24.
Традиции воплощеныв ритуалах, нормах
вежливости.
Если человек будет
соблюдать все
предписания, то в его
поведении не будет
места для зла
Человек должен
учиться на уроках
прошлого и не
забывать свои корни.
Следовательно,
благовоспитанность
связана с
почитанием предков
25.
Родители и старшиелюди – воплощение
традиций. Послушание и
уважительное отношение
к их точке зрения
опираются на принцип
сыновней
почтительности
Важно « не делать другим
того, чего не желаешь себе».
В поведении необходимы
взаимность и любовь к другим
- жень
26.
Исполнение всехтребований ведёт
человека по пути
совершенствования
.
Цель пути –
превращение
человека в
благородного мужа
27.
ЛЕГИЗМГлавным оппонентом
конфуцианцев в вопросах
методов и форм
государственного правления
была школа фа-цзя, или
легисты-законники,
основателем которой
считается Шень Бухая (400337 гг. до н. э.)
28.
ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ЛЕГИЗМА• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой человеческих поступков являются личные
эгоистические интересы;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять
законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства
людей является страх перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного
поведения и применения наказания должны являться законы;
• государство — главный регулирующий механизм общества
и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные
отношения, экономику, личную жизнь граждан.
29.
Характерные черты китайскойфилософии
•Китайская философия всецело подчинена
духовно-нравственной проблематике
• Основной интерес древних китайских
философов – поведение человека и его
внутренний мир
• В китайской философии подробно
разработаны идеи человечности
(конфуцианство) и естественности
(даосизм)
30.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКАОсновные черты:
• размытость границ между философским и
религиозным дискурсами;
• ярко выраженный иррационализм;
• приоритет онтологической проблематики над
гносеологической;
• интровертность мышления;
• отсутствие антропоцентристской перспективы в
познании.
31.
2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ32.
Антропоморфизм – (от греч.«антропос» - человек и«морфе» форма, вид) – уподобление человеку, наделение человеческимипсихическими свойствами предметов и явлений неживой
природы, животных, мифических существ.
Гилозоизм – (от греч.hyle–вещество, материя; иzoe–жизнь) –
философское воззрение, согласно которому всей материи присуще
свойство живого, чувствительность, способность к ощущению,
восприятию.
Космоцентризм – направленность на осмысление Космоса,
Вселенной, т.е. природы.
Субстанция – (лат.substantia- сущность, основа) – первооснова,
сущность всех вещей и явлений действительности. Нечто
неизменное в противоположность меняющимся состояниям и
свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом
себе.
33.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙФИЛОСОФИИ:
1. Натурфилософский – VII-V вв. до н.э.;
2. Классический – V-IVвв. до н.э.;
3. Эллинистический – IV-II вв. до н.э.;
4. Римский – I в. до н.э.-V в. н.э.
34.
ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ПОСОДЕРЖАНИЮ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ :
1. Ранняя классика (натуралисты, досократики)
Главные проблемы: «Физис» и «Космос», его строение.
2. Средняя классика (Сократ, софисты)
Главная проблема: сущность человека.
3. Высокая классика (Платон, Аристотель)
Главная проблема: синтез философского знания, его проблем и
методов.
4. Эллинизм
Главные проблемы: мораль и свобода человека.
35.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙФИЛОСОФИИ. ОТ МИФА К ЛОГОСУ
1. Рациональное постижение мира
2. Космоцентризм
3. Антропологизм
4. Развитие от мифологической формы знания к
логической
36.
НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯАНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (ДОСОКРАТИКИ).
37.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛАФалес Милетский
625-545 до н.э.
Анаксимандр
Анаксимен
611-545 до н.э.
585-525 до н.э.
38.
39.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА:ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН.
• Фалес (ок. 625 – 545 гг. до н.э.)
Философия Фалеса установила источник, «первоначало»
всего существующего: «Все сущее происходит из воды»
• Анаксимандр (ок. 611-545 гг. до н.э.)
Первоначало есть бесконечное бытие – апейрон
• Анаксимен (ок. 585 – 525 до н.э.)
Первоначалом всего сущего объявил воздух, процессы
сгущения и разряжения которого раскрывают природу
движения.
40.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ(ОК. 544-483 Г. ДО Н.Э.).
Космос един, а все сущее, никем не сотворенное, всегда было,
есть и будет вечно живым огнем, то загорающимся, то
потухающим.
Первоначалом является огонь
Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не
вечен.
Всеобщее развитие и изменение вещей, их борьба и переход в
свои противоположности
Всё происходит через борьбу: борьба – отец всего
Всё течёт, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды
41.
ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА.• Число – основа всего сущего
• Закон мироздания заключен в
мировой гармонии. Мировая
гармония- есть единое во
множестве и множество в
единстве.
• Душа в человеке пребывает в
состоянии сравнительного
несовершенства. Она состоит из
трех элементов:
разум, ум, страсть.
42.
Элейская школаЗенон
Элейский
Ксенофан
570-478 до н.э.
490-430 до н.э.
Парменид
540-480 до н.э.
43.
Все вещи есть,все они
обладают
бытием
В философию
вводится
понятие
БЫТИЯ,
лежащего в
основе всех
вещей мира
Бытие есть
основа
реальности; оно
вечно, цельно,
неделимо,
неподвижно и
неуничтожимо
44.
ЭЛЕАТЫКсенофан (ок. 570 г. до н.э. – прим. 478 г. до н.э.).
Первоначалом мира считал землю, полагая, что «все рождается из
земли и все в землю уходит».
Вода – соучастница земли в производстве жизни. «Земля и вода
есть все, что рождает и растит».
Единое есть Бог есть Небо = есть Бытие
Парменид (540-480 гг. до н.э.)
Бытие существует, а небытие не существует
«Мышление и бытие одно и то же».
Зенон (490-430 гг. до н.э.).
Создал знаменитые апорий, направленных на опровержение
возможности помыслить движение и множественность.
Самые известные из них: «Дихотомия» , «Летящая стрела»,
«Стадион», «Ахиллес и черепаха».
45.
АТОМИСТЫЛевкиппе (ок. 500-440 до н.э.) и Демокрит (ок. 460-371 гг. до н.э.)
• В основе бытия лежат атомы – неделимые частицы.
• Количество этих атомов бесконечно, как бесконечна и
пустота, являющаяся пространством,
«вместилищем» для атомов.
• Пустота – условие всех этих процессов – неподвижна
и беспредельна.
• Пустота отделяет одно тело от другого.
• Атомы различаются по величине, т.е. по форме
(геометрической фигуре), а также по порядку и
расположению.
46.
Классический периодантичной философии
Сократ
Платон
Аристотель
ок.470 - 399 до н.э.
427- 347 до н.э.
384-322 до н.э.
47.
Сократ(ок.470-399 до н.э.)
Внутренний мир человека важнее,
чем природа.
Познание начинается с
самопознания.
Путь к самопознанию – разум
Истина существует, лучший путь
её поиска – честный спор
(диалектика)
Умение принимать истину Сократ
называл майевтикой
Девиз: «Познай самого себя
и ты познаешь самое главное»
«Я знаю, что
ничего не знаю»
48.
Учение Платона49.
«Миф о пещере»Большинство людей подобны
связанным узникам, которые сидят
в пещере спиной к выходу. Они
видят перед собой на стене только
тени проходящих сзади людей,
проезжающих повозок, и им
кажется, что то, что они видят – это
и есть истинный и единственно
возможный мир. Если их повернуть
лицом к свету, к истинному миру,
они зажмурятся и отвернутся, не
признают его.
50.
Учение Платона о познании•Душа принадлежит обоим
мирам – миру теней и миру идей
•До рождения человека она
пребывала в идеальном мире,
созерцая его красоту,
следовательно, душа в своей
глубине содержит истинное
знание
•Душа, воплотившись в теле,
забывает обо всём
•Понять, познать – значит
вспомнить
51.
Этика ПлатонаВысшая
часть
Низшие
части
52.
Идеальное государство Платона53.
Учения АристотеляКатегории:
1. субстанция (или сущность),
2. качество,
3. количество,
4. отношение,
5. действие,
6. страдание,
7. место,
8. время,
9. обладание,
10. покой.
54.
55.
Разумная душаЖивотная душа
Растительная душа
56.
Этика АристотеляПравило «золотой
середины»
Добродетель есть середина между крайностями пороками
В поведении необходимо знать
меру и учиться обуздывать
страсти разумом
57.
Эллинистический этап развитиядревнегреческой философии
• Школа киников
•Школа стоиков
•Школа эпикурейцев
•Школа скептиков
•Неоплатонизм
58.
Школа киниковДиоген
Синопский
(ум.ок.330-320
до н.э.)
• Возвращение к простоте и естественности
Антисфен
(450-360 до н.э.) –
основатель школы
киников
жизни и отказ от сомнительных завоеваний
цивилизации
•Киник обладает духовной свободой и не
зависит от норм общества
•Он намеренно живёт вне общества и горд
своей «собачьей жизнью»
59.
Школа эпикурейцевНа первом месте – наслаждение
Высшие наслаждения –
духовные наслаждения
Высшие удовольствия – дружба
и знание, идеал –
безмятежность (атараксия)
Эпикур из
Самоса
341-270 до н.э.
60.
Школа скептиковНас обманывают
и наши чувства,
и наш разум
Пиррон из Элиды
(ок.360-270 гг. до н.э.)
основатель школы
скептиков
Доказать ничего
невозможно,
никакой истины
не существует
61.
Школа стоиковИдеал стоиков –
спокойствие и
невозмутимость
всё
управляется
Логосом,
поэтому
происходящее всегда является наилучшим,
разумным и совершенным.
Зенон Китийский
333-262 до н.э.
Основатель школы
Философия, или познание логики, физики и
этики есть самый эффективный способ
исцелиться от страстей и обрести
совершенное
и
разумное
душевное
равновесие.
62.
Неоплатонизм•Начало всего сущего – Единое –
божественно, сверхъестественно и
потусторонне
•От Единого исходит яркий божественный
свет, порождая всё многообразие мира
•Чем дальше от источника, тем слабее лучи.
В месте смыкания тьмы возникает материя –
тяжёлая и косная
Плотин
204-270 гг.
•Душа человека томится в материальном
мире
•Выход через экстаз – исступлённое
состояние, когда душа устремляется к своему
источнику
•Путь к экстазу – молчание и сосредоточение
63.
ВЫВОДЫ:Греческая философия явилась первой попыткой
представить человека в его отличии от природы и в его
превосходстве над нею.
Логос (разум) - освобождает культуру от мифов и
открывает человеку путь к настоящей науке.
Дуализм человеческой личности.
Этика
64.
ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ• Космоцентричная
• Достигла многого на понятийном
уровне
• Функциональная
• Актуальная
65.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!