Похожие презентации:
Проблема мира и человека в культурно-философской традиции Древнего Китая
1.
Проблемамира и человека
в культурно-философской
традиции
Древнего Китая
2.
В древнейшие времена представления человека омире, о явлениях природы и о жизни были тесно
связаны с мифами, которые как особый вид
мироощущения возникли «из жизненной
потребности преодолеть господствующие над
«первобытным философом» силы и связанные с
этим чувства и переживания (надежды, грёзы,
тоска и т.п.)» (Кессиди Ф.Х.)
3.
Являясь интуитивным восприятием, где «чувствапреобладают над интеллектом, эмоции – над
мыслью», мифология стала непосредственным,
«живым выражением коллективных
представлений, стремлений и мечтаний».
(Кессиди Ф.Х.)
4.
«Основная функция мифа не познавательно-теоретическая,а социально-практическая», которая служит укреплению
человеческого сообщества перед внешними силами
природы, даёт уверенность в его деятельности, поэтому в
нём смешивается волшебное с реальным, желаемое с
действительным. (Кессиди Ф.Х.)
5.
Существование древнейшего индивидууманеразрывно связано с коллективом (родом), к
которому он принадлежит. Его деятельность,
психология и идеология регламентируются не
индивидуальными представлениями, а
коллективом, «определяющим господствующие
верования и обычаи» (Кессиди Ф.Х.)
6.
«Мифология оказала огромное влияние на всестороны духовной и материальной жизни людей.
Каждый народ создал свои мифы, предания и
легенды. В них сказалась «душа» народа, его
помыслы, надежды и стремления, его представления
о бытии, природе и самой жизни: о нравственных
принципах и его эстетических идеалах».
(Кессиди Ф.Х.)
7.
Как любая другая, китайская цивилизация проходитнесколько этапов формирования, сведения о
которых восстанавливаются на основании древних
сказаний и письменных источников, более поздних,
но зато более достоверных.
8.
Считается, что ранне-архаическая традиция былаоснована на вере в многочисленных богов и
духов, имеющих зооморфный характер: многие из
них были похожи на животных, птиц, рыб или
представлялись как полулюди-полуживотные.
К тому же почитались духи умерших предков,
влиявших на жизнь и судьбу потомков, живущих
на земле, и в
обязанности
которых входила
постоянная
забота о них.
9.
Высшим духом считался дух-правитель Шанди,ассоциировавшийся с неким небесным владыкой и
имеющий антропоморфное воплощение: его
изображали в виде человека с большой головой.
Шанди был правителем всех природных явлений:
дождя, засухи, разливов рек – и требовал поклонения у абсолютно зависевшего от него человека.
10.
Архаические традиции ритуалов поклонениясоставляли сложные церемонии, которые
осуществлялись шаманами обоего пола,
являвшимися медиаторами между духами и
людьми (связано с представлением, что шаман
отправляется в загробный мир и в этом смысле как
бы умирает, чтобы
вновь возродиться
уже в истинном,
перерождённом
виде).
11.
Немаловажную часть церемонии занималижертвоприношения, которые очевидно носили кровавый
характер и вероятно заключались в принесении
человеческих жертв, наиболее важную часть
жертвоприношений первоначально и обозначали термином
шанди. Позднее жертвы были заменены подношением либо
пищи, либо ритуальных животных, изготовленных из бумаги
или соломы, которых затем сжигали, и их дым воспарял к
небу в виде приношения духам. (А.А.Маслов)
12.
Устанавливая коммуникацию с небом,«пугливые люди договаривались» с духами и
многочисленными божествами, и благодаря этому
мир живёт и развивается, потому что задобренные
духи помогают людям и учат различным полезным
вещам.
13.
Например, Ян Цзанцзюнь изгоняет злых духов избольных, Ушэн-Лаому, мать «изначальных сынов»,
посылает на землю учение о справедливости и
сострадании, Шэнь-Нун научил определять
целебные и съедобные травы,
14.
Бися Юаньцзюнь, «госпожа лазоревых облаков», сбогинями-помощницами покровительствуют
детям, оберегая их в разных возрастах, Хуан-Ди
изобрёл колесницы, топор, ступу, лук и стрелы,
платья и туфли, помогал расчищать горные
склоны для посевов и прокладывал дороги, а
Цанцзе изобрёл иероглифическую письменность,
15.
Байцзе нарисовал всех духов и демонов, чтобылюди знали, как они выглядят. А Цзао-ван, «князь
очага», следя за поступками людей, докладывает о
них духу-правителю, принимающему решения о
наказании или поощрении людей. (С.К.Бондырева)
16.
Дофилософская мифологическая форма сознания, вкоторой «фантастические мифологические образы и
рациональное мышление тесно переплетались»,
просуществовала до первого тысячелетия до нашей
эры, прежде чем произошло зарождение нового типа
мышления и стали формироваться
философские представления, во
многом использовавшие понятия
мифов. «Появлению
древнекитайской философии
предшествовала эпоха развития
особой формы предфилософии,
создававшейся не путём понятийнорассудочного мышления, а
посредством некоего мыслетворения
и ритуально-символического
действия» (В. Д. Губин)
17.
Начало периода предфилософии исследователи соотносятс завоеванием династии Шан-Инь племенами Чжоу,
которые придали своей интервенции моралистический
характер: последний правитель династии назван злодеем
и тираном, за что он был наказан и свергнут по желанию
Неба. А вождь захватчиков У-Ван получил небесное
повеление о правлении – «Мандат Неба».
18.
Понятие «Неба как верховной силы» и его«Мандата» было новым для существовавшей
культуры и, «хотя понимание духов как
структурообразующих сил космоса остаётся, но,
оказывается, есть более высокое начало,
обладающее предельной,
высшей святостью. На смену
вере в духов, практике
общения с ними и
многочисленными божествами,
на смену тотемам и анимализму
19.
идёт осознание абсолютно безличного, абстрактногоначала – Неба» (А.А.Маслов), повлёкшее формирование
новой религии и изменение «всей космосоциокультурной
конфигурации древнекитайского общества, раскрытие
неизвестной ранее глубины человеческого
существования… и новых путей духовной
самокультивации» (В. Д. Губин).
20.
Эти изменения кардинально повлияли на ритуальнуюдеятельность, в которой «утвердилась символика
внутренних состояний человека и акцент церемоний
переместился с внешнего действа на внутреннее
переживание... Направленность на магические
взаимоотношения с высшими силами соединяла
высшее и низшее в самом человеке».
21.
Нужны были новые «классификации в различныхобластях знаний, которые привёли к разработке
целостной мировоззренческой системы,
появлению неизвестных ранее категорий и
этических компонентов, однако их принятие
происходило не на уровне абстрактных теорий, а
как переосмысление в новых понятиях, символах
и формах ритуальной деятельности» (В. Д. Губин).
22.
В 771 г.до н.э. политические и экономическиеизменения привели к разрушению и деградации
чжоуской ритуально-мировоззренческой системы.
Тем не менее, возникающие в это время
философские школы черпали знания у более
ранних мудрецов и мистиков, связанных с
архаическими экстатическими культами.
23.
Например, «конфуцианцы осуществилиисторизацию мифов, демифологизацию их сюжетов
и образов, что привело к их рационализации, к
тому, что они стали частью традиционной истории,
частью философских идей и учений»
(В. П. Кохановский),
24.
а даосизм вобрал в себя «архаические формышаманизма, используя такие его формы и практики,
как заклинания, ритуальные речитативы и
ритмизованные молельные формулы, фольклорные
заговоры и поговорки, изречения более ранних
мудрецов и магические способы практики»
(А.А.Маслов).
25.
И последующие периоды Чуньцю (722-481 гг. дон.э.) и Чжаньго (480-221 гг. до н.э.) по праву
называются «золотым веком» китайской философии.
«Это было время, когда происходило
переосмысление накопленных за предыдущие века
знаний, интенсивно изменялось общественное
сознание, менялись представления о месте человека
в окружающем мире, складывалась картина мира
последующей китайской философии» (В. Д. Губин).