13.22M
Категория: КультурологияКультурология

Саамы Кольского полуострова

1.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества «Полярис»
Саамы Кольского полуострова
15.04.2020г.

2.

- Доброго времени суток!
Тема нашего занятия «Саамы
Кольского полуострова»
Ранее мы с вами уже знакомились с этим
удивительным народом Крайнего Севера.
Сегодня я предлагаю вам более расширенную
информацию о саамах.
Просмотрите презентацию вместе с родителями, если
у них есть свободное время. В конце презентации,
перейдя по ссылке, вы можете проверить насколько
хорошо вы знаете саамский быт!

3.

Cаамы - небольшой коренной финноугорский народ Севера Европы.
Основная масса саамов населяет Север
Норвегии, Швеции и Финляндии. Часть
саамов живет в России, на Кольском
полуострове (1,9 тыс. человек).
Скандинавы и русские называли
саамов «лопари», «лопляне» или
«лопь». От этого наименования
происходит название Лапландия
(Лаппония, Лаппоника), то есть
«земля лопарей».

4.

Самоназвание Кольских саамов - саами,
саамь, саме, скандинавских - самелатс,
самек.
В последние годы как в литературе, так и
в быту лопарей стали часто называть по
их самоназванию - саамами.
Саамы Кольского полуострова
представляют собой совершенно
самостоятельную этнографическую
группу, которую называют Кольскими
саамами. В далеком прошлом предки
Кольских саамов занимали
значительно большую территорию,
населяя земли современной Карелии.

5.

В конце XIX - начале XX в.
территория расселения лопарей в
административном отношении
делилась на две волости:
Понойскую (с управлением в селе
Поное) и Кольско-Лопарскую (с
управлением в г. Коле).
Община (сийт, сыйт) - основная
социальная организация саамов,
состоящая из семей. Для сыйта
были характерны общность
территории и находящихся на ней
промысловых угодий,
хозяйственно-экономической
жизни, взаимопомощь, наличие
общих культовых действий и
церемоний.
Количество членов саамских общин колебалось от 70 до 300 человек.
Каждое саамское общество имело свое поселение - погост.
Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний.

6.

Международный день саамов
отмечается 6 февраля.

7.

Флаг саамов

8.

Жилища саамов
Вежа (кохт) - древнее основное саамское жилище,
полуземлянка, полу шалаш, покрытый дёрном и
берестой

9.

Жилища саамов
Вежа (кохт) - древнее основное саамское жилище,
полуземлянка, полу шалаш, покрытый дёрном и
берестой

10.

Жилища саамов
Вежа (кохт) - древнее основное саамское жилище,
полуземлянка, полу шалаш, покрытый дёрном и
берестой

11.

Жилища саамов
Кувакса –
походный
переносной
шалаш из
жердей,
бересты или
оленьих шкур

12.

Жилища саамов
Тупа (пырть),
жилище из
брёвен с
плоской
крышей

13.

Жилища саамов
Вежа
Тупа
Кувакса

14.

Жилища саамов

15.

Промысел
Оленеводство

16.

Промысел
Охота

17.

Промысел
Рыболовство

18.

Одежда саамов
Поскольку для мест проживания
саамов характерно только два
выраженных сезона года, лето и зима,
традиционная саамская одежда
делится в первую очередь на летнюю и
зимнюю.
Различие между мужским и
женским зимними костюмами
заключалось, главным образом, в
головных уборах. Прочая одежда
отличалась лишь более изящной
отделкой женского костюма и
большим количеством украшений.

19.

Саамский швейный набор
Одежду и обувь из
оленьих шкур
саамские женщины
шили, пользуясь
нитками, ссученными
из оленьих жил (конть
сун).
Вытянутые из ног и спины оленя жилы сушились,
затем расщеплялись пальцами на тонкие волокна, из
которых руками сучились любой толщины нити,
прижимая волокна к щеке.
Костяные иглы (нивель) вышли из употребления в еще
далекие времена: повсеместно была распространена
стальная игла фабричного производства.

20.

Летняя одежда
Юпа — традиционная верхняя суконная одежда
у саамов, живущих на Кольском полуострове.
Представляет собой прямую рубаху.
Юпу кроили из целого куска ткани, сложенной
вдвое. Она имела два шва по бокам и вшитые
цельнокроеные рукава, суживающиеся к запястью.
Иногда подол юпы делали слегка расклешенным. К
разрезу ворота пришивали планку из того же
материала, а небольшой стоячий, с закругленными
углами воротник обшивали по краям цветной
тесьмой. Застегивался ворот с помощью
самодельных или покупных пуговиц.
Юпы обычно декорировали цветными
матерчатыми лоскутами и бисером, располагая их
на воротнике и вдоль разреза на груди; плетёная
шерстяная тесьма использовалась для подшивки
подола.
Юпа

21.

Летняя одежда
Женщины носили юпы белого цвета, мужчины — серого. Зимой
юпу иногда надевали под печок.
Женщины подпоясывали юпу вязаными поясами, мужчины
кожаным ремнем с подвешенным в футляре ножом и - в качестве
оберегов - двумя, тремя и более медвежьими когтями.
Отправляясь на охоту, мужчины одевали на шею расшитый
бисером пояс с набором охотничьих принадлежностей

22.

Зимняя одежда
Печок
Как женщины, так и мужчины зимою носили печок
(пецк), сшитый из шкур годовалого оленьего теленка
(неблюя) шерстью наружу. Особенностью печка было
отсутствие каких-либо других разрезов, кроме ворота,
служившего для просовывания головы: надевался
печок также как рубаха, т.е. через голову. Широкие
рукава оканчивались узким шерстяным обшлагом из
цветного сукна, позволявшим втягивать руку и
пользоваться карманами внутренней, одетой под печок
одежды.
В длину печок опускался ниже колен, но при ношении
длина регулировалась подпояской, позволявшей
подбирать и опускать подол. Единственным украшением
женского печка служили две кисти из красных суконных
треугольников, пришитых к вороту и ниспадавших на
грудь. Женский печок украшали полосками цветного
сукна, мелкими перламутровыми пуговками.

23.

Зимняя одежда
Торка – зимняя одежда того же
покроя, что и печок.
Сведения о торке дошли до нас с
16 века. Шилась торка мехом
вовнутрь. Длина до колен или чуть
ниже колен.
Украшением служила тоненькая
опушка из заячьего или песцового
меха.
Часто в зимний период торку
одевали под печок. А так же носили
дома с короткими, до щиколотки,
лёгкими каньгами (обувью).
Торка мужская могла быть вязаной
из одноцветных нитей домашнего
прядения из шерсти овец,
отделывалась мехом нерпы.

24.

Зимняя одежда
Со временем саамские
печки, яры и каньги были
вытеснены более
приспособленной к
условиям севера
одеждой. Печек заменила
малица; яры и каньги пимы и тоборки из шкуры
морского зверя.
Преимущество малицы
перед печками в том, что
она одевается мехом
внутрь и лучше сохраняет
тепло.
Малица
При малице не требуется шапки, так как она снабжена меховым капюшоном;
при необходимости его можно затянуть до таких пределов, что останется
лишь небольшое отверстие для дыхания. Наконец, рукава малицы
оканчиваются рукавицами, обогреваемыми теплом всего тела.

25.

Мужские головные уборы
В качестве зимних головных
уборов саамами
использовались суконные
шапки на меху. Их украшали
цветным сукном и бисером.
Мужчины носили суконные
шапки (каппер) на подкладке из
оленьего меха.
Нижняя часть головного
убора (околыш) отличалась по
окраске и форме от верхней
(тульи).
Каппер
К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые
завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками
делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным
сукном, бисером, жемчугом.

26.

Женские головные уборы
Зимний головной убор саамской девушки
(нийткабперсь): меховая основа убора покрыта зеленым
или синим сукном или бумазеей. Над теменем нашит
круг из красного сукна, площадь круга разделена
бисерной вышивкой на ромбы и треугольники. Далее
книзу идет ободок из треугольников, нашитых из
желтого сукна. За остроугольным ободком следует
орнаментированная бисером полоса из шкуры неблюя,
лисья опушка и наушники с цветными подвесками.

27.

Женские головные уборы
Перевязку
девушки носят
до того, как
выйти замуж.
Перевязка
Шамшуру надевают
замужние женщины.
Шамшура

28.

Обувь саамов
Обувь изготавливали из камусов
(шкур с ног оленя) или
обработанной оленьей кожи. Она
была одинаковой для мужчин и
женщин. Отличительной чертой
саамской обуви являлись загнутые
вверх носки.
Яры (иерь) -сапоги с длинными
голенищами, верха которых
оканчивались пришитыми к ним
замшевыми штанами (огузенье). Яры
надевали для передвижения по
тундре.

29.

Обувь саамов
Каньги (мягкие полусопожки) короткая обувь из койб с
загнутыми вверх узкими
носками. Каньги носились в
поселениях.
Стельки заменяли пучки
сухой травы. На ноги под
обувь надевали вязаные
чулки без ступни.

30.

Обувь саамов
При ношении канег надевали сшитые из койб
штаны с огузеньем, узкие концы которых,
наставленные красным сукном, заправлялись
в каньги и плотно обматывались обрами.
Преимущества канег заключались в большой легкости и возможности
их сушить, не снимая штанов. Вследствие этого каньги носились
преимущественно летом, осенью и весной; зимой их надевали лишь
при необходимости длительных переходов на лыжах. Следует
отметить, что каньги весной и осенью вовсе не предохраняли от
сырости ноги, в них можно было согреться лишь быстрой ходьбой и
бегом.

31.

Обувь саамов
Тоборки – саамская обувь
из шкуры морского зверя

32.

Обувь саамов
Пимы – зимняя саамская обувь
Саамские яры с огузениями со временем уступили
дорогу пимам, украшенным разноцветным сукном.

33.

Рукавицы шили из оленьих шкур
ворсом наружу или вязали из
крашеной овечьей шерсти.
Рукавицы – койбицы девушек и
женщин изготовлялись также из
белых койб и украшались
бусами и подвескамитреугольниками.

34.

Киса (вусс) – сумочка для
мелочей (кожа, мех нерпы,
сукно, бисер).

35.

Духовная культура и традиционные верования саамов
Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских
народов, представляли собой прежде всего промысловый культ – почитание
различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов
или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований
большинства сибирских народов – существование культа предков.
Религия современных саамов – большей частью лютеранство (в том числе
лестадианство); среди части саамского населения распространено православие.

36.

Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») по-саамски - «священный камень».
Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то
выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное
образование. Сейдами иногда также называют сооружения из камней.

37.

Фольклор саамов
Фольклор представлен мифами, преданиями, легендами, сказками, песнями.
Мифы исполнялись преимущественно во время ритуалов со строгим
соблюдением текста и мелодий.

38.

Перейди по ссылке и проверь себя
https://learningapps.org/watch?v=pta6e1eo520
English     Русский Правила