Похожие презентации:
Путешествие в Индию
1.
Индия – страна волшебных сказоки удивительных чудес – подарила миру
бесценные художественные сокровища.
Памятники индийской архитектуры,
скульптуры и живописи отличаются
такой самобытной красотой, что их
невозможно спутать с памятниками
другой страны.
2.
Величественная тропическая природа Индии, одновременно цветущая и грозная, праздничная и жестокая, сее непроходимыми лесными чащами, глубокими горными ущельями, несметным множеством ярких птиц и
разнообразных зверей, ядовитых змей и дурманящих растений. Природа как бы сама подсказала зодчим и
скульпторам древности первые творческие решения. Вера в чудодейственную силу природы стала основой всей
индийской мифологии и культуры.
3.
Брахма, Шива и Вишну – боги индуизмаТанцующий Шива.
Наскальный рельеф пещерного храма в Эллоре.
В древние времена коренное население, проживавшее в
долине реки Инд, обожествляло силы природы, почитало
священных животных и растения, верило в магическую силу
природных стихий. Затем в Индию стали проникать кочевые
племена, называвшие себя ариями. Они принесли с собой
ведийскую религию. Созданный в это время литературный
памятник – «Веды» (знание) в поэтической форме рассказывает
о религии, жизни и быте племен, населявших страну. Веды и
сейчас считаются священной книгой.
Ведийские боги и мифы соприкоснулись на индийской
земле с местными богами и преданиями. Этот сплав верований
получил название «индуизм». Его исповедует большинство
жителей Индии, их называют индусами. По их представлениям,
тело смертно, а душа вечна: после смерти тела она
переселяется в другое тело, а вот какое – зависит от поведения
человека в прошлой жизни. Это закон кармы.
Наиболее почитаемыми богами индуистов являются
Брахма - создатель, Шива - разрушитель и Вишну хранитель. Они часто изображаются вместе, стоящими рядом,
или со сросшимися телами и тремя ликами.
Брахма – творец мира. Обычно его рисуют восьмируким,
четырехликим, восседающим на гусе.
Шива может в минуты гнева уничтожить мир страшным
огнем, но это разрушение одновременно оказывается началом
обновления, сотворения нового. Одно из имен Шивы –
Натараджа, царь танца, поэтому он может быть изображен
творящим мир во время космического танца.
Вишну полон всепрощения. Когда в мире возрастает зло,
Вишну спускается на землю, чтобы защитить правду и
добродетели. Для борьбы со злом Вишну принимал разные
облики – аватары: человек-лев, вепрь, рыба и др. Будда
считается одной из аватар Вишну.
4.
Индия – родина буддизмаИндия – родина одной из трех великих религий мира – буддизма. Название этой религии связано с именем
основателя учения – Будды («Будда» в переводе «Просветленный»).
Древние предания рассказывают о том, что царевич Сиддхартха Гаутама с раннего детства выделялся среди
сверстников необычайными способностями. Мудрые старцы пророчили ему великое будущее. Живя среди роскоши и
богатства, Сиддхартха знал лишь радости беззаботного существования. Но однажды произошли в его жизни четыре
роковые встречи: с больным, стариком, мертвецом и монахом. Тогда он понял, что в мире есть страдания, болезни,
старость и смерть. В возрасте 29 лет царевич покинул отчий дом, жену и сына и ушел искать ответ на вопрос: в чем
причина всех этих страданий? Шесть долгих лет он расспрашивает мудрецов и отшельников. Однажды, размышляя в тени
смоковницы, Сиддхартха застыл в позе лотоса ровно на семь недель, и на него сошло Просветление.
С этого момента он и становится Буддой, «Просветленным». Он увидел смысл человеческого существования в том,
чтобы достичь нирваны. Нирвана – это жизнь духа, совершенно свободного от желаний и внешнего мира. Будда учил, что
избавление от горестей, которыми наполнена человеческая жизнь, лежит в преодолении земных желаний и
привязанностей. Достигнуть спасения может всякий путем самосовершенствования.
Зримый образ Будды появился не сразу. Его изображали через ряд символов – колесо закона (знак поворотного
момента в его сознании в момент просветления), священное дерево, цветок лотоса (символ чистоты помыслов), в виде
ланей, слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.
Поклонение священному дереву. Фрагмент рельефа ворот Большой ступы в Санчи.
5.
Большая ступа в СанчиСтупы - это мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие его священные реликвии. Существует легенда
о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение, тогда он постелил на землю свой плащ
и перевернул на него круглую чашу для подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму,
символизирующую небо и бесконечность.
Знаменитая Большая ступа в Санчи, по преданию, была воздвигнута на месте захоронения Будды. Она представляет
собой грандиозный, лишенный внутренних помещений, полусферический холм, выложенный из кирпича и камня. Купол
символизирует небесный свод, а квадратная надстройка наверху – священную гору Меру (Эверест). На самом верху
возвышается столб – символ мировой оси, а три диска на нем – три ступени неба.
Большая ступа в Санчи.
6.
Ворота - торанаВокруг ступы – массивная каменная ограда.
По четырем сторонам, соответствующим четырем
сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато
украшенные скульптурой. Такие ворота
называются торана.
Ворота ограды Большой ступы – выдающееся
произведение древнеиндийской архитектуры. Они
получили всемирную известность и стали
символом Индии.
Схема ворот проста: они представляют собой
два столба с тремя горизонтальными
перекладинами, покрытыми разнообразными
рельефами и скульптурами. В их сюжетах
переплетаются буддийское учение и народные
мифологические сказания. Здесь можно видеть
фантастических птиц, слонов, летающих львов,
рассказы о жизни народа, жителях волшебных
стран. Все ворота высятся на спинах четырех
слонов, подобно атлантам, несущих на себе
тяжелую массу каменных перекладин.
Необычайно поэтичны и искусно выточены в
боковых частях ворот фигуры духов плодородия –
якшинь, изображенных в виде юных гибких
девушек, качающихся в ветвях. Их крепкие тела
кажутся напоенными земными соками, а руки,
обнимающие дерево, словно сплетены со всем
растительным миром. Образы этих юных лесных
волшебниц на много столетий стали идеалом
женской красоты в индийской скульптуре.
Восточные ворота (торана)в Санчи.
7.
Слоны, держащие на спинах ворота, и статуя Якшини – божества плодородия. Фрагмент скульптурного оформления ворот в Санчи.8.
Столбы - стамбхаТакже буддийскими сооружениями являются столбы – стамбха,
на которых высекались буддийские проповеди.
Стамбхи показывают великолепное мастерство обработки
камня. Это монолитные (подчас более чем десятиметровые) столбы.
Вершина таких столбов украшалась лотосовидной капителью,
несущей символические фигуры почитаемых буддизмом животных
– льва, быка, слона или лошади.
Необычайной красоты капители в виде животных завершают
десятиметровые колонны Ашоки в Сарнатхе. Наиболее знаменита
каменная капитель, изображающая четырех львов, которые
соединены спинами и несут на себе буддийское колесо закона. Их
тела покоятся на круглом барабане с рельефным изображением
животных – знаков сторон света. Все сооружение поддерживается
капителью в виде цветка лотоса с чашечкой, обращенной вниз,
наподобие колокола.
Львиная капитель.
Навершие колонны из Сарнатха.
9.
Пещерный храм - чайтьяПозже стали высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы. Их составляют квадратные залы,
за которыми в толще камня располагаются кельи монахов, и храмы - чайтьи. Строгие и величественные помещения
чайтий вытянуты в глубину скалы. Они делились двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой и
росписями. Внутри храма у закругленной стены напротив входа помещалась ступа – хранилище реликвий в виде
перевернутой чаши. Одним из самых прекрасных храмов была чайтья в Карли. После ослепительного
тропического дня и утомительного подъема в гору путник попадал в прохладный полумрак огромного,
наполненного тенями пространства. Необычайную таинственность интерьеру придавали колонны с капителями в
виде опрокинутой чаши лотоса и групп коленопреклоненных слонов.
Чайтья в Карли. Интерьер.
10.
Изображение Будды в образе человекаС 1 в. н.э. стали появляться изображения Будды в
образе человека. Сначала Будда напоминал греческого
бога Аполлона. Это связано с тем, что со времени
Александра Македонского у греков были владения в
Индии. Постепенно скульптурные изображения Будды
начинали приобретать национальные черты.
Канон разрешал изображать Будду стоящим, идущим,
сидящим на лотосовом троне в позе лотоса и лежащим на
одре смерти. Стоящий или идущий Будда обязательно
обращен лицом к зрителям. Сидящий Будда
символизирует достижение Просветления, при этом
ладони и пальцы его рук сложены в одном из ритуальных
жестов. Будда, лежащий на правом боку, положив под
голову правую руку, считается погруженным в нирвану.
Образ Будды воплощает тридцать два признака
совершенства, главными из которых являются
удлиненные мочки ушей – знак благородного
происхождения, выступ на темени – символ божественной
мудрости, родимое пятно на лбу, третий глаз – знак
духовного превосходства, миндалевидные глаза, губы –
лепестки лотоса.
Изображение лица Будды отличалось правильностью,
пропорциональностью черт. Загадочное и непроницаемое
выражение лица символизировало идею обретения
нирваны. Это идеально прекрасный человек,
пребывающий в состоянии глубокого созерцательного
покоя.
Голова Будды
11.
Пещерный храмовый комплекс в АджантеВ пещерах Аджанты находится выдающийся памятник древней индийской архитектуры – буддийский
религиозный комплекс. Он включает 29 пещер, пять из которых храмы (чайтьи), а остальные – монастыри. Все
они соединены широкой тропой. Это целый огромный пещерный город, вырубленный в горах, пролегающих
вдоль живописной долины реки Вагхора. Здесь был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр
паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли широкое отражение картины жизни индийских
людей разных времен и эпох, буддийские, брахманские, мифологические сюжеты.
Пещерный храмовый комплекс в Аджанте. Общий вид.
12.
Пещерный храмовый комплекс в АджантеФасады пещер пышно декорировались скульптурой. Многочисленные статуи Будд заполняли все углубления
стен, прятались за колоннадой фасада. Встречаются и более древние божества. Из сумрака пещерных ниш возникали
фигуры гибких, как растения красавиц, таинственных духов природы, змеиного царя Нагараджи…
Фасад чайтьи пещерного храма в Аджанте.
13.
Росписи комплекса в АджантеЛетящий бог Индра со спутниками.
Апсара – небесная танцовщица.
Бодхисаттва Падманани (держащий лотос).
Внутренние помещения пещер Аджанты почти
сплошь, включая потолки, покрывались росписями, в
которых мастера воплощали свои переживания и раздумья
о мире вымысла и действительности. В них рассказаны
легенды из жизни Будды в бытность его земным
царевичем, показаны города с удивительными зданиями,
торжественные процессии, шествия слонов, придворные
сцены.
Потолки – воплощение мира небес – покрыты
изображением нежных и ярких цветов, среди которых
летают прекрасные птицы. Боги, люди и звери – все
проникнуто поэзией, любовью к природе.
Светоликий бог небесного царства Индра изображен
в стремительном полете в сопровождении
небожительниц. Окружающие его белые, голубые и
розовые облака клубятся перед взором зрителей, словно
пышные цветы райского сада.
Одна из самых красивых росписей изображает
бодхисаттву Падмапани с голубым лотосом в гибких
пальцах – знаком чистоты и святости. Его задумчиво
опущенный взор, мягкие изгибы движений тела, тонкие
дуги приподнятых бровей говорят о душевной
сосредоточенности, затаенности чувств.
Ритмы росписей Аджанты напоминают ритмы
индийской музыки с ее размеренностью, убыстрением и
замедлением темпа, долгими интервалами,
позволяющими слушателям вжиться в настроение
мелодии.
14.
Индуизм в искусстве ИндииИндийское Средневековье – пора подъема архитектуры и изобразительного искусства. Средневековье
начинается под знаком прославления богов индуизма, обращения к древним верованиям. Именно с этого времени
сохранились изображения Брахмы, Шивы и Вишну. Буддийское вероучение стало постепенно оттесняться.
Грандиозные масштабы отличают постройки и скульптуру этого времени и прославляют деяния богов и
подвиги национальных героев.
Бюст трехликого Шивы Махадева в скальном храме на острове Элефанта.
15.
Храм Кайласанатха в Эллоре.16.
Храмовый ансамбль в МахабалипурамеРатха Дхармараджаратха (на первом плане) в Махабалипураме.
Прибрежный храм Шивы в Махабалипураме.
Храмовый ансамбль в Махабалипураме
находится на морском берегу, среди песчаных
дюн и скал. Он включает в себя центральный
Прибрежный храм Шивы, пять маленьких
скальных храмов – ратх, несколько пещерных
храмов.
Этот ансамбль словно соединил две
стихии – воду и землю. Главная его идея –
торжество всего живого, питаемого священной
рекой Гангой.
Ратхи высекались целиком из огромных
валунов, они были не столько произведениями
архитектуры, сколько огромными
скульптурными монументами. В этих
«моделях» домов все внимание уделялось
внешней отделке фасадов, а внутреннее
пространство было незначительным или
отсутствовало вовсе. Каждая из ратх была
названа именем божества или легендарного
героя эпоса «Махабхарата» и имела свой
неповторимый облик.
Дхармараджаратха представляла собой
кубическую в основании, ступенчатую
пирамиду, увенчанную по углам и сторонам
ярусов кровли нарядными шлемовидными
шатрами.
17.
«Нисхождение Ганга»Рельеф «Нисхождение Ганга» - смысловое ядро комплекса в Махабалипураме. Сюжетом для скальной
композиции (только представьте, 9 м в высоту!) послужила легенда о том, как люди испрашивали у богов воды,
столь драгоценной в жарком климате страны. Но гневный Шива, заключивший непокорные струи Ганга в свои
волосы, не сразу дал им достичь земли и только спустя долгое время снизошел к мольбам и выпустил благодатные
потоки на землю. Центр рельефа – расщелина, из которой во время торжественных церемоний водопадом
низвергались потоки воды, символизирующие священные воды Ганга. К ней в едином порыве устремлены все
многочисленные фигуры живых существ.
«Нисхождение Ганга». Наскальный рельеф в Махабалипураме.
18.
Массивные ребристые башни храма Лингараджа в Бхубанешваре напоминают огромные кактусы,придающие зданию растительный облик и сближающие его с формами природы.
19.
«Храм-колесница»Храм бога солнца Сурья в Конараке.
Колеса на цоколе храма бога солнца Сурья в Конараке.
Величественно возвышаются на берегу
Бенгальского залива руины храма бога солнца Сурьи –
одного из самых больших древних святилищ в Индии.
Европейские моряки издавна прозвали его Черной
пагодой: одиноко поднимающийся на пустынном берегу
каменный колосс служил им ориентиром в плавании.
Фантастическое здание храма солнца когда-то украшала
башня 60-метровой высоты (примерно 20-этажный
дом).
Из двух частей святилища сохранилась только
восточная часть. Она выполнена в виде гигантской
колесницы – это образ божественной колесницы,
запряженной семью разноцветными (по другим
преданиям, белыми или золотыми) конями, на
которой солнечный бог едет по небу. Храм-колесница
уходит в небо тремя большими уступами, на их
террасах установлены монументальные скульптурные
изваяния.
Цоколь сооружения окружают трехметровые
каменные колеса – по двенадцать с каждой стороны.
Они богато орнаментированы и покрыты резьбой.
Колесо – подобие солнечного диска, символ
повторяющегося ритма времени. Два колеса,
соединенные осью, обозначают союз Неба и Земли.
Среди каменной резьбы на колесах встречаются и
многочисленные индийские символы солнца: лотос,
конь и опять-таки колесо.
Храм Сурьи в Конараке сравнивают с «лотосом,
встающим из утренних вод».
20.
Рельеф постамента храма бога солнца Сурья в Конараке.21.
Шива Натараджа.22.
Архитектура исламаИноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии – ислама. Началось широкое
строительство минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие
арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Четкий геометрический и растительный
орнамент заменил скульптуру в храмах.
Мавзолей Хумаюна в Дели.
23.
Памятник любви и красотеМавзолей Тадж-Махал в Агре.
Из белого мрамора возведен один из самых значительных
мавзолеев – Тадж-Махал – памятник любви и красоте. В нем
выражены все лучшие качества классического индийского
зодчества.
Уникальный характер мавзолея во многом определяется
историей его создания. У падишаха Шаха Джахана была
любимая жена Арджурманд Бану Бегам, прозванная за свою
красоту и мудрость Тадж-Махал (Венец дворца). Она была
хранительницей государственной печати, сопровождала мужа в
трудных военных походах, заступалась за осужденных.
Безвременная кончина супруги повергла Шаха Джахана в
неописуемое горе. В память о своей жене он решил
воздвигнуть мавзолей, которому не было бы равных на свете.
Весь архитектурный ансамбль вместе с садом окружен
высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на
мавзолей и парк открывается через арку монументальных
южных ворот, от которых тянется главный канал, обрамленный
дорожками. В центре пересечения главного и боковых каналов
находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими
лотосами.
Оттенки мрамора неуловимо меняются в разные часы дня.
При ярком солнце мрамор сияет, что придает Тадж-Махалу
воздушность, легкость, усиливает его и без того замечательные
стройность и цельность. На закате мавзолей окрашивается в
нежно-розовый цвет. При свете полной луны Тадж-Махал
превращается в гигантское видение, точно сотканное из
матового зеленоватого лунного света. Кажется, что купол
повисает среди звезд. Весь эффект удваивается отражением в
воде каналов парка.
Облик мавзолея удивительно соответствует образу
женщины, памяти которой он посвящен.