1.90M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Особенности нидерландского Возрождения

1.

2.

Принципы искусства Возрождения
в Нидерланды пришли позднее - 15 - 16 века.
Персонажи в живописи
нидерландцев скромные и
будничные. Они, как сказал один
из ведущих искусствоведов эпохи
Северного Возрождения Николай
Никулин, «соразмерны
Вселенной и органически входят
в нее, не утверждая себя и не
претендуя быть ее грозным
хозяином».

3.

Особенности:
Отношение к античности: гораздо меньшее влияние
античной культуры чем в Италии.
Значительное влияние готического стиля. «Осень
средневековья» - произрастание Северного Ренессанса
непосредственно из Готики.
Меньше наукообразия, больше мистицизма.
В искусстве - тема пути, жизненной дороги человека
полной страданий, вместо его пребывании в божественном
пространстве у итальянских мастеров.

4.

Отсутствие
идеализации,
героизации
монументализации образа человека
и
В искусстве. Строгий порой саркастический взгляд на
его пороки.
Присутствие иронии и юмора в искусстве, смех и плач
одновременно.
Значительная роль пугающих образов в картинах
Северного Возрождения
(влияние средневековой
символики).

5.

МАСТЕРА
Братья Ян и Губерт ван Эйк.
Рогир ван дер Вейден
Гуго ван дер Гус
Ханс Мемлинг
Иероним Босх
15 век
Питер Брейгель
16 век

6.

В Нидерландах в 15 веке яркий расцвет искусства.
Развитие торговли, производство тканей, ковров, стекла.
Храмы строились в основном из кирпича ( мало камня).
Скульптура не получила особенного развития.
Развитие миниатюрной живописи в продолжение готических
традиций.
( «Часослов герцога Беррийского» - братья Лимбург 15 век.)
Внимательная пристальность взгляда пришла и в алтарную
живопись.

7.

Братья - Ян и Губерт ван Эйк
Ян ван Эйк начал как миниатюрист. Изобретение масляных
красок приписывается им.
Самое прославленное произведение братьев - большой Гентский
алтарь.
Начат Губертом, окончен Яном в 1432 году.
Створки алтаря расписаны в два яруса - снаружи и внутри.
Наружные створки - «Благовещение» с коленопреклоненными
донаторами.
В раскрытом виде алтарь вшестеро больше.
Совокупность сцен воплощает идею искупления человеческих
грехов и грядущего его просветления.
В нижнем ярусе - «Поклонение Агнцу», сюжет из откровения
Иоанна Богослова. Агнец - мистический символ апофеоза
ожидающего праведников.

8.

Гентский алтарь - 1426 -1432 г.г., Гент, церковь святого Бавона.

9.

Гентский алтарь –
одно из самых
грандиозных
творений Ян ван
Эйка.

10.

« Чета Арнольфини» - 1434 год., Ян ван Эйк.
Тема таинства брака,
сокровенный церемониал.
(Уже здесь - бюргерская
привязанность к миру вещей.)
Смиренные труженики
Нидерландов
противопоставляются гордым
«Икарам» Италии.

11.

«Мадонна канцлера Роллена» - 1435 -1436 г.г.

12.

Иероним Босх
Необычайно ярким художником
15 века был Иероним Босх
(около 1450-1516г.)
Его творчество – это как бы
взрыв средневекового
мировоззрения, которое
видит человека скопищем
всевозможных пороков и
грехов, а мир – обителью зла.

13.

Родился и прожил всю жизнь в городе Хертогенбос.
Писал преимущественно алтарные триптихи.
Его картины - это картины притчи, картины
пророчества.
В своем творчестве он активно использует язык
символов, свойственный готическому стилю.
Наиболее ярко это выразилось в картинетриптихе - «Сады земных наслаждений».

14.

На левой створке триптиха, что вполне канонично, изображен
рай и сотворение Евы. На правой ад. В центральной части
основная тема картины - сады земных наслаждений.
В соответствии с готической традицией земные наслаждения
часто сплетаются с пороками и грехами. Грехи представлены в
картине в символическом виде. Где то эти символы согласуются
со средневековыми традициями (чревоугодие - свинья, гнев - лев,
грифон - зависть, осел - жадность), а где то они совершенно
неожиданны самобытны и не подлежат простому объяснению.
Аллегории Босха многогранны и неоднозначны, они вполне
актуальны и сегодня, поскольку всегда актуальнатема борьбы
добра со злом, «полем для которой являются человеческие сердца».

15.

Босх триптих «Воз сена»
Нидерландская пословица гласит: «Мир - это воз сена, и каждый берет
из него все что удастся ухватить.»
Развивая эту тему в своей картине, Босх вновь напоминает человеку о
тщетности земных желаний и их тесной связи с пороками, о реальной
людской нищете, ведь земные блага - это только сено.
Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий)
Христа. Одна из них, наиболее знаменитая -«Несение креста», где
Христос изображен в окружении монстров, он закрыл глаза будто
устав от людских пороков. Тяжесть креста утраивается этими
лицами, искаженными страстями. Темный густой фон картины
выделяет цветовые удары почти так же интенсивно как в
готических витражах, и делает картину подобной чудовищному
сновидению или наваждению, от которого хочет проснуться и сам
Христос.

16.

Страшные образы Босха всегда есть
обличение зла.
В его картинах также всегда есть
альтернатива злу в лице добра и красоты
живущих в мире. Добро часто представлено
также символами и аллегориями, но
концентрируется прежде всего в облике
Христа,
и
святых
изображаемых
художником.

17.

Особенности творчества Босха
В
русле
религиозного
жанра,
притчевый
иносказательный характер картин.
Мистицизм, фантастичность, сказочность.
Необычный подход к каноническим сюжетам.
Сложная символика.
Композиционная насыщенность, многофигурность.
Детализация, подробная гладкая живописная манера.
Декоративность цветовых решений картин.
Иронический взгляд на человеческие поступки.

18.

Одно из самых
безысходных
произведений –
«Несение креста»

19.

Питер Брейгель Старший
Большое место в его творчестве
занимает пейзаж, где прекрасный и
величественный мир природы
предстает в тесном соприкосновении с
жизнью людей:
«Сенокос»
«Жатва»
«Охотники на снегу»

20.

Босх
уже
4
года
как
умер,
когда Брейгель родился. И тем не менее,
Брейгель считал себя его учеником.
Работал в Антверпене. Учился у Кука ван
Альста.
Писал картины в манере Иеронима Босха,
но все же по иному.
Был прозван «мужицкий», а также Питер шутник.

21.

Сенокос

22.

Жатва

23.

Охотники на снегу

24.

Особенности:
Притчевый характер картин.
Пестрота и многолюдность композиций.
Ирония и юмор по отношению к человеку.
Много аллегорий, иносказаний и символики.
Точка зрения - с высоты птичьего полета.
Спокойствие и совершенство природы в противовес
суетливой мелочности людей. Значительная роль
пейзажа.
Простонародные типажи, гротеск, бытовые сюжеты.

25.

ЛИТЕРАТУРА
• Энциклопедия Кирилла и Мефодия
• http://nearyou.ru/story0.html-О
художниках и картинах
• http://ru.wikipedia-Википедия
English     Русский Правила