10.66M
Категория: ИскусствоИскусство

2 Эпоха Возрождения в Нидерландах

1.

искусство Возрождения в Нидерландах

2.

Общим для искусства Возрождения в Италии и в странах Центральной Европы является
стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Но эти задачи
решались различно из-за различия характера культур.
Для итальянских художников Ренессанса было важным обобщение и создание идеального, с
точки зрения гуманизма, образа человека. Для них важную роль играла наука – художники
разрабатывали теории перспективы и учения о пропорциях.
Нидерландских мастеров привлекало многообразие индивидуального облика людей и
богатство природы. Они не стремятся создать обобщенный образ, а передают характерное и
особенное. Художники не используют теории перспективы и другие, а передают впечатление
глубины и пространства, оптические эффекты и сложность светотеневых отношений благодаря
тщательному наблюдению.

3.

«Поклонение волхвов»,
Хуго ван дер Гус

4.

Для них характерна любовь к своему краю и удивительное внимание ко
всем мелочам: к родной северной природе, к особенностям быта, к деталям
интерьера, костюмов, к различию материалов и фактур…
Нидерландские художники с предельной тщательностью воспроизводят
мельчайшие детали и воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые
живописные задачи могли быть решены только при помощи новой техники
масляной живописи.
Открытие масляной живописи приписывается Яну ван Эйку. С середины 15
века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и
в Италии. Не случайно на нидерландских алтарях, являющихся отражением
целой Вселенной, можно рассмотреть все, из чего она состоит, — каждую
травинку и деревце в пейзаже, архитектурные детали соборов и городских
домов, стежки вышитых орнаментов на одеяниях святых, а также массу
других, самых мелких, деталей.

5.

Ян Ван Эйк
Искусство XV столетия — золотой век
нидерландской живописи.
Ярчайший ее представитель Ян Ван Эйк. Ок.
1400—1441.
Величайший мастер европейской живописи
Одним из первых освоил пластические и
выразительные возможности масляной
живописи, используя тонкие прозрачные слои
краски, положенные один поверх другого (так
называемая фламандская манера
многослойного прозрачного письма).

6.

Гентский алтарь (в закрытом виде) .
1422—32.

7.

Крупнейшим произведением Ван Эйка стал Гентский алтарь, который он
исполнил вместе со своим братом.
Гентский алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих.
Его высота в центральной части - 3,5 м, ширина в раскрытом виде — 5 м.
На внешней стороне алтаря (когда он закрыт) изображен повседневный
цикл:
- в нижнем ряду изображены донаторы - горожанин Йодок Вейдт с
супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна
Богослова, покровителей церкви и капеллы.
- выше расположена сцена Благовещения, причем фигуры Богоматери и
архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором
вырисовывается городской пейзаж.

8.

9.

Праздничный цикл изображен на внутренней части алтаря.
Когда алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит поистине ошеломляющее превращение:
- размеры полиптиха увеличиваются в два раза,
- картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая.
- исчезают тесные и сумрачные каморки, и мир словно распахивается: просторный ландшафт загорается всеми красками палитры, яркими и
свежими.
Живопись праздничного цикла посвящена редкой в христианском изобразительном искусстве теме торжества преображенного мира, которое
должно наступить после совершения Страшного суда, когда зло будет побеждено окончательно и на земле утвердятся правда и согласие.
В верхнем ряду:
- в центральной части алтаря, изображен Бог-Отец, сидящий на престоле,
- слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель,
- далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы,
- замыкают ряд нагие фигуры Адама и Евы.
Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу.
- в середине луга возвышается жертвенник, на нем стоит белый Агнец, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь
- ближе к зрителю находится колодец, из которого изливается живая вода.

10.

«Портрет четы
Арнольфини», 1434

11.

На портретах Яна ван Эйка люди предстают удивительно реалистичными, чувственными, будто живыми. Он
одним из первых начал добавлять к изображению человека посторонние предметы, вкладывая в них
глубокий смысл. Так, на одной из самых известных работ, «Портрете четы Арнольфини», собачка,
предположительно, символизирует преданность, фрукты — плодовитость или грехопадение, а выгнутое
зеркало — чистоту и целомудренность невесты.
По одной версии, — бракосочетание: Джованни сложил пальцы так, как это происходило во время
произнесения клятвы; в отражении зеркала на стене видны двое — свидетели обряда; мужчина и женщина
одеты празднично и богато.
По другой версии, портрет написан уже после смерти женщины. Джованни ди Николао в 1426 году взял в
жены 13-летнюю Констанцу Тренту. Её мать Бартоломея в письме от 26 февраля 1433 года, адресованном
Лоренцо Медичи, сообщает о смерти Констанцы. Погасшая свеча в люстре над женщиной трактуется как
ещё одно доказательство того, что картина была написана после смерти дамы.
Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не
на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
Кстати, есть гипотеза, что на картине Ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Сторонники этой
версии указывают на портретное сходство изображённой дамы с женой художника. Также статуэтка святой
Маргариты (изображена над кроватью) якобы намекает на имя героини. Более того, жена Ван Эйка родила
в тот же год, когда было написано полотно.

12.

«Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка»

13.

О личной жизни творца известно так же мало, как о
происхождении. «Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка»,
написанный незадолго до смерти художника, раскрыл
общественности имя и внешность его супруги. Историки считают,
что портрет должен был стать подарком на день рождения жены,
но в итоге был передан Гильдии художников и в течение многих лет
выставлялся на любование публики в день Святого Луи как образец
высокого мастерства. У пары было 10 детей.
Мастер умер 9 июля 1441 года. Его могила располагается на
территории церкви, неподалеку от дома, где он проживал более 10
лет.

14.

«Святой Иероним»
«Святая Варвара»

15.

«Мадонна канцлера
Ролена»
«Благовещение»

16.

Ерун Антонисон ван Акен,
более известный как
Иероним Босх
нидерландский художник
эпохи Возрождения,
который соединил в своих
картинах фантастические,
фольклорные,
философские и
сатирические мотивы.

17.

Детство и юность

18.

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция
Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен
(откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим
промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти
его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были
живописцами.
Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи
стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной
утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил
первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх
становится владельцем художественной мастерской.

19.

Гравюра Иеронима Босха

20.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда
он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен,
взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что
происходит от названия его родного города.
В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный
момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное
общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет
творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды,
расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С
этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по
творчеству Иеронима.

21.

Живопись
Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в
период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней
глупости» («Операция глупости»).

22.

23.

В первых картинах Иероним
высмеивает людскую
наивность, их уязвимость
перед шарлатанами, в том
числе в монашеском
одеянии. В 1490-1500 годах
Босх создает еще более
жестокую картину «Корабль
дураков», на которой
изображены монахи. Они
распевают песни в
окружении простолюдинов,
а судном правит шут.

24.

триптих «Сад земных наслаждений»

25.

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе
«Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий
день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди,
замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы,
поражающие своими размерами.

26.

триптих «Страшный суд»

27.

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается
триптих «Страшный суд». В центральной части изображен
непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем
небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями
грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане
показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и
Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их
из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

28.

29.

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его
полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и
декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой
живописей в Европе.
Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым
из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному
творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки
являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ,
которых он видел на гравюрах или церковных фресках.
Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По
данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия,
которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а
сохранились по музейным каталогам.

30.

Питер Брейгель Старший

31.

был голландским художником XVII века, выдающимся мастером
бытового жанра, родоначальником известной династии
нидерландских живописцев. Питер Брейгель Старший также
знаменит картинами на религиозную тематику, пейзажами и
великолепными гравюрами. Отличительная особенность многих
произведений мастера — огромное количество крошечных
человеческих фигурок в композиции. Подлинными героями его
картин были народные массы, а не отдельные личности.

32.

33.

Питер Брейгель Старший вероятнее всего появился на свет в 1526
году в деревушке Брёгел вблизи Бреды в семье крестьянина.
Название родной деревни впоследствии стало фамилией мастера и
его потомков. Увы, подлинного документа, официально
подтверждающего конкретную дату и место рождения художника,
не сохранилось.

34.

«Морской бой в гавани Неаполя», 1560

35.

О детских годах жизни живописца ничего не известно. В середине
1540-х годов Питер, которому на тот момент было уже около 20 лет,
стал учеником известного брюссельского мастера Питера Кука ван
Альста . Спустя 13 лет, он женился на дочери своего учителя Марии,
которая родила ему двух сыновей, ставших впоследствии
известными художниками, и дочь.
После смерти Ван Альста в 1550 году Брейгель переехал в самый
богатый голландский порт Антверпен, где был принят в местную
гильдию живописцев. Здесь молодому художнику посчастливилось
поступить на работу в мастерскую крупнейшего печатника гравюр
Северной Европы того времени — Иерониму Велленсу де Коку

36.

«Вавилонская башня», 1563

37.

В 1552-1553 годах Брейгель совершил поездку в Италию, чтобы поближе
познакомиться с работами великих мастеров Возрождения и сделать серию
рисунков для новых гравюр.
В этот период жизни в творчестве художника центральное место занимает
религиозная тематика, но появление цикла картин «Перевёрнутый мир»
знаменует собой рост интереса мастера к бытовому жанру.
В 1563 году уже признанный в мире искусства мастер живописи переезжает
из Антверпена в Брюгге. Здесь начинается последний период творчества
художника. В течение последующих 6 лет Брейгель трижды становится
отцом и пишет множество шедевров бытового жанра. Живописец
принципиально не писал портреты на заказ, хотя получал множество
заманчивых предложений.

38.

«Сорока на виселице», 1568

39.

Счастливую жизнь семьи в 1567 году разрушило прибытие в Нидерланды
герцога Альбы. Безжалостный наместник испанского монарха Филиппа II
устраивает на родине художника кровавый террор и тысячами отправляет
протестантов на виселицу.
9 сентября 1569 года в обстановке кошмарных событий: доносов,
истязательств и казней — Питер Брейгель Старший, будучи еще в расцвете
творческих сил, умер от неизвестной болезни. Хотя мастер не успел научить
малолетних сыновей азам искусства, его художественный талант генетически
передался детям, внукам и даже правнукам.

40.

«Притча о слепых», 1568

41.

Слепые люди похожи друг на друга в одежде и чертах лица, появившись ниоткуда и уходя в
никуда, они следуют друг за другом в едином движении, кульминацией которого является
поводырь уже лежащий в яме: начиная слева с бессвязного движения, затем колебания,
тревоги, спотыканья и, наконец, падения. Расстояние между головами героев увеличивается
вместе со скоростью их движения и приближению к неминуемому финалу.
Крутые крыши домов на заднем плане лишь придают композиции ощущение дополнительного
движения.
По одной из версий слепые символизируют нечестивых священников, которые пренебрегли
учением Христа.
Церковь на заднем плане была определена как Синт-Анна в Дилбеке (на территории
современной Бельгии), однако ее истинный символизм остается предметом жарких споров.
Одна точка зрения гласит, что церковь является свидетельством нравственного замысла
картины: в то время как первые два незрячих падают и находятся вне искупления, остальные
четыре стоят за церковью и, таким образом, еще могут быть спасены.

42.

«Избиение младенцев»

43.

На 30-й год своего правления иудейский царь Ирод I Великий узнает от предсказателей о рождении
младенца, который станет новым царем Древнего Израиля и Иудеи. Опасаясь конкуренции, он отдает
приказ об убийстве всех мальчиков в возрасте до двух лет. Город Вифлеем был выбран потому, что
именно на него указали предсказатели, истолковывая древние записи. Также опасения царя подтвердили
донесения, согласно которым Мария и Иосиф из Вифлеема приносили новорожденного мальчика в
Иерусалимский храм и епископ Симеон нарек его Христом-Спасителем. Воины, прибывшие в Вифлеем,
выполнили приказ, но Иисус не пострадал, поскольку его родители вместе с ним бежали в Египет. Через
четыре года царь Ирод умер от непонятной и неподдающейся лечению болезни

44.

"Охотники на снегу"

45.

"Охотники на снегу" (её еще называют просто "Зима") - особая
картина. На ней изображено время года, которое, до Брейгеля, не
пользовалось большой популярностью у художников. Они
предпочитали изображать более веселенькие картинки, а не
суровые, скрытые под снегом, пейзажи.
В картине Брейгеля идет перечисление всех зимних примет. Снег на
земле и на крышах домов, скрытая подо льдом река, деревья,
покрытые инеем, люди в зимних одеждах.

46.

47.

Перед зрителями открывается величественная картина. Мы
смотрим на открывающийся ландшафт как бы глазами
художника, который расположился на пригорке у куста ,
поэтому долина видна как на ладони.
Слева от художника группа охотников с собаками,
возвращающиеся домой.
Внизу река и расположившаяся на её берегу деревенька.

48.

49.

Все вроде бы понятно и просто. Но самое интересное в том, что на картины Брейгеля нельзя
смотреть таким образом, нельзя охватывать общим планом. Каждая деталь важна. Каждая
рассказывает свою историю. В картинах Брейгеля не бывает мелочей. Предлагаю рассмотреть
картину внимательнее.
Начнем с центрального центра - с охотников и собак. Они
возвращаются с охоты, утомленные и печальные.Понурые головы и
у одних, и у других. Им нечему веселиться, ведь добыча мизерная одна лиса.
Вряд ли они рассчитывали на такой результат. Ведь отправились
они на охоту в полном снаряжении: с пиками, с собаками. Уж точно
не за одной лисицей.

50.

51.

Не знаю, как во времена Брейгеля относились к числу 13, но для нас это число несчастливое. И ведь
собак на картине тринадцать. Случайно ли?
Что же охотники хотели получить от своего похода? Скорее всего оленя. Ведь зима - время охоты на
него. И как насмешка над неудачной охотой вывеска над трактиром, мимо которого бредут охотники.
На вывеске надпись "Dit is inden Hert" ("У оленя")Ю Где олень? Нет оленя. Вот такая шутка художника.
Показ бессмысленно проведенного дня.
Зато сами хозяева трактира заняты вполне полезным делом - они жгут костер.

52.

53.

Нет, не для того, чтобы согреться. Слишком он большой, да и солому все подкладывают и
подкладывают. И стол зачем-то притащили. Скорее всего для того, что собираются они осмолить
кабанчика, что вырастили для угощения гостей. Ведь зима - как раз время, когда заготавливали мясо.
Есть на картине и другие персонажи, занятые полезным трудом. Например, женщина на мосту с
вязанкой хвороста на спине.
Или человек вдалеке, сопровождающий воз с дровами.
Зима же, холодно. Не будет дров, не согреешь дом.
А кто поработал хорошо, тому и развлечься можно. Например, покататься на коньках.
На реке много людей катается на коньках. Популярное, видимое, занятие было в те времена.
Но не только о людях рассказывает Брейгель в своей картине, но и о природе.

54.

55.

Стоит обратить внимание на кроны деревьев на переднем плане картины.
Ощущение пушистости тёмных крон он достиг интересным приемом. Сначала
несколькими мазками темной краски он намечал ствол и несколько сучьев, а
потом щетинистой полусухой кистью удалял краску. Получалось облачко,
передающее эффект мелких веточек и инея, который на них лежит. Смотрится
объемно.
А ту мысль, что природа не умирает даже зимой, Брейгель показал, добавив в
картину птиц.

56.

м

57.

Но самое интересное в картине - это горы. Вроде бы Брейгель изобразил родные ему места,
Нидерланды. И ближний план соответствует Нидерландам, и деревенька вполне характерная для
родных мест художника. Но горы... Нет в Нидерландах гор. А на картине они ясно видны. И не
просто холмы, а настоящие скалистые горы. С острыми вершинами, покрытыми белыми шапками.
Появление их в картине можно объяснить фактом из биографии Питера Брейгеля. В начале 1550-х
он путешествовал в Альпы. Вид гор поразил художника, он много рисовал их. А потом, как писал
биограф Брейгеля Карел ван Мандер: "... он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой,
выплюнул их обратно на свои полотна...".
Картину Брейгеля "Охотники на снегу" можно рассматривать бесконечно. И каждый раз находить в
ней что-то новое.
English     Русский Правила