Урок МХК в 9 классе «Индия – страна чудес»
ИНДИЯ

Индия – страна чудес. Урок МХК в 9 классе

1. Урок МХК в 9 классе «Индия – страна чудес»

Автор данного шаблона:
Ермолаева Ирина Алексеевна
учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош»
с.Павловск
Алтайский край

2. ИНДИЯ

Респу́блика И́ндия — государство
в Южной Азии. Индия занимает седьмое
место в мире по площади, второе место по
численности населения. Индия граничит
с Пакистаном на западе, с Китаем,
Непалом и Бутаном на северо-востоке,
с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме
того, Индия имеет морские границы
с Мальдивами на юго-западе, со ШриЛанкой на юге и с Индонезией на юговостоке.

3.

Индия - одна из самых прекрасных
стран мира. Пожалуй, никакая страна
не может сравниться с ее богатейшей
культурой, ее обычаями. Индия не
похожа ни на одну из азиатских стран и
уж тем более ни на одну европейскую
страну, она очень индивидуальна, - и в
этом ее красота.
К сожалению, в экономическом плане
Индия не слишком развита и относится
к классу развивающихся стран.

4.

История Древней Индии распадается на
два больших периода:
Первый — это время хараппской
цивилизации, сложившейся в долине
реки Инд (2500-1800 до н.э.).
Второй период - арийский - охватывает
всю последующую индийскую историю
и связан с приходом и расселением
арийских племен в долинах рек Инд и
Ганг.

5.

• Хараппская цивилизация, имевшая главные
центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро
(«Холм мертвых»), достигла высокого уровня
развития. Об этом свидетельствуют те несколько
крупных городов, которые отличались стройной
планировкой и имели прекрасную водосточную
систему. Хараппская цивилизация обладала
своей письменностью и языком, истоки которых
остаются загадкой. В художественной культуре
особенно успешно развивалась мелкая пластика:
небольшие статуэтки, рельефы на печатках.
Яркими образцами этой пластики являются бюст
жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс
танцующего мужчины (10 см) из Хараппы.

6.

• После заката хараппской цивилизации в
долины рек Инда и Ганга приходят
арийские племена. Арии были
кочевниками, но. поселившись на
индийской земле, стати земледельцами
и скотоводами. Они смешались с
местным населением и в то же время
вместе с новой кровью как бы вдохнули
в индийский этнос новую жизнь.

7.

Древнеиндийская архитектура имеет некоторые
особенности. Дело в том, что никакие памятники
материальной культуры Древней Индии, включая
архитектурные, существовавшие до III в. до н.э.,
не сохранились и не дошли до наших дней. Это
объясняется тем. что в тот период основным
строительным материалом служило дерево,
которое не выдержало испытания временем.
Только в III в. до н.э. в строительстве начинается
использование камня, и с этого времени многие
архитектурные сооружения уже сохраняются.
Поскольку господствующей религией в этот
период был буддизм, постольку основными
памятниками являются буддийские сооружения:
ступы, стамбхи, пещерные храмы.

8.

• Буддийские ступы представляют собой
круглые кирпичные сооружения
диаметром 36 м и высотой 16 м. По
преданию, в ступах хранились реликвии
Будды. Обычно ступа имеет форму
полушария, покоящегося на круглом
основании, вокруг которого идет тропа,
доступ к которой открывается через
лестницу, чем дается возможность
процессиям обходить священный холм.

9.

Самой известной из них стала
«Большая ступа № 1»,
окруженная оградой с
воротами. В Санчи такой
памятник имеет каменную
ограду, в которой ворота
расположены так, что
нескромный взгляд не может
проникнуть внутрь строения.

10.

• Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31
м с террасой, служившей для проведения
церемоний. С южной стороны на террасу
ведут лестницы. Так же как и платформа, на
которой она покоится, ступа сложена из
крупного кирпича и камня. Внутреннего
помещения нет, но в толще кирпичной кладки
замурованы священные останки Будды и
другие реликвии, связанные с его
деятельностью. Первоначально ступа была
выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота
— в красный. Некогда весь комплекс
святилища окружали деревянные
монастырские строения, но до наших дней
они не сохранились.

11.

• Вокруг ступы тянется массивная каменная
ограда, лишенная всяких украшений. По
четырем сторонам, соответствующим
четырем сторонам света, в ограде
устроены ворота, богато украшенные
скульптурой. Через ворота входили
торжественные процессии для совершения
священного обряда: он состоял в обходе
вокруг ступы и восхождении процессии на
верхнюю часть платформы.
Ворота ограды Большой Ступы —
выдающееся произведение
древнеиндийской архитектуры.

12.

• Схема ворот проста: они представляют собой
два столба с тремя горизонтальными
перекладинами. Столбы и перекладины
покрыты разнообразными рельефными и
скульптурными изображениями и создают
эффект зрительного контраста на фоне
гладкой поверхности ступы, лишенной
украшений. Ворота святилища в Санчи —
сборник религиозных, исторических и
бытовых сцен, народных преданий и легенд о
Будде. Основные темы рельефов — жизнь
Будды в разных воплощениях. Здесь
присутствуют многочисленные символы
буддизма — колесо, дерево, лотос.

13.

• Фрагменты скульптур святилища в
Санчи, в частности торс якшини с
южных ворот, сегодня можно видеть в
Бостонском музее (США). А сам
комплекс Большой Ступы в Санчи
является одним из выдающихся
историко-культурных памятников
Индии, включенных в список
всемирного исторического наследия
ЮНЕСКО.

14.

• Стамбхи — это монолитные столбыколонны высотой около 15 м, наверху
которых установлена фигура
священного животного, а поверхность
покрыта надписями буддийского
содержания.
Стамбхи могли возводиться в честь
богов — Вишну, Шивы, Лакшми, Гаруды
и других; различали также
мемориальные и пограничные стамбхи.

15.

• Пещерные храмы обычно входили в
комплекс построек вместе с
монастырями. Самым знаменитым
храмом является комплекс в Ад- жанте,
объединяющий 29 пещер. Этот храм
интересен также тем, что в нем
сохранились прекрасные образцы
древнеиндийской живописи.

16.

• Комплекс подземных буддийских храмов
Аджанты создавался на протяжении
нескольких столетий, в 200—650 годах. Он
представляет собой череду пещер,
высеченных в скалах и соединенных широкой
тропой. В пяти пещерах расположены храмы
(вихары), в остальных двадцати четырех —
монашеские кельи (чайтьи). Типичный
пещерный храм Аджанты состоит из
большого квадратного зала с маленькими
кельями, расположенными вокруг него
Потолки пещер поддерживают резные или
покрытые росписями колонны, резные
колонны украшают и входы в пещеры.

17.

• Аджанту прославили ее замечательные
росписи. Они сохранились до наших дней
только благодаря уединенности и
отдаленности храмового комплекса. Это
позволило уникальным произведениям
живописи избежать разрушений, которым
подвергались древние храмы со стороны
религиозных фанатиков. Но другим
врагом росписей стали время и климат. В
результате только в тринадцати из
двадцати девяти пещер сохранились
фрагменты древней живописи.

18.

• Росписи Аджанты — своеобразная
энциклопедия жизни Индии на протяжении
целого исторического периода — V—VII
веков. Большинство из них представляют
собой иллюстрации к буддийским
легендам. Росписи Аджанты создавались на
протяжении нескольких столетий многими
поколениями мастеров Объемы росписей
просто поражают: так, только в одном из
подземных залов живопись занимает более
тысячи квадратных метров, причем
расписаны не только стены, но и колонны, и
потолки. И так было во всех двадцати девяти
пещерах.

19.

• Индийские мастера как будто
стремились перенести в тесный мир
подземелий все богатство и
разнообразие внешнего мира. Они
щедро расписывали стены и потолки
пещер изображениями деревьев,
животных и людей, стремясь заполнить
живописью каждый сантиметр
поверхности.
English     Русский Правила