Основные направления развития западной философии средних веков (2-14вв)
Основные идеи Западной философии средних веков (2 – 14вв)
Представители патристики
схоластика (от лат. школьный),
90.00K
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Основные направления развития западной философии средних веков (2 - 14 вв.)

1. Основные направления развития западной философии средних веков (2-14вв)

Патристика(апологетика) (2 – 7вв.)
Христианская апологетика( Юстин,
Тертуллиан)
Александрийская школа ( Филон Ал.,
Ориген,)
Догматическая патристика (Дионисий Ареопагит,
Василий Великий, Августин Блаженный, Иоанн
Дамаскин, Григорий Нисский)
Схоластика (7 – 15вв)
Номинализм (Абеляр,Оккам)
Реализм (Августин, Ансельм
Кентерберийский,Фома Аквинский)
Христианская Алхимическая Философия

2. Основные идеи Западной философии средних веков (2 – 14вв)

БОГ
(ТЕОЛОГИЯ)
ОНТОЛОГИЯ
АНТРОПОЛО
ГИЯ
ТЕОЦЕНТРИЗМ. ВСЕМОГУЩАЯ АБСОЛЮТНАЯ ЛИЧ
НОСТЬ. МОНОТЕИЗМ. АНТРОПОМОРФИЗМ.
КРЕОЦИОНОЗМ –ТВОРЕНИЕ МИРА ИЗ «НИЧЕГО».
ДУАЛИЗМ БЫТИЯ: БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И ПРИРОД
НЫЙ МИР. ВЫСШЕЕ БЫТИЕ- БОГ. ПРИРОДА-НЕПОДЛЕН
НОЕ БЫТИЕ. ГЕОЦЕНТРИЗМ.
КРЕОЦИОНИЗМ-ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОГОМ.
ЧЕЛОВЕК ПОДОБИЕ БОГА.ЧЕЛОВЕК: ДУХ+ДУША+ТЕЛО.
ПОСМЕРТНОЕ БЫТИЕ ДУШИ В СООТВЕТСТВИИ С
ВОЗДЕЯНИЯМ. ИДЕЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ БОГА
СЫНА. Идея бессмертия как приобщение души к духу.
Священное Писание (Библия) – Откровение Бога.
ГНОСЕОЛОГИЯ
Познание как богоуподобление.
Философия – «служанка» богословия.
ЭТИКА
МОРАЛЬНЫЕ ЗАПОВЕДИ ХРИСТА. АСКЕТИЗМ. ЧЕЛОВЕК
ИМЕЕТ БОЖЕСТВЕННУЮ ДУШУ, НО, ВМЕСТЕ С ТЕМ,
ГРЕШЕН И ЗОЛ. ЗЛО В МИРЕ НЕ ОТ БОГА, А ОТ ЧЕЛОВЕКА.

3. Представители патристики

Тертуллиан (160— 220 н. э.), Тертуллиан обнажал
пропасть между реальностью веры и истинами
умозрения, каждый раз показывая
несоразмерность веры и разума.
Вера не нуждается в рационально-теоретической
аргументации, истины веры открываются в акте
откронюния.
Его кредо «Верую, ибо абсурдно» показывает, что
когнитивно-рациональные структуры не имеют
силы в сфере притяжения веры — вера их
превосходит.
Средневековый мыслитель стремился заглянуть в
глубины человеческого духа и требовал доверия
не только к мистическому опыту, но и к
спонтанным проявлениям души (необдуманным
выкрикам, не доходящим до сознания
стереотипным формулам речи).

4.

Ориген (около 185—253/ 254) — теолог,
философ и ученый, автор около 2000 книг —
обращал внимание на то, что природа
превосходит самый ясный и чистый
человеческий ум.
Мироздание является совечным Богу, до
нашего мира и после него были и будут
другие миры. Процесс изменения мира в его
христологическом учении связывался с
глубиной падения духов, их возвращением
(спасением) в первоначальное благостное
состояние, что не являлось окончательным,
поскольку духи и в силу свободной воли
могли испытать новое падение.

5. схоластика (от лат. школьный),

В IX—XII вв. появляется схоластика. Ранняя
схоластика нашла применение в монастырях и
монастырских школах. Монастырское пространство
определяется как пространство «людей, живущих
среди книг, в книгах и ради книг».
Так, в Шартрской школе при кафедральном
соборе в Шартре (Франция), основанной в 990 г.,
преподавались право, математика, логика,
медицина. Школа приобретала латинские
переводы античной классики, греческую и
арабскую литературу по математике и
естествознанию. Изучались логика, физика,
психология Аристотеля, По своему
интеллектуальному потенциалу Шартрская школа
не уступала Парижу.

6.

Соблюдался культ семи искусств и задавался
примат нравственности над ученостью, этики над
философией. Склонность к мистике уживалась с
рациональной логикой и «геометричностью»
толкований
Схоласты шлифуют и защищают основные догматы
приспосабливая ее к удобствам преподавания в
университетах и школах.
Они культивируют навыки интеллектуального
мышления. Эволюция схоластики связана с
эволюцией системы образования от монастырских
и городских школ в период ранней схоластики к
университетам (Парижскому и Оксфордскому)
Основной путь постижения Бога видится в логике
и рассуждениях. В IX—XIV вв. происходил расцвет
схоластической учености. Схоластом величал себя
всякий, кто занимался преподавательской
деятельностью

7.

Со схоластикой связано оттачивание
логического аппарата, рассудочных способов
обоснования знания, при которых сталкиваются
тезис и антитезис, аргументы и контраргументы.
Схоластика опиралась на учение о двойственной
истине, разделявшее истины богословия и истины
философии. Истинное в философии может быть
ложным в теологии, и наоборот. Принцип
двойственности истины указывал на наличие двух
принципиально разных картин мира — теолога и
натурфилософа. Первая связывала истину с
божественным откровением, вторая — с
естественным разумом. Однако взаимоотношение
философии и теологии истолковывается
неоднозначно.
Ансельм Кентенберрийский считает, что
истины, добытые разумом, но противоречащие
авторитету священного писания, должны быть
забыты или отвергнуты.

8.

Абеляр (1079— 1142) предлагает иной подход:
сначала с помощью разума исследовать
религиозные истины, а затем судить, заслуживают
они веры или нет. Абеляр стремился к четкому
разграничению между верой и знанием. Ему
принадлежит ставший знаменитым принцип:
«понимать, чтобы верить». В отличие от веры
философия, как и знание, опирается на
доказательства разума.
Работа Абеляра «Да и нет» собрала 159 каверзных
вопросов христианской догматики. На них были
предложены ответы из авторитетных церковных
писаний и показано, что на каждый из вопросов в
распоряжении богослова имеется как
утвердительный, так и отрицательный ответ.

9.

Схоласты делились на ортодоксальных,
санкционированных церковью, и
оппозиционных, критикующих богословские
догматы. Последние стремились показать
иррациональность религии, а следовательно,
независимость от нее научных знаний
В рамках средневековой схоластики произошло
мощное развитие норм логического мышления.
Происходит экстраполяция, т.е. перенос
структуры логического суждения, его субъектнопредикатного членения на бытие. В сфере бытия
выделяются первичные непредикативные сущности
(универсалии) и вторичные предикативные,
указывающие на индивидуальные качества.

10.

Средневековая логика исходит из позиции жесткой
определенности понятий и точности смысла.
схоластика строит свою логическую систему на
базе неформализованных языковых средств,
учитывает богатство естественного языка.
Схоластическая логика оценивается как
значительный этап исторического развития логики.
Ее периодизация включает:
древнюю логику, основанную на комментариях
«Категорий» Аристотеля (до сер. XII в.);
«новую логику», основанную на знакомстве с
«Аналитикой», «Топикой» и «Софистических
опровержениях» Аристотеля (конец XII-XIII вв.);
современную логику, связанную с
систематической разработкой логической
проблематики и созданием самостоятельных
логических компендиумов (XIV в.).

11.

В рамках средневековой схоластики заложены
теоретические и операциональные основания
математической логики
внесен вклад в развитие теории высказывания и
теорию логического следования
разработаны теория логических парадоксов и
теория субпозиции — подстановки допустимых
значений
теория беспредпосылочности и сознательных
формулировок аксиом, методология сопоставления
взаимоисключающих высказываний (идущая от
«Да и нет» Абеляра),
анализ логического характера вопросительных
предложений и пр.
В целом с периодом схоластики — «книжной
учености» связывают становление европейского
стиля мышления и разработки категориального
аппарата.

12.

Учение Фомы Аквинского (1225—1274) —
вершина схоластического миропостижения. В
нем есть указания на метод интеллектуального,
т.е. постигающего, созерцания, который схватывает
не образ предмета, дальше которого не могут идти
ни физика, ни математика, а прообраз этого образа,
действительную форму предмета, «которая есть
само бытие и от которой бытие происходит».
Основной труд Фомы Аквинского «Сумма
теологии» направлен на отработку вероучения в
форме здравого смысла.
кредо средневековья, сформулированное Фомой
Аквинским, состоит в том, чтобы философские
дисциплины, которые получают свое знание от
разума, были дополнены наукой, священной и
основанной на откровении. Священное учение есть
наука теология, которая к другим наукам прибегает
English     Русский Правила