0.98M
Категория: ЛитератураЛитература

Петербург в русской литературе

1.

Учитель русского языка
и литературы ГБОУ 84
Лебедева София Сергеевна

2.

Парадный Петербург
История
Эпоха
Тайна старины
Легенды
Мифология города
Повседневный Петербург
Казёнщина
Официоз
Мощь/Угроза
Серость
Холод/холодность
Безразличие
Нищета
Убожество

3.

Система отношений персонаж-город
Житель/ не житель
Влюбленный/
мститель /
защитник /
игрок
ГОРОД
VS ДЕРЕВНЯ
Белые ночи,
исторические
места/
эпизоды
Взрослый/
ребенок
Сфинксы,
«волшебство
города»
Из окон
квартиры/
особняка/
больницы
и т.д.

4.

Собственно Петербурга
Вообще
Кабаки
Дворцы
Высотные дома/подъезды
Сфинксы
Железная дорога
Александрийский столп
Фонари*
Медный всадник
XVIII век
Приемы, балы,
светская жизнь,
противопоставленность искренности,
натуральности
VS
XIX век
VS
Новый тип героя:
чиновники, служащие;
быт, суета,
формальщина,
противопоставлен-ность
мистике, высшим силам,
духу города
XX век
Технический
прогресс, город
как антипод
естественной
жизни

5.

Чем обусловлена идея двоемирия?
Почему Петербург – мрачный город?
Идея борьбы с природой, Богом (Пётр)
Петербург как синтез европейского и русского
Античная тема, Египет
Мир «счастливцев»
и «несчастливцев»
(центр и окраины )

6.

(Великий и мрачный, истинная и
ложная красота)
1. Как исторический феномен
Двойственность проявляется:
Самодержавие, подавление
личности, неравенство; Петербург –
«умышленный» город,
противоестественность, воля
человека (Пётр), которая
соперничает со стихией, высшей
волей.
1. В историческом смысле – Европа и
Россия, Европа и Восток, Власть и
народ
2. Как социальный феномен
Бедные и богаты, знатные и
«простой люд», столица и
провинция (Некрасов)
3. Как мистическая сущность
Дух мщения (стихия против Петра),
призраки самоубийц, город как
персонаж, а не как фон.
2. В социальном плане – высшие и
низшие сословия, маленький человек
и те, кому он подчиняется,
3. Петербург фантастичен постольку,
поскольку он призрачен, обманчив
(разъединение, разобщенность;
творчество или деструкция?)
(E.g. Невский проспект как маска)
ИТОГ: сумасшествие героя
(отсюда сквозная тема
наваждения, самоубийства)

7.

Подберите свои примеры произведений, в которых отражены
названные сегодня темы, мотивы
Соотнесите появление этих тем и мотивов с историческими
событиями, личностями, эпизодами истории
English     Русский Правила