Похожие презентации:
Онтология
1.
ОНТОЛОГИЯВОПРОСЫ
Онтология как раздел философии
• Бытие. Формы бытия.
• Понятие картины мира
Цель – анализ представлений о бытии и материи в
философии и науке
2.
ОНТОЛОГИЯВВЕДЕНИЕ
• Онтология — область философских знаний, где
рассматривается круг вопросов, о проблемах
бытия
и
небытия,
существования
и
несуществования, а также выявляется сущность
всего того, что обладает этим качеством.
• Термин «онтология» стал употребляться в
философии только с XVII в., но имеет греческие
корни (ontos — сущее, logos — слово, учение) и
означает учение о сущем.
• Онтологии в философии составляет
философского мировоззрения
основу
любого
2
3.
• Онтология – раздел философии, изучающий бытие.• Онтология изучает не то, как мир реально существует, а то, как его (мир) можно мыслить.
• Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы
мышления — категории. Это предельно широкие понятия, многие из которых
раскрываются лишь друг через друга и используются попарно.
Материя
Движение
Субстанция
Основные философские категории в онтологии
Существование (бытие)
Пространство
Время
3
4.
Что такое бытие?Возможно ли вечное существование?
Что значит — существовать?
Философия ставит
вопросы:
Что такое небытие и что
значит — не существовать?
Все ли сущее существует одинаково?
Как можно существовать?
4
5.
БЫТИЕ• Первые попытки философски осмыслить проблему бытия
появились в древнейндийской и древнекитайской
философии в первой половине первого тысячелетия до
нашей эры.
• В них содержатся идеи о целостной духовной субстанции,
бессмертной душе, а также материалистические и
атеистические представления о мире, в соответствии с
которыми основу всего сущего составляют естественные
начала:
огонь, воздух, вода, земля, свет, пространство, время, дерево,
металл.
5
6.
• В XXI в. философское содержание бытия дополнилось новыми темами,за счет появления новой междисциплинарной сферы научного знания — глобалистики
(мировое человечество, глобальная экология, планетарное сознание), современной
космологии («темная материя», «темная энергия», таинственный бозон Хиггса, именуемый
«частицей Бога», суперструны и петли), квантовой информации и т.п.
6
Планетарное сознание
Бозон Хиггса
7.
Развитие онтологии (схема)Древняя Индия и Древний Китай
Идеи о целостной духовной субстанции,
бессмертной душе, а также материалистические и
атеистические представления о мире
Древняя Греция
Бытие – материальное первоначало (огонь, вода); бытие – активное
начало; бытие человекоразмерно, бытие едино и неделимо.
Средние Века
Бытие = Бог
Новое время
Бытие – производная от сознания, разума, мышления
Немецкая классическая философия
Русская религиозная философия
Философия 20 века
Настоящее время (21 век)
Бытие тождественно мышлению, бытие – предельно
простое, а потому бессодержательное понятие
Бытие – проявление сущего. Бытие проявляет себя как
воля (практика), как представление (познание) и как
чувство (творчество)
Связывание понимания бытия с историзмом, человеческим существованием,
7
ценностями и языком
Бытие дополнилось новыми темами (глобалистика, современная
космология и др.)
8.
ПространствоОтражает неустранимую отграниченность
всего сущего друг от друга
Время
Форма,
которая
координирует
объекты и их изменения в
пространстве.
Движение
Атрибут
материи,
свойство
материального
предмета,
отражающий изменчивость
СВОЙСТВА БЫТИЯ
Субстанция (сущность)
То, что находится в основе,
самостоятельно
существует,
независимо.
Причинность
То наличие в каждом мгновении причин
явлений, которые произойдут в следующее
мгновение, отражая необходимость 8события.
9.
Понимание бытия на 2-хуровнях:
Материально существующий уровень
Идеальный уровень
Материальное бытие = существование
Идеальное бытие = сущность
Существование находится в пространственно
– временном состоянии.
Мысли, знания, ценности и т. д.
9
10.
Мир есть, существуеткак беспредельная и
непреходящая
целостность.
Природное и
духовное, индивиды и
общество равно
существуют, хотя в
разных формах
Категория бытия
объединяет основные
идеи по вопросу
существовании мира:
Их различное по форме
существование –
предпосылка единства
мира
Мир развивается по своей
объективной логике и
образует реальность,
10
предзаданную сознанию
и
действию людей.
11.
Основные формыбытия
Бытие вещей
(тел), процессов
Бытие вещей и
предметов,
сотворённых
человеком
Бытие вещей
Бытие процессов
Бытие природы
Бытие состояний
природы
Бытие человека
Бытие человека в
мире
Специфическое
бытие человека
Бытие
духовного
(идеального)
Бытие
индивидуализированное
Бытие социального
Индивидуальное
бытие
Сознание человека
Бытие общества
Психика человека
Бытие
объективированное
Воплощение
в
материальных
«носителях»
(книги,
чертежи,
формулы и т.д.)
11
12.
• Мир в целом – это сущий мир кактаковой. Всеобщие свойства бытия мира
проявляются не иначе, как через связи и
отношения между единичными сущими.
• Определенность сущего
характеризует место его
индивидуального бытия в целостном
бытии.
• Моменты данного индивидуального
бытия – мгновения жизни – никогда не
воспроизводятся вновь и никогда не
остаются неизменными.
12
13.
Во Вселенной ничто из ничего невозникает, как и не исчезает
вообще. Всё, что в ней есть,
получило
своё
название
первоначало от какого – либо
другого вида материального бытия.
Это
означает,
что
абсолютно
всё
существующее
в
мире
обладает
возможностью становиться тем или
иным видом материи. Причем прежний
вид материи не может быть абсолютно
утерян, а может лишь перейти из одного
13
состояния в другое.
14.
Категория «бытие»Древнегречес
кая
философия
Есть или быть
(живое, неживое)
Жить
(живое)
Берется эта основа для описания характеристики бытия в современной философии
Всё существующее – Вселенная, к которой все мы принадлежим.
Осознание бытия Вселенной является первой предпосылкой формирования
бытийной картины мироздания.
Бытие – вся объективная реальность, «схваченная
человеческим разумом»
Современная
философия
14
15.
• Про бытие имеет смысл говорить тогда и только тогда, когда дело касается чего то конкретного, т.е. бытием может обладать только что-то, нечто.• Противоположным понятием для «бытия» является «небытие», которое в
любом языке отождествляется с «ничто» и никаким образом не может быть
помыслимо.
• Иначе говоря, небытие отрицает бытие, и именно в этом смысле употребляют
данный термин, если вещь, тело, явление, сознание и т.д. (т.е. то, что может
существовать) перестают быть самими собой.
• Тогда о них говорят, что они «ушли в небытие», не существуют.
15
Бытие
Небытие
16.
• Вмарксисткой философии сложилось, что между
бытием и небытием есть диалектическая взаимосвязь.
Так, нечто, обладавшее бытием, уходит в небытие в
полном смысле этого слова лишь в том случае, если оно
никогда не отражалось в сознании и никаким другим
образом не оставило о себе информацию.
В противном случае оно мыслится как нечто конкретное
и, таким образом, опять-таки существует, но уже в
сознании, сохраняя свое «второе» бытие и оставаясь в
этом случае копией первоначального объекта в виде
идеального образа.
В этом смысле мы говорим о «бессмертии» идей,
вещей, событий, исторических личностей или близких
нам людей, имея в виду, что они не превратились в
ничто, а обрели новое существование, иное бытие в
виде памяти, запечатленной в носителях информации
любым из возможных способов.
16
17.
Философия бытия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежноостанавливается перед проблемой:
Сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных
принципов) самою мира — один, два или больше?
При решении этой проблемы возникают такие типы (философские концепции) :
Монизм
(от греч. «mono» — один)
Основа = одно начало
Материалистический
(основа – материя)
Основа - дух
(идеи, чувства)
Дуализм
(от лат. dualis —
двойственный)
Проявление
двух
противоположных
друг
другу начал (факторов),
борьба между которыми
и создает все то, что есть в
действительности.
Бог и Мир; Дух и Материя;
Добро и Зло; Свет и Тьма; Инь
и Ян; и т.д.
Плюрализм
(от лат. «pluralis» —
множественный, много)
Признает существование в мире
много
взаимодействующих
факторов и начал
18.
Монизм, дуализм и плюрализм можно представить в виде следующей схемы:19.
КАРТИНА МИРА (КМ)Постижение отношения человека к миру, формирование целостного представления о нем, в совокупности
всех его элементов и проявлений это представление в современной культуре обозначается понятием «картина мира» (КМ). В ее построении
существенную роль играет онтология.
«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества
совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и
изменения,
20.
Картина мира - в отличие от мировоззрения совокупностьмировоззренческих знаний о мире. Понятие картина мира означает модель
мироздания со всеми его взаимосвязями.
Чувственнопространственна
я
Духовно-культурная
Метафизическая
картины
мира
Физическая
Биологическая
Философская
20
21.
Термин «картина мира» использует знаменитый физик Макс Планк.Под физической картиной мира он понимал «образ мира», формируемый
в физической науке и отражающей реальные закономерности природы.
Информационная (ИКМ)
Научная (НКМ)
Обыденная (ОКМ)
Философскую (ФКМ)
Картины
мира в
философии
Религиозная (РКМ)
Их различия определяются двумя позициями:
1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;
2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы.
22.
Обыденнаякартина
мира
возникает
из
повседневного опыта. В центре обыденной картины
мира
находится
действующий
человек
и
повседневность.
ОКМ представляет мир как единый и единственный.
Он единственный. Являясь единственным и самым
главным, повседневный мир выступает одновременно
как единый. Это не означает, конечно, что повседневное
сознание совершенно лишено научных или религиозных
представлений.
В силу исторического характера знаний и опыта людей
на каждом этапе развития человечества КМ
различаются, сменяя и дополняя друг друга. КМ
детерминируют ориентации человека в мире. КМ
формируется в сознании отдельного человека, и в
общественном сознании. Термин появился в рамках
физической науки в конце XIX в. у Г. Герца. Он понимал
физическую
картину
мира
как
совокупность
создаваемых
исследователями
представлений
об
объектах внешнего мира.
23.
Картины мираМифологически – религиозные картины мира (РКМ)
Первыми складывались мифологически-религиозные картины мира РКМ.
В центре РКМ –соотношение повседневного опыта человека и
потустороннего мира, а именно сферы человеческого и религиозного. В
РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе
которого лежит представление о дуалистичности бытия: абсолютное,
сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию БогаТворца; сотворенное бытие, существование многообразия вещей и
процессов, в том числе и человека.
Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не
было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком
рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел
Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят,
поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий
приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям.
24.
Научная катина мира (НКМ)В последние столетия сформировалась научная картина мира - НКМ.
Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает
обычно как антитеза архаической (прежде всего, религиозной) картине мира.
Научная картина мира начала формироваться с появлением первых
достоверных знаний об отдельных сторонах и свойствах мира еще в странах
Древнего Востока и Греции, однако ее идеи и представления были органично
вписаны в натурфилософскую космоцентристскую картину мира.
Собственно НКМ интенсивно начинает складываться в XVI-XVII веках.
Под НКМ понимают целостную систему представлений об общих свойствах и
закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных
научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности. НКМ
строится вокруг объектов независимых от человеческого восприятия. Она основана также
на познании законов природы: физических, химических, биологических. Совокупность
всех этих научных знаний дает, в общем и целом, научную картину мира. Картина мира,
которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии
природы, называется естественнонаучной картиной мира (Иногда говорят о том, что в
НКМ следует различать общенаучную (ОНКМ)). В ОНКМ обобщаются и синтезируются
научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и картины
мира.
25.
ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИРассматривая понятие «бытие» как основополагающую философскую категорию, с которой
начинается познание человеком окружающего его мира и самого себя, мы выявили предельно общий
признак этой категории — существование, что присуще любым вещам, явлениям, процессам,
состояниям действительности.
Однако, даже простая констатация7
наличия чего бы то ни было влечет за
собой новые вопросы, важнейшие из
которых касаются первопричин бытия.
Из чего состоит все то, что нас окружает?
Есть ли в являющемся нам многообразии вещей
что-то единое, составляющее первооснову всего
сущего?
26.
Позжепонятие
субстанции
расширилось
до
некоего
предельного
основания
—
постоянного,
относительно
устойчивого
и
существующего
независимо от чего бы то ни было, к
которому
сводилось
все
многообразие
и
изменчивость
воспринимаемого мира.
В истории философии для
обозначения такой первоосновы
используется предельно широкая
категория — субстанция.
(лат. substantia — сущность,
существо, суть).
Апейрон
Как правило, дело сводилось к
общепринятым тогда первостихиям:
1) земле, воде, воздуху, огню;
2) «первокирпичикам» — апейрону;
3) атомам и т.п.
Такими основаниями в философии по
большей части выступали материя,
Бог, сознание, идея, эфир и т.п.
Элементы стихии
Шафран
27.
Проявлениесубстанции
В атрибутах
В модусах
Движение,
пространство, время,
количество, качество,
всеобщие неизменные
свойства.
Свойство концентрации
единых вещей.
28.
Теоретическиехарактеристики субстанции
Самодетерминация
Определяет саму себя, несотворимо и
неуничтожимо
Универсальность
Устойчива, постоянна, абсолютна: ни от кого,
ни от чего не зависящая первооснова
Каузальность
Выражает идею причинной обусловленности
всеобщих процессов (Субстанция – причина всего)
Мониистичность
Суьстанция – едина и единственна. Двух
субстанций быть не может.
Целостность
Выражает идею единства сущности и
существованию материального и идеального
29.
Субстрат(от лат. substratum «подложка, подстилка») –
основа всего существующего; при этом часто
отождествляется с материей, субстанцией.
Субстрат
химических
процессов - атомы
Субстрат жизни –
нуклеиновые кислоты,
белки
Субстрат
общественных
процессов человек
30.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Исторические типы онтологии (курс лекций) : учебное пособие / М. И. Данилова, Д. А. Бочковой. – Краснодар, 2015. -100с.
2. Философия : учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М,
2018. — 459 с
3. Лекции по философии. Материалы из Studfiles.ru. URL: https://studfile.net/preview/3651461/
4. Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? Материалы из Поиска Истины. URL: https://poiskistini.com/literatura/filosofija-v-voprosah-i-otvetah/chto-takoe-ontologiya-kakovi-osnovnie-voprosi-i-ponyatiya-ontologii
5. Фундаментальные
свойства
бытия.
Материалы
из
Справочника.
URL:
https://spravochnick.ru/filosofiya/fundamentalnye_svoystva_bytiya/
6. Философия. Учебник / под ред. Ю. М. Хрусталева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 640 с.: ил.
7. Философия: учеб. – 2-е изд., испр. / Н. С. Савкин, В. А. Абрамов, А. И. Белкин и др.; Руководитель автор. Коллектива и отв.
Ред. Н. С. Савкин; Редкол.: В. М. Борискин и др. – Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2002. – 356 с.
8. Краткий курс философии : учебное пособие / Е. Н. Песоцкая. - Саранск, 2017. -88с.
9. Представление
о
природе
в
истории
философии.
Материалы
из
Студопедии.
URL:
https://studopedia.su/14_125944_predstavlenie-o-prirode-v-istorii-filosofii.html
10. Физики предложили модель Вселенной без Большого взрыва. Материалы из Lenta. Ru. URL:
https://lenta.ru/news/2015/02/11/bigbang/
11. Зацикленная Вселенная. Материалы из Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2016/02/10/ccc/
12.
Что
такое
тёмная
материя
простыми
словами?
Материалы
из
ScienceLife.ru.
https://zen.yandex.ru/media/scienceliferu/chto-takoe-temnaia-materiia-prostymi-slovami-5db02e8943fdc000b163a619
URL: