Похожие презентации:
Философия культуры. Лекция № 12
1.
2.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ- общая теориякультуры, касающаяся сущности и природы
культуры, ее взаимоотношения с природой и
обществом, классификации видов, форм и
направлений, а также некоторых частных
проблем, прежде всего связанных с
цивилизацией. Философия Культуры —
система метафизических утверждений о
сущности, генезисе и наиболее общих
законах культуры, прямо не опирающихся на
эмпирические факты. Термин введен
немецким романтиком А.Мюллером.
3.
4.
Типы культуры многообразны.Культуры разных стран
отличаются друг от друга и по
тайне своего происхождения, и
по традициям, и по внутренним
особенностям.
5.
6. Культура
• К материальной культуреотносятся прежде всего
средства производства и
предметы труда, вовлеченные в
водоворот общественного
бытия. Понятие материальной
культуры охватывает широкий
круг вещей и процессов,
которые служат человеку.
Материальная культура
является показателем уровня
практического овладения
человеком природой
• К духовной культуре относятся
наука и степень внедрения ее
достижений в производство и быт,
уровень образования населения,
состояние просвещения,
медицинское обслуживание,
искусство, нравственные нормы
поведения людей в обществе,
владение логикой мышления и
богатством языка, уровень развития
материальных и духовных
потребностей и интересов людей.
Существенной составляющей
духовной культуры является
религия. Духовная культура
проявляет себя в «вещной» форме:
книги, картины, кино,
архитектурные сооружения,
скульптуры и т.д. Все это живет и
сотрудничает с современным
поколением и является культурой.
7. Основные формы культур
В большинстве современных обществ культурасуществует в следующих основных формах:
1. Высокая, или элитарная культура - изящное
искусство, классическая музыка и литература,
создаваемая и потребляемая элитой;
2. Народная культура - сказки, песни, фольклор,
мифы, традиции, обычаи;
3. Массовая культура - культура, сложившаяся с
развитием средств массовой информации,
создаваемая для массы и потребляемая массой.
8.
Формы культурыОпознавательные
признаки
Изучающие их науки
Элитарная (высокая)
культура
Живопись, скульптура,
архитектура, литература,
иконопись, мозаика,
Искусствоведение,
литературоведение
Народная культура
Эпос, былины, предания,
сказки, ритуал, обряд,
обычай
Этнография,
антропология,фольклорис
тика
Массовая культура
Эстрада, шлягер, китч,
сленг, цирк, радио,
телевидение
Социология, философия
9.
Культура как философская категорияохватывает все достижения человечества в
области как материального, так и духовного
производства. Она заключается не только в
содержании труда, его продуктах, не только
в знании, но и в навыках, овладение
которыми позволяет человеку справиться с
практическими и теоретическими задачами
современности
10.
Культура - это не только результат человеческойдеятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и
признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры
общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих
эмоций, чувств, а также уровень мышления.
Культура - это сочетание материальных и духовных
ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того
или иного объекта материальной или духовной реальности,
высвечивающее его положительное или отрицательное
значение для человека и человечества. Реальные факты,
события, свойства не только воспринимаются, познаются нами,
но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения,
любви или, напротив, чувство негодования, ненависти или
презрения. Таким образом, можно сказать, что ценность - это
субъективно-объективная реальность. Вот почему, утверждая,
что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди
спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно
своего вкуса. Та или иная вещь обладает в наших глазах
определенной ценностью благодаря не только своим
объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое
интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности
наших вкусов.
11.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личнойжизни или созданная человеком, имеет кроме своего
физического еще и общественное бытие: она выполняет
исторически закрепленную за ней человеческую функцию и
поэтому имеет общественную ценность.
Ценности бывают не только материальные, но и духовные:
произведения искусства, достижения науки, философии, нормы
нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает
общественную сущность бытия материальной и духовной
культуры. Если что-то материальное или духовное выступает
как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в
условия общественной жизни личности, выполняет
определенную функцию в его взаимоотношении с природой и
социальной действительностью.
Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с
точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше
отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта
оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной
или ложной, реакционной. В нашем мировоззрении научное
познание мира и ценностное отношение к нему находится в
непрерывном единстве. Таким образом, понятие ценности
неотделимо от понятия культуры.
12.
13.
14.
15.
16.
Постепенный процесс демократизацииобщественной жизни, достижение высокого
материального уровня, техническое оснащение
основных производственных процессов привели к
формированию массового общества, в котором
культурные ценности перестали быть элитарным
достоянием и получили уравнительный характер.
Это обусловило появление массовой культуры, т.е.
усредененной культуры, создаваемой средствами
массовой информации и тиражируемой с помощью
специальной, технически высокооснащенной
индустрии. Массовая культура имеет своей
исторической целью информирование широких
слоев населения о возможностях культуры, о ее
языке, о навыках, необходимых для восприятия
искусства; но массовая культура не может
заменить прикосновения к высокому искусству.
Однако на любом уровне культуры в ее широком
смысле являет собой гуманистически
ориентированную ценность. А все, что разлагает
эту ценность, есть антикультура.
17.
Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровеньдля примитивно мыслящих. Ведь и широким массам можно и нужно
давать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовно высокому,
даже к величайшим шедеврам культуры. Для то, чтобы повышать
культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему
культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть
высокообразованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному.
Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными
задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и
образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять
в руки перо, кисть, другие рабочие инструменты, несет
ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба
культуры - в руках человека.
Культура реально существует как исторически сложившаяся
разноуровневая система, обладающая своими вещными формами,
своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными
ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни - этой
центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие
культуры обретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с
тем как глубоко личный опыт индивида.
Таким образом, если человек создает культуру, то и культура создает
человека. А в более глобальном смысле это означает, что общество
осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только
наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры.
18.
19.
Первым ввел отличие культуры от цивилизацииИ.Кант, чем существенно прояснил эту проблему.
Ранее под культурой в отличие от природы
понимали все созданное человеком; хотя уже тогда
было ясно, что человек немало в своем творчестве
делает не просто плохо, но даже совсем плохо.
Позднее возникли взгляды на культуру,
уподобившие ее идеально функционирующей
системе и профессиональному умению, но не
учитывающие, что профессионально, т.е. с большим
умением, иные могут убивать людей, однако никто
не назовет это злодеяние феноменом культуры.
Именно Кант разрешил данный вопрос, причем
гениально просто. Он определил культуру как то и
только то, что служит благу людей или что в своей
сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности
нет истинной культуры.
20.
Кант со всей четкостьюпротивопоставил
«культуре умения»
«культуру воспитания»,
чисто внешний,
«технический» тип
культуры он назвал
цивилизацией.
Дальновидный гений
мыслителя провидел
бурное развитие
цивилизации и
воспринимал это с
тревогой, говоря об отрыве
цивилизации от культуры:
культура идет вперед
гораздо медленнее, чем
цивилизация. Эта явно
пагубная диспропорция
несет с собой многие беды
народам мира:
цивилизация, взятая без
духовного измерения,
порождает опасность
технического
самоуничтожения
человечества.
21.
22.
23.
24.
В самом начале ХХ в. прозвучали мрачныепредсказания О. Шпенглера о «Закате Европы», о
гибели высокой культуры, о постепенном замещении
культурных (духовных) ценностей ценностями
цивилизации в их грубо материальном воплощении.
К середине века культур пессимистические
настроения стали выражаться через понятия
«массовое общество» и «массовая культура». В
целом пессимизм культурологов основывается на
том, что общий фон культуры ХХ в. оказался
значительно ниже того уровня, к которому приучили
интеллигенцию XVII - XIX века- «золотая эпоха»
европейской культуры.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
ГлоссарийИскусство – специфический род практическидуховного освоения мира.
Культура- (лат. Cultura – возделывание,
воспитание, образование, развитие, почитание) –
специфический способ организации и развития
человеческой жизнедеятельности, представленный в
продуктах материального и духовного труда, в
системе социальных норм и учреждений, в духовных
ценностях, в совокупности отношений людей к
природе, между собой и к самим себе. Впервые это
понятие в современном понимании ввел в оборот
французский просветитель Вольтер.
Мораль- (лат. Moralis – относящийся к нраву,
характеру, складу души, привычкам) нравственность, один из основных способов
нормативной регуляции действий человека в
обществе.
32.
Вопросы для закрепленияматериала:
1. Что мы понимаем под понятием
«генезис культуры»?
2. Каково место языка в формировании
культуры?
3. Назовите основные сферы культуры.
4. Расскажите о состоянии и
перспективах развития культуры в
Казахстане.