Похожие презентации:
Классическая и неклассическая философия
1.
Классическая и неклассическаяфилософия
Классическая немецкая философия:
Кант и Гегель.
2. Становление и основные направления
неклассической философии.
1.
2.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий
философ и ученый, родоначальник
немецкого классического идеализма.
«Две вещи наполняют душу всегда
новым и все более сильным удивлением
и благоговением, чем чаще и
продолжительнее мы размышляем о
них, — это звездное небо надо мной и
моральный закон во мне».
3.
(1724 – 1804)4.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
Докритический период (до 1770):
«Всеобщая естественная история и
теория неба», 1755 год;
2. Критический период
Вопросы философии Канта:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
1.
5.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
В «докритический» период Кант создал
«небулярную»
космогоническую
гипотезу, в которой возникновение и
эволюция планетной системы выводится
из первоначальной «туманности». В это
же время Кант высказал гипотезу о
существовании
Большой
вселенной
галактик вне нашей Галактики, развил
учение о замедлении — в результате
приливного
трения
—
суточного
вращения
Земли
и
учение
об
относительности движения и покоя.
6.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
В
1770 состоялся переход Канта к
воззрениям «критического» периода; в
1781 появилась «Критика чистого
разума»,
за
ней
«Критика
практического разума» (1788) и
«Критика способности суждения»
(1790).
В
них
последовательно
излагались: «критическая» теория
познания, этика, эстетика.
7.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
Критическая гносеология Канта (Что я могу знать?).
Кант отвергал догматический способ познания и считал,
что вместо него нужно взять за основу метод
критического философствования. Кант доказывает
невозможность построить систему умозрительной
философии до предварительного исследования форм
познания
и
границ
наших
познавательных
способностей. Исследования эти приводят Канта к
агностицизму — к утверждению, что природа вещей,
как они существуют сами по себе («вещей в себе»,
ноумены),
принципиально
недоступна
нашему
познанию: последнее возможно только относительно
«вещей для нас»,явлений, т. е. способа, посредством
которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.
8.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
Формы познания: чувственность, рассудок
и разум.
Знание априорное и апостериорное.
1. Априорные формы чувственности:
пространство и время;
2. Априорные формы рассудка (12):
категории – количества (единое, многое,
целое), качества, отношения,
модальности;
3. Антиномии чистого разума.
9.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
Тезисы
Антитезисы
1
«Мир имеет начало во времени
и ограничен также в
пространстве»
«Мир бесконечен и во времени, и
в пространстве»
2
«Всякая сложная субстанция в
мире состоит из простых частей,
и вообще существует только
простое или то, что сложено из
простого»
«Ни одна сложная вещь в мире не
состоит из простых частей, и
вообще в мире нет ничего
простого»
3
«Для объяснения явлений
необходимо ещё допустить
свободную причинность»
«Нет никакой свободы, всё
совершается в мире только по
законам природы»
4
«К миру принадлежит или как
часть его, или как его причина
безусловно необходимая
сущность»
«Нигде нет никакой абсолютно
необходимой сущности — ни в
мире, ни вне мира — как его
причины»
10.
Классическая немецкаяфилософия: Иммануил Кант
Категорический императив Канта:
«поступай только согласно такой максиме,
руководствуясь которой ты в то же время
можешь пожелать, чтобы она стала
всеобщим законом»;
«поступай так, чтобы ты всегда относился к
человечеству и в своём лице, и в лице всякого
другого также, как к цели, и никогда не
относился бы к нему только как к средству»;
«принцип воли каждого человека как воли,
всеми своими максимами устанавливающей
всеобщие законы».
11.
Классическая немецкаяфилософия: Гегель
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-
1831) - немецкий философ, создатель
философской системы, являющейся
завершающим звеном в развитии
немецкой классической философии.
«Все действительное разумно, все
разумное действительно».
12.
13.
Классическая немецкаяфилософия: Гегель
Абсолютный идеализм.
Безличное духовное начало - «Абсолютная идея»
(объективный идеализм).
Основная
форма
активности
идеи
«самопознание».
Для этого необходимо саморазвитие. Развитие
Абсолютной
идеи
является
объективным
развитием мира, поскольку Идея из самой себя
порождает, творит Вселенную.
Развитие
мира
есть
самопроявление
абсолютного духа.
Абсолютная идея внутренне противоречива,
благодаря
чему
постоянно
изменяется,
развивается.
14.
Классическая немецкаяфилософия: Гегель
1.
2.
3.
В процессе своего саморазвития идея проходит три
этапа. Первый этап - логический, «стихия чистого
мышления». На этой ступени «абсолютная идея»
выступает как система логических категорий. Эта часть
учения изложена в «Науке логики».
На втором этапе «абсолютная идея» превращается
(«отчуждается») в природу, которая является
«инобытием абсолютной идеи». «Философия природы».
Высшей, третьей ступенью саморазвития идеи
является «абсолютный дух» («Философия духа»). На
этой ступени развития идея, обогащенная всем
предшествующим развитием, возвращается к себе,
получая необходимую конкретность «посредством
человека». На этом этапе идея проходит стадии
субъективного, объективного и абсолютного духа.
15.
Классическая немецкаяфилософия: Гегель
В
философии духа имеет место
дифференциация духовных форм и
структур, учитывающая то, где и как дух
обретает реальное существование:
1. субъективный дух - в человеческом
индивидууме,
2. объективный дух - в «объективных
формах» права и морали,
3. абсолютный дух - в формах культуры:
искусства, религии, философии.
16.
Классическая немецкаяфилософия: Гегель
Диалектический
метод: тезис –
антитезис – синтез (Абсолютная идея
– Природа – Дух).
Законы диалектики:
1. Закон
перехода
количественных
изменений в качественные;
2. Закон
единства
и
борьбы
противоположностей;
3. Закон отрицания отрицания.
17.
Неклассическая философияОсновные характеристики неклассической
философии:
Классическая философия
Неклассическая философия
1. Рационализм;
1. Иррациональные направления;
2. Целостность, завершенность;
2. Открытость, плюрализм;
3. Кризис европейской культуры
3. Безграничная вера в разум,
и
как
следствие
утрата
прогресс, науку;
предшествующих идеалов;
4.
Абсолютной
ценностью
4.
Абсолютной
ценностью
является человек в сумме всех
является разумное начало в
своих проявлений (телесность,
человеке.
интуиция, бессознательное).
18.
Неклассическая философияиррационалистическая
традиция
(философия жизни Ф. Ницше);
2. социально-критическая
программа
(марксизм,
неомарксизм,
постмарксизм);
3. критико-аналитическая программа
(позитивизм, неопозитивизм,
постпозитивизм, аналитическая
философия);
4. экзистенциально-психологическая
программа (феноменология,
экзистенциализм, психоанализ).
1.
19.
Неклассическая философия:философия марксизма
Фридрих Энгельс
(1820 - 1895)
Карл Маркс
(1818-1883)
20.
Неклассическая философия:философия марксизма
Профсоюзное движение;
1864 – 1876 Первый интернационал
(Международное
товарищество
трудящихся), «Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!»;
3. Образование
рабочих
партий
–
социалистических,
социалдемократических, коммунистических;
4. Забастовка 1 мая 1886 года;
5. 1889
–
образование
Второго
интернационала
(Международное
объединение социалистических рабочих
партий).
1.
2.
21.
Неклассическая философия:философия марксизма
Маркс о роли философии:
«Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в
том, чтобы изменить его»;
«Подобно
тому, как философия
находит в пролетариате свое
материальное
оружие,
так
и
пролетариат находит в философии
свое духовное оружие»;
22.
Неклассическая философия:философия марксизма
Две части учения:
Диалектический материализм;
Исторический материализм.
23.
Неклассическая философия:философия марксизма
Исторический материализм:
Маркс
стал
основоположником
материалистического понимания истории.
Двигателем истории является «материальное
производство»,
которое
он
называет
термином «базис».
«Способ производства материальной жизни
(базис)
обусловливает
социальный,
политический и духовный процессы жизни
вообще (надстройку) . Не сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, их
общественное бытие определяет их сознание»
24.
Неклассическая философия:философия марксизма
производства (базис) представляет
собой единство производительных сил и
производственных
отношений.
Производительные силы – это орудия труда,
средства производства и занятые в нем люди.
Производственные отношения – отношения
между людьми.
Определенному уровню и характеру развития
производительных
сил
соответствуют
определенные производственные отношения.
Источником
общественного
развития
является
противоречие
между
производительными
силами
и
производственными отношениями.
Способ
25.
Неклассическая философия:философия марксизма
Этап развития общества с соответствующим
способом производства материальных благ,
базисом
и
надстройкой
называется
общественно-экономической формацией. Маркс
и Энгельс выделяют пять общественноэкономических формаций:
1. первобытнообщинную,
2. рабовладельческую,
3. феодальную,
4. капиталистическую
5. и коммунистическую.
26.
Прообраз будущего «государства рабочих и крестьян»- Парижская коммуна ( 18 марта - 28 мая 1871 г.)
27.
Неклассическая философия:философия марксизма
Диалектический материализм:
1.
Материалистический монизм (влияние французских
материалистов);
2.
Мир есть движущаяся материя. Материя как
объективная реальность несотворима, вечна и
бесконечна.
3.
Материи свойственны такие всеобщие формы её
существования, как движение, пространство и время.
4.
Движение
—
это
универсальный
способ
существования материи. Нет материи вне движения, а
движение не может существовать вне материи.
5.
Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание
составляют особое свойство высокоорганизованной
материи (мозга).
28.
Неклассическая философия:философия марксизма
Материя
развивается
постоянно
(Гегелевская идея развития), а сознание
отражает этот процесс.
Диалектический
метод
описывает
процесс
развития
материи,
не
Абсолютного духа Гегеля, для этого
служат категории и законы диалектики.
Единство законов бытия и мышления:
«...Наше субъективное мышление и
объективный мир подчинены одним и
тем же законам...».
29.
Неклассическая философия:философия жизни Фридриха Ницше
Фридрих Ницше
(1844 – 1900)
Бог умер: теперь
хотим мы, чтобы
жил Сверхчеловек.
30.
Неклассическая философия:философия жизни Фридриха Ницше
Идейный предшественник – Артур Шопенгауэр,
«Мир как воля и представление».
Основа жизни человека не разум, а воля, воля к
жизни. У Ницше трансформировалась в «волю к
власти».
Собственно воля представляет собой "волю к
свободе", то есть стремление к простому
самовыражения. Воля проявляет себя прежде
всего через жизнь. Жизнь для Ницше первая и
единственная реальность. Поскольку жизнью
движет волеизъявления, в нем царит борьба за
выживание. Конечно, в ней побеждает
сильнейший. Благодаря такой победе жизнь
может укрепляться.
31.
Неклассическая философия:философия жизни Фридриха Ницше
Кризис
европейской культуры. Критика
культуры: Руссо – Шопергауэр – Ницше.
Два начала культуры: дионисийское и
аполлонийское.
Развитие культуры возможно лишь как
результат болезненного ослабления и
вырождения человечества.
Суть культуры — это не столько
искусство, сколько искусственность, в
основе которой стремление подавить,
ограничить,
надеть
шоры
на
непосредственное движение жизни.
32.
Неклассическая философия:философия жизни Фридриха Ницше
Сердцевина
учения Ницше — это протест
против каких-либо ограничений жизненной
активности индивида. Мощь ничем не
ограниченного жизненного напора индивида,
считает Ницше, как раз и делает его
Сверхчеловеком.
Эпоха
Сверхчеловека
в
«философии
будущего». Состояние войны всех против всех
становится нормой этой эпохи. На место
христианской морали сострадания к слабым
приходит так называемая «биологическая
мораль» с максимами типа «Будь смел и
жесток!», «Падающего подтолкни!».