Похожие презентации:
Архитектура Византии
1.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
2.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА, первый в истории великий стиль
купольной архитектуры, существовавший на огромной территории,
находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее
политического и культурного влияния.
Период активного развития византийской архитектуры продолжался с VI
по XV вв., в IV-VI вв. ему предшествовал этап становления, а с
середины XV в. начался период развития производных стилей.
Византийский стиль – первый и единственный среди западных стилей,
в котором удалось соединить полноту цветового богатства с
мощными и рационально выверенными конструктивными формами,
обладающими высокой степенью функциональной цельности.
3.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Периодизация развития архитектуры Византии:
Созревание (395–527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование в Италии, Египте,
Сирии, Малой Азии и Македонии;
Первый расцвет (527–726), эпоха политического могущества и активного строительства;
Иконоборчество (726–867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка
строительства;
Второй расцвет (867–1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства;
Латинская империя (1204–1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной
остановки строительства;
Палеологовское возрождение (1261–1453), время упадка внешнего могущества и величественного
культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах;
Эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской
империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля сохранялось в России, на Балканах
и в регионах с сильным исламским влиянием.
В 1453 г. - Византия прекратит свое существование в результате захвата её турками-османами - Османская
империя
4.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИПродолжав античные традиции, Византия наследовала так же культурные
достижения завоеванных народов.
Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих
типов монументального каменного строительства.
Главная задача архитектуры: Выразить идеи и сущность христианства.
Зодчие уделяли главное внимание не фасаду, а внутреннему убранству храмов,
где собиралась община верующих, приобщаясь к миру духовному,
божественному, ища в нем душевное спокойствие и надежду на спасение
после смерти.
Основные средства выражения: Купола, своды, аркады, стены часто
покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными
плитами мрамора, мозаичная живопись, резная скульптурная обработка стен.
5.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИВиды архитектуры:
Типы архитектуры:
1. Культовая (мемориальная,
храмовая).
2. Светская:
• общественная;
• жилая.
3. Монументальная:
• инженерно-оборонительная.
1.
2.
3.
4.
5.
Жилая (дворцы, жилища для монахов);
Промышленная (это инженерные,
инженерно-оборонительные сооружения:
мосты, крепостные стены, башни, мосты,
гавани, помещения для хранения воды и
др.);
Общественная (рынки, помещения для
совершения молитв и др.);
Мемориальная (триумфальные арки);
Храмовая (храмы, церкви, соборы,
монастыри).
6.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Заимствовав формы от античной
архитектуры, византийское зодчество
постепенно их видоизменяло и в течение V
века выработало, преимущественно для
храмостроительства, тип сооружений, по
плану и всей конструктивной системе
существенно отличающийся от типа
древнехристианских базилик.
Византийский храм в Архызе
7.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Строительный материал:
1.
Плинф (крупный и плоский
обожженный кирпич);
2.
Цемяночный раствор
3.
(с добавлением измельченной
обожженной глины и толченого
кирпича);
4.
5.
Тесаный камень, мрамор;
Порфир (архитектурные детали:
6.
вставные панели, капители,
решетки и др.);
Кирпич (своды, купола).
8.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИВизантийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над
основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так
называемых парусов (часть свода, элемент купольной конструкции).
9.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Формирование византийских
систем перекрытий:
а - римский крестовый свод:
б - вспарушенныи свод на четырех
опорах:
в - вспарушенный свод на восьми
опорах;
г - купол на парусах;
д - купол на парусах с погашением
распора боковыми полукуполами;
е - крестовокупольная система
перекрытия
Византийские системы перекрытий
10.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Требования к внутреннему
пространству:
1. Вместительность;
2. Удобство для совершения
ритуалов;
3. Место для алтаря;
4. Символика - крест.
11.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Типы конструкции архитектуры:
1. Центрический тип с куполом на восьми
опорах (ранневизантийский период);
2. Купольная базилика (ранневизантийский
период);
3. Крестово-купольный тип (средневизантийский период ).
Схематичный план купольной базилики
Схематичное изображение крестово-купольного типа
12.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Внешний облик здания:
1. На ранних этапах византийской архитектуры наружные украшения
применялись мало, а купола обычно возводили низкими,
сливающимися с объемом здания;
2. Позже купол часто устанавливали на барабане с окнами по
периметру, но окна могли прорезать также и основание самого купола;
3. Оконные проемы чаще всего увенчаны аркой (или арками) и
снабжены решетками или каменными плитами с крупными
отверстиями;
4. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами,
орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им
массивность;
5. Позднее строились более высокие храмы, вертикаль в них усилилась,
снаружи появилось больше украшений, узорная кирпичная кладка,
мраморная облицовка, глухие и сквозные аркады, пилястры, группы
сложных окон, ниши, профилированные пояса и карнизы;
6. В более поздних зданиях, меньших по размеру, но превосходных в
мастерстве пластической и ритмической разработки проекта, нередки
выступающие портики и пристроенные приделы.
13.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Система конструктивно заданного
убранства:
1. Византийская капитель «пульван или
пульвино» (переработав ионическую и
коринфскую);
2. Мозаики или написанные темперой
фрески;
3. Разнообразная мраморная облицовка,
колонны, резные капители, резные или
инкрустированные фризы, панели и т.д.;
4. Пластическая выразительность
архитектурных форм;
5. Тщательно выверенное использование
света как деятельного элемента в создании
общего декоративного эффекта.
Интерьер Собор Святой Софии (Константинополь)
14.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Важнейшими принадлежностями
храма являются алтарный престол,
иконостас (алтарная преграда),
амвон (кафедра) и крестильная
купель.
15.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТИП ЗДАНИЯ
крестообразное в плане, аскетичный, неприхотливый
внешний вид, богатый внутренний интерьер.
Внешнюю кирпичную поверхность стен «украшают»
только плоские вертикальные выступы - лопатки,
соединенные со столь же плоскими арками («глухая
аркада»).
Мавзолей Галлы Плацидии
(первая половина V века)
Получил свое название в честь безвременно
умершей дочери императора Феодосия Великого
КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА
большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя
стройными рядами ограждают центральный неф.
Церковь Сан Аполинаре
(начало VI века)
16.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Церковь Сан-Витале - пример
центрического здания, в плане восьмигранник с граненым алтарем.
Основу конструкции составляют 8 опор,
несущих купол. Опоры соединяются
полукруглыми двухэтажными арками.
Как все раннехристианские церкви, она
удивляет прежде всего контрастом между
богатым внутренним убранством и
аскетичным до бедности внешним.
Однообразие ее фасадов нарушают только
мощные контрафорсы.
Церковь Сан Витале (Равенна)
17.
Церковь Сан Витале в Равенне. Византия18.
Интерьер. Церковь Сан Витале в Равенне. Византия19.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Основное пространство базилики украшено
мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности
апсиды, стены покрыты византийской мозаикой.
Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы
образцом раннехристианской монументальной
живописи, созданной в технике византийской
мозаики. Особую значимость представляют
прижизненные портреты императора Юстиниана и
его супруги Феодоры.
Моисей пасет стада Иофора и Неопалимая
купина. Мозаика Церкви Сан Витале в Равенне
20.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
КВАДРОКУПОЛЬНАЯ
БАЗИЛИКА
Применявшийся главным
образом в небольших
церквах, этот тип был
широко распространен.
Отличительные его
особенности: вписанный в
квадрат крест в плане и пять
куполов, один над
средокрестием и четыре по
обратным углам креста.
Малая церковь монастыря Святого Луки в Фокиде, XI в.
21.
Интерьер Константинопольской церкви святыхСергия и Вакха, 527-565 гг.
22.
Константинопольская церковь святых Сергия и Вакха, 527=565 гг.23.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
(средне-византийский период).
Этот храм может считаться высшим выражением
византийского искусства в той стадии развития,
до какой достигло оно при Юстиниане и
ближайших его преемниках.
Главный собор империи, сменивший базилику,
существовавшую на том же месте со времен
императора Константина I, строили архитекторы
Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
Это трехнефная базилика с четырехугольным
средокрестием, увенчанным куполом.
Греч. арх-ры: Анфимий и Исидор (532-537 гг.)
Собор Святой Софии, 532-537 гг.
Арх. Анфимий и Исидор
24.
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины),образующий три корабля: средний — широкий, боковые — более узкие. Середина широкого корабля,
квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные
арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола.
Собор Святой Софии (Константинополь). Византия. Константинополь
25.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные.
В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон
примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается,
дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.
Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части
храма.
Византийская купольная система собора
26.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Внутренняя отделка храма
продолжалась на протяжении
нескольких столетий и отличалась
особой роскошью (мозаики на
золотом полу, 8 зеленых яшмовых
колонн из храма Артемиды в
Эфесе). Стены храма также были
полностью покрыты мозаиками (как
сюжетные композиции, так и
орнаменты). Благодаря своей
величественной архитектуре и
убранству.
Внутренний вид сводов собора Святой Софии. Византия
27.
Полы покрывали мраморными плитами (геометрические узоры). Нижнюю часть внутренних стен облицовывалитонкими плитами разноцветного мрамора, распиленными таким образом, чтобы выявить богатую текстуру материала.
Ряды этих плит чередовались с блоками мрамора иного цвета, плоскими или резными.
Иногда применялись вставные резные панели, на которых в технике барельефа изображались линейно стилизованные
орнаменты, например виноградные лозы и павлины.
28.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Мозаики Святой Софии представляют собой
пример византийского монументального
искусства периода Македонской династии.
Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)
29.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИЦерковь Святой Ирины. Византия
30.
Купола и оконные проёмы нефа церкви пресвятой богородицы в Салониках31.
Церковь пресвятой богородицы в Салониках32.
Церковь Святых Апостолов в Салониках33.
Дафни34.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИМонастырь Святого Наума
35.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ (Светская)
Светские постройки вплоть до эпохи
Юстиниана чрезвычайно близки по
духу римским.
Византийский дворец – сложный
комплекс более или менее
обособленных, отличающихся
необычайной пышностью одно- и
двухэтажных построек, размещенных в
обширном парке.
От жилых домов простых византийцев
остались лишь незначительные следы.
36.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ (Светская)
Ко времени Юстиниана дворцы Константинополя,
которые начали строиться еще при Константине,
занимали огромное пространство в 600 тысяч квадратных
метров. Они располагались между ипподромом, морем и
храмом Святой Софии. В дворцовый комплекс входили,
кроме собственных комнат императорской семьи,
помещения для многочисленной дворцовой охраны и
служащих, для ткацких станков и разнообразных
ремесел, залы для приемов, церкви, часовни. Здесь были
внутренние дворы, сады, лестницы и даже улицы между
зданиями. Хотя дворцы, особенно жилые помещения,
постоянно перестраивались и изменялись.
Залы дворца отличались роскошным декором, в системе
которого большую роль играли мозаики, покрывавшие
собой полы.
Внутренний интерьер дворца Топкапы.
Константинополь (Стамбул)
37.
Дворец Топкапы. Константинополь (Стамбул)38.
•Хюнкар софасы (Комната повелителя). XVIв., перестроена в XVIII-XIX вв.Хюнкар софасы (Комната повелителя). XVIв., перестроена в XVIII-XIX вв.
39.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ(Общественная)
В градостроительстве к VI в.
складывались средневековые
черты. В городах
Балканского полуострова появился
укреплённый Верхний город, близ
которого разрастались жилые
кварталы.
Города Сирии часто строились по
нерегулируемому плану,
отвечающему рельефу местности.
Тип жилого дома с внутренним
двором в ряде районов Византии
долго сохранял связь с античным
зодчеством. В Константинополе
сооружались многоэтажные дома,
нередко с аркадами на фасадах.
Крытый рынок в Стамбуле. Византийская архитектура
40.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ(Светская)
Характерный для зданий
Мистры прием богатой
декоративной разделки
стены и использования
колонн, не имеющих
решающего
конструктивного
значения, свойственен и
архитектуре
сохранившейся в руинах
части императорского
дворца в
Константинополе
(известен под турецким
названием Текфурсерай).
Императорский дворец в Константинополе
(известен под турецким названием Текфур-серай)
41.
Церковь Панагии Халкеон в Фессалониках, 1028 г.Фессалоники, Греция
42.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИИнженерно-оборонительная
Византия отличалась
высоким уровнем
развития
фортификационного
дела, города защищали
подчас тройные стены
или система фортов на
подступах. Мосты,
шоссейные дороги,
акведуки, резервуары и
крытые многоярусные
подземные цистерны
для воды и иных целей
– в возведении всех
этих сооружений
византийцы достигли
замечательных
результатов.
Монастырь Святой Екатерины
43.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИИнженерно-оборонительная
Городские стены Константинополя
44.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИИнженерно-оборонительная
Акведук Валента
(Акведук бодоган)
(англ. Valens
aqueduct,тур. Bozdoğan
Kemeri) — акведук,
являющийся частью
водопроводной системы
Константинополя.
Расположен в старой
части Стамбула на
бульваре Ататюрка.
Акведук является одним
из символов города.
Акведук Валента в Константинополе. Византия
45.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИИнженерно-оборонительная
Крепостные стены в Константинополе (Стамбул). Византия
46.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИИнженерно-оборонительная
Крепостные стены в Салониках. Византийский стиль
47.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИИнженерно-оборонительная
Мост. Византия
48.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИИнженерно-оборонительная
Цистерна Базилика (тур. Yerebatan Sarnici,
Еребатан Сарничи) — одно из самых
крупных и хорошо сохранившихся древних
подземных водохранилищ Константинополя
(в настоящее время в городе найдено более 40
цистерн), имеющее внешнее сходство с
дворцовым комплексом. Здесь хранился
резерв питьевой воды на случай засухи или
осады города, вода доставлялась по
водопроводу и акведукам (в том числе и по
самому большому акведуку Константинополя
— акведуку Валента) из источников
Белградского леса.
Цистерна Базилика
49.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Триумфальная арка и апсида ранних христианских храмов. Византия
Прохождение процессии через Триумфальную арку Феодосия. Византия
50.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИГлавные ворота Стамбульского университета на площади Беязит. Византийский стиль
51.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИРуины крупного торгового центра Византии. Византия
52.
АРХИТЕКТУРАВИЗАНТИИ
Византийская архитектура оказала сильное
влияние на формирование романской,
готической архитектуры Западной Европы,
итальянского Возрождения; ее прямым
продолжением было зодчество Сербии,
Болгарии, Армении и Грузии, России. С
подражания византийским храмам началась
архитектура турецкой Османской империи.
Но византийские заимствования
подверглись, конечно, глубокой переработке
в национальной архитектуре каждой страны.
Существовало и обратное влияние - на
византийских стройках работали армянские,
сирийские, сербские, арабские архитекторы.
Hagios Georgios, Салоники. Вид с восточной стороны