Зарождение Византийской империи
Культурные центры
Император Константин копьём начертил границы нового города, перестроил его по образу и подобию Рима
  в 324 году состоялась закладка нового города, который вскоре многократно превзошёл славу своего предшественника. Старый город
11 мая 330 г. официально провозгласили столицей Римской импе­рии, новым Римом, сделав его центром Христианского мира.
В Константинополе изначально не было источников пресной воды. В 4-6 в. Византийцы соорудили около 60 акведуков. Они украшались
Была создана система водохранилищ (подземных резервуаров).   одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных 
Император Валент построил самый длинный водопровод (240 км в длину, 26 м в высоту) (368-375 г.г.).
Теперь христиане могли иметь свои храмы и открыто вести в них богослужение. Однако христианские зодчие ещё не умели возводить
От античности христианство унаследовало два типа построек: центрические и базиликальные. Центрические здания, восходящие к
Базилика. Планы.
Император Юстиниан: 527-565г.г
Высота храма 55 м, размер 80 на 72 м. Его строительство шло 5 лет, работало более 10 тыс. чел.
План Софии
София Константинопольская
Сулеймание-джами
Голубая мечеть
Собор Айя-София в Константинополе
Святая София, план (726-843гг.) арх. Исидор из Милета,Анфимий из Тралл
План Софии
Центральный купол Софии.
Св.София. Интерьер
Храм св. Софии в Константинополе. Разрез.
Интерьер собора Айя-София.
18.16M
Категория: ИсторияИстория

Византия. Культура и искусство

1.

2.

Культура и
искусство

3.

В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое
существование, а Восточная стала ее преемницей.
Византия возникла в 395 г. в восточной части
Римской империи и существовала до 15 в (1453 г.).

4.

5.

6. Зарождение Византийской империи

Римская империя
395г.
Западная часть
Римской империи
Восточная часть
Римской империи
Франция, Италия
Германия, Англия
Нидерланды
Азия, Балканский п/о
Египет
Франкское
государсвто
Византийская
империя

7.

В состав Византийской империи в ее ранний исторический период
входили: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет,
Киренаика, часть Месопотамии, часть Армении, а также важные в
стратегическом отношении Крит, Кипр, Родос и другие острова
Средиземного моря. Византии принадлежал ряд важных, хорошо
укрепленных городов-государств на Крымском полуострове (Херсонес) и
на Кавказе. В состав Византийской империи входили отдельные районы
Аравии. В V в. в ее состав вошли Иллирия и Далмация.

8. Культурные центры

Алексадрия
(Египет)
Никея (Малая Азия)
Антиохия (Сирия)
Смирна (совр. Измир)

9.

В Византии жили многочисленные народы и
племена: греки, иллирийцы, фракийцы, дакийцы,
армяне, грузины, сирийцы, евреи, копты,
славяне. Все они именовали себя «ромеями».
Государственным языком империи с 7 в. стал
греческий язык, который широко распространился
в империи.

10.

Свою империю они называли Ромейским
царством, т.е. Римской империей, а
Константинополь – Новым Римом.

11.

Периодизация культуры:
• 1. предвизантийский (I—III века);
• 2.ранневизантийский период (4-7 в.в.);
• 3. Иконоборческий период (VIII —
начало IX века);
• 4. период Македонского
возрождения (867—1056);
• 5. Комниновский период (1081—1185);
• 6. Период правления династии
Палеолог (1261—1453).

12.

• СПИСОК ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ раннего
периода
• Династия Константина
• Константин I Великий, 306—337,
единовластное правление 323—337
• Констанций II, 337—361,
единовластное правление 353—561
• Юлиан Отступник, 361—363
• Иовиан, 363—364
• Валент, 364—378
• Династия Феодосия
• Феодосий I Великий, 379—395
• Аркадий, 395—408
• Феодосий II, 408—450
• Маркиан, 450—457
• Лев I , 457—474
• Зинон, 474—491
• Анастасий, 491—518

13.

• СПИСОК ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
• Династия Юстиниана
• Юстин I, 518—527
• Юстиниан I, 527—565
• Юстин II, 565—578
• Тиверий II, 578—582
• Маврикий, 582—602
• Фока (узурпатор), 602—610
• Династия Ираклия
• Ираклий, 610—641
• Константин II и Ираклион 641 — 642
• Констант II (Константин III), 642—668
• Константин IV Погонат, 668—685
• Юстиниан II Ринотмет, 685—695
• Леонтий (узурпатор), 695—698
• Тиверий III (узурпатор), 698—705
• Юстиниан II (вторично), 705—711
• Филиппик, 711—713

14.

При дворе соправителя римского императора
Диоклетиана находился сын Констанция Хлора,
правивший Галлией и Британией: формально для
почёта, фактически как заложник. После смерти
Флавия
Валерия
Константина
(наследника
Констанция Хлора) отпустили к тяжело больному отцу.

15.

Там Константин проявил себя мужественным воином
и талантливым полководцем. Войско так полюбило
молодого предводителя, что, когда его отец умер, сына
провозгласили императором Галлии и Британии. В
Риме власть захватил Максенций, стремившийся
стать единственным правителем огромной страны.
Максенций
(слева) и
Константин
(справа)

16.

Монограмма
Христа.
Мозаика.
V
в.
Баптистерий в Альбенго.
Италия.
Не уверенный в успехе похода
против
Максенция,
Константин ждал знамения.
И вот, по его собственным
словам, записанным историком
Евсевием, он и его воины
увидели
в
небесах
образованный
лучами
и
лежавший на солнце огромный
крест с надписью: «Сим
победиши»
(«Этим
победишь»).

17.

Император Константин Великий
получает знамение Креста Божьего

18.

Монограмма
Христа.
Мозаика.
V
в.
Баптистерий в Альбенго.
Италия.
Видение
повергло
Константина в ужас ведь
крест для римлянина
был орудием позорной
казни.
С тяжёлым сердцем
император удалился на
покой, но во сне ему
явился Христос и велел
изобразить
виденный
крест
на
боевом
знамени.

19.

Наутро Константин
приказал доставить к нему
христианских священников,
и те истолковали знамение
как предсказание победы.
Бронзовая голова Константина

20.

Действительно,
после
нескольких
сражений
Максенций нашёл свою смерть в водах реки Тибр, а
Константин триумфально вступил в Рим.
'Победа Константина в битве у Мульвиева Моста'', Йоганнес
Лингельбах

21.

В честь победы Константина над Максенцием в битве у
Мильвийского моста 28 октября 312 года была возведена
Триумфальная арка Константина . Её строили три года и
закончили в 315 году. Было возведено приземистое
монументальное сооружение 21-метровой высоты,
из трёх пролётов, с длиной фасадов около 26 м и
шириной торцевых сторон 7,5 метров.

22.

23.

На фронтальных сторонах арки выделялись восемь
коринфских колонн из нумидийского мрамора.

24.

Над ними были установлены статуи даков,
выполненные из мрамора другой породы –
светлого, с фиолетовыми прожилками. Основная
часть строения была выполнена из массивных
беломраморных блоков.

25.

Восемь статуй для аттика арки были взяты с
форума Траяна. Восемь барельефов на аттике
были перенесены с другой, ранее разрушенной
арки времён Марка Аврелия.

26.

Позаимствован был и мраморный фриз – его
разделили на четыре фрагмента и установили
над малыми арками и внутри главного пролёта.
На этих украшениях можно узнать военные
сцены времён Траяна.

27.

В центральной верхней части с обеих сторон арки
высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом:
«Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку
триумфов Императору Цезарю Флавию Константину
Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный
божеством и величием своего духа вместе со своим
войском расправился в одночасье с государственной
тиранией верным оружием».

28.

По обеим сторонам прославляющей
императора надписи, над малыми
пролетами арки и на боковых
поверхностях сооружения можно видеть
барельефы эпохи Траяна и Марка
Аврелия. Прямоугольные мраморные
плиты, высотой около трех метров,
содержат сцены битв Марка Аврелия,
состоявшихся во второй половине II века
против германских народов – Квадов и
Маркоманнов.

29.

Барельефы южного фасада арки
Rex datus – представление побежденного
правителя Марку Аврелию;
Captivi – пленники императора;
Adlocutio – император со своим войском;
Lustratio — жертвоприношение на поле боя.

30.

Барельефы северного фасада арки
Adventus – прибытие императора в Рим;
Profectio – отправление из Рима;
Liberalitas – дарование денег народу;
Clementia – император и побежденный
правитель германских народов

31.

В нижней части триумфальной арки над боковыми
пролетами можно увидеть тондо (круглые
медальоны) – копии рельефов периода
Адриана. Согласно предположениям
исследователей, они служили декоративными
элементами входного портала небольшого
святилища, посвященного Антиною – молодому
фавориту императора. Его фигуру можно различить
в сценах охоты и жертвоприношения.

32.

Диаметр каждого медальона составляет чуть
более двух метров. На барельефах изображены
сцены охоты и языческие обряды
жертвоприношений.

33.

Сюжеты тондо
южного фасада
арки
Подготовка к
охоте
Жертвоприношен
ие Сильвану
Охота на
медведя
Жертвоприношен
ие Диане

34.

Сюжеты тондо фасада с
северной стороны арки
Охота на кабана
Жертвоприношение
Геркулесу
Жертвоприношение
Аполлону
Охота на льва

35.

На боковых сторонах
арки можно заметить
медальоны,
подобные
Адриановским, однако
изготовлены они были
уже во времена
Константина

36.

К началу IV века относятся и
продолговатые барельефы,
помещенные непосредственно под
круглыми медальонами.
Использование декоративных
элементов более древних сооружений
не случайно. Причиной этому могло
послужить сразу несколько мотивов.
Прежде всего, реставрация готовых
барельефов занимала гораздо меньше
времени, нежели производство новых, а
это в значительной степени могло
сократить сроки изготовления
сооружения. Некоторые исследователи
предполагают, что использование более
ранних декоративных элементов для
новой арки могло быть обусловлено и
упадком римской скульптуры.

37.

Если присмотреться к
барельефам, очевидным
становится различие в
проработке деталей:
«Константиновские» выглядят
значительно проще.
Кроме этого, историки
утверждают, что
использование барельефов,
заимствованных с монументов
императоров Адриана, Траяна
и Марка Аврелия, также
имело определенный смысл –
таким образом императора
Константина «приравнивали»
к числу лучших правителей
Рима.

38.

На триумфальной арке Константина присутствуют четыре
крупных прямоугольных барельефа периода правления
Траяна. Все они изображают сцены битвы Траяна против
даков.

39.

Два из них расположены в аттике на боковых
сторонах арки, два других – на внутренней
поверхности центрального пролета.
Согласно заключениям исследователей, четыре
мраморные плиты, использованные для
декоративного оформления Арки Константина,
являются лишь частью одного большого
барельефа. Некоторые фрагменты античного
Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре,
Антиквариуме Римского Форума, а также в
Галерее Боргезе.
Увидеть все четыре плиты, объединенные
вместе, можно в Музее Римской Цивилизации,
где представлены их копии.

40.

41.

Вероятно, честолюбивый правитель увидел в новой
религии не только орудие политической борьбы, но и
возможность укрепить императорскую власть.
И тогда он перенёс
столицу
с
берегов
Тибра на побережье
Мраморного моря, что
могло истолковываться
как
отречение
от
языческого наследия и
начало новой жизни в
лоне христианства.

42.

В безоблачном небе над берегами Босфора парил орёл со
змеёй в когтях. Змея извивалась, пытаясь ужалить врага,
по орёл камнем упал вниз и раздробил ей голову ударом
мощного клюва. Победу царя пернатых встретили
радостными криками посланники римского императора
Константина, искавшие место для новой столицы. Битву
орла со змеёй они истолковали как знак свыше
"Основание
Константинопол
я", Петер Пауль
Рубенс

43.

На месте старой
греческой колонии
Виза'нтий был основан
город Koнстантина

44.

Византий- древнегреческий город , основанный
в 600-х (в 685 году до н. э.) г. до н.э. на берегу
пролива Босфор. Благодаря выгодному
местоположению был важным торговым центром.

45.

Византий в начале н.э. – процветающий в
экономическом и культурном плане город.
Особенно славились византийские
архитекторы и строители, которых приглашали
для возведения храмов и крепостей во многие
города Причерноморья. В Византии той поры
жили известные учёные, в том числе историк и
географ Дионисий Византийский, а также
поэты, прозаики, философы, музыканты,
актёры и скульпторы.

46. Император Константин копьём начертил границы нового города, перестроил его по образу и подобию Рима

47.   в 324 году состоялась закладка нового города, который вскоре многократно превзошёл славу своего предшественника. Старый город

в 324 году состоялась закладка нового города, который вскоре
многократно превзошёл славу своего предшественника. Старый город был
расширен и окружён неприступными крепостными стенами. Началось
возведение великолепного императорского дворца, для украшения
которого из различных мест Греции привезли лучшие произведения
искусства, терм, библиотеки и огромного ипподрома . Со всей империи в
Византий свозилисьпроизведения искусства: картины, скульптуры.

48. 11 мая 330 г. официально провозгласили столицей Римской импе­рии, новым Римом, сделав его центром Христианского мира.

11 мая 330 г.
официально
провозгласили
столицей Римской
империи, новым
Римом, сделав его
центром
Христианского мира.

49.

в день
основания Константинополя в 330 году
была торжественно открыта Коло́нна
Константи́на. Высота — 34.8 м, На
вершину колонны была установлена
золотая статуя Константина.

50.

Ствол колонны высотой 25 м состоял из семи порфировых барабанов — блоков
цилиндрической формы диаметром 2.9 м. Они были охвачены железными
обручами и бронзовыми позолоченными венками из лавровых листьев. Восьмой
верхний барабан был мраморным. Далее шла мраморная капитель,
на абаке которой стояла золотая статуя императора Константина в образе
бога Аполлона в венце из семи лучей. В этот венец был вплавлен гвоздь
от Животворящего Креста, на котором был распят Христос, поэтому жители
города одно время называли этот памятник «колонной гвоздя». В правой руке
императора находился шар-держава, в левой — вероятно, лабарум с
христианской символикой.
Колонна стояла на пятиметровом основании из порфира в виде усечённой
правильной четырёхступенчатой пирамиды, в верхней части которой был
вырезан барельеф. На это указывает рисунок немецкого художника Мельхиора
Лориха, созданный в 1561 году. Основание также было украшено надписью, где
император Константин обращался к Иисусу с просьбой оберегать его город.
Снизу колонну окружал сводчато-арочный тетрапилон, вмещавший святилище:
как утверждают, здесь хранились останки крестов двух разбойников, на которых
они были распяты рядом с Иисусом Христом на Голгофе, затем корзины,
оставшиеся после Чуда умножения хлебов и рыбы, и сосуд с миром, которым
пользовалась Мария Магдалина, омывая ноги Христу. В конце IX века к колонне
была пристроена часовня Святого Константина составившая единый
архитектурный ансамбль с тетрапилоном

51.

Основание нового Рима знаменовало новый этап в истории
человечества. Угасал старый, языческий Рим, где происходил
упадок экономики и политической жизни. Жестокий кризис не
мог не поколебать традиционную систему взглядов и
представлений, принадлежавших людям уходящей эпохи. Они всё
ещё продолжали поклоняться языческим богам Юпитеру и Венере, находили высшее интеллектуальное наслаждение в
совершенной логике классической философии, считали
человеческое тело самым прекрасным творением природы.
Однако уже таяли надежды на реальную помощь богов, менее
логичной и предсказуемой становилась жизнь, явственнее
обнаруживалась хрупкость человеческого существования. Земной
мир не мог предложить надёжной опоры — её оставалось искать
на небесах.

52.

Константинополь действительно
рос непохожим на другие
римские города. Их основу
составляла любимая римлянами
прямоугольная сетка —
неприхотливая схема планировки военных лагерей.
Константинополь получил
центростремительную
структуру.

53. В Константинополе изначально не было источников пресной воды. В 4-6 в. Византийцы соорудили около 60 акведуков. Они украшались

христианскими символами

54. Была создана система водохранилищ (подземных резервуаров).   одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных 

Была создана система водохранилищ (подземных
резервуаров). одно из самых крупных и хорошо
сохранившихся древних
подземных водохранилищ- Цисте́рна Бази́ лика,
имеющая некоторое сходство с дворцовым
комплексом. Строительство цистерны было
начато греками во время правления
императора Константина и закончено в 532
г. при императоре Юстиниане. Размеры
подземного сооружения — 145 × 65 м,
ёмкость — 80 000 м³ воды. Сводчатый потолок
цистерны поддерживают 336 колонн (12 рядов
по 28 колонн) 8-метровой высоты, колонны стоят
на расстоянии 4,80 м друг от друга, стены
толщиной 4 м сделаны из огнеупорного кирпича
и покрыты специальным водоизоляционным
раствором.
Бо́ льшая часть колонн взята из античных храмов,
поэтому они отличаются друг от друга сортом
мрамора и видом обработки.

55. Император Валент построил самый длинный водопровод (240 км в длину, 26 м в высоту) (368-375 г.г.).

56.

Император Константин велел выстроить множество
домов для желающих переселиться в новую столицу.
Появились также общественные здания, храмы,
театры, пекарни (хлеб в городе был бесплатным),
бани, водопроводы, фонтаны и удивительные
подземные водохранилища — цистерны, где даже в
самую сильную жару веяло прохладой и капли
лениво падали со сводов между огромными серыми
колоннами. Любой константинопольский ребёнок мог
ходить в школу

57.

Сердцем города стал гигантский императорский дворец, предусмотрительно помещённый в наименее
доступной части полуострова. Он выходил на обширную площадь — Августейон, так же как и здание
сената; вблизи лежал ипподром — центр
общественной
жизни
города.
От
дворца
начиналась широкая главная улица, обрамлённая
рядами арок, — Меса, в которую как бы
втягивался веер боковых улиц. Такая планировка
объяснялась природными условиями — треугольной формой полуострова, на котором
расположилась столица Константина Великого, и
одновременно наглядно выявляла исключительную роль императорской власти и самого
императора.

58.

Мальчик с осликом.
Мозаика. V в.
Пол Большого дворца.

59.

Стены Константинополя
От врагов город защищали
мощные стены, которые начали
строить при Константине (по
преданию, он своим копьём
разметил их местоположение),
а закончили в V в. при императоре Феодосии. Они
охватили весь полуостров.
Неприятель, наступавший с
суши, встречал на пути громадный, заполненный водой
ров десятиметровой глубины.
За рвом поднималась стена
высотой в три человеческих
роста, за ней — вторая стена с
мощными башнями вдвое выше
первой

60.

Стены Константинополя
А дальше вздымалась
третья стена, казалось
построенная сказочными
великанами-циклопами: е
толщина доходила до ше
семи метров, а башни
достигали высоты
современного
двенадцатиэтажного дом
Фундаменты уходили в
землю так глубоко, что
подкопать их было
практически невозможно.
Подобная стена шла и по
берегу моря, что делало

61.

Главным въездом служили Золотые ворота —
огромный массив каменной кладки; все три их
проёма настолько превосходили рост человека, что
казались предназначенными для соперников богов
— гигантов греческих мифов. Конечно, они
мыслились не как простые ворота, а как подобие
триумфальной арки — памятника славы и побед
Константинополя.

62.

Византийские
мастера
попрежнему продолжали создавать
скульптуру,
теперь
ограниченную светской тематикой. Статуя Константина
была установлена на одном
из
константинопольских
форумов; огромная статуя,
перевезённая крестоносцами
в итальянский город Барлетто,
вероятно,
изображала
Феодосия Великого. Античная
подоснова
никогда
не
исчезала из византийского
искусства, хотя в дальнейшем
она уже не встречалась в
столь чистом виде.

63.

До сих пор Константинополь поражает грандиозностью
своего масштаба, но в нём нет ничего напыщенного,
чрезмерного: город кажется удивительно живописным.
Боковые улочки круто карабкаются в гору, так что
крыша одного дома может лежать буквально у ног
жителей соседнего; пёстрая толпа постоянно снуёт
вверх и вниз, разливаясь по центральной улице —
Месе, где некогда самые богатые купцы предлагали константинопольской знати тончайшие шелка,
сверкающие драгоценности, дорогие благовония
Востока. Площади-форумы, украшенные статуями
и колоннами, нанизывались на Месу, как
медальоны на золотую цепочку.

64.

Константинополь
стал центром
христианского мира,
возникновение
которого связано с
легендой о чудесном
знамении Креста,
который Константин
увидел в небе перед
битвой с Максенцием.

65.

Константин Великий вручает город Константинополь в дар
Богоматери. Фреска собора Святой Софии в Стамбуле

66.

Не забыв о помощи христианского Бога, Константин
узаконил христианство в 313 г. как одну из государственных
религий.
Константин Великий – первый христианский император

67.

Воздвижение Креста Господня. Император Константин и мать его
Елена

68. Теперь христиане могли иметь свои храмы и открыто вести в них богослужение. Однако христианские зодчие ещё не умели возводить

храмы своей религии, а постройки, посвящённые
античным богам, плохо подходили для нового
культа. Античный храм был вместилищем статуи
божества, а не местом для моления.
Торжественные процессии обходили его снаружи,
архитектура выполняла роль скульптуры.
У христиан же само слово «церковь» («экклесия»)
означало не здание, а собрание верующих. Храм
должен был служить помещением для такого
собрания.

69.

По всей империи возводились христианские храмы,
подчас для их возведения разбирались храмы
языческие, ряд известных языческих храмов был
разрушен по велению Константина

70. От античности христианство унаследовало два типа построек: центрические и базиликальные. Центрические здания, восходящие к

античным мавзолеям
(погребальным сооружениям), были
небольшими и служили крещальнями или
мартириями, т. с. поминальными храмами
над могилами мучеников. В плане они
представляли квадрат, круг, восьмиугольник
или равноконечный (греческий) крест.

71. Базилика. Планы.

72.

При Константине в 330 г. Была построена Церковь святых Апостолов. Эта
базилика была главным храмом новой столицы , закончена его
сыном Констанцием II, который поставил в нем гроб с телом своего отца, тем
самым положив начало традиции захоронения в храме императоров . Храм
был высок, прекрасно украшен кусками облицовочного камня разных цветов
от основания до кровли, которая была украшена изящной резьбой и
позолочена, ажурная каменная резьба по бронзе и золоту опоясывала купол.
При императоре Юстиниане на месте Константиновой базилики был
построен новый храм, призванный стать усыпальницей всего императорского
семейства. Освящен он был 28 июня 550 г. и оставался вторым по значению
храмом Византии на протяжении семисот лет.

73.

В маленьком итальянском городе Равенна до
наших дней сохранились крестообразная в
плане церковь и восьмигранный баптистерийкрещальня. Церковь, построенная в первой
половине V в., получила название Мавзолея
Галлы Плацидии — дочери императора
Феодосия Великого. Однако на самом деле
Галла похоронена в Риме, а её так называемый
мавзолей был
молельней-капеллой, вероятно посвящённой
особо чтимому в роду Феодосия мученику
Лаврентию.
Во
всяком
случае,
его
изображение находится прямо напротив входа.

74.

Нижняя часть стен капеллы облицована гладким полированным
мрамором. Поверхности купола и арок, закруглённые участки
стен под арками (люнеты) покрыты мозаикой, т. е.
изображениями, выполненными из кубиков разноцветного стекла
-смальты. Кубики, имеющие неправильную форму, образуют
неровную поверхность. Поэтому свет отражается от неё под
разными углами, создавая не равномерный холодный блеск, а
волшебное мерцающее сияние, словно трепещущее в полутьме
храма. Недаром крупнейший исследователь византийской
живописи В. Н. Лазарев писал: «Входя в этот небольшой, скудно
освещённый интерьер, сразу ощущаешь себя перенесённым в
иной, неземной мир, где всё дышит чудом и где на всём лежит
печать необычного и драгоценного».

75.

Мозаика свода в
Мавзолее Галлы
Плацидии. V в.
Действительно, стены церкви к
жутся выложенными
драгоценными камнями — густ
синими сапфирами, кровавокрасными рубинами, изумруда
цвета весенней травы. Золоты
звёзды сверкают на тёмном фо
как настоящие светила на вечернем небе, а в куполе осеня
молящихся золотой крест.

76.

Мозаика свода в
Мавзолее Галлы
Плацидии. V в.
Вьются по аркам золотые
виноградные лозы — символ
Христа; они напоминают и о
главном таинстве христиан —
пресуществлении хлеба и вин
Тело и Кровь Христовы, и о мн
гочисленных евангельских при
где говорилось о вине и виногр
никах, и о райском саде: имен
там, на небе, отныне виделся
предсказанный ещё язычником
Вергилием золотой век
человечества.

77.

Сам Христос в образе Доброго Пастыря взирает вниз со стены над
входом. Овцы гуляют вокруг Него по зелёной траве, и Он ласково
прикасается к подошедшей овечке. Однако одет Божественный
Пастух в золотую одежду и восседает на пригорке, как император
на троне, твёрдо опираясь на крест. Крест здесь выглядит
атрибутом власти наподобие императорского посоха; Христос
утверждает его над миром в знак триумфального шествия
христианства. Фигура Сына Божьего показана в сильном повороте
— контрапосте: ноги Его скрещены, рука тянется к голове овцы,
но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлён вдаль.
Живость позы, унаследованная от искусства античности, может
быть, вызывалась лишь художественными соображениями, но
кажется, будто Христос, пекущийся о своей пастве, видит другие
необъятные стада «овец Христовых», жаждущих приобщиться к его
учению. Указание на проповедь Христа как источник истины для
христиан содержится в изображениях голубей, пьющих из чаши, и
оленей у озера.

78.

Церковь СанВитале.
Интерьер. VI
в.
Равенна.
Италия.
Поразителен контраст между богатым
внутренним убранством и аскетичными,
даже бедными наружными формами
храма. Только плоские вертикальные
выступы — лопатки, соединённые столь
же плоскими арками (так называемая
глухая аркада), едва выступают из
скучной поверхности кирпичной стены.
Внешняя красота здания, так же как и
красота человеческого тела, мало что
значила для христианской архитектуры
по сравнению с внутренней, духовной
красотой. Все усилия византийских
мастеров
сосредоточились
на
оформлении интерьеров — как архитектурном, так и живописном.

79.

БИБЛИЯ – «СВЯЩЕННАЯ» КНИГА ХРИСТИАН
(от греч. βιβλία — книги) — собрание древних текстов, созданных на
Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. — II в. н. э.),
канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного
Писания.

80.

Мировоззрение византийского общества,
опирается на традиции языческого эллинизма и
принципы христианства.
Такие мыслители, как Василий Кесарийский,
Григорий Нисский, Григорий Богослов
закладывают фундамент византийской
философии. В центре их философии находится
понимание бытия как совершенства. Рождается
новая эстетика, новая система духовных и
нравственных ценностей, меняется и сам человек
той эпохи, его видение мира и отношение к
вселенной, природе, обществу

81.

Отцы Церкви— почётный
титул, используемый с
конца IV века
применительно к группе
выдающихся церковных
деятелей и писателей
прошлого, чей авторитет
имел особый вес в
формировании догматики,
составлению канона —
списка Священных книг
Библии, иерархической
организации, и
богослужения Церкви.

82.

Византийские мыслители и просветители
Максим Исповедник
Иоанн Златоуст
Василий Кесарийский
Кирилл и Мефодий
Иоанн Дамаскин
Михаил Пселл

83.

Василий Кесарийский (330-379) – архиепископ,
церковный писатель и богослов. Ему
приписываются изобретение иконостаса. Автор
пятой и шестой молитв утреннего правила
(обязательного для исполнения православными
христианами), многочисленных проповедей и
писем (сохранилось не менее
трёхсот).

84.

Василий Кесарийский раскрывает идею сотворённости мира, хотя не
чужд Василий и идеи самозарождения. При этом подчеркивается, что
«Божие слово созидает естество», а не конкретные вещи, поэтому над
вещами время властно, а над естеством — нет.
Под небом Василий понимает твердь, которую отождествляет с
воздухом, поскольку она плотнее наднебесного эфира. Описывая
звёзды, он критикует гороскопы, так как «злотворные звёзды причину
своей злотворности переносят на Творца».
Вне обитаемых стран Василий полагает море, в котором «нет
твёрдой земли».
Сотворённые существа различаются разной степенью
совершенства: водные существа менее совершенны («у них нет ни
памяти, ни представления»), чем сухопутные (они хоть и бессловесны,
но не безгласны). Растения хотя и живы, но не одушевлены.
По мысли Василия, животные находятся под управлением Бога
(«ни одно существо не оставлено без Промысла») и служат для
назидания людей. Описывая их, он восклицает: «неприлично
многобрачие» или «похвально чадолюбие». Наблюдая животных,
Василий замечает, что некоторые из них воплощают добродетель
(«муравей трудолюбив, собака благодарна»), которая имеет
естественную природу. Само же добро он уподобляет здоровью.

85.

Григорий Нисский (335-394 г.г.)богослов и философ, епископ. Младший
брат Василия Кесаррийского.
Он
писал догматические, нравственные
сочинения, толкования на Священное
писание, письма и проповеди, трактат «Об
устроении человека».
для Григория воспитание христианина
«заключалось в одном беспрестанном...
усилии... приблизиться, насколько это
возможно для человека, к совершенству»

86.

Григорий Богослов (325-389) –
архиепископ Константинополя,
богослов.
Литературное и богословское
наследие Григория состоит из 245
посланий (писем), 507
стихотворений и 45 «Слов». Бог по
Своей сущности непостижим для
человеческого разума и не может
быть выражен, описан или
изъяснен никаким человеческим
словом: истинное благочестие, по
словам Г. Б., заключается «не в том,
чтобы часто говорить о Боге, но
чтобы больше молчать»

87.

Иоанн Златоуст 347407) — архиепископ
Константинопольский,
богослов, почитается
как один из трёх
Вселенских святителей
и учителей. Оставил
«Слова», «Проповеди»,
«Толкования»,
«Беседы»
Knight Rider -- Theme Song.mp3

88.

учение Иоанна Златоуста о Церкви как теле
Христовом
«Вся Церковь есть единое тело»). Это тело имеет своею главою
Христа, Который находится с нею в таком же теснейшем,
неразрывном единении, как тело с головою: «Церковь есть тело
Христово. Как тело и голова составляют одного человека, так и
Церковь и Христос едино суть»
«Господь возвёл Церковь на высоту великую и посадил её на том
же престоле, потому что где глава, там и тело; нет никакого
перерыва между главою и телом, и если бы (связь между ними)
прервалась, то не было бы ни тела, ни главы).
Близость и родство Церкви Христу святой уподобляет тесному
союзу жены с мужем по самому происхождению: «Как Ева
произошла из ребра Адамова, так и мы из ребра Христова...
Церковь произошла от ребра Христова... Когда Христос был
вознесён на крест, пригвождён и умер, тогда «пришедше один от
воин ребро Ему прободе, и изыде кровь и вода»), и из этой крови и
воды составилась вся Церковь...

89.

Аврелий Августин –
идеолог 4-5 в.н.э.
Его труды: « О граде Божьем» и
«Об Истинной религии»….

90.

1) Бог – это нематериальный, всемогущий абсолют, выше которого не может
быть никого и ничего. Бог – это высшая сущность и Творец мира из ничего. Бог
постоянно творит не только вещи, но и самого человека. Бог – это наивысшее
благо и любовь. Бог – причина всякого блага и всякой любви.
• 2) Вся история человечества это постоянная борьба двух божественночеловеческих сил: «Царства Божьего и царства земного».
• «Царство Божье» создается людьми. Вся предшествующая история
человечества это история «светского града», насыщена корыстью,
властолюбием, эгоизмом, свойственном людьми, не знающими Слово
Божье». С возникновением христианства явившего людям Христа, наконец,
«Царство Божье» получило свое реальное земное воплощение в
христианскую церковь. Церковь это высшая форма организации
человеческого общества, возможная на земле. Церковь должна утвердиться
над всеми светскими государствами и государями, ибо «светский град»
обязан подчиниться «граду Божьему».
• Именно церковь должна стоять во главе человечества, после того как пришел
Христос.
• «Царство Божье» нельзя построить без социальной организации,
дисциплины, без существования государства.

91.

• 3) Люди должны жить по Божественным законам, а не по человеческим. Когда
человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу. Господь для
того и одарил человека душей, чтобы тот полностью признал себя под властью
Божественного Промысла.
• 4) Человеческая душа имеет начало, но не имеет конца, ибо бессмертна и
существует после смерти человеческого тела. Основные особенности души
заложены в неё Богом - разум, память и воля. Земная жизнь людей – это
преддверие жизни вечной, нематериальной, духовной. Душа должна
жаждать полного освобождения от тела - смерти.
• 5) Создавая душу, Бог изначально закладывает в неё стремление к счастью,
как цели человеческой жизни. Поэтому человек обязан использовать все
способности души для достижения счастья. Само же счастье, состоит в
максимальном познании Бога.

92.

• 6) Бог причина познания, ибо все знания даются Божественным
откровением. Поэтому Бог не только причина, но и главный, основной и
единственный предмет познания.
• Вера является основой и исходным пунктом всякого познания. Познание без
веры греховно. В Божественном акте не участвует человеческий разум, ибо
бессилен перед высшим знанием и мудростью Бога «человеку доступна быть
не может».
• Всякое познание это Божественное озарение, сниспосылаемое Богом
человеку, искренне убежденному в вере.
• 7)Добро – это сам Господь. Все же зло в человеке от его материально тела.
Зло - это искаженное материальное Божественное добро.
• Человек призван «творить правду в сердце своем» перед лицом творца.

93.

• 8) Церковь пользуется языческими народами как материалом для
своего действия, если они захотели пробудиться от своего сна.
• Еретиками для доказательства своей твердости.
• Иудеями – для сравнительного доказательства своей красоты.
• Плотских же своих, т.е. живущих и мыслящих во плоти, она терпит, как
мякину…терпит дотоле, пока грех не встречает обвинение, а
заблуждающиеся не отстаиваются в дерзком упорстве. Такие люди
либо возвращаются к ней (церкви) через покаяние, либо продолжают
испытывать наше терпение и рассудительность. Божественный
помысел допускает изгонять из христианского общества даже людей
добрых…Божественный помысел использует такого рода людьми для
примера врачевания душ и созидания нового народа.
• Первых она призывает, вторых исключает, третьих оставляет,
четвертых превосходит, но всем дает возможность участвовать в
Божественной благодати

94.

Гипатия (Ипатия) из
Александрии (370-415 гг.)
женщина-учёный греческого
происхождения, философ,
математик, астроном, астролог

95.

Гипатия изобрела или
усовершенствовала некоторые
научные инструменты:
дистиллятор (прибор для
получения дистиллированной
воды),
ареометр (прибор для
измерения
плотности жидкости),
астролябию (инструмент для
астрономических измерений)
и планисферу
(плоскую подвижную карту
неба).

96.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для
разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в
качестве источников Её догматического Предания и канонического права. Таких
Соборов было семь:
I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325г.)
Утвердил истину о единосущии Сына Отцу и
Его предвечном рождении. Составил первые
семь членов Символа веры и зафиксировал
преимущества епископов четырёх крупнейших
митрополий: Римской, Александрийской,
Антиохийской и Иерусалимской.
II-й Вселенский
(I Константиропольский) Собор (381г.)
Завершил формирование Тринитарного
догмата. Утвердил истину о единосущии
Св. Духа «от Отца исходящего» со Отцом и
Сыном, составил пять остальных членов
Символа веры и зафиксировал преимущество
Константинопольского епископа как второго по
чести после Римского – «потому что город сей
есть второй Рим»".
III-й Вселенский (I Эфесский) Собор (431г.)
Открыл эпоху христологических споров
(о Лице Иисуса Христа). Утвердил истину о том,
что обе природы во Христе соединены в одно
Богочеловеческое Лицо (Ипостась).
IV-й Вселенский
(Халкидонский) Собор (451г.)
Утвердил истину о том, что две природы во
Христе соединены «неслиянно и неизменно»,
«нераздельно и неразлучно».
V-й Вселенский
(II Константинопольский) Собор (553г.)
Умиротворил монофизитскую смуту. Для
облегчения присоединение монофизитов к
Православию осудил заблуждения трёх
учителей («трёх глав»).
VI-й Вселенский (III Константинопольский)
Собор (680-681гг; 692г.)
Осудил ереси монофелитов. Утвердил истину о
том, что Иисус Христос как истинный Бог и
истинный Человек имеет две воли, но его
человеческая воля не противна, а покорна
Божественной.
VII-й Вселенский
(II Никейский) Собор (787г.)
Раскрыл догматическую сущность иконы и
утвердил обязательность иконопочитания.

97.

В 325 г. Константин организовал Первый Никейский собор
На соборе был принят символ веры, осуждены ереси, окончательно
провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было
признано воскресенье вместо субботы, определено время
празднования христианской церковью Пасхи.
Первый Никейский собор

98.

Византия создала прочный
государственный аппарат,
совершенную модель политического
устройства, устойчивую финансовую
систему, систему образования……

99.

Культ императорской власти
Василевс - титул
византийских
императоров
АВТОКРАТ (с греч. «сам» + «править,
властвовать»)
Самодержец, лицо с
неограниченной верховной
властью.

100.

• Византийская монета — золотой солид — была самой
надежной в тогдашнем мире. Снимок монеты времен
Ираклия (613-614 гг. н. э.).

101.

В Византийской империи сформирована система образования
на основе греко-римского.
Если в простонародных семьях в основе было трудовое и
начальное христианское воспитание, то в состоятельных и знатных
семьях не только мальчики, но и девочки овладевали грамотой и
получали достаточное книжное образование.
В Византии сохранялась классическая система образования.
Школа была доступной для всех. Нормой знания считалась
осведомленность в античной истории, философии, литературе и
поэзии. Образование в отличие от Запада было светским. Обязательно
изучались Гомер, Геродот , Платон и Аристотель.
Утвердилось убеждение в том, что самые выдающиеся
мыслители древности не противоречили догмам христианского
учения, что они предвосхитили многие истины христианства.
Школа предоставляла возможность социального восхождения
и деловой карьеры. Талантливые выпускники школ, будучи детьми
простолюдинов, могли стать юристами, военными, чиновниками.

102.

Обучение начиналось с элементарной школы, в которую
ребенка отдавали в 6–7 лет. Там изучали орфографию, письмо,
чтение, счет и пение. Давали также основы знаний по
Священному писанию.

103.

После этого в 9–10 лет ребенка
переводили в школу грамматиста, где осваивали
грамматику греческого языка. Здесь сообщались
основные сведения по литературе, истории,
мифологии, географии, метрике. Школьные
программы предусматривали знание Гомера,
Гесиода и Пиндара, избранных мест из сочинений
лирических поэтов, комедиографов и трагиков;
ученики должны были знать комедии Аристофана и
трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; ученики
изучали исторические сочинения Геродота,
Фукидида, Ксенофонта и Плутарха. Обязательным
было обращение к трудам отцов греческой церкви
– Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.
Основным учебником являлись «Каноны»
Феодосия Александрийского (VI век), в которых
приводились таблицы склонений существительных
и спряжений глаголов. Использовались также
словари, из которых самым известным стал
«Лексикон» Гесихия (V век).

104.

В 16–17 лет ученики переходили в школу ритора.
Здесь осваивались декламация, риторика,
правила построения речи и основные жанры
красноречия.
Ученики должны были уметь сочинять басни,
рассказы, хрии, т.е. тезисное изложение мысли, и пр.
Ученики должны были уметь вести диспут,
импровизировать, декламировать. Много внимания
уделялось письменной речи, правилам составления
письма.
Важнейшим учебником оставалось
«Риторическое искусство» Гермогена Тарсийского (II – II
века).

105.

Помимо риторических школ были философские школы,
где изучались Платон и Аристотель.
Самой авторитетной из них была Афинская Академия,
действовавшая до 529 года, до закрытия императором
Юстинианом.
Были также естественные школы. Наиболее известной
был Александрийский мусейон, где изучали математику,
геометрию, астрономию. Он просуществовал до VIII века.

106.

В Константинополе по указу Феодосия II в 425
году был открыт университет.
В нем были кафедры риторики, философии,
права, греческой и латинской грамматики;
преподавали 10 греческих и 10 латинских
грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, 2
профессора права и профессор философии.
В 855 году в Магнаврах, под Константинополем,
была открыта школа математических наук, которую
возглавил Лев Математик.

107.

В XI веке стала действовать
Патриаршия Академия, в которой изучали
библейскую экзегезу, т.е. правила
толкования Библии, Евангелия, труды отцов
церкви и богословия в целом.
Выпускники Академии занимали
высшие церковные должности.
.

108.

Риторические школы, мусейоны,
университеты, академии являлись школами высшей
ступени. Образование в них, как, впрочем, в школах
начальной и средней ступеней, было платным. И
хотя в Византии существовали школы для
неимущих, для девочек, существовали формы
стипендиальной поддержки талантливых учеников,
образование никогда не было массовым. По
оценкам византинистов, в периоды стабильности
общая численность образованных людей в империи
не превышала 15 процентов населения.

109.

Центр общественной жизни КонстантинополяИпподром, Ипподром в Константинополе являлся
одним из самых грандиозных сооружений
Византийской империи строительство которого
было начато римским императором Септимием
Севером в 203 году, вмещал 100 тыс. зрителей

110.

Он использовался как место конских ристаний,
гладиаторских боев, триумфальных шествий и праздненств,
проведения публичных актов связанных с передачей или
сложением императорской власти и приведением в
исполнения смертных казней. Ипподром также являлся
своеобразным центром общественно-политической жизни
простонародья столицы.
Константинопольский ипподром
(современная реконструкция)

111.

За эталон берется
Большой цирк в Риме.
В 324 году, при императоре Константине Великом, начинается вторая
капитальная перестройка сооружения, закончившаяся к маю 330 года. После
этой масштабной перестройки размер сооружения составлял около 450
метров в длину и 120 метров в ширину. Вместимость ипподрома была до 100
000 человек. Количество рядов зрителей увеличивается до шестнадцати.

112.

Площадь ипподрома на турецкой
миниатюре XVI века

113.

Ипподром в 15 в.

114. Император Юстиниан: 527-565г.г

Император Юстиниан

115.

его супруга – Феодора. Она не была
аристократкой, зарабатывая до брака в театрах
Константинополя. Провозглашена Юстинианом
императрицей. Оказалась тонким политиком.

116.

В Византии было развито искусство мозаики. В
Равенне были созданы величайшие мозаики
«Императрица
«Император
Феодора (жена
Юстиниан в
Юстиниана)» 526-47
гг. сопровождении
свиты»

117.

Император Юстиниан известен своим желанием стать восстановителем Римской
империи в её прежних границах.
С этой целью он отправлял войска в Италию, Африку, Испанию. В его
царствование, помимо принадлежавших империи Малой Азии, Сирии, Палестины,
Египта, Греции и Балкан, византийские войска захватили Сицилю, Италию,
вернули империи Африку с Карфагеном, покорили побережье Испании.
При Юстиниане территория Византийской империи практически
удвоилась.

118.

В 529 г. Юстиниан создал свой знаменитый
кодекс – свод законов, базировавшийся на
римском праве. Это был лучший
юридический документ своего времени,
включающий в себя законы империи.
Для укрепления императорской власти
Юстиниан поддерживал христианскую
церковь, а церковь – его.
Христианство – единая государственная
религия Византии Он отменил языческие
праздники, повысил налоги.

119.

При императоре Юстиниане была
построена в 527—529 гг Церковь святых
Сергия и Вакха .
Возведена Исидором Милетским.

120.

В 532 году в Константинополе возникает крупнейший бунт в
его истории – восстание «Ника». Более 35 тысяч человек,
недовольные высокими налогами и церковной политикой,
вышли на улицы города. На ипподроме они потребовали
отставки императора. Юстиниан хотел бежать. Но Феодора
посоветовала подавить бунт. Через неделю весь ипподром
был усыпан трупами бунтарей.

121. Высота храма 55 м, размер 80 на 72 м. Его строительство шло 5 лет, работало более 10 тыс. чел.

в 532—537 гг. при Юстиниане в память об усмирении
бунта, во время которого этот государь чуть было не
лишился престола, был возведён Храм Святой Софии.
Высота храма 55 м, размер 80 на 72 м.
Его строительство шло 5 лет, работало более 10 тыс. чел.

122.

Ангел показывает Юстиниану
модель Собора Святой Софии

123.

Строительство Святой Софии
(миниатюра из хроники Константина
Манассии)

124.

Архитекторами были Анфимий из Тралл и Исидор из
Милета.

125.

126. План Софии

Святая София, план (726-843гг.)
арх. Исидор из Милета,Анфимий из Тралл

127.

128. София Константинопольская

129. Сулеймание-джами

130. Голубая мечеть

131.

132.

133. Собор Айя-София в Константинополе

• Высота – 55м
• Диаметр купола -31м
(33м)
• План – 74,8 х 69,7м
• Пилоны – 23м
• Рёбра сечением –2,1 х
0,8м
• Оконные проёмы –4,6
х1,5м

134.

135. Святая София, план (726-843гг.) арх. Исидор из Милета,Анфимий из Тралл

136.

Аксонометрический разрез
и схема сводов собора св.Софии

137.

138.

Исидор и Анфимий были не
только
прекрасными
зодчими,
но
и
выдающимися
учёными
своего времени.

139.

Исидор собрал сохранившиеся работы Архимеда и
составил комментарий к сочинению Герона
Александрийского о конструкции сводов; Анфимий
написал трактат о зажигательных зеркалах.
Основная сложность, которую им пришлось
преодолеть при строительстве храма Святой Софии,
заключалась в грандиозных размерах постройки,
заказанной императором Юстинианом.

140. План Софии

Святая София, план (726-843гг.)
арх. Исидор из Милета,Анфимий из Тралл

141.

Возвести сооружение почти стометровой длины да
ещё перекрыть его куполом было почти
неразрешимой задачей: ведь чем больше тяжёлый
кирпичный купол, тем больше сила его распора,
стремящаяся как бы раздвинуть, развалить несущие
купол стены. В отличие от римских зодчих
византийцы не имели под рукой сырья для
производства бетона — вулканического пескапуццоланы,
который
позволял
создавать
монолитные купола, практически не дающие
распора.
Чтобы погасить нежелательный эффект, можно было
увеличить толщину стен, но в слишком толстой
стене невозможно было бы проделать окна.

142.

Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора
стала гигантская полусфера главного купола Софии
Константинопольской.
Вид изнутри на купол Софийского собора в
Константинополе

143. Центральный купол Софии.

144. Св.София. Интерьер

Narthex Мозаика. Св. София.
Стамбул. Фрагмент /
Македонская династия 843-1025
Св.София. Интерьер

145.

Она
поддерживается
пространственным
«скелетом»
хитросплетённых многочисленных арок и сводов, несущим
основную нагрузку.
В направлении с запада на восток распор гасится таким образом:
к центральному куполу примыкают с двух сторон два больших
полукупола, а к ним в свою очередь - - меньшие полукупола.
Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока её не
принимают на себя специальные колонные пилоны,
завершающие опорный «скелет» постройки.

146.

147.

148. Храм св. Софии в Константинополе. Разрез.

149.

Вошедшим в храм казалось, что его огромный купол не
имеет реальной опоры, а подвешен на золотой цепи,
спущенной с неба. Этот эффект объяснялся тем, что
мощные устои скрыты от глаз: они зрительно включены
в состав нижней и верхней аркады центрального
нефа и выглядят просто мраморными стенками,
завершающими ряды колонн.
Кроме того, окна, находящиеся в основании купола,
зрительно отрезают его от нижней части храма.
Залитая потоками солнечного света гигантская
полусфера, словно парящая в воздухе, заставила
писателя VI в. Прокопия Кесарийского сказать:
«Всякий... сразу понимает, что не человеческим
имуществом
или
искусством,
но
Божьим
соизволением завершено такое дело».

150.

Центральный неф собора, алтарная часть и
главный купол
[
Неф, или кора́бль — часть интерьера
ограниченное с одной или с обеих
продольных сторон рядом колонн.
Купол это пространственное
покрытие зданий и сооружений
Алтарь- это главная, обычно восточная,
часть храма

151. Интерьер собора Айя-София.

Главный
собор
империи не мог
остаться
без
внутреннего
украшения

сверкающих
мозаик.
Интерьер собора
Айя-София.

152.

Но, очевидно, в основном они имели декоративный характер,
а в куполе «парил» гигантский мозаичный крест.
Почему не захотел Юстиниан поместить в своём храме
евангельские сцены, шествия мучеников, наконец, портреты
— свой и Феодоры?
Может быть, это объяснялось сомнением в допустимости
изображать человеческое тело? Ведь античные традиции ещё
сохраняли свою силу, и икона Богоматери с Младенцем, где
тела объёмны почти до осязаемости и чувственно-красивы, в
VI в. скорее напоминала бы портрет какой-нибудь знатной
красавицы.
В то время иконы писались в основном восковыми
расплавленными красками в технике энкаустики (от греч.
«энкайо» — «выжигаю»), создававшей блестящую, жирную,
реально осязаемую поверхность. Самый первый мозаичный
цикл был создан после окончания иконоборчества в 867
году.

153.

154.

155.

Разрушение храма
• Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и
землетрясений, но каждый раз его заново
восстанавливали.
После разгрома крестоносцами в 1204 году
внутреннее убранство восстановить оказалось
невозможным.

156.

• 29 мая 1453 года началась совершенно
новая жизнь этого здания. Султан Мехмед
Завоеватель
одержал
победу
над
Византией, захватил Константинополь и
сразу направился к Великой церкви.
Красота постройки произвела на него
сильнейшее впечатление. Поэтому собор
победители не просто сохранили в
целости и сохранности, но и выделили
средства для ее перестройки. Почти
тысячелетняя
история
христианского
символа окончилась, началась исламская
история.
• Четыре минарета, сохранившиеся по сей
день, были добавлены в разное время.
Южный возвели во время правления
Мехмеда II, северный добавлен Селимом
II. Другие два минарета отстроены уже в
XVI веке. Много изменений было сделано
и в XVIII-XIX веках.

157.

Византийские
произведения
пластики
также
выполнены в традициях античности.
Серебряные блюда IV—VII вв. с изображениями
пляшущих легендарных персонажей Древней Греции
— Силена и Менады, Аякса и Одиссея, пастуха с
козами и собакой, резвящихся дельфинов и даже
языческих богов — настолько напоминают памятники
классической древности, что дать верную датировку
можно только по византийскому клейму на серебре.
Эти вещи получили в науке название византийский
антик (от слова «античность»).

158.

Ранние византийские храмы можно уподобить раковинам,
шершавая оболочка которых таит перламутр и светоносные
жемчужины мозаик.
Такое впечатление производит на зрителя и равеннская
церковь Сан-Витале (середина VI в.) — восьмигранник с
гранёным выступом алтаря. Плоскость её фасадов нарушают
только мощные контрфорсы — выступы, укрепляющие стены.
Основу конструкции составляют восемь высоких опор,
несущих купол. Опоры соединяются между собой
полукруглыми двухэтажными аркадами, так что вокруг
центрального пространства образуется венок ажурных
криволинейных форм.

159.

160.

За аркадами находится галерея, обходящая центральное
подкупольное ядро храма. Из каждой точки здания открываются
всё новые и новые виды: колонны с кружевными капителями
словно плывут в нескончаемом танце, сходятся и расходятся
пересекающиеся рёбра сводов, изгибаются бесчисленные арки...
А смальта растворяет стену, уничтожает её материальную
грубость, превращая интерьер в подобие небесного мира.
Именно там, за гранью земного бытия, парит на сфере юный
Христос, протягивающий мученический венец Святому
Виталию. Ангелы и святые по сторонам Христа расположены
симметрично: Святой Виталий принимает дар от Господа,
Святой Экклесий — строитель первой на этом месте церкви —
сам преподносит Христу модель храма, но тем не менее они
словно не видят друг друга. Некая незримая пелена обволакивает
и разобщает их. Они жили в разное время, никогда не
встречались друг с другом, но вместе предстали перед Царём
Небесным; время разделило их, а вечность объединила.

161.

Ниже, на алтарной стене, показаны две процессии, приносящие
дары храму. Одну из них возглавляет император Юстиниан,
другую — его супруга Феодора. Бедный иллирийский
крестьянин, вознёсшийся в начале VI в. благодаря удаче и
решительности к высотам императорского сапа и явивший в
редком сочетании властолюбие и аскетизм, великодушие и
коварство, женился на дочери циркового смотрителя,
танцовщице и куртизанке.
Император
Юстиниан
со
свитой. Мозаика. Середина VI в.
Церковь Сан-Витале.
Равенна. Италия.

162.

Её, смелую и умную, своекорыстную и мстительную,
энергичную и прекрасную, по праву считают самой знаменитой
женщиной византийской истории. Подробности биографий
императорской четы служили любимой темой пересудов
константинопольской черни, в то время как мудрые
государственные установления Юстиниана и незаурядный
ум Феодоры стали предметом внимания историков.

163.

Однако ни намёка на личные качества изображённых
нельзя
усмотреть
в
отрешённом
выражении
большеглазых лиц, в застылых позах венценосцев.

164.

Мантии скрывают очертания фигур, превращая их в
плоские, наложенные на стену силуэты. Всё плотское,
сиюминутное, недостаточно пристойное для храма
словно осталось за его пределами: Юстиниан и Феодора
являются зрителям как идеальные образы идеальных
правителей, осиянные отблеском Божественной славы.

165.

Юстиниан предоставил византийской церкви новые
экономические и юридические льготы, даровал ей земли
и имущество. По его словам, «источником всех богатств
церквей является щедрость императора». Поэтому в
равеннской мозаике императорская чета представлена
как дарители (донаторы) — оба супруга держат в руках
золотые чаши.
English     Русский Правила