Современное состояние и специфические черты мусульманской юридической науки
Карта распространения мазхабов
Глоссарий
Использованные источники
843.00K
Категория: РелигияРелигия

Современное состояние и специфические черты мусульманской юридической науки

1. Современное состояние и специфические черты мусульманской юридической науки

Доклад подготовила
студентка
гр. 1 МЧГП
I курса
магистратуры МГИМО МИД России
Мазаева Виктория

2.

• Устранение многобожия - путь к преодолению
социально-экономического и политического
кризиса, разобщенности арабского мира.
• Духовной основой создания единого арабского
государства стало религиозное откровение,
которое Аллах передал пророку Мухаммеду (570 –
632 гг. н.э.).
• Пророк стал имамом города, а впоследствии –
правителем Медины, военачальником и судьёй.
Сосредоточение духовной и светской власти в
руках Мухаммеда привело к смешению общины и
государства, религии, права и политики.

3.

Признание фикха в качестве источника права было
обусловлено тем, что Коран и сунна считаются
незыблемыми и непререкаемыми, тогда как
общественная жизнь требует адекватных средств и
способов регулировани

4.

Причинами возникновения
мусульманской правовой
доктрины как источника права
являются:
1. Противоречивость и пробельность Корана
и Сунны;
2. Догматизм, неизменность Корана и Сунны
и как следствие их неспособность
упорядочивать возникающие социальные
отношения ;
3. Многочисленность и разноречивость
хадисов.

5.

Школы мусульманского права отличаются друг
от друга по таким вопросам как:
• Источники мусульманского права;
• Порядок перехода власти имама;
• Роль и значение иджтихада;
• Пределы использования иджмы и кияса;
• Толкование Корана и сунны в соответствии с
буквой или духом.

6.


Мусульманское правоведение разделилось в VIII веке на:
Суннитов;
Шиитов.
Различие между ними связано с разными подходами в
преемстве верховной власти в арабском теократическом
государстве. По мнению шиитов, власть имама должна
быть наследственной и иметь божественное
происхождение и передаваться от Мухаммеда его
родственникам. Когда власть перешла к мекканской
аристократии, шииты отнесли новых правителей к
узурпаторам.
• Кроме того, шииты для юридической аргументации
принимаемых решений ссылаются не только на предание
пророка, но и на заключения имамов, так как последние
ведут своё происхождение к пророку

7. Карта распространения мазхабов

8.

9.

10.

В связи с формированием таклида (принципа авторитета,
ограничивающего иджтихад одной из сложившихся школ права)
творческая разработка мусульманского права стала
недопустима.
Факихи обратились к созданию теоретических основ
мусульманского права.
В этот период наблюдается развитие юридических уловок,
хитростей, позволяющих обойти букву жёсткого
мусульманского права, не терпящего перемен – хийал.

11.

• В XIX в. произошло два события, отразившихся на
развитии мусульманского права и доктрины:
• 1. Кодификация мусульманского права как выражение
новой тенденции в истории ислама – возрастание роли
светского права и государства. В 1869 – 1877 гг. в
Османской империи была проведена систематизация
институтов гражданского и процессуального
мусульманского права под названием Маджалла.
• 2. Вестернизация и модернизация мусульманского
права – восприятие и рецепция европейских концепций,
ценностей и институтов права арабскими
государствами в связи с развитием торговоэкономических связей и процессом колонизации Западом
ряда восточных государств. Общие принципы
мусульманского права.

12.

Характерные черты
мусульманской правовой
доктрины :
1. Нормы права и юридические конструкции имеют
источник в религии – исламе, по содержанию
должны основываться на предписаниях Корана и
сунны.
2. Особый механизм действия шариата и
своеобразии сознания мусульман.
3. Приверженность традиции.
4. Существование доктринально допустимых и
соответствующих религии способов обхода буквы
закона, хитростей и уловок – стратагем и хийала.
5. Существование разных и противоположных школ
права – мазхабов.
8. Мусульманская правовая доктрина как источник
права имеет три формы проявления:
9. Язык мусульманского правоведения пронизан
метафорами, аллегориями и поэтическими
выражениями и приёмами.

13.

Мазхаб
Источники
Отличительные
черты
Распространение
Ханифитский толк
Коран, сунна, иджма
и кияс
учитывает смысл, а не
букву права, а также
местные условия
развития права
Сирия, Египет,
Иордания, Турция,
Пакистан, Индия,
Афганистан, бывшие
среднеазиатские
республики
Советского союза
Маликитский толк
Коран, сунна, иджма;
Первоначально и кияс
(ученики имама
отказались считать
источником)
разработали один из
методов применения
иджтихада – истимах
– возможность
решения отдельных
вопросов вопреки
общим установкам,
если того требуют
здравый смысл и
общие интересы
мусульман
Западная Африка и
Испания;
+наследственное и
семейное право
Марокко, Алжира,
Туниса и Ливии

14.

Мазхаб
Источники
Отличительные черты
Распространение
Шафиитский толк
Коран, сунна,
иджма, кияс –
четыре «корня»
исламского права
Аш-Шафии
попытался
установить правила,
при помощи
которых из Корана
и сунны можно
было вывести
нормы
мусульманского
права
Палестина,
Индостан,
Пакистан,
Малайзия, Цейлон,
Филиппины, Индия
и Восточная Африка
Маликитский толк
Только Коран и
сунна
Взгляды ханбалитов Саудовской Аравии,
отличаются
Ливане и Сирии
ультраконсерватизм
ом, поскольку они
не признают новелл
и изменений в
мусульманском
праве

15. Глоссарий

Ислам – религиозное откровение, которое бог (Аллах) передал пророку
Мухаммеду (570 – 632 гг. н.э.)
Имам – духовный лидер. Халифы – преемники Пророка.
Коран (куръян) происходит от арабского корня «кара`а» - «читать» или, чаще, «произносить речитативом, декламировать».
В структуре Корана выделяется 114 сур (вероятно, «откровений») и 6000
стихов (аятов).
Сунна – предание (обычай, традиция), которое отражает слова и поступки
пророка и его сподвижников. Состоит из хадисов.
Иджтихад - свобода усмотрения при решении юридических споров.
Факихи – ученые-юристы.
Фикх – мусульманское правоведение.
Иджму – единодушное мнение мусульманской общины или учёных-юристов.
Кияс – умозаключение по аналогии – распространение положений Корана, сунны,
доктрины на отношения, ими прямо неурегулированные, но совпадающие,
подобные по своему характеру и природе;
Фетва – заключение авторитетных богословов и юристов пот конкретных
юридическим делам.
Тафир – обвинение в неверности исламу. Джихад – священная война против
иноверцев.

16. Использованные источники

• История и методология юридической науки:
коллективная монография /под ред. д-ра юрид.
наук, профессора В.В. Сорокина. - М.:
Юрлитинформ, 2016.
• Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права /
Л.Р. Сюкияйнен // Мусульманское право (структура
и основные институты). - М.: Инс-т гос-ва и права АН
СССР, 1984.
• Чиркин, В.Е. Мусульманская концепция права / В.Е.
Чиркин// Мусульманское право (структура и
основные институты). - М.: Инс-т гос-ва и права АН
СССР, 1984.

17.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила