Похожие презентации:
Повышение социокультурной компетентности у обучающихся основной школы
1.
ТЕМАСАМОБРАЗОВАНИЯ
«Повышение социокультурной
компетентности у обучающихся
основной школы»
учителя ИЗО МБОУ «СОШ п.Малиновский»
Уткиной Елены Ивановны
2.
Обоснование актуальностиПроблема и причины ее возникновения, побудившие
учителя к поиску ее решения:
• Недостаточное владение навыками художественного
восприятия окружающего мира учащимися основной школы
(несформированность социокультурной компетенции)
• Причины:
• 1. Школьники не понимают значимость предмета ИЗО, т.к.
не видят необходимость/возможность в применении
полученных знаний
• 2.Родители считают уроки ИЗО пустой тратой времени
• 3.Педагоги не видят возможности уроков ИЗО для развития
специальных(предметных) умений и навыков(нет
межпредметного взаимодействия). Отсутствие
методический рекомендаций.
3.
Научные идеиБазовые понятия:
Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету
деятельности.
Социокультурная компетенция - в Федеральном государственном образовательном стандарте социокультурная компетенция определяется как
«приобщение к культуре, традициям, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы на разных ее этапах» [ФГОС].
На уроках ИЗО социокультурная компетенция рассматривается как приобретение навыков художественного восприятия различных видов и
жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и
общества; применение основ конструирования.
Характеристика ведущей идеи, подходов и принципов
Теории и концепции
• Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Основоположником этой концепции является доктор пед. наук,
профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе
национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом,
трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в
преподавании изобразительного искусства в школе.
• Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». Автор концепции Б.М.
Неменский. В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов «Изобразительное искусство и художественный труд». Авторы
программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.
• Эта концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного
воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная
идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический
опытпредыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П.
Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах.
Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на
первый план.
Современные образовательные технологии:
• Игровая технология
• Информационно-коммуникационные технологии
• Технология эмоционального погружения
• Технология сравнения
Конструирование
4.
Цель и задачиЦель:
• Формирование социокультурных компетенций у
учащихся основной школы
Задачи:
1.Развивать художественно-творческий потенциал
школьников через самореализацию на уроках ИЗО
2. Информировать родителей о значимости уроков
ИЗО как пространства для развития художественнотворческого потенциала у детей
3.Разработать методические рекомендации
педагогам для межпредметного взаимодействия.
5.
Алгоритм взаимодействияУчитель – Ученик (технология работы)
• Ведущая педагогическая идея опыта.
Опираясь на концепцию Б.М. Неменского поддерживаю идею, что знания и
умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а
становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое
происходит обогащение внутреннего мира ребенка.
• На
уроках
ИЗО
использую
современные
педагогические
технологии(игровые, проблемные, проектные,
здоровьесберегающие,
ИКТ,
эмоционального
погружения,
сравнения,
творческого
сотрудничества, конструирования и портфолио).Которые позволяют
мне наполнить уроки новым содержанием, развивать художественнотворческий потенциал школьников. Результатом реализации данных
технологий является интенсификация учебно- воспитательного
процесса, самореализацию обучающихся и повышение качества
образования.
• Последовательность действий (этапы)
• Определение границ между знанием и незнанием, обеспечение мотивации
и помощь в определении цели урока, пути ее достижения, организация
самоконтроля, рефлексия.
Методы обучения:
Информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, наглядный,
игровой.
6.
Критерии оценки результативности• Диагностический инструментарий
• Тест П.Торренса на творческое
мышление(адаптирован и стандартизирован Н.Б.
Шумаковой, Е.И. Щеблановой)
• Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)
• Методика Г. Дэвиса (определения творческих
способностей учащихся)
• Критерии оценки результативности в
соответствии с требованиями ФГОС:
универсальные учебные действия в соответствии с
требованиями к уровню образования.
7.
Результаты• Социокультурные компетенции сформированы у
75% учащихся на достаточном уровне в
соответствии с ФГОС
• Разработаны методические рекомендации для
межпредметного взаимодействия, создан банк
сценариев интегрированных уроков.
• Повышение качества образования.
8.
Диссеминация• Диссеминация педагогического опыта : на
заседаниях школьных и районных методических
объединений, совещаниях, конференциях.
• Повышение качества образования через
формирование социокультурной компетенции и
самореализацию учащихся посредством ИЗО.
9.
Достижения учителя и учеников10.
Ограничения в использовании• Отсутствие возможности для реализации музейной
педагогики (отсутствие музеев, галерей)
11.
Рекомендуемые источники информации• Сайт педагога https://nsportal.ru/utkina-elena-ivanovna
• Методические материалы (публикации в методических
журналах, методические рекомендации, банки
методических разработок)
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник.
Педагог. Школа: книга для учителя. – Москва:
Просвещение, 1984.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва:
Педагогика, 1987.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в
школе. –Москва: Просвещение, 1977.
Электронные ресурсы
https://studopedia.ru/6_126145_kontseptsiya-nemenskogo-bmformirovanie-hudozhestvennoy-kulturi-kak-chasti-duhovnoykulturi.html