Похожие презентации:
Новгородская иконопись
1.
НОВГОРОДСКАЯИКОНОПИСЬ
Зубалова Мария
2.
2На протяжении XIII—XIV вв. постепенно
складывается яркий и самобытный стиль
новгородской иконописи,
характеризующийся простотой и
выразительностью ориентированной на
плоскость композиции, чеканностью и
обобщенностью силуэтов, чистой, звонкой,
высветленной красочной палитрой. У этой
иконописи — свои излюбленные темы и
герои, свой лаконичный и точный
изобразительный язык, особого рода
духовность. Всеми этими качествами
новгородская иконопись обязана народным
основе и мироощущению, которые питали
творчество местных мастеров.
3.
ОСОБЕННОСТИНовгородские иконописные сюжеты отличаются
простотой — сильные, ровные линии, тщательная
графическая проработка лиц и одеяний, монументальная
строгость выражений ликов святых. Сложные
мистические сюжеты отсутствуют. По мере того как
византийское влияние в XV в. постепенно сходило на нет,
линии письма на новгородских иконах стали все более
утончаться.
4.
Спас Нерукотворный4
I. Спас Нерукотворный. Ранние новгородские
иконы находятся под сильным влиянием
византийских образцов, поскольку в Новгороде
проживало немало греческих иконописцев. Эта
икона Христа — самая ранняя из известных
новгородских икон.
II. У Спасителя огромные, тщательно
выписанные глаза и изогнутые брови.
III. Как и на греческих изображениях, Иисус не
смотрит на зрителя. Его взгляд обращен в
сторону.
IV. Графическая проработка волос и бороды
тонкими золотыми линиями — явная черта
новгородской школы.
V. Стиль контура, когда линии обводятся
цветом, — тоже особенность местного письма.
Новгород, вторая половина XII в., 77 х 71 см.
5.
Заголовок презентацииВетхозаветная Троица
I. Икона Ветхозаветной Троицы изображает
старца (Бог Отец), держащего на коленях
маленького мальчика (Бог Сын) с голубем (Святой
Дух). Это распространенный сюжет в Новгороде.
II. Два шестикрылых серафима поддерживают
престол сверху. Два ангела в виде пылающих
алых колес — так называемые престолы —
поддерживают престол снизу.
III. По бокам изображены два неназванных
святых столпника. Внизу справа виден молодой
(без бороды) апостол, предположительно Филипп
или Фома.
IV. По-видимому, это святой покровитель
заказчика или дарителя иконы. Вверху вязью
написано: Отец, Сын и Святой Дух.
V. Эта икона подчеркивает важность учения о
Божественном Триединстве в полемике со
стригольниками — сектой, существовавшей в
Новгороде в XIV в. и отрицавшей институт Церкви.
Новгород, начало XIV в., 113 х 88 см.
5
6.
Заголовок презентацииСвободное обращение с
церковными канонами приводит к
тому, что в ХV в. появляются
иконы, в которых создается нечто
вроде посмертного портретного
изображения. Именно таким
изображением можно считать
икону «Молящиеся новгородцы»,
исполненную в 1467 г. по заказу
боярина Антипа Кузьмина:
6
7.
Заголовок презентацииВ иконе «Битва Суздальцев с
новгородцами», или «Чудо об иконе
«Знамение» изображена победа
новгородцев над суздальцами в 1169 г.
7
8.
Заголовок презентации8
Настоящими шедеврами новгородского
искусства конца XV - начала XVI в.
являются два произведения на тему «Чуда
о Флоре и Лавре».
Согласно житию, Флор и Лавр были
родными братьями, с юности
уверовавшими во Христа. Их, как
известных каменщиков, правитель
Иллирика направил к правителю соседней
области для построения нового языческого
храма. Братья отдавали полученную плату
бедным и проповедовали им Христа. Успеху
их проповеди способствовали чудеса,
самым известным из которых стало
исцеление сына языческого жреца, после
чего исцелённый и его отец стали
христианами.
9.
9«Снятие со Креста»
«Положение во гроб»
10.
10«Спас на престоле»
«Сошествие в Ад» 1370-1380
11.
11Георгий с житием, начало 14 века
Борис и Глеб, середина 14 века
12.
12«Николая Чудотворец»
первая половина 14 века
«Борис и Глеб»
13.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!