Похожие презентации:
Цивилизационный подход и его альтернативы
1.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫ ЙПОДХОД И Е ГО
АЛЬТЕ РНАТИВЫ
Цивилизационный подход предполагает изучение
общества как целостной системы, объединённой
общей культурой, в противовес подходам,
рассматривающим общество как сумму
отдельных институтов.
2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕЦИВИЛИЗАЦИОННОГО
ПОДХОДА
Определение цивилизационного подхода
Цивилизационный подход рассматривает общество как единую
систему, объединенную общей культурой и ценностями.
Основные положения цивилизационного подхода
Цивилизационный подход исследует взаимосвязь различных
сфер общества, таких как политика, экономика, культура и
религия.
Альтернативные подходы в истории
Структурный функционализм и марксизм также рассматривали
общество как целостную систему, но не учитывали роль
культуры.
3.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА
Локальные цивилизации
Множественность цивилизаций
Местные цивилизации - это исторически
сложившиеся сообщества людей,
объединённые общей культурой и
ценностями на ограниченной территории.
В истории человечества существовало
несколько независимых цивилизаций,
таких как Древний Китай, Индия, античный
мир, которые развивались обособленно
друг от друга.
Цивилизация как культурная
общность
Циклическая динамика цивилизаций
Цивилизация представляет собой
целостную культурную общность людей,
объединённых общими ценностями,
религией, языком, традициями.
История цивилизаций подчиняется
циклическому закону возникновения,
процветания и упадка в результате
внутренних и внешних причин.
4.
КР ИТИКАЦИВИЛИЗАЦИОННОГО
ПОДХОДА
Марксистская критика линейности
Марксистский подход рассматривает историю как борьбу классов
и критикует линейность эволюции общества.
Постмодернистская критика европоцентризма
Постмодернисты указывают на европоцентризм
цивилизационного подхода, игнорирующего вклад незападных
цивилизаций.
Критика неисторичности и статичности
Критики отмечают, что цивилизации нестатичны и история
каждой из них имеет свою специфику.
5.
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАКАЛЬТЕРНАТИВА
Марксистская теория общественно-экономических формаций
Марксистская теория рассматривает историю человечества как последовательную
смену общественно-экономических формаций, таких как рабовладельческое,
феодальное и капиталистическое общества.
Стадиальное развитие общества от первобытнообщинного строя к
коммунизму
Формационный подход объясняет развитие общества путем перехода от одной
формации к другой - от первобытнообщинного строя к рабству, затем к феодализму
и капитализму.
Критика формационного подхода сторонниками цивилизационной
теории
Сторонники цивилизационной теории критикуют универсальность формационного
подхода, указывая на различия в развитии отдельных цивилизаций Востока и
Запада.
6.
МОДЕ Р НИЗАЦИОННЫ Й ПОДХОДКАК АЛЬТЕ Р НАТИВ А
Теория конвергенции
Теория конвергенции
рассматривает сближение
обществ разных стран в процессе
модернизации по пути
индустриализации и урбанизации.
Теория постиндустриального
общества
Теория постиндустриального
общества предполагает переход к
новому типу экономики,
основанному на информационных
технологиях и услугах.
Концепция многолинейности
Концепция многолинейности
исследует возможность
нескольких параллельных путей
развития общества в условиях
глобализации без доминирования
западного опыта.
7.
СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВЛокальные цивилизации
Западная цивилизация
Восточные цивилизации
Локальные цивилизации
формировались изолированно под
влиянием уникальных природных и
географических условий, что
привело к развитию собственных
культурных традиций.
Западная цивилизация объединяет
страны Европы и Северной
Америки общими христианскими
корнями и влиянием античных
культур Греции и Рима на
формирование
западноевропейских ценностей.
Восточные цивилизации Индии,
Китая, стран Ближнего Востока
сложились под воздействием
буддизма, конфуцианства, ислама
и имеют общие черты в философии
и религиозных воззрениях.
8.
ПЕ РСПЕ КТИВ ЫРАЗВ ИТИЯ ПОДХОДОВ
Цивилизационный подход рассматривает общество как
целостную систему, объединённую общей культурой и
сходным уровнем экономического развития. Однако
данный подход не учитывает специфику отдельных
регионов и возможность альтернативных путей
прогресса.
9.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕPavel Rubtsov
[email protected]