7.63M
Категория: ФилософияФилософия

Цивилизационный подход: возможности и ограничения

1.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВОЦИВИЛИЗАЦИЯ
ЛЕКЦИЯ 4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД:
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Докладчик
Фамилия Имя Отчество
должность

2.

ЛЕКЦИЯ 4.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД:
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
План:
1. Цивилизация и культура
2. Различия формационного и цивилизационного
подхода
3.
Идеология
евразийства
«столкновения цивилизаций»
и
концепция
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
2

3.

1. Цивилизация и культура
Сущность понятия «культура» на протяжении длительного
периода интерпретировалась по-разному.
В конце XVIII века оно имело два значения: первое господство над природой с помощью знания и ремесел,
второе - духовное богатство личности.
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
3

4.

Важным вкладом в изучение культуры стало определение ее типологии.
Впервые, понятие «культурно-исторического типа» предложил Н.Я.
Данилевский во второй половине XIX века. Тогда же утвердилась
«линейная»
схема
понимания
Наиболее
известный
вариант
исторического
такой
развития
типологии
культуры.
представлен
формационной теорией К. Маркса.
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
4

5.

Таким образом, сложились два подхода
к исторической типологии культуры:
1). Теории «локальных» цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.
Тойнби), провозглашавшие одновременное существование «россыпи» отдельных,
самодостаточных, изолированных культурных типов или «цивилизаций»;
2). «Формационная» теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Маркузе), связывавшая
исторические типы культуры с определенными общественно-экономическими
формациями (первобытной, рабовладельческой, феодальной и т.д.). Данный
подход предполагал складывание исторических типов культуры в определенной
хронологической последовательности в процессе поступательного развития
мировой культуры.
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
5

6.

К. Ясперс в концепции «осевого времени» считал возможным
существования до определенного момента (между VIII и II веками
до н.э.) локальных культур, после чего открылась возможность их
универсального, единого развития в рамках общечеловеческой
культуры. Своеобразную трактовку современных представлений о
культуре дал М. Вебер в своей концепции «идеальных типов»
культуры.
В
его
понимании,
конструкция,
идеальный
полученная
в
тип

результате
это
теоретическая
логической
связи
культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи у
разных народов.
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
6

7.

Дифференциация типов культуры по религиозному признаку
Конфуцианско-даосистский;
Индо-буддийский;
Исламский;
Христианский;
Дифференциация типов культуры по географическому признаку
Европейская;
Африканская;
Американская.
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
7

8.

Самый простой способ определения структуры
такого понятия как культура предполагает ее
условное
деление
на
две
относительно
самостоятельные части
материальную
духовную
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
8

9.

Материальная культура включает физические объекты,
созданные руками человека (их называют артефактами):
паровая машина, книга, орудие труда, жилой дом и многое
другое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком,
выполняют определенную функцию и представляют ценность
для группы или общества.
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
9

10.

Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели
поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, идеи, традиции,
язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не столько
руками, сколько разумом.
Значимой духовной составляющей является художественная культура. В
настоящее время культура чаще структурируется по ее носителям
(молодежная, женская, сельская и т.д.)
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
10

11.

Термин "цивилизация" позволяет характеризовать уровень и состояние не
только материальной (в первую очередь, хозяйственной и социальной
сферы жизни общества), но и раскрывает состояние и деятельность
существующих
в
обществе
государственных
и
других
социальных
институтов и учреждений, а также типичный образ жизни людей и их
ценности, нормы и идеалы, типичные для данного общества.
Кафедра
Социальногуманитарных наук
и технологий
11

12.

«Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость,
вежливость и знания, распространяемые для того,
чтобы соблюдать правила приличий, и чтобы эти
правила приличий играли роль законов общежития».
Виктор-Рикетти де Мирабо (1715–1789)
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
12

13.

2. Различия формационного и
цивилизационного подхода
Ф. Энгельс указывает:
«Цивилизация является той ступенью общественного
развития, на которой разделение труда, вытекающий из него
обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти
процесса товарное производство достигают полного расцвета
и производят переворот во всем прежнем обществе».
В наиболее раннем значении под цивилизацией понимают
совокупность всех достижений человечества в ходе исторического
процесса. В этом смысле человеческая цивилизация в истории
Земли рассматривается как единая. Такая трактовка лежит в
основе формационного подхода к истории.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
13

14.

Согласно формационному подходу, все общества проходят в
развитии одинаковые или, во всяком случае, очень похожие
стадии.
Например,
первобытность,
рабовладельческий
строй,
феодализм, капитализм, социализм(коммунизм) - как полагают
представители
марксистского
учения
об
общественноэкономических формациях.
С их точки зрения, каждая такая формация состоит из базиса –
производительных сил и производственных отношений
(определяющим для которых были отношения собственности на
средства производства) и надстройки. Культура, религия, система
ценностей считались надстройкой над базисом
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
14

15.

Своеобразным
ответом
на
формационный
универсальные
модели
развития
подход
человеческого
стали
общества,
которые связывают с именами американских исследователей
Уолта Уитмана Ростоу и Дэниела Белла.
Взгляды на развитие человечества Ростоу изложил в работе
«Стадии экономического роста» (1959 г.). Основным критерием
выделения
этапов
стал
уровень
технологического
и,
соответственно, экономического развития.
Ростоу выделяет пять стадий общественного развития.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
15

16.

Социолог Дэниел Белл (1919–2011)
стал известен как главный теоретик
постиндустриального общества и вошёл в число наиболее
влиятельных
мыслителей
послевоенной
эпохи.
В
работе
«Грядущее постиндустриальное общество» (1972), Д. Белл
предпринял попытку обрисовать контуры меняющегося мира.
Он вводит понятие постиндустриального общества, которое
приходит на смену индустриальному (производящее хозяйство),
сформированному на основе доиндустриального (добывающее
хозяйство).
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
16

17.

Складывание новой стадии развития Д. Белл рассматривает не
только с точки зрения экономических трансформаций, но и с
позиций изменений в социальной и духовной сферах.
Подход Белла отличается от более прямолинейных марксистских
концепций. Важнейшей чертой постиндустриального общества
становится увеличение в экономике производства
услуг
информации.
занимает
При
этом
производство
знания
и
центральное место, а появление наукоёмких отраслей экономики
этому только способствует.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
17

18.

Такие мыслители как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби
относились к цивилизациям как сообществам национального или
наднационального уровня*
*(Они существенно отличающиеся друг от друга по направлению
социокультурного
развития,
идеалам
и
мировоззрению
и
взаимодействующие друг с другом как особые блоки, региональные
структуры мировой истории).
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
18

19.

Цивилизации
считаются
продуктом
длительного
развития
общества на определённой историко-географической и культурнорелигиозной основе.
В этом смысле термин «цивилизация» используется для того,
чтобы указать не на уровень развития, а на самобытность
данного общества, его отличие от других.
Данное
значение
лежит
в
основе
так
называемого
цивилизационного подхода к истории, который базируется на том,
что в ходе исторического развития формируется ограниченное
количество особых отличающихся друг от друга стратегий жизни
людей, которые господствуют на определённой территории.
Сочетание такой стратегии и территории и называется локальной
цивилизацией.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
19

20.

Российский мыслитель Н.Я. Данилевский выдвинул теорию
обособленных «культурно-исторических типов».
(они развиваются подобно живым организмам, взаимодействуя
друг с другом и с внешней средой, и проходят стадии возмужания,
дряхления и неизбежной гибели. Эти сменяющие друг друга
культурно-исторические типы являются высшим выражением
социального единства).
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
20

21.

Человечество, с точки зрения Данилевского
лишь
абстрактное понятие.
Критерием
развития
этих
типов
он
считал
четыре
вида
деятельности:
религиозную,
культурную,
Политическую
социально-экономическую.
Высшим
типом
Данилевский
считал
славяно-русский,
находящийся в стадии становления и отдельный от Европы.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
21

22.

Освальд Шпенглер приходит к выводу,
что народы проходят в своем развития
одни и те же стадии:
рождение, зрелость и упадок.
Культура соответствует периоду зрелости и предшествует закату.
При этом цивилизаций существует множество, они замкнуты и
равнозначны друг другу, каждая опирается на свое собственное
мировоззрение.
Если контакт между разными цивилизациями и возможен, то чаще
всего в форме военных конфликтов.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
22

23.

Всего О. Шпенглер выделял восемь основных культур:
o Вавилонскую,
o Египетскую,
o Индийскую,
o Китайскую,
o Мезоамериканскую,
o Античную (Апполоническую),
o Арабскую (Ближневосточную),
o Европейскую,
o а также - девятую, наиболее перспективную, зарождающуюся
культуру - "Сибирско-русскую".
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
23

24.

А. Тойнби считал, что цивилизация рождается как ответ на вызов
со стороны природного и социального окружения.
Это
может
быть
климат,
специфическая
среда
обитания,
воинственные соседи, угрозы культурной экспансии и т.д. В ответе
на вызов и рождаются цивилизации.
Цивилизации,
подобно
биологическому
организму,
проходят
стадии возникновения, роста, надлома и разложения. На стадиях
возникновения роста творческое меньшинство (очень важный
для А. Тойнби термин) находит ответ на вызовы окружения,
обеспечивая рост цивилизации.
На
стадиях
надлома
и
разложения
это
меньшинство
превращается в элиту, противостоящую интересам общества.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
24

25.

3. Идеология евразийства и концепция
«столкновения цивилизаций»
В среде русских эмигрантов 1920–1930-х гг. сформировалось движение
так называемого Русского Евразийства, для которого центральной
является концепция России–Евразии как самобытной цивилизации,
объединившей элементы Европы и Азии, но отличающейся от обеих в
геополитическом и культурном аспектах.
Евразия понималась ими как срединная часть Европы и Азии,
объединяющая три равнины:
Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Туркестанскую.
Лидеры евразийства надеялись, что коммунистическое государство
может быть мирным путем преобразовано в автаркическое
(самодостаточное во всех смыслах) и авторитарное, которым будет
управлять элита, опирающаяся на идею евразийского культурного
единства («идеократия»).
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
25

26.

Истоком евразийского историко-политического единства сторонники
этой концепции считали не Киевскую Русь, а империю Чингисхана и
его наследников, придавшую единство евразийским народам.
В татаро-монгольский период получили развитие специфические
формы
русской
государственности
и
были
сохранены
устои
православия. Русских и кочевников связывает, по мнению теоретиков
евразийства – князя Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого, особое
умонастроение, основанное на идеях личной преданности, героизма,
веры в высшее начало мира.
Эти ценности несовместимы с европейским индивидуализмом и
культом наживы.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
26

27.

Концепции евразийцев, равно как и взгляды Н.Я. Данилевского,
оказали влияние на теорию Льва Николаевича Гумилева
(1912–1992), историка, географа и философа.
В его трудах евразийский Восток выступает
как самостоятельный и динамичный центр
этногенеза, культуры и политической истории.
Мировую историю надо рассматривать не как однополярную, а как
многополярную. Для взглядов Л.Н. Гумилева характерно сочетание
внимания к географическим характеристикам того, что он называл
«кормящим ландшафтом» с этно-психологическими наблюдениями
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
27

28.

Американский мыслитель Сэмюэл Хантингтон
трактует цивилизацию расширительно,
как «культурную общность наивысшего ранга,
как самый широкий уровень
культурной идентичности людей».
Она характеризуется общностью языка, истории, религии, законов,
обычаев и институтов. Эти отличительные черты каждой цивилизаций
формируются на протяжении долгого времени. Различия между этими
большими общностями людей приводят к конфликтам при их
взаимодействии.
Кафедра
социальногуманитарных наук
и технологий
28

29.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила