Похожие презентации:
Философия эпохи возрождения (Ренессанса)
1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (Ренессанса)
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИВОЗРОЖДЕНИЯ
(РЕНЕССАНСА)
2. Практическая работа № 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2Составление опорного конспектасхемы на тему «Идеи гуманизма в
учениях философов»
Определить понятие «гуманизм»
Обозначить, что говорят о
гуманизме философы Возрождения
Сделать вывод, в чем значение
гуманистических идей философов
Возрождения
3. Продолжение
ПРОДОЛЖЕНИЕКак вы понимаете, что такое
«гуманизм», «гуманность»?
Как гуманизм проявляется в
современности (приведите
примеры)?
Какие проблемы гуманного
(негуманного) отношения человека
к обществу, природе и т. д.
существуют в современном мире?
(Сделайте обобщающий итоговый
вывод)
4. Особенности философии Возрождения (Ренессанса)
Акцент на индивидуальности личности (чемчеловек отличается, уникальные черты,
способности человека)
Гуманизм – человеколюбие, человечное
отношение к миру
Идея безграничного жизнеутверждающего
начала
Обращение (возрождение) к античному
наследию как источнику духовной культуры
Пантеизм – философское учение,
объединяющее мир, человека и Бога
5. Реформация
РЕФОРМАЦИЯОт лат. перестройка
Сложное религиозное и социальное движение
Борьба против всеобъемлющего господства
католической церкви в духовной, политической
и экономической областях.
6. В науке
В НАУКЕЗемля вращается вокруг Солнца (система
Галилея)
Великие географические открытия
7. В искусстве
В ИСКУССТВЕРасцвет искусства (архитектура, скульптура,
живопись, литература)
Художники: Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рафаэль
Писатели: Данте, Петрарка, Шекспир
8. В общественно-политической деятельности
В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теория о государстве и государе, Автор
Николло Макиавелли
Его идеи: политика без морали («Цель
оправдывает средства»)
9. В религии
В РЕЛИГИИСоздание новой ветви христианства –
протестантизма, основатель, лидер движения
Реформации Мартин Лютер
10. Э. Роттердамский
Э. РОТТЕРДАМСКИЙУчение о христианском гуманизме (любовь к
ближнему)
Человек рождается без нравственных устоев и
в процессе воспитания получает понятие
добродетели
11. М. Монтень
М. МОНТЕНЬКонцепция гуманистического индивидуализма
Добродетель – истина философии, отношение к
добродетелям и порокам мирное, покорное,
мужественное
12. Периодизация:
ПЕРИОДИЗАЦИЯ:1.
2.
3.
период гуманистический, или
антропоцентрический: сер. XIV — сер. XV в.
период неоплатонический: сер. XV — нач. XVI
в.
период натурфилософский: конец XVI — нач.
XVII в.
13. Характеристика эпохи Возрождения:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:1.
2.
3.
В противоположность средневековой культуре, где на
первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает
человека как высшую ценность. Первое место в иерархии
живых существ принадлежит человеку, потому что он
обладает несравненным божественным даром —
разумом.
В основе мировоззрения Ренессанса — идея
безграничного жизнеутверждения.
Человек Ренессанса преодолевает античную
созерцательность и средневековую пассивность в
отношении внешнего мира и активно утверждает себя в
науке, искусстве, практической деятельности.
14.
4.Философской основой культуры Возрождения является
гуманистический неоплатонизм.
5.
История утрачивает свой священный смысл и становится
практическим делом реальных людей.
6.
Утверждается новое отношение к проблеме времени.
Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и
на первый план выступает эмпирическое время, время земной
жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и
творчеством.
7.
Возникает понятие индивидуальности, неповторимого
авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной
славы в памяти потомков.
8.
Происходит смена языка культуры. Гуманисты возрождают
латынь классической древности, изучают греческий язык и
заново переводят античных авторов, снимая налет
средневековой тенденциозности.
15. Характеристика эпохи Возрождения
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯВ культуре Ренессанса признается
существование Бога, бессмертие души.
Деятели Возрождения не были атеистами.
10. Хотя эпоха Возрождения еще не была
буржуазной, но в ней формировались
условия, подготовившие ее наступление.
11. Социально-экономической основой культуры
Возрождения было простое товарное
производство, ремесленное и мануфактурное
производство, развивавшееся в городах.
9.
16. Данте Алигьери
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИИменно у Данте впервые появились идеи, не
укладывавшиеся в русло традиционного
схоластического философствования. Известно
его основное произведение — «Божественная
комедия»; менее известны трактаты — «Пир» и
«О монархии».
Смысл жизни на земле Данте видит не в
аскетизме, не в бегстве от земных благ, а
наоборот, в жизни сообразно с природой,
человеческими, земными целями и в
совершенствовании земных условий жизни.
17. Божественная комедия
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯКартина мира средневековая, чисто католическая,
но сама иерархия небес рая во многом напоминает
неоплатоническое построение.
Данте не противопоставляет земную природу
Божественному миру, а наоборот, указывает, что
сама природа так же божественна, а человек как
существо, имеющее тело и душу, причастен двум
природам — земной и небесной, и потому
предопределен к двум целям.
Философия оказывается для устроения земной
жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это
тоже не укладывалось в рамки католического и
вообще христианского миросозерцания. Философия
нужна для управления государством, а церковь —
для того, чтобы вести людей в Царство Небесное.
18. Франческа Петрарка
ФРАНЧЕСКА ПЕТРАРКАГлавная проблема для Петрарки —познание не Бога, а
человека, ибо познанием Бога должны заниматься
небожители. Акцент в философии Петрарка ставит на
познании человеком самого себя, всего многообразия
всех своих чувств такими, какие они есть.
Вводит в употребление категорию, «гуманизм». Считал,
что содержанием подлинной философии должны стать
науки о человеке.
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу
формирования личностного самосознания эпохи
Возрождения Гуманисты вырабатывают новый подход к
пониманию человека, в котором огромную роль играет
понятие деятельности. Ценность человеческой
личности для них определяется не происхождением или
социальной принадлежностью, а личными заслугами и
плодотворностью ее деятельности.
19. Лоренцо Валла
ЛОРЕНЦО ВАЛЛАОсновное его произведение — «О наслаждении».
Он видит свой идеал философии в фигуре Эпикура, но
возрождает не его атомизм, а отношение к жизни,
трактовку понятия «наслаждение». Валла понимает
эпикуреизм именно как предпочтение наслаждения
всем остальным человеческим ценностям, и иногда
даже сожалеет о том, что у человека всего пять органов
чувств.
Жить без наслаждения невозможно (чего не скажешь о
добродетели), поэтому наслаждение является истинным
благом, истинной ценностью, и католики (да и вообще
христиане) лукавят, когда говорят, что наслаждение не
является истинным благом.
20. Марсилио Фичино
МАРСИЛИО ФИЧИНОРаботы: «О христианской религии», «Платоновская
теология о бессмертии души», «О жизни»,
толкование на «Пир» Платона и др.
Философию Фичино рассматривал как сестру
религии, а мир — по образцу платоников, считая
его иерархически упорядоченным.
Иерархия мира насчитывает, по мнению Фичино,
пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и
материя. Душа находится посередине этой
иерархии и связывает все ее звенья. Таким
образом, центром иерархии оказывается не Бог, а
человек.
Все происходит из Бога и Бог объемлет Собою все.
Качества — некая ступень перехода к
множественности мира, то, что дает качественное
многообразие предметам мира.
21. Пико делла Мирандола
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛАМирандола пишет знаменитые «900 тезисов».
В основе его философии лежит неоплатонизм.
Мирандола предлагает иерархическое
построение мира, что мир имеет три уровня:
ангельский, небесный и элементарный. Эти
миры соподчиняются, они вечны, ибо Бог,
творящий его, вечен.
Природа имеет каузальную (причинноследственную) структуру, которая может быть
описана языком математики.
22. Человек у Пико делла Мирандола
ЧЕЛОВЕК У ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛАЧеловек, по мысли Пико, представляет собой четвертый
мир — не ангельский, не небесный и не элементарный.
Этот четвертый мир не находится ни на каком из этих
уровней, человек абсолютно свободен и потому может
поместить себя сам на любой из уровней этого мира. Он
может стать выше ангелов и опуститься ниже животных.
Человек пронизывает собою все миры и место в этой
иерархии занимает по своей собственной воле. Он сам
должен определить себя, ибо таким его создал Творец —
полностью и абсолютно свободным. Человек сам себя
формирует, и каким он будет, зависит не от сочетания
звезд, не от воли Бога, а только от собственной свободной
воли человека. Именно поэтому человек и является
образом Божиим, но для того, чтобы стать действительно
образом Божиим, человек должен направить свою
свободную волю к Богу и достичь этого образа, стать им.
23. Николай Кузанский
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙОсновная работа: «Об ученом незнании».
Он отвергает
античный дуализм, единому
ничто не противопоставляется – Единое есть
все.
Центральный пункт в учении – о совпадении
противоположностей – абсолютного максимума
(Бог) и абсолютного минимума (Единое).
24. Джордано Бруно
ДЖОРДАНО БРУНОПоследователь учения Коперника
(существование множества тел, подобных
Солнцу и окружающих его планет)
25. Познание по Николаю Кузанскому «Человек — существо божественное, поэтому он может познавать.»
ПОЗНАНИЕ ПО НИКОЛАЮ КУЗАНСКОМУ«ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЕ, ПОЭТОМУ ОН
МОЖЕТ ПОЗНАВАТЬ.»
познание конкретной, ограниченной, а не абсолютной
истины возможно и начинается с процесса чувственного
восприятия.
воображение, не выходя за пределы чувственного
познания, обобщает данные, дающиеся в чувствах.
(Чувства и воображение — это низший уровень
познания.)
рассудок, который различает и сопоставляет. Рассудок
есть особая интеллектуальная деятельность, способность
познания, и имеет свое собственное орудие. Рассудок не
зависит от чувств, он имеет в себе идеи (или формы,
говоря аристотелевским языком), которые вложены в нас
при рождении Богом.
Высшая ступень познавательной деятельности —
интеллект, или разум. он как бы видит истину целиком,
он схватывает ее во всех ее противоположностях. Это
интуитивное схватывание истины.
26. Николо Маккиавели
НИКОЛО МАККИАВЕЛИОтношение к Богу он сформулировал следующим
образом: Бог есть не тот Бог, Которого в виде
некоего высшего существа представляют себе
христиане, а некоторая фортуна, судьба,
направляющая мир в соответствии со своими
законами. Как у мира вещественного есть свои
законы, так есть они и у мира общественного.
Смысл и дух «Государя» заключаются в том, что
хороший государь должен служить на благо
обществу. Высшая цель — цель общества, а не
отдельного гражданина, даже если этим
гражданином являетя монарх. Поэтому не нужно
измышлять никакие идеальные государства, не
нужно ничего строить, нужно просто познавать
реальный общественный мир и жить в этом мире.