100.29K
Категория: МузыкаМузыка

Музыка. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся

1.

Основные подходы к организации
оценивания уровня подготовки учащихся
по учебному предмету «Музыка».

2.

Что же такое оценка?
«Оценка» в педагогике — это результат процесса оценивания, условноформальное, количественное или качественное выражение оценки учебных
достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.
«Оценка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к
содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный
регулятор его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося».
ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы
начального, среднего общего образования.
Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система,
включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов
деятельности школьников.

3.

1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования
должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных
методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
2. Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки
является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда
учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу,
сверить достигнутый учащимся уровень.
3. Таким образом, сформированность творческой деятельности,
самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели
сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных
результатов на уроках музыки.

4.

Критерии оценивания предметных
результатов, тесно связаны с критериями
музыкального развития учащихся, которые
определены задачами изучения предмета в
образовательном учреждении: развития разных
сторон музыкального восприятия, объёма историкомузыкальных (от фольклора до современной музыки
XXI века) и музыкально-теоретических (жанр,
музыкальные формы, композиторское воплощение и
т. д.) знаний, а так же способность применять их в
анализе музыкального текста.

5.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с
учением самостоятельно организовывать собственную
деятельность, работать с информацией разного типа и
включать её в деятельность, оценивать правильность
выполнения учебной задачи, выявлять собственные
возможности её решения, организовывать совместную
учебную деятельность, работать в команде, находить общее
решение, включать в свою деятельность ИКТ.

6.

Критерии оценки личностных результатов связаны с
осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к
музыкальному и речевому самосовершенствованию
(достаточный объём музыкального и словарного запаса, для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения), со способностью к самооценке на основе
наблюдения за собственной деятельностью.

7.

При оценивании успеваемости ориентирами являются
конкретные требования к обучающимся,
представленные в рабочей программе каждого класса,
а также и примерные нормы оценки знаний и умений.
При определении качества знаний учащихся по музыке
объектами контроля и оценивания являются 4 вида
учебной музыкальной деятельности:
Слушание музыки (прием анализа музыкального
произведения)
Освоение и систематизация знаний (музыкальная
терминология)
Вокально-хоровая работа.
Творческая деятельность.

8.

2. Оценка степени сформированности
универсальных учебных действий.
Критериями оценки сформированности универсальных
учебных действий у обучающихся выступают: 1.
соответствие возрастно-психологическим нормативным
требованиям; 2. соответствие свойств универсальных
действий заранее заданным требованиям; 3.
сформированность учебной деятельности у учащихся,
отражающая уровень развития метапредметных действий,
выполняющих функцию управления познавательной
деятельностью учащихся.

9.

Разработчиками ФГОС выделены
следующие виды УУД:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

10.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно –
смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях.
Личностные учебные действия по предмету «Музыка»
выражаются: в стремлении реализации творческих способностей
ученика, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую
позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и
духовно-нравственных оснований, развитии самосознания,
позитивной самооценки и самоуважения.
Виды заданий:
1) высказывание своего отношения к музыкальному произведению
с аргументацией;
2) анализ характеров музыкальных героев на основе личного
восприятия произведения.

11.

Регулятивные действия обеспечивают способность учащегося
организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её
этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации
намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если
надо, то и к проведению коррекции. а предмете «Музыка» учащиеся знакомятся
с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные,
нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета
«Музыки», которую учащиеся должны ясно представлять.
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование
действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и
результатов учебных действий.
Виды заданий:
1) выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя
2) выполнять учебные действия в качестве композитора;
3) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
4) использовать установленные правила

12.

Познавательные универсальные действия на уроке музыки осуществляется
за счёт приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному,
профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует
формированию целостной художественной картины мира, воспитанию
патриотических убеждений, развитию творческого, символического,
логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом
активизирует познавательное и социальное развитие учащегося. (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и
подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных
произведений, осознание многозначности содержания их образов,
существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение
творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация
собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само
выступление с аудио-, видео – сопровождением.
Виды заданий:
поиск и выделение необходимой информации;
работа с научными понятиями, терминалогией

13.

Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановку вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.
Виды заданий:
1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных
впечатлениях, об услышанном);
2) инсценирование и драматизация;
3) рисуем музыку;
4) участие в диалоге.
5) уметь участвовать в хоровом пении.

14.

3.Ресурсы сети Интернет в деятельности
учителя музыки.
Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов,
как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах.
Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки
заключаются в следующем:
свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на
уроке;
изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим
указаниям педагога.
При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов,
посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из
Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки,
в частности о новых музыкальных программах

15.

1.http://www.belcanto.ru/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- новости оперной жизни в России и за рубежом;
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;
- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;
- записи великих классических произведений в формате mp3;
- каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
2. http://www.classic-music.ru/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической
музыки;
- крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3.
- все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы,
исполненные до 1971 года;
- словарь музыкальных терминов и инструментов;
- ссылки на сайты о классической музыке.

16.

3.
http://www.fedorov.ws/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты,
комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров,
композиторов;
- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;
-каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views
Фото известных композиторов, портеры композиторов.
Редактор видео и аудио файлов

17.

4. Варианты использования MS Word и MS Power
Point в школе.
В современном мире в условиях постоянного ускорения
развития науки и техники задача педагога состоит в том,
чтобы идти в ногу со временем. Одной из реалий нашего
времени является широкое внедрение информационных
компьютерных технологий (ИКТ) в учебный процесс.

18.

Использование текстового процессора Microsoft Word в
педагогической деятельности учителя.
Как уже говорилось выше, текстовый процессор Word позволяет
подготовить раздаточный и дидактический материал. Так же с
помощью Word можно создавать различную
документацию: календарно-тематическое планирование,
поурочные планы уроков, отчеты и т. д.
Кроме того, что в текстовом процессоре Word можно набирать и
редактировать текст, изменять размер, начертание, размер, цвет
шрифта и интервал между строками, также для создания
раздаточного материала, например для раздаточных материалов
для уроков математики или физики часто требуется умение
размещать формулы. Для этого в текстовом процессоре Microsoft
Word используется редактор формул.

19.

Возможности мастера презентаций Microsoft Power
Point
Мастер презентаций входит в пакет программ Microsoft
Office.
Презентации могут быть использованы как для
подготовки наглядного материала для проведения
уроков, так и для профессиональных портфолио и при
подготовке выступлений на педагогических советах,
методобъединениях.

20.

Microsoft PowerPoint - предназначен для подготовки и
последующего управления презентациями. Работает с
изображениями, текстом, видео и анимацией,
позволяет добавлять звуковое сопровождение и
различные эффекты.
Основные функции Microsoft PowerPoint,
необходимые в повседневной работе педагога
создание новой презентации;
-выбор оформления слайдов;
-выбор шаблона оформления (дизайна), цветовой
схемы или схемы анимации;
-создание специальной анимации;
-установка последовательности смены слайдов;

21.

5. Технологии преподавания предмета
«Музыка» в основной школе.
Наиболее перспективные образовательные технологии должны
включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по
своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый
результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.
На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать
следующие технологии.
Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды
музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки
и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое
интонирование
и
музыкально-ритмические
движения,
инструментальное музицирование и разного рода импровизации
(речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно
формируется в процессе использования методики интонационнообразного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

22.

Учителю музыки при использовании данной методики необходимо учитывать,
что в этот процесс необходимо включать выявление: жанровых признаков
(песенность, танцевальность, маршевость – по Д.Б. Кабалевскому); признаков
стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская –
зарубежная музыка); опыт слежения за развитием интонации (интонация – тема
– музыкальный образ – музыкальная драматургия); формирование словаря
эмоциональных переживаний (В.Г. Ражников); опыт восприятия знакомых
интонаций в новых ситуациях; осознание смысла интонации в содержании
произведения («В каждой интонации спрятан человек» – В.В. Медушевский).
-технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся;
-технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках
музыки ;
-исследовательские проекты как технология развития познавательных
интересов школьников;
-технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников;
-Информационно-коммуникационные технологии;
-технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам
(УМК);

23.

6. Особенности современного урока в рамках
введения ФГОС.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно
добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы
универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации
самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает
системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы
организации обучения, в котором важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
• создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои
мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной
целью, определять своё знание и незнание и др.

24.

Требования к уроку
Урок современного типа
Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и
незнания
Планирование учащимися способов достижения намеченной
цели
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному
плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Планирование
Практическая деятельность
учащихся
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Оценивание учащихся
Итог урока
Домашнее задание
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы
самоконтроля, взаимоконтроля)
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам
(самооценивание, оценивание результатов деятельности
товарищей)
Проводится рефлексия
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем
с учётом индивидуальных возможностей

25.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила