Похожие презентации:
Китайская философия. Даосизм и конфуцианство
1. Китайская философия
不要隨大流 不違背流動 去跨越它 如果你想到達彼岸。Не иди по течению, не иди против течения,
иди поперек него, если хочешь достичь берега.
Слова Ванталы*.
*Слова Ванталы — текст, состоящий из 240 местами повторяющихся изречений
философского содержания, причём последнее 240-е изречение не содержит текста.
2. Даосизм и конфуцианство
Конфуций551 г. до н.э. 479 г. до н.э.
Лао-Цзы
VI-V век до н.э
3. Даосизм и конфуцианство
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗДаосизм
Представляет
собой
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, которое
носит наивно-диалектический характер.
Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы,
Ян Чжу.
Конфуцианство
Философское
учение
носит
ярко
выраженный
СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Кун
(Конфуций), Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
Цю
4.
ДАОСИЗМЛАО-ЦЗЫ: БИОГРАФИЯ
Он родился в деревне «Искривленная доброта»
уезда «Горький» в местечке «Жестокое».
По преданию, пробыв в чреве матери 81 год,
он вышел из ее бедра уже древним стариком.
Имя Лао-Цзы можно перевести как «Старый
учитель» или «Вечный ребенок», а можно и наоборот:
«Старый ребенок» и «Вечный учитель». Любой вариант
не будет лишен смысла.
Он вел неприметную жизнь архивариуса при дворе
правителя Чжоу, а когда пришел срок, сел на черного
быка и отправился в сторону Западных гор.
На границе, вняв просьбе таможенника оставить
людям наставления, он в один присест написал
«трактат в пять тысяч иероглифов». Так родилась
знаменитая «Книга о Дао и Дэ» - «Дао-дэ цзин».
Сам же Лао-Цзы продолжил свой путь на Запад,
где, согласно легенде, стал «Буддой».
5. ДАОСИЗМ – УЧЕНИЕ О ПУТИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫЦентральное
место
в
даосизме занимает ДАО (Как
сущность бытия) и ДЭ (Как
проявление Дао).
Дао (буквально — путь,
дорога) – понимается как великий
путь, по которому следует
вселенная
и
ей
присуща
благородная сила
ДЭ – благо, посредством
которого Дао себя и проявляет.
Лао-Цзы
6. Центральная идея философии Лао-Цзы
ДАО—
ВСЕОБЩИЙ
ЗАКОН И АБСОЛЮТ:
Дао» питает Дэ
Дао» — безгранично
ДЭ — ПРИНЦИП, СПОСОБ
БЫТИЯ:
Дэ — определено
Тот, кто в делах следует
Дао, …очищающий свой дух,
вступает в союз с силой Дэ.
Лао-Цзы, изображённый
как божество даосизма
7.
ДАОСИЗМЦИТАТЫ
Осуществляй то, чего еще
нет, управляй тем, что еще
не противится.
Дерево толщиной в обхват
вырастает
из
крошечного
зернышка.
Башня в девять этажей
вырастает из груды земли.
Путь длиной в тысячу ли
начинается у тебя под ногами.
8.
ДАОСИЗМЦИТАТЫ
9.
ДАОСИЗМКОНЦЕПЦИЯ НЕДЕЯНИЯ
В рамках даосизма возникает
КОНЦЕПЦИЯ НЕДЕЯНИЯ —
отрицание
целенаправленной
деятельности, идущей вразрез с
естественным миропорядком.
Лучший государь — тот,
который ничего не делает для своих
подданных.
Задача государя заключается в
том, чтобы гармонизировать
отношения, предотвращать смуту,
а подданные сами разберутся, что
им делать.
Каменная скульптура Лао-цзы,
расположенная к северу
от г. Цюаньчжоу, Китай
10. Новое время китайской философии (с 1000 года н.э.)
Ослабеваетк философии Дао.
интерес
ДОГМАТИЗАЦИЯ
КОНФУЦИАНСТВА, которое
вместе с его основателем
возвышается
до религиозного почитания.
Проникновение
в
Китай
буддизма
и христианства.
Кун Цю (Конфуций)
11.
КонфуцианствоКОНФУЦИЙ: БИОГРАФИЯ
Настоящее имя - Кун Цю, но в литературе часто
именуется Кун-цзы, Кун Фу - Цзы или просто
Цзы - «Учитель».
Конфуций являлся потомком аристократического
обедневшего рода, сыном пожилого чиновника и его
молоденькой наложницы.
В 22 года он уже стал первым частным китайским
учителем, а впоследствии снискал славу самого
знаменитого педагога в Поднебесной.
Он не любил говорить о себе и весь свой жизненный
путь описал в нескольких строчках:
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не
нарушал Ритуала».
Конфуций и 12 учеников
12.
КонфуцианствоОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
ОСНОВНЫЕ
ТЕМЫ
в философии Конфуция это МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, на которых строятся социальные
отношения и проблемы управления государством.
***
Немаловажная составляющая природы у Конфуция —
это судьба: «Всё изначально предопределено судьбой, и тут ничего не
убавишь и не прибавишь».
Анализируя возможности познания и природу человеческого
знания, Конфуций говорит, что по своей природе люди похожи друг на
друга, и только высшая мудрость и крайняя глупость незыблемы. Люди
начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию и по мере
обретения разных привычек.
Конфуций предлагает следующую градацию по уровням знаний:
«Высшее знание — это знание, которое человек имеет при рождении.
Ниже — знания, которые приобретаются в процессе изучения.
Ещё ниже — знания, полученные в результате преодоления
трудностей.
Самый же ничтожный тот, кто не хочет извлечь поучительный урок
из трудностей».
Кун Цю
13. Конфуцианство
ЦИТАТА“Три пути ведут
к знанию:
путь размышления это
путь
самый
благородный,
путь подражания - это
путь самый лёгкий,
путь опыта - это
путь самый горький.”
Кун Цю
14.
КонфуцианствоОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ:
ФУНДАМЕНТ ДАННОГО УЧЕНИЯ
Конфуций
Эталоном человека, идущего по правильному пути, Конфуций
считает «благородного мужа» ("цзюнь-цзы" ).
К числу основных качеств "цзюнь-цзы" относятся:
«Жэнь» (гуманность, человеколюбие) — не делай другим то, чего
не желал бы себе. Жэнь – это «спокойно-самодостаточная» любовь к
людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную
благопристойность.
«ЛИ» (почтительность, церемонии) охватывает широкий круг
правил, которые, по существу, регламентируют все сферы жизни
общества — от семьи до государственных отношений.
«И» – («чувство долга», «долг-справедливость»). В широком
смысле «и» – это моральные принципы, которых должен
придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей
добродетели.
«Чжи» — (здравый смысл, благоразумие, «мудрость»,
рассудительность) — умение просчитать следствия своих действий,
посмотреть на них со стороны, в перспективе. Чжи противостоит
глупости.
«СИНЬ»
—
искренность,
«доброе
намерение»,
непринуждённость, добросовестность. Синь уравновешивает Ли,
предупреждая лицемерие.
15. Конфуцианство
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫКонцепция о государстве
Конфуций считал, что человек должен
жить в обществе гуманности и милосердия.
Правитель и его чиновники должны
управлять
страной
по
принципам
справедливости, честности и любви.
«Не делай другим того, чего не желаешь
себе».
Правильное
государство,
правильное
общество, правильный человек.
***
ЦИТАТА:
«СУТЬ
ГОСПОДИНА
ПОДОБНА ВЕТРУ, А СУТЬ ПРОСТЫХ
ЛЮДЕЙ ПОДОБНА ТРАВЕ. И КОГДА
ВЕТЕР ВЕЕТ НАД ТРАВОЙ ОНА
НЕ
МОЖЕТ
ВЫБИРАТЬ,
А НАКЛОНЯЕТСЯ».
Кун Цю (Конфуций)
551 г. до н.э.-479 г. до н.э.
16.
Конфуций:Как стать успешным
Идите к своей цели, пусть даже медленно,
не останавливаясь.
Держите свой инструмент остро отточенным: ваша
удача зависит от того, насколько хорошо вы
подготовились.
Не меняйте поставленную цель: не важны только
методы ее достижения.
Делайте только по-настоящему важное и интересное
для вас дело, прикладывая максимальные усилия.
Общайтесь только с теми, кто развивается: он
поведет вас за собой.
Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг
вас — зеркало вашего внутреннего «я».
Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не
притягивает к вам позитив.
Контролируйте свой гнев: за все придется платить.
Наблюдайте за людьми: каждый может вас
чему-то научить или предостеречь.
Конфуций с учениками
17.
КонфуцианствоЦИТАТЫ