323.86K
Категория: КультурологияКультурология

Культурология: предмет, задачи, структура, функции. Историческое развитие учений о культуре

1.

Культурология: предмет,
задачи, структура,
функции.
Историческое развитие
учений о культуре
Лекция 1
[email protected]

2.

Условия возникновения
культурологии
Культура является объектом изучения
Многих наук и философии
Необходимость интеграции
общего, особенного и единичного
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

3.

Причины возникновения
культурологии
осознание неспособности философии осмыслить
богатый эмпирический материал;
необходимость разработки методологии частных
наук, изучающих культуру;
стремление выработать единые подходы к изучению
культуры в условиях контрастов культур;
необходимостью сравнения, выработки критериев;
целесообразность целостного подхода к изучению
культуры;
необходимость
формирования
культурных
потребностей человека;
рост технократизма и практицизма, важность
гуманитарного противовеса

4.

Возникновение
культурологии

5.

Представления о
культурологии
1. Культурология - комплекс дисциплин,
изучающих культуру. Цель – изучение культуры в
историческом развитии и социальном
функционировании Рез: система знаний о культуре.
2. Культурология – раздел дисциплин так или
иначе, изучающих культуру.
Культурология как философия культуры,
социология культуры, культурантропологии
3. Культурология- самостоятельная научная
дисциплина
Культурология - система знания знаний

6.

Что изучает
культурология?
1) Археологию культуры: выявляет ее генезис,
функционирование и развитие; раскрывает
способы наследования и устойчивости,
определяет код культуры (сохранение,
обновление, трансляция;
2) Результаты культурной деятельности
(предметы, продукты культурного творчества)
3) Менталитет и культурную парадигму

7.

Предмет культурологии
Предмет культурологии –
функционирование и развитие
культуры как специфическичеловеческого способа жизни,
который раскрывает себя
исторически, как процесс
культурного наследования,
внешне сходного, но все же
отличного от существующего в
мире живой природы.

8.

Цель и задачи
культурологии
Цель культурологии – построить «генетику» в
культуры, что позволит объяснить историкокультурный процесс в мировом и
национальном масштабе, прогнозировать и
управлять им.
Задачи:
1. выявление гена культуры
2. изучение «мутационных факторов»
3. изучение последствий развития

9.

Структура культурологии

10.

Место культурологии в
системе знаний
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ – ПОНИМАНИЕ
КУЛЬТУРЫ КАК ВСЕОБЩЕГО
МЕТОДОЛОГИЯ
Эмпирическая
база
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ КАК
ОСОБЕННОГО (ОБЪЯСНЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ С
ПОМОЩЬЮ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
МЕТОДОЛОГИЯ
Эмпирическая
база
КОНКРЕТНЫЕ НАУКИ – ИССЛЕДОВАНИЕ ЕДИНИЧНОГО В
КУЛЬТУРЕ

11.

Функции культурологии
познавательная функция — изучение и понимание
сущности и роли культуры в жизни общества, её
структуры
и
функций,
её
типологизации,
дифференциации на отрасли, виды и формы,
человекотворческого предназначения культуры;
концептуально-описательная
функция

разработка
теоретических
систем,
понятий
и
категорий, позволяющих составить целостную картину
становления и развития культуры, и формулирование
правил
описания,
отражающих
особенности
развертывания социокультурных процессов,
роль в развитии человека и общества.

12.

Функции культурологии
оценочная функция — осуществление адекватной
оценки влияния целостного феномена культуры, ее
различных типов, отраслей, видов и форм на
формирование социальных и духовных качеств
личности, социальной общности, общества в целом;
объясняющая функция — научное объяснение
особенностей культурных комплексов, явлений и
событий, механизмов функционирования агентов и
институтов культуры, их социализирующего
воздействия на формирование личности на основе
научного осмысления выявленных фактов, тенденций
и закономерностей развития социокультурных
процессов;

13.

Функции культурологии
мировоззренческая функция — реализация
общественно-политических идеалов в разработке
фундаментальных и прикладных проблем развития
культуры, регулирующего влияния ее ценностей и
норм на поведение личности и социальных общностей;
образовательная (обучающая) функция —
распространение культурологических знаний и
оценок, что помогает студентам, специалистам, а
также тем, кто интересуется проблемами культуры,
узнать особенности этого социального феномена, его
роль в развитии человека и общества.

14.

Значение изучения
культурологии
Изучение культурологии позволяет понять , что
стоит за фактами культуры, какие потребности
выражают ее конкретные исторические,
социальные и личностные формы:
дается характеристика ценностного развития общества;
приобретается возможность ориентироваться в
культурологической, художественно-эстетической и
нравственной сфере.
корректируется поведения субъекта
усваивается знание закономерностей культурноисторического процесса
идёт подготовка к профессиональной и иной социальной
деятельности

15.

Античность
культура как возделывание, обработка;
культура
как
воспитание
и
образование,
дополняющее и противостоящее человеческой
природе;
«культура» — это поклонение, почитание, почет,
культ, прежде всего религиозный культ;
культура как пайдейя (образование, воспитание
+ почитание, культ);
культура
как
высота
владения
искусством
(техне). Например: «Политика техне» - навык
гражданина полиса управлять государством

16.

Античность
Цель и задачи культуры:
развить в человеке разумную способность к
суждениям и эстетическое чувство, что и позволяло
ему обрести чувство меры и справедливости в
делах гражданских и частных;
сохранить единство с природой;
развить чувство сопричастности с природой;
сформировать навык жить «по природе» и «по
установлению»
Человек самодостаточен, разумен, способен нести
обязанности гражданина полиса

17.

Эллинизм
НА СМЕНУ ПОЛИСУ - ИМПЕРИЯ
нет потребности в гражданских
добродетелях жителя полиса
умение «прожить незаметно», сохранить
себя, добиться «атараксии» (невозмутимости духа)
падение престижа образованности , ослабевание
стремления к познанию, нарастание интереса к
эзотерическому знанию
дисгармония человека и общества (социума)

18.

Средние века
Понимание культуры основывается на достижениях
античности и противостоит ему
политеизм
монотеизм
натурализм,
предметность
духовность
гедонизм
аскеза
наблюдение
книжное знание
космологизм
трансцендентизм
(запредельное) и
персонализм.

19.

Средние века
Неуверенность в чувственном мире --- уверенность в
Боге;
Культура в постоянном стремлении к
амосовершенствованию, избавлению от греховности;
Культура символична;
Культура - необходимость «возделывания» собственных
способностей, в том числе и разума, но «естественного
разума», от природы неиспорченного и дополненного
верой;
Культура начинает осознаваться не как воспитание
меры, гармонии и порядка, а как преодоление
ограниченности, как культивирование неисчерпаемости,
бездонности личности, как ее постоянное духовное
совершенствование

20.

Новое время
понятие культуры разрабатывается в
контексте философского рассмотрения
вопросов познания и метода, рационального
устройства общества;
культура становится центров философских
интересов;
идёт переосмысление понимания сущности,
целей и задач культуры, выдвинутых
мыслителями античности и средних веков

21.

Новое время
Эпоха Просвещения
оперирует категориями, на основе которых развивается
учение о культуре: «природа», «общество», «человек»,
«разум», «познание»;
формируется классическая модель культуры, которая
позволяет рассматривать культуру как результат
исторического развития человечества и показатель
достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных
отношений;
в качестве источника изучения культуры используют не
только литературные источники, но и данные археологии,
лингвистики и т.д.;
стремление к целостному восприятию культуры
человечества, понимание её как продукта деятельности
человеческого разума

22.

Новое время
Немецкая
философия
классическая
культура - исторический процесс развития духа, в
котором оппозиция «природы» и «культуры»,
культура является необходимым, но преходящим
моментом на пути к синтезу;
человек принадлежит и миру необходимости
(природы) и миру свободы;
культура – инструментарий, подготовка человека
к осуществлению нравственного долга; культура это путь из природы в царство свободы;
культура характеризует человека, а не
объективный мир

23.

Новое время
Фридрих Вильгельм Шеллинг и
романтики
анализ различия и соотношения отдельных
национальных культур;
понимание общечеловеческой культуры как
наднационального, надысторического целого;
системное изучение культуры прошлых веков;
выдвижение идеи универсального культурного
синтеза, гармонии античного и современного,
классического и романтического

24.

Новое время
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Основные
формообразования
культуры
(религия,
искусство, философия, право) предстают в них, как и вся
духовная культура человечества в целом, закономерными
этапами в развитии «духа», «мирового разума»;
та или иная культура воплощает в себе определенный
этап самопознания «духа»
Культура – история духа,
Человек приобщается к культуре входя в сферу
всеобщего

25.

Новое время
Огюст Конт
Теологическая, метафизическая и позитивная
стадии познания;
Особый метод исследования;
Новые проблемы культурологии: социальная
динамика и социальная статика (социальные
изменения и стабильность), историческая
типология культуры, институциональное
деление культуры и выявление функций таких
институтов культуры, как религия, мораль и т.д

26.

Новое время
Николай Данилевский
различие культурно-исторических
типов;
цивилизация – сфера
общезначимого, культура особенного

27.

Новое время
Философия
жизни (Ницше)
культура - это ремесло, которое
присвоило себе человечество во имя
выживания в жизни, лишенной
всякого смысла. Подлинная культура
обретается на тяжком пути познания
как освобождения принятых
ценностей, от всякой фальши и
иллюзий, которые содержат в себе
религия и наука.
Неокантианство
(В. Виндельбанд, Г.
Риккерт, Э. Ласк)
(Г. Коген,
П. Наторп,
Э. Кассирер).
Деление единой прежде культуры на две:
естественнонаучную и гуманитарную
(разные методы);
Культура - это не только то, что лишь
существует но и то, что имеет для нас
значение, смысл (должное).

28.

Новое время
Неогегельянство
(Герман Глокнер)
Обращение к единичному, к
творческой свободе индивида;
В разных культурах Дух говорит
сам с собой, и для этого в качестве
ораторов он использует индивидов
Культурантропология
(Эдуард Бёрнетт
Тайлор)
«Культура, или цивилизация, в
широком этнографическом смысле
слагается в своем целом из знания,
верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и некоторых других
способностей и привычек, усвоенных
человеком как членом общества».
Культура – только духовное

29.

XX век
Культурантропология
(Лесли Уайт)
Культура - объективное образование,
не зависящее от отдельного человека и
человеческого сообщества и
подчиняющееся лишь внутренней
логике развития, которое и следует
рассматривать без обращения к
индивидам
Подсистемы культуры:
технологическая (человек и природа);
социальная (типы поведения);
идеологическая (идеи, верования,
обычаи, различные виды знания)

30.

XX век : культурологические
идеи
Освальд Шпенглер: культурно-исторический
круговорот;
Арнольд Дж. Тойнби: географические условия
определяют облик каждой цивилизации;
Эрнст Кассирер: символическое значение окружающих
человека вещей и символика индивидуальных действий
репрезентируют мир культуры;
Йохан Хейзинга: основа культуры – игра;
Карл Густав Юнг: Архетипы культуры заложены
в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях коллективном бессознательном; проецируясь на внешний
мир, определяют своеобразие культуры;

31.

XX век : культурологические
идеи
Питирим Сорокин:
Исторический процесс есть циклические колебания
культур, каждая из которых -самостоятельная
целостность и имеет в своей основе несколько главных
посылок, определяющих ее тип.
Три типа культуры:
чувственный (преобладает непосредственное
чувственное восприятие действительности);
идеациональный (преобладает рациональное
мышление);
идеалистический (преобладает интуитивное познание).

32.

XX век : культурологические
идеи
Клод Леви-Стросс (структурализм):
в основе всех человеческих культурных практик лежат
общие повторяющиеся структуры и понять отдельные
детали возможно только через описание их места в
общей системе;
изучение мифов (в них заложены коды).

33.

Мыслители, внесшие вклад в
становление культурологии
Дильтей
Вебер
Гуссерль
Хайдеггер
Фрейд
Соссюр
Леви-Брюль
Фуко
Барт
Деррида
В.О. Ключевский,
С.М. Соловьев
С.Т. Аксаков
А.С Хомяков
Я.В. Киреевский
Вл. Соловьев
П.А. Флоренский
Н.А. Бердяев
С.Л. Франк
В.В. Розанов
А.Ф. Лосев
И другие …
English     Русский Правила