3.96M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Средних веков и эпохи Возрождения

1.

История философии
МОДУЛЬ 2. Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Тема 2.1. для студентов всех направлений подготовки по программам бакалавриата и специалитета очной, заочной, очнозаочной, дистанционной форм обучения
Тема 2.1 Философия Средних веков
Автор: старший преподаватель кафедры теории и методологии науки
Ломако Л.Л.
Лектор: старший преподаватель кафедры теории и методологии науки
Ломако Л.Л.

2.

Понятие европейского Средневековья
•Европейское Средневековье в историко-хронологическом плане весьма продолжительный отрезок
времени – с V по XIV века
•Сам термин «Средневековье», введенный гуманистами XV века, приобрел в последующем
значение «темного времени», застоя и упадка культуры, «сна разума»
•С социально-политической и экономической точек зрения, Средневековье представляло собой
феодальный период развития Европы
•В культурно-идеологическом плане – это замена языческого многобожия античного мира
монотеизмом (единобожием) христианства
•Последнее обстоятельство обусловило религиозный характер средневековой культуры и
сделало невозможным ее рассмотрение вне учета определяющей роли религии как
доминирующего типа мировоззрения и церкви как ее института

3.

Философия Средних веков
Основная особенность Средневековой философии – её
религиозный характер
Её идейные истоки закладывались первыми
христианскими мыслителями II – V вв. новой эры,
поэтому временные рамки философии Средневековья
часто раздвигают до II –XIV столетий
Определяющее влияние религии обусловило
теоцентрический характер Средневековой философии

4.

Теоцентризм Средневековой философии
• Теоцентризм (греч. θεός – Бог) – такое понимание
мира, в котором источником и причиной всего сущего
выступает Бог
• В центре интересов Средневековой философии –
проблемы бытия Бога и отношений «Бог – мир», «Бог –
человек»

5.

Основные идеи Средневековой философии
Идея креационизма
Креационизм(от лат. creatio «творение») –
принцип, утверждающий, что мир был создан
Богом из ничего актом воли и поддерживается в
существовании благодаря Его могуществу.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Гравюра. Библейские
сюжеты. Ветхий Завет. Первый день творения
https://spzh.news/ru/amp-news/60073-razgovor-s-ateistom-kakdokazaty-chto-vselennaja-sozdana-lichnostnym-bogom
На основании этой идеи бытие мыслилось как
неоднородное:
Творящее (Божественное) бытие - ни от чего
независящее, вечное, неизменное и
самотождественное, подлинное бытие
Сотворённое(природное) бытие – производное,
не обладающее самостоятельной сущностью
Преимущественное развитие получает теология,
а натурфилософия (естествознание) не получает
своего сколь либо существенного развития

6.

Идея Откровения
Идея Откровения определяла характер Средневековой
гносеологии (теории познания)
Вся полнота значимой для человека истины уже
открыта людям Богом и содержится в Священном
Писании (Библии)
Перед человеческим разумом не ставилась задача
самостоятельного поиска истины. Для постижения
истины достаточным условием становилась вера
Таким образом, именно вера рассматривалась как
ведущее средство познания, а разум становился
вспомогательным инструментом веры, ставился от неё
в зависимость
Гюстав Доре. Моисей со скрижалями Завета
http://bibliagravury.narod.ru/index/0-32
«Верую, чтобы понимать» – становится ведущим
принципом Средневековой гносеологии

7.

Антропология Средневековья
Понимание человеческой сущности определялось двумя
христианскими идеями:
Сотворение человека Богом по Божьему образу и
подобию;
Грехопадение человека
Таким образом, человеческая природа двойственна:
• Вечная и бестелесная душа – образ Бога в человеке;
• Человеческая плоть (телесность) – греховная и
смертная природа человека
А. Дюрер Адам и Ева. 1504
https://ru.wikipedia.org/wiki/Адам_и_Ева_(гравюра_
Дюрера)#/media/Файл:Adam_Eva,_Durer,_1504.jpg
Человек, будучи, как и Бог, личностью, наделен разумом
и свободой
воли,
делающими
его
существом
нравственным
и
способным
при
содействии
Божественной благодати к преодолению своей
греховности

8.

Этика Средневековья
Бог рассматривается как высшее благо и источник
всех благ
Основная цель человеческой жизни – спасение души,
обретение вечной жизни. Своими собственными
усилиями достичь этой цели человек не может. Он
нуждается в Божественной благодати
Основные моральные нормы – Божественные
заповеди, главными из которых христианство
провозглашает заповеди любви и милосердия
Основные добродетели – вера, надежда, любовь
В.М. Васнецов «Страшный Суд». 1904 г.
https://vladmuseum.ru/ru/virtual/georg_sobor/images/image6
.jpg

9.

Социальная философия и философия
истории Средневековья
Социально-политическую мысль Средневековья
определял принцип теократии (от др.-греч. θεός
«Бог» + κράτος «власть»). Обосновывалась
необходимость
сосредоточить
власть
в
государстве в руках религиозного института церкви
Понимание истории в Средние века имеет своей
основой идею провиденциализма, согласно
которой весь ход исторических событий движим и
руководим внешней по отношению к ним силой –
Божественным
замыслом,
промыслом,
провидением
Небесный Иерусалим. Музей Анжерского замка, Франция.
https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/
ckeditor/pictures/1696/content_jer.jpg
Земная история завершится вторым пришествием
Христа и Страшным судом. Из этой предпосылки
следовало развитие эсхатологии – учения о
конечных судьбах мира и человека

10.

Периоды развития философии Средних веков
Патристика (от лат. pater — отец) – совокупность учений
христианских мыслителей (отцов церкви) II – VIII вв.
Основная цель патристики – защита (апологетика) и систематизация
христианской веры
Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikos — школьный,
ученый) - систематическая европейская средневековая философия
IX – XIV вв., сконцентрированная вокруг церковных школ,
монастырей, а с XII в. – университетов, и представляющая собой
синтез христианского (католического) богословия и логики (по
средневековой терминологии – диалектики). Схоластика стремилась
гармонизировать веру и разум; обосновать рационально-логическими
средствами религиозные истины

11.

Период патристики
Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе,
можно разделить на апологетическую и систематическую; с точки зрения
места возникновения - на философию Запада и Востока, на греческую и
латинскую. На Востоке преобладала систематика, на Западе апологетика
Наиболее значимые мыслители патристики:
• Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160-230);
• Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (ок. 15О- 219);
• Ориген (184-254);
• Каппадокийские «отцы церкви»: (Григорий из Назиана (Назианин) (ок.
330-390), Василий Великий (ок. 330-379), Григорий из Ниссы (Нисский)
(ок. 335-394);
• Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354—430);
• Псевдо-Дионисий Ареопагит (ок. V – VI вв.);
• Иоанн Дамаскин (ок. 675-753)

12.

https://interesnyefakty.org/avrelij-avgustin/
Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354—
430) крупнейший христианский мыслитель и
писатель
периода
патристики,
наиболее
выдающийся из Отцов Церкви.
-систематизировал христианское вероучение,
используя для этого философию Платона и
неоплатоников;
-центром религиозно-философской концепции
Августина является Бог - Высшая Сущность и
Творец мира из ничего;
-Основные проблемы философии Августина:
• Соотношение Бога и мира;
• Соотношение вечности и времени;
• Соотношение веры и разума;
• Соотношение добра и зла;
• Соотношение души и тела;
• Соотношение разума и воли;
• Соотношение града земного и града Божьего.
Основные произведения: «Исповедь», «О троице» и «О
граде Божьем»

13.

Период схоластики
Основной целью схоластики было рационально-логическое доказательство
истинности христианского вероучения.
Схоластика исходила из того, что мало верить, нужно понимать веру. Она
стремилась доказывать средствами разума (и только разума) истины, которые
ведут к вере, или, по меньшей мере, логичность этих истин,
непротиворечивость их по отношению к фундаментальным принципам разума
По преимуществу решались две основные задачи: 1. Выяснение
онтологического статуса общих понятий (спор об универсалиях); 2.
Рациональные доказательства бытия Бога (Ансельм; Фома Аквинский)
Наиболее значимые мыслители схоластики:
• Иоанн Скот Эриугена (810-877);
• Ансельм Кентерберийский (1033-1109);
• Пьер Абеляр (1079 – 1142);
• Уильям Оккам (ок.1285 – 1349);
• Фома Аквинский (1225–1274)

14.

Спор об универсалиях
Какова реальность (онтологический статус) общих понятий
(универсалий)?
универсалии существуют
объективно – РЕАЛИЗМ
универсалии существуют
субъективно - НОМИНАЛИЗМ
Универсалии существуют
до единичных вещей и
вне их (линия Платона) –
КРАЙНИЙ РЕАЛИЗМ
Универсалии - это лишь слова,
лишённые значения и смысла. В
реальности существуют лишь
единичные вещи – КРАЙНИЙ
НОМИНАЛИЗМ
Универсалии существуют
в вещах, но не вне их
(линия Аристотеля) –
УМЕРЕННЫЙ РЕАЛИЗМ
Универсалии – это общее,
присутствующее в вещах
потенциально. Они актуализируют
своё бытие в человеческом
разуме, в качестве концептов
(понятий) - КОНЦЕПТУАЛИЗМ

15.

Спор об универсалиях
Средневековая философия унаследовала эту проблему от Античности через труды неоплатоника Порфирия,
сформулировавшего ее в виде вопроса ≪Как существует общее?≫ В V – VI веках Боэций связал ее с
существованием Бога и сотворенного им мира. Введя понятие «универсалии» для обозначения общих имен, Боэций
способствовал тому, что проблема универсалий надолго стала одной из центральных для схоластической философии.
Дискуссия по вопросу об универсалиях уже в XI – XII веках разделила схоластов на реалистов и номиналистов.
Реализм (от лат. realis реальный, действительный) приписывал существование лишь общему. Он проявился в ряде
концепций, в которых излагалось отношение к реальности общих понятий и единичных вещей. Крайние реалисты
придерживались платоновского учения об идеях; общее — это идеи, которые существуют до единичных вещей (ante
res) и вне их. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно
которому общее реально существует в вещах (in rebus), но ни в коем случае не вне их.
Номинализм (от лат. nomen — имя), напротив, не допускал реального существования универсалий, общее
существует лишь после вещей (post res). Приверженцы крайнего крыла номинализма считали общее лишь пустым,
ничего не содержащим «выдохом голоса», звуковой стороной слова. Более умеренные также отрицали реальность
общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (концептуализм).
Представители:
• Крайний реализм: Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109)
• Умеренный реализм: Фома Аквинский (1225 – 1274)
• Крайний номинализм: Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1122); Уильям Оккам (1285 — 1347)
• Умеренный номинализм (концептуализм): Пьер Абеляр (1079 – 1142)

16.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/
thumb/e/e3/St-thomas-aquinas.jpg/600px-Stthomas-aquinas.jpg
Фома Аквинский (1225 – 1274) самый видный и
влиятельный мыслитель периода схоластики.
-использовал идеи Аристотеля для систематизации
христианского мировоззрения;
-стремился гармонизировать веру и разум, религию
(теологию) и науку (философию);
- провозгласил возможность постижения Бога через его
творения и обращает взор современников на научное и
философское изучение окружающей реальности
-Основные темы философии Фомы:
• Пять доказательств бытия Бога;
• Соотношение материи и формы: существования и
сущности;
• Иерархичное устройство мира;
• Особое положение человека в мире;
• Соотношение веры и разума; теологии и философии;
• Свобода воли и нравственность;
• О целях общественной жизни и о соотношении церковной
и светской властей.
Основные произведения: «Сумма против язычников», «Сумма
теологии»

17.

Нормативная литература
Макулин, А. В. История философии : учебное пособие / А. В. Макулин. —
Саратов : Вузовское образование, 2016. — 444 c. — ISBN 2227-8397. — Текст :
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/49884.html (дата обращения: 26.05.2021). — Режим
доступа: для авторизир. Пользователей
История философии : учебник / А. А. Бородич, А. В. Бодаков, Н. Н. Беспамятных
[и др.] ; под редакцией Ч. С. Кирвель. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 998
c. — ISBN 978-985-06-2107-8. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/20215.html (дата обращения: 26.05.2021). — Режим
доступа: для авторизир. пользователей
Степанович, В. А. История философии. В 2-х томах. Т.1: Исторические типы
классической философии : курс лекций / В. А. Степанович. — Москва :
Прометей, 2018. — 458 c. — ISBN 978-5-906879-88-2. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/94436.html (дата обращения: 26.05.2021). — Режим
доступа: для авторизир. пользователей

18.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила