Похожие презентации:
Генезис философского знания от античности до средневековья
1.
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФСКОГОЗНАНИЯ
ОТ АНТИЧНОСТИ ДО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ДАЛИМАЕВА ЕВГЕНИЯ ОЛЕГОВНА
2.
ПЛАН1. Специфика философской традиции древней Индии.
Основные философские школы в Древней Индии.
2. Древнекитайская
философия,
ее
рациональнопрактическая направленность.
3. Ранняя греческая философия (милетская и элейская
школы, Гераклит). Концепция атомизма.
4. Философия Сократа, Платона, Аристотеля.
5. Философия Средневековья. Соотношение разума и веры.
6. Схоластика, номинализм, реализм.
3.
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ОСНОВНЫЕ
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ДРЕВНЕЙ
ИНДИИ.
4.
Признаки Древнего Востока(от сер. IV тыс. д.э. до III в.н.э.)
• Мелиоративное земледелие
• Земля и вода в собственности
государства
• Государственная власть –
развитая бюрократия
• Абсолютная власть в руках
правителя (царя, императора)
• Население в полной зависимости
от государства, проживает в
замкнутых общинах
• Человек не выделяется из природы
4
5.
Истоки философииДревней Индии
• Мифология
• Эпические поэмы (Махабхарата,
Рамаяна)
• Веды – основной источник
Все основные положения описаны в
Ведах, датируемых XV в. до н. э.
Практически вся литература,
последовавшая за Ведами, связана с их
5
толкованием. Веды были написаны на
санскрите.
6.
ВЕДЫФилософия, возникшая на основе
ведической литературы, носила
преимущественно интровертный
(обращенный в себя) и
пессимистический характер.
Известны четыре Веды:
Ригведа — книги гимнов;
Самаведа — книги напевов;
Яджурведа — книги жертвенных
формул;
Атхарва-веда — книги заклинаний.
7.
«Веды» разделены на четыре части1. Самхиты - самая древняя из всех частей Вед, означает
священные гимны
2. Брахманы — ритуальные тексты, на них основана
религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу
и власть до возникновения Буддизма
3. Араньяки (лесные книги) — это часть дает
рекомендации и устанавливает правила жизни людей,
выбравших отшельнический образ жизни
4. Упанишады — философская часть «Вед», означает
сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание.
7
8.
Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии ДревнейИндии.
Основой мира является Рита — закон всеобщей взаимосвязи и последовательности всех
процессов; космический закон эволюции и порядка, а также этический закон всех живых
существ.
Безличное духовное начало мира Пуруша — «первочеловек», возникший из хаоса; Пуруша
— промежуточный этап между хаосом и материальным миром, его глаза стали Солнцем и
Луной, дыхание породило ветер, из его тела возник мир.
Брахма-Космос — Бог, творящий мир, выдох и вдох которого ассоциируются с бытием и
небытием, а чередующиеся жизнь и смерть, длящиеся по 100 лет Брахмы (миллиарды
земных лет), — с абсолютным бытием и абсолютным небытием.
Сансара (санскр. samsara — перерождение, круговорот, блуждание. прохождение через
нечто) — приносящий страдание процесс бесчисленных перерождений личности и
бессмертной души, се перемещение в различные тела — растений, животных, людей. Это
понятие означает мирское бытие, взаимосвязь всего живого. Цель человека — выйти из
этой череды перерождений, покончив со страданиями, достичь Нирваны.
реинкарнации – переселения душ.
Вечный процесс перерождений (сансара) осуществлялся по
Идея
кармы
закону воздаяния (
). Социальный статус человека
напрямую зависел от его деяний «в прошлой жизни».
9.
НА «ВЕДЫ» ОПИРАЮТСЯ ВСЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙИНДИИ, ОТСЮДА И ПОШЛО РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА
ЧЕТЫРЕ ВАРНЫ, ИЛИ, КАК ИХ ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ, КАСТЫ —
БРАХМАНЫ, КШАТРИИ, ВАЙШЬИ И ШУДРЫ. ВАРНА — ЭТО
СТАТУС ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ, ЕСЛИ
СКАЗАТЬ ТОЧНЕЕ — ЭТО ОБОЛОЧКА, ОКРАСКА, ЦВЕТ,
ПОКРОВ. ПРАВО ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАСТЕ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО РОЖДЕНИЮ. КАЖДАЯ КАСТА
ЗАНИМАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, жрецы, она
занимается только умственным трудом.
Кшатрии (цвет красный) — это воины, их удел — физическое
развитие и военное дело.
Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными
работами и земледелием.
Шудры (цвет черный) — эта слуги, самая низшая варна,
занимающаяся «черной» работой
10.
Основа философских идей ДревнейИндии
БРАХМАН –первооснова мира, духовная
сущность, - это безличное начало
Вселенной (объективный дух)
АТМАН -индивидуальный дух, основа
всего живого
БрахмАн
А’тман
10
11.
12.
БУДДИЗМОсновная идея буддизма – «срединный
путь» жизни между двумя крайними: «путем
удовольствия» (развлечений, праздности, лени,
физического и морального разложения) и «путем
аскетизма» (умерщвления плоти, страданий,
физического и морального изнеможения).
«Средний путь» — путь знания, мудрости,
разумного ограничения, созерцания,
просветления, самосовершенствования, конечной
целью которого является Нирвана — высшая
благодать. Любое рождение человека в цепи
сансары приносит душе страдание. Чтобы
избавиться от страданий, человек любой касты
еще при жизни может прервать цепочку
рождений, вырваться из круга сансары и попасть в
нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние
успокоения, переживания единства всего сущего в
результате слияния с мировым духом –
Брахманом.
13.
• ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА БУДДИЗМА –нравственное совершенствование человека
• ЧЕТЫРЕ ИСТИНЫ - основа философского
учения о человеке (суть жизни человека):
1. Жизнь – это страдание
2. Причина страданий - желания
3. Существует путь избавления от
страданий – это победа над
желаниями
4. Путь к уничтожению страдания –
нирвана (угасание) как результат
восьмеричного пути ухода от
страдания и возможность прервать
сансару
Будда (просветленный)
563-483 гг. д.н.э
Основатель буддизма - принц
Сиддхартха Гаутама
13
14.
Благородный восьмеричныйпуть
- Культура мудрости (1-2 ступень)
- Культура поведения (3-5 ступень)
- Культура медитации (6-8 ступень)
1. Правильное знание (есть знание
4-х благородных истин)
2. Правильное стремление (жизнь по
принципам учения)
-------------------------------------------------------3. Правильная речь (воздержание от
лжи, сплетен, брани)
4. Правильное поведение (не
причинение зла, вреда)
5. Правильный образ жизни (мирный,
честный, чистый)
-------------------------------------------------------6. Правильное усилие (самовоспитание,
самообладание)
7. Правильное мышление (основано на
благородных целях)
8. Правильное сосредоточение (верные
методы медитации)
14
15.
Особенности философии Древней Индии:• Философия носит религиозный характер, корни
которого в Ведах (древние сборники священных песен,
гимнов, преданий и пр.)
• Объект философских размышлений – внутренний мир
человека, нравственные проблемы
• Обоснована идея о необходимости духовного
самосовершенствования
• Сформулированы основные жизненные принципы
(самоанализ, аскетизм, разумное самоограничение)
• Возникли идеи бесконечной цепи перерождений
(Колеса Сансары), воздаяния за жизненные поступки
(Закона кармы)
15
16.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ РАЦИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ.
17.
Особенности философии Древнего Китая1. Житейско-практическая направленность. Древнекитайская
философия ищет ответ на два основных вопроса:
в чем причина зла, страданий, как их избежать и стать счастливым?
как эффективно управлять государством?
2. Слабая связь с наукой.
3. Тесная связь с политикой.
4. Существование множества борющихся между собой школ.
5. Не систематизирована.
Китайская философия очень тесно связана с мифологией
(старинные предания о династиях, время которых ушло)
18.
19.
ДАОСИЗМВ основе даосизма лежит такое понятие,
как Дао. Это понятие многогранное.
Можно описать его как бескрайнее
движение, всемирный закон и Единство,
который существует во всем мире.
Дао представляет собой одновременно
и начало всего в мире, а также конец.
В этом учении базовой задачей человека
является достижение слияния с Дао.
Для этого необходимо существовать
осознанно, поступать в соответствии с
законами мироздания.
Лао-цзы - основатель даосизма
Если поступать наоборот, то человека
начнут постигать неудачи, а может быть, его даже будет ждать
гибель
В основу концепции управления даосизм полагает концепцию
недеяния (у-вэй)
19
20.
ДАО ДЭ ЦЗИНКогда все в Поднебесной узнали,
что красота - это красота, появилось
и уродство. Когда узнали, что добро
- это добро, появилось и зло. Ибо
бытие и небытие друг друга
порождают, трудное и легкое друг
друга создают, короткое и длинное
друг другом измеряются, высокое и
низкое друг к другу тянутся, звуки и
голоса друг другу вторят, до и после
друг за другом следуют. Вот почему
мудрец действует недеянием и
учит молчанием.
21.
ДАО ДЭ ЦЗИН • Осуществляйте недеяние, не занимайтесь делами, вкушайте безвкусное. Велики ониили малы, много их или мало - за обиды платите добром. Беритесь за трудное там, где
легко. Беритесь за большое, пока еще оно мало. Все трудные дела в мире всегда
возникают из легких. Все большие дела в мире всегда возникают из малых. Вот
почему мудрец никогда не берется за большое - а потому и способен вершить
большие дела. Тому, кто легко обещает, мало верят. Там, где много легкого, всегда
много и трудного. Вот почему мудрец все считает трудным - а потому нет для него
ничего трудного.
• Человек при рождении — нежен и слаб, а когда умирает - тверд и крепок. Все
существа, и трава, и деревья при рождении - нежны и мягки, а когда гибнут - сухи и
ломки. Ибо твердость и крепость - спутники смерти, а нежность и слабость - спутники
жизни.
22.
ДАО ДЭ ЦЗИН• Трактат «Дао дэ цзин» состоит из 81
главы. Центральным понятием является
неизреченное, пустое, невидимое и
вечное Дао, которое предшествовало
различению Неба и Земли. Образом Дао
является вода.
• Человек, осознавший Дао, именуется
совершенномудрым. Он обладает
дружелюбием и искренностью. Среди
добродетелей также названа
справедливость, покой, постоянство и
естественность. Эти качества являются
проявлением дао: Дао постоянно
осуществляет недеяние . В конце
трактата упоминаются три добродетели:
человеколюбие, бережливость и
скромность.
.
Проявлением Дао является Дэ, которое, однако,
первичнее добродетелей. Кроме того, дэ
«вскармливает» вещи.
Также в трактате содержатся политические моменты. В
частности, богатство подвергается критике: «Знатность
подобна великому несчастью в жизни» . «Незнатные»,
напротив, являются основой знатных. Высокие налоги
подвергаются критике. Лучшим правителем является тот,
кто себя ничем не проявляет. Совершенномудрый
избегает роскоши и излишеств. Трактат осуждает
завоевательные походы, которые ведут к разорению.
Оптимальным является лишь небольшое государство.
Заметно в трактате негативное отношение к
конфуцианству, поскольку конфуцианские добродетели
(человечность, мудрость, справедливость, сыновняя
почтительность) свидетельствуют о забвении дао.
Ученость лишь умножает лицемерие
23.
КОНФУЦИАНСТВО (ЭТИКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ))• Конфуций- основатель конфуцианства
близко знал государственный аппарат и был
активным противником внедрения
несправедливых, жестких законов
• Говорил о том, что надо править, используя
личный пример, соблюдать ритуалы и быть
человеколюбивым
• Был убежден в том, что к правлению в
государстве можно допускать исключительно
Кун-фу-цзы
(551-479 гг. до н.э.)
Автор «золотого» правила
этики
наиболее благородных людей
Главный труд – «Лунь Юй»
«Суждения и беседы»
Идеи Конфуция при его жизни
не были востребованы.
С горечью он называл себя
«несъеденной тыквой».
23
24.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНФУЦИАНСТВА – ЖЭНЬКонфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим
прошлое.
В основе конфуцианства лежало два принципа:
1) все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди
отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы
восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим
традициям, возродить их;
2) с точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство
должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко
распределены.
Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощение
судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.
В конфуцианстве можно выделить пять нравственных принципов
(гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность). Особо
важен первый из них, поскольку именно в конфуцианстве впервые
обнаруживается ясно выраженная идея гуманизма (учение о «жэнь») и
формулировка (в негативной форме) так называемого «золотого правила
нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» 24
(позитивная форма этого правила: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел,
чтобы они поступали с тобой»).
25.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНФУЦИАНСТВА – ЛИ (РИТУАЛ)Принцип «ли» — соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций). Он сводился к тому, что
человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила,
которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование
общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации
жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько
отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда
конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более
формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй
план. По мнению Конфуция,
гармония в государстве зависит
главным образом от воли и поведения
властей.
Идеал Конфуция — благородный
государственный муж, который
служит примером для всех других людей,
поскольку соблюдает ритуалы и
подчиняется
традиционному укладу жизни.
26.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНФУЦИАНСТВА – ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ(БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ)
Конфуций развил учение о
«благородном (высоком) муже
(человеке)» (цзюнь-цзы) и «подлом
(низком) муже» (сяо-жэнь). Первый
заботится о себе и других, о
справедливости и долге, второй –
только о выгоде для себя.
Кульминация конфуцианского
культа прошлого – учение об
исправлении имен, т.е. требование,
чтобы вещи соответствовали своим
былым значениям («государь
должен быть государем, сановник –
сановником, отец – отцом и сын сыном» не по имени, а реально, на
самом деле).
Благородный муж (аристократ)
Низкий человек (простолюдин)
Следует долгу и закону
Думает лишь о своей выгоде
Требователен к себе
Требователен к другим
Можно доверить великие дела
Нельзя доверить великие дела
Живет в согласии с другими людьми,
но не следует за ними
Следует за другими людьми, но не
живет с ними в согласии
Ему легко услужить, но трудно
доставить радость, т.к. он радуется
лишь должному
Ему трудно услужить, но легко
доставить дешевую радость
Готов идти на смерть ради других
людей, блага народа и государства
Заканчивает жизнь в канаве
самоубийством
Боится:
- велений Неба
- великих людей
- слов мудреца
Не знает велений Неба и не боится его
Презирает великих людей
Не обращает внимания на слова
мудреца
27.
Некоторые изречения Конфуция• Не делай другим того, чего не желаешь себе.
• Жить добродетельно - это означает жить в обществе и для
общества.
• Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это
самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь
личного опыта - это самый тяжелый.
• Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде
27
28.
ЛЕГИ́ЗМ — ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЧЖАНЬГО (СРАЖАЮЩИХСЯЦАРСТВ) ИСТОРИИ КИТАЯ, СФОРМИРОВАВШАЯСЯ В IV—III ВВ. ДО Н. Э.,
ИЗВЕСТНАЯ ТАКЖЕ КАК «ШКОЛА ЗАКОННИКОВ» ИЛИ ФАН-ЦЗЯ
• Основной идеей школы было равенство всех
перед Законом и Сыном Неба, следствием чего
являлась идея раздачи титулов не по рождению,
а по реальным заслугам. Согласно идеям
легизма любой простолюдин имел право
дослужиться до любого чина, вплоть до первого
министра.
Легисты печально прославились тем, что когда
они приходили к власти (в царствах Ци и в
Цинь), то устанавливали крайне жестокие
законы и наказания.
• Основные представители:
• Гуань Чжун (720 — 645 гг. до н. э)
• Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.)
• Ли Сы (ок. 280 — 208 гг. до н. э)
29.
ГУАНЬ ЧЖУН, ШАН ЯН, ЛИ СЫ — ТРИ ОСНОВНЫХ ИДЕОЛОГАЛЕГИЗМА, КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА, В КОТОРОМ ВЕРХОВЕНСТВУЕТ ЗАКОН. ПЕРВЫЙ ИЗ
МЫСЛИТЕЛЕЙ ЗАЛОЖИЛ ОСНОВУ УЧЕНИЯ, ВТОРОЙ - ПРИМЕНИЛ ЕЕ НА ПРАКТИКЕ, А ТРЕТИЙ
УСПЕШНО ПРОДОЛЖАЛ ВНЕДРЯТЬ ДАННЫЕ ПРИНЦИПЫ.
• Легисты исходили из следующих положений:
• Человек от природы жаден, эгоистичен и ленив.
• Смысл человеческой жизни в том, чтобы создать
сильное государство и служить ему.
• Сильное государство может быть только тогда, когда все
решает один человек, которому все остальные
беспрекословно подчиняются.
• Слово правителя — закон для всех. Он один выше
закона.
• Человеком и государством можно хорошо управлять
только при помощи страха и боли.
30.
За малейший проступок следует каратьсмертной казнью. Однако этого оказалось
мало. Люди были разделены на пятерки,
десятки и сотни. И за провинность одного
казни подлежала вся пятерка или сотня.
Эту карательную практику должна была
дополнить политика, направленная на
искоренение инакомыслия и оглупление
народа.
Отношения между властью и народом Шан Ян
рассматривал как противоборство враждующих сторон.
«Когда народ сильнее своих властей — государство
слабое; когда власти сильнее своего народа — армия
могущественна». В образцовом государстве власть
правителя опирается на силу и никаким законом не
связана.
31.
32.
ВЫВОДЫ: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЕ• Философия Древней Индии и Китая носит ярко
выраженный религиозный характер
• Главная ценность индийской и китайской философии
заключается в обращении к внутреннему миру человека,
она открывает мир возможностей нравственного
совершенствования личности
• Китайская философия больше обращена к практической
жизни, индийская философия – к раскрытию духовного
мира человека
• В Индии учили как легче покинуть этот мир, в Китае – как
лучше утвердиться в жизни и выжить
• Все это очень близко к практическому опыту и житейской
мудрости
32
33.
РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (МИЛЕТСКАЯ ИЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛЫ, ГЕРАКЛИТ).
КОНЦЕПЦИЯ АТОМИЗМА.
34.
АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИЕЙ НАЗЫВАЮТ СОВОКУПНОСТЬ ФИЛОСОФСКИХУЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД С 7-6 ВЕКОВ
ДО Н.Э. ПО 6 ВЕК Н.Э. НАЧАЛО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ СВЯЗЫВАЮТ С
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВЫХ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ И ИМЕНЕМ
ФАЛЕСА МИЛЕТСКОГО (625-547 ГГ. ДО Н.Э.), А КОНЕЦ – С УЧЕНИЕМ
НЕОПЛАТОНИЗМА И ДЕКРЕТОМ ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА О
ЗАКРЫТИИ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ В АФИНАХ (529 Г. Н.Э.).
35.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИПериод
Характеристика
1. Натурфилософский
(доклассический) (VII V вв. до н.э.)
Рассматривает проблемы мироздания; сущность человека определяет природа космоса.
Главная проблема: что лежит в основе мироздания? Главное направление философской
мысли: поиск первоначала – единой основы всего мира.
Философы: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен.
2. Классический (V - IV
вв. до н.э.)
В это время появляются уже систематизированные (упорядоченные) учения,
напоминающие науку. Значительное внимание уделяется вопросам этики, морали,
философов интересуют такие категории, как общество и мышление;
Наиболее известные философы: Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.
3. Эллинистический (IV В это время (IV в. до н.э. - VI н.э.) происходит переход к проблемам этики, смысла и
в. до н.э - I в. н.э.)
ценностей человеческой жизни. Из теоретической и логической философия превращается
в практическую и этическую.
Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки, такие
как математика, астрономия, ботаника и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно.
4. Римский (II - VI вв.
н.э.)
Философы этого периода не создают принципиально новых концепций: они либо
развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся
обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений. Основные
философские направления (школы): неоплатонизм, эклектизм. Самое известное учение неоплатонизм Плотина.
36.
Учение(школа)
Милетская
школа
Представитель
Главная идея
Основа мироздания
(первоначало)
Фалес
Бог есть природа
Вода
Анаксимандр
Существует бесчисленное множество миров
Апейрон
Анаксимен
Учение о небе и звездах
Воздух
Эфесская
школа
Гераклит (ок. 544 – 483 Основатель стихийной диалектики. Все в мире
гг. до н.э.)
изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды»
Огонь
Элейская
школа
Парменид (ок. 540
Вечное бытие без
начала и конца
Ввел понятие «бытие», «Бытие есть, а небытия - нет»
или 515 – 470 гг. до н.э.)
Зенон Элейский (ок.
490-430 гг. до н.э)
Движения не существует, т.к. движущие предметы
состоят из множества покоящихся точек (апории
«Ахилесс и черепаха», «Стрела»)
Пифагорей Пифагор (ок. 570 – 490 Главное в жизни – гармония, порядок и мера
гг. до н.э.)
цы
Эмпедокл
Движущие силы – противоположности, движущие силы
мира – противостояние Любви и Вражды.
Число
Атомисты
Атом
Демокрит (ок. 460 –
370 гг. до н.э.)
Левкипп
Все тела образуется из многообразных соединений
атомов
Идея множественности элементов сущего, есть пустота,
которая разделяет элементы.
4 стихии: вода, огонь,
земля, воздух
37.
АПОРИИ ЗЕНОНА38.
ВЫВОД. ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИОТСУТСТВИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Античная философия зародилась не как область философских исследований, а в
неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными,
политических понятий, а также с мифологией и искусством.
Отличительной особенностью античной философии является единство трех
взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели.
Возникают два противоположных метода мышления —
диалектика и метафизика.
Возникают два основных типа философского мировоззрения
— материализм и идеализм
39.
СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ40.
СОКРАТ (469-399 ГГ. ДО Н.Э)Считается основоположником классической философии. Как
и софисты, он сделал центром своего учения человека и его
внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и
поверхностным. Существование богов он ставил под
сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.
Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в
устной форме, основные его положение дошли до нас в
пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.
41.
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ СОКРАТА:• Познание самого себя есть одновременно поиск знания и
добродетели.
• Признание своего невежества побуждает к расширению
знаний.
• Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а
человеческий разум – лишь ничтожная его доля.
• Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и
дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он
считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески
означает повивальное искусство) – поиск истины путем
диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу
также приписывают изобретение индуктивного метода,
ведущего от частного к общему.
42.
ПЛАТОН (427-347 ГГ. ДО Н.Э.)• Настоящее имя – Аристокл. Ученик и
последователь Сократа, всю жизнь
проповедовал нравственный смысл его идей.
Основал в пригороде Афин собственную
школа, названную Академией, и положил
начало идеалистическому направлению в
философии.
• Основу учения Платона составляют три
понятия: «единое» (основа всякого бытия и
действительности), ум и душа. Главный
вопрос его философии – соотношение бытия
и мышления, материального и идеального.
43.
СВОИ ИДЕИ ПЛАТОН ИЗЛАГАЛ В ОСНОВНОМ В ЖАНРЕ ПИСЕМ ИДИАЛОГОВ (ГЛАВНЫМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ КОТОРЫХ
ЯВЛЯЕТСЯ СОКРАТ).
• Всего его сочинения включают 34
диалога. Наиболее известные из
них: «Государство», «Законы»,
«Софист», «Парменид», «Федон»,
«Апология Сократа», «Тимей».
• Идеи Платона оказали огромное
влияние как на последующие
философские школы античности,
так и на мыслителей Средних
Веков и Нового времени.
44.
ПЛАТОН – ОСНОВАТЕЛЬ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА• Согласно идеалистической теории
Платона мир делится на 2 категории:
• мир вещей – реальный, материальный
мир, в котором все изменчиво и
несовершенно. Материальные предметы
вторичны и являются лишь подобием
своих идеальных образов;
• мир идей, или «эйдосов» – чувственных
образов, которые первичны и
постигаются разумом. Каждый предмет,
вещь или явление несет в себе
собственную идею. Наивысшая идея –
это идея Бога, творца мирового порядка
(демиурга).
Метафора пещеры,
которую Платон
использовал в 7 книге
своего диалога
«Государство», должна
продемонстрировать
несовершенство
человеческих знаний
45.
В РАМКАХ СВОЕЙ ФИЛОСОФИИ ПЛАТОН ТАКЖЕ РАЗРАБОТАЛУЧЕНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛИ И СОЗДАЛ ТЕОРИЮ ИДЕАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА.
Лучшими
формами
правления в
реальном мире
Платон считал
монархию и
аристократию
(справедливая
власть одного или
немногих
избранных)
46.
АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 ГГ. ДО Н.Э.)• Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в
его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил
воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до
н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное
заведение – Ликей, где преподавал вместе с
последователями. Создал свою собственную философскую
систему, опирающуюся на логику и метафизику.
• Аристотель развил основные положения философии
Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. К
примеру, он считал, что к высшей истине ведет не
созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и
исследование реального мира.
47.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ:• в основе любой вещи лежат: материя и
форма (материальная сущность и идея вещи);
• философия – универсальная наука о бытии,
она дает обоснование всем наукам;
• основой науки является чувственное
восприятие (мнение), однако истинного
знания можно достичь лишь с помощью
разума;
• решающее значение имеет поиск первой или
конечной причины;
• главная причина жизни есть душа – сущность
бытия любой вещи. Существуют: низшая
(растительная), средняя (животная) и высшая
(разумная, человеческая) душа, придающая
смысл и цель человеческой жизни.
48.
ТИПОЛОГИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВ ПО АРИСТОТЕЛЮПО ЦЕЛИ ПРАВИТЕЛЕЙ
ПО ЧИСЛУ ПРАВИТЕЛЕЙ
ВЛАСТЬ ОДНОГО
ВЛАСТЬ НЕМНОГИХ
ВЛАСТЬ БОЛЬШИНСТВА
ПРАВИЛЬНЫЕ
МОНАРХИЯ
АРИСТОКРАТИЯ
ПОЛИТИЯ
НЕПРАВИЛЬНЫЕ
ТИРАНИЯ
ОЛИГАРХИЯ
ДЕМОКРАТИЯ
49.
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ЯВИЛОСЬ НАИВЫСШИМДОСТИЖЕНИЕМ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ И ЗАВЕРШИЛО ЕЕ
КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП.
• Аристотель переосмыслил и
обобщил философские знания всех
предыдущих античных мыслителей.
Он впервые систематизировал
имеющиеся науки, разделив их на
три группы: теоретические (физика,
математика, философия),
практические (среди которых одной
из главных была политика) и
поэтические, регулирующие
производство различных
предметов). Также он разработал
теоретические основы этики,
эстетики, социальной философии и
основную структуру философского
знания. Аристотель является
автором геоцентрической системы в
космологии, которая существовала
вплоть до гелиоцентрической
системы Коперника.
50.
АРИСТОТЕЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЕМ ТАКИХНАУК, КАК ЭТИКА И ЛОГИКА.
• Этика – это
наука (учение) о
добродетели
• Логика – наука
о формах
мышления
51.
52.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.СООТНОШЕНИЕ РАЗУМА И ВЕРЫ.
53.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭПОХИСРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ТЕОЦЕНТРИЗМ – бог в
центре любых
философских
размышлений
Средневековая
ФИЛОСОФИЯ
ориентирована на
РЕЛИГИЮ.
Бог - это абсолютное,
совершенное, наивысшее
бытие, источник жизни и
блага.
КРЕАЦИОНИЗМ ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - вера в
учение о сотворении
то, что ничего в мире не
мира Богом из ничего. совершается без воли и
провидения Божьего;
Бог – абсолютное понимание истории как
начало,
осуществление заранее
Остальной мир – предусмотренного Богом
его творение.
плана спасения
Единственный
человека.
способ познания Концепция линейного
сверхъестественн
времени.
ого – вера.
Понятие прогресса
54.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ•Теодицея - Оправдание Бога за
совершающееся в мире зло
•Эсхатология - учение о конце
света
•Экзегетика - Толкование
священных текстов
•Трансцендентность Признание чего-либо находящимся по ту
сторону природного мира и потому не
дающимся человеку в чувственном мире
55.
Философия в период Средних веков теряетсвою самостоятельность и находится под
влиянием христианской религии.
Философия –
служанка богословия
Основные
функции
философии
Истолкование Священного
Писания
Формулировка догматов Церкви
Доказательство бытия Бога
56.
Основные этапы средневековойфилософии
I этап
I -VIII вв.
В основе
II этап
Патристика
Идеи Платона
Схоластика
XI-XIV вв.
В основе
Учение «отцов церкви» первых христианских
мыслителей, создавших
философское
обоснование догматов
Идеи
Аристотеля
Развитие
философии,
характеризующейся
формализмом и
догматизмом
57.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯНАЗВАНИЕ
ПАТРИСТИКА
СХОЛАСТИКА
ПЕРИОДЫ
• Апологетика
• Ранняя
• Классическая патристика
• Зрелая
• Догматика
• Поздняя
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Совокупность философских и
теологических доктрин христианства I –
VIII вв. н.э.
Совокупность философских учений, в рамках
которых осуществляется попытка рационально
обосновать и систематизировать христианское
вероучение. Схоластика – синтез христианского
(католического) богословия и логики
Аристотеля.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Иоганн Скотт Эриугена (815-877)
Уильям Оккам (1285-1349)
Иоанн Росцелин (1050 – 1109)
Пьер Абеляр (1079 – 1142)
Фома Аквинский (1225-1274)
Тертуллиан (II-III вв. н.э.);
Августин Аврелий (IV-V вв. н.э.);
Григорий Нисский;
Ансельм Кентерберрийский.
58.
Августин Аврелий(св. Августин Блаженный) 354-430
Наиболее известный представитель
патристики, философ, автор многих работ, в
том числе: «Исповедь»,
«О граде божьем».
Основные идеи Августина:
•духовное развитие личности
•цель развития исторического процесса
•проблема теодицеи
59.
Августин Аврелий (354-430)Августин Аврелий родился в г.Тагасте в Северной
Африке, на территории Западной Римской
империи. В молодости Августин вёл распутный
образ жизни, однако со временем начал
задумываться о смысле своего существования.
Некоторое время он пытался найти ответ на свои
духовные запросы в разных сектантских учениях,
но в конце концов пришёл к христианству.
Достаточно быстро Августин стал признанным
авторитетом в богословии. В конце жизни стал
епископом г. Гиппона.
60.
Основные идеи Августина«Исповедь» первое известное
произведение, где в основу
сюжета положена не череда
внешних событий, а развитие
души, более драматичное и
важное, чем все события,
проходящие во внешнем мире.
В «Исповеди» рождается
понятие личности, которого не
знала античность. Для развития
личности необходима вера,
направляющая духовные силы
человека к пониманию смысла
жизни.
61.
Основные идеи учения АвгустинаВ работе «О граде божьем» Августин
противопоставляет «град земной» государство и «град божий» церковь. Первый воплощает любовь
к себе, второй – к богу. В борьбе
«градов» должна победить церковь и
вера, которая подчинит себе
государство: в этом состоит миссия
церкви и цель истории.
62.
Основные идеи учения АвгустинаПроблема теодицеи
(оправдание бога за зло)
Если в мире присутствует зло, а
мир сотворён богом, то
получается: бог виноват в том,
что зло существует. Однако
Библия говорит, что бог добр.
Причина зла – не в боге, а в
свободе человека, который
может идти к богу, а значит – к
добру, или же не идти к нему,
тем самым умножая зло.
63.
СХОЛАСТИКА, НОМИНАЛИЗМ,РЕАЛИЗМ.
64.
Схоластика – (от греч .scholastikos - школьный, ученый) совокупность философских
учений, в рамках которых
осуществляется попытка
рационально обосновать и
систематизировать христианское
вероучение.
Схоластика – синтез
христианского (католического)
богословия и логики Аристотеля.
Основные
направления:
Реализм
Фома Аквинский;
Дунс Скотт
Номинализм
Иоанн Росцелин;
Уильям Оккам;
Иоанн Буридан.
65.
Спор об универсалияхГлавной темой всей средневековой схоластики был Бог. Но уже на этапе ранней
схоластики в связи с исследованием Бога и его качеств возник так называемый
«спор об универсалиях», разделивший всех представителей схоластики на два
направления – номинализм и реализм.
66.
УниверсалияУниверсалия
( от лат. universalis – общий) –
термин средневековой
философии, которым
обозначали общие понятия или
идеи.
67.
Спор об универсалияхСхоласты начали обсуждать догмат о Троице. Библия, кроме Бога
Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, называет ещё и просто
Бога. Возникает вопрос: кто Он?
Одни утверждали, что существуют три
отдельных ипостаси (сущности) Бога:
Отец, Сын, Святой Дух, а Бог – это
просто общее имя для всех троих, как
фамилия у людей. Их назвали
номиналистами (латинское nomin –
имя, наименование).
Другие утверждали, что Бог
существует реально. Их назвали
реалистами. Реалисты считали, что
Отец, Сын и Святой Дух – это три
лица, три ипостаси, которыми
предстаёт один и тот же реально
существующий Бог.
68.
Спор об универсалияхВ конечном счёте конкретный богословский спор
перерос в более общий и чисто философский:
что же существует –
общее или единичное?
69.
НоминализмРеализм
Реально существуют
единичные предметы
(отдельные столы,
деревья, люди), а
универсалии – это
лишь общее имя,
существующее
только в нашем
сознании
Универсалии
существуют
реально и
независимо от
нашего сознания,
а единичные
предметы
существуют лишь
постольку,
поскольку
выражают общее
70.
Номинализм - Уильям Оккам (1285-1349 гг.)• Сторонник номинализма.
• Существует
только
индивидуальное,
а
универсалии существуют только благодаря
абстрактному мышлению в человеческом уме.
• Существенный вклад сделал в теорию
познания. Один из величайших логиков всех
времен.
• Был убежден в рациональности мира и наличии
изначальной гармонии слова и бытия.
• Бритва Оккама - принцип, лаконично
сформулированный, как: «Не должно множить
сущее
без
необходимости»
или
более
современным языком: «Не следует умножать
сущности сверх необходимого».
71.
Реализм - Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)Основное произведение: «Сумма
теологий»
Объединяет христианское вероучение с
философией Аристотеля;
Проблема веры и разума; Сформулировал
пять доказательств существования Бога.
Учение Фомы называется томизм, в
современной католической философии
известно как неотомизм
Основной тезис: «Понимаю, чтобы
верить!»
72.
Фома Аквинский (1225/26-1274)Фома Аквинский родился в Акуино, близ
Неаполя в богатой и влиятельной
аристократической семье. Вопреки
желанию родственников Фома вступает в
нищенствующий орден доминиканцев.
Пытаясь образумить Фому, родители
заточили его в башне фамильного замка,
где тот провёл больше года, но не
отказался от своего выбора. Фома учится
и работает в Париже, Кёльне и Риме, где
пишет ряд трактатов и комментариев к
Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по
пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому
причислили к лику святых.
73.
Пять доказательствсуществования Бога
• движение – всё, что
движется, имеет
источник движения в
чём-то другом,
следовательно, должен
быть перводвигатель,
т.е.бог
• причина – всё имеет
причину, цепь причин
не может уходить в
бесконечность,
следовательно,
существует
первопричина, т.е.бог
• необходимость –
случайное зависит от
необходимого, значит,
существует высшая,
божественная
необходимость, т.е.
бог
• качество – всё имеет
разные степени качеств
(хуже, лучше), значит,
должен быть эталон –
высшее совершенство,
т.е. бог
• цель – всё в
мире имеет цель,
следовательно,
существует
высшее
разумное начало,
которое и
направляет всё в
мире к цели, т.е.
бог