78.51K
Категория: ИсторияИстория

ЭКЗАМЕН 2024_Средневековая Европа

1.

Средневековая Европа
Экзаменационные билеты

2.

Раннехристианское искусство до Миланского эдикта 313 г. – живопись
катакомб и
рельефы саркофагов. Иконография, стиль. Перетолкование старых
(античных) сюжетов и
появление новых.
• Истоки средневековой культуры и искусства (художественное наследие поздней
Римской Империи; традиции варваров). Исторический (падение Римской Империи,
великое переселение народов), философский (неоплатонизм прежде всего) и церковнотеологический (сложение христианской религии, распространение монашества)
экскурсы.
• Палеохристианское искусство – до Миланского эдикта 313 г. («нелегальный» период
существования христианского искусства): живопись катакомб и рельефы саркофагов.
• Термин распространяется лишь на территорию Римской Империи. Особенность
культуры этих территорий — в том, что для них Античность — не миф и не далекий
образец для воспроизведения, как для всего остального христианского мира, а живое,
непосредственное прошлое, связи с которым никогда не разрывались. Поэтому Италия
стоит особняком в истории искусства Западной Европы.

3.

Раннехристианская архитектура. Типология базилик и центрических
построек.
Постройки Рима и Равенны
• Формирование двух основных архитектурных типов - базилики и
центрические постройки.
• Архитектура Рима (собор св. Петра, Санта Мария Маджоре,
мавзолей Констанцы), Милана (Сан Лоренцо), Равенны (мавзолей
Галлы Плацидии, Сан Витале, баптистерии).

4.

Раннехристианская монументальная живопись.
Сложение системы декорации христианского храма.
Мозаики Рима и Равенны
• Пути сложения христианской иконографии. Постепенное
расхождение западной и восточной традиции.
• Мозаики Рима (Санта Констанца, Санта Пуденциана, Санта
Мария
• Маджоре) и Равенны (баптистерии, мавзолей Галлы Плацидии,
Сан Витале, Сант Аполлинаре ин Классе).

5.

Наряду с Востоком Рим участвует в борьбе с ересями и поисках единой формулы исповедания
новой веры. На вселенских соборах в Никее, Эфесе и Халкидоне осуждаются ереси арианства
(326), несторианства (432), монофизитства (451) касающиеся прежде всего двуединства
человеческой и божественной природ в Христе и вопросов соотношения лиц Божества в Троице.
Однако западные христиане не так чувствительны к вопросам ереси и не настолько привержены к
богословским тонкостям, как восточные, и главной проблемой Запада становится широкое
распространение арианства — учения, утверждающего прежде всего человеческую природу
Спасителя, без полноты Божества — Он признается совершенным Человеком, на которого в
момент Крещения сходит Святой Дух. Христос из «единосущного» Отцу признается
«подобносущным» (в греческих словах «омоусиос» и «омойусиос» не совпадает только одна буква
— йота, отсюда выражение «не изменить ни на йоту»). Сама императрица Елена и ее сын
император Константин, хотя и покровительствовали проведению соборов (Константин лично
приветствовал поцелуем мира исповедников-епископов, прибывших на Никейский собор), не
остались равнодушными к этому соблазну, и естественно, что огромное большинство варварских
племен при крещении принимали именно арианство, более им доступное и понятное.

6.

Иконоборческие тенденции раннехристианского времени. Искусство эпохи
иконоборчества
• В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон
• Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V
Копронима
В 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, VII Вселенский собор утвердил
догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года. Императоры Никифор I Геник и Михаил I Рангаве, правившие после
Ирины, придерживались иконопочитания
• в 813 году на престол взошёл Лев V Армянин, возобновивший иконоборчество
В период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом
патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и
снова подвергший иконоборцев отлучению
• В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон
• Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V
Копронима
В 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, VII Вселенский собор утвердил
догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года. Императоры Никифор I Геник и Михаил I Рангаве, правившие после
Ирины, придерживались иконопочитания
• в 813 году на престол взошёл Лев V Армянин, возобновивший иконоборчество
В период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом
патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и
снова подвергший иконоборцев отлучению

7.

Хлудовская псалтырь
Манускрипт на греческом языке, созданный в Византии около 850 г.,
предположительно,
в константинопольском Студийском монастыре.
Одна из старейших сохранившихся псалтырей и одна из трёх, оставшихся с IX века
Создана в период иконоборчества и имеет ряд иллюстраций на данную тематику.

8.

Иконография Христа и Богоматери в
раннехристианскую эпоху. Происхождение типов,
влияние античности и императорского церемониала.
• В раннехристианскую эпоху общины использовали хорошо
знакомые им языческие мотивы и сюжеты, почерпнутые из
античного искусства. Они наполняли их аллегорическим
значением и символическим, тайным смыслом. В отдельных
случаях использовались символы-криптограммы.
• Отсутствие собственно христианских изображений и частое
обращение к классической иконографии объясняется сложностью
и напряженностью того времени.

9.

Раннехристианские рукописи.
• Раннехристианские рукописи. От свитка к кодексу.
• Изменение, по сравнению с античностью, связи слова и образа.
• Сохранение и передача иконографических схем посредством
рукописей.
• Дословно-нарративный принцип иллюстрирования античных
манускриптов и его продолжение в ранних рукописях Ветхого Завета.
• Постепенное обособление иллюстрации от текста: изображение как
комментарий к тексту, усиление истолковательного момента.
(Ватиканский Вергилий, Кведлинбургская Итала, Венская книга
Бытия).

10.

Романская книжная миниатюра. Новые типы рукописей и миниатюр
(расположение на листе, соотношение с текстом). Региональные школы (в
первую очередь памятники Англии и Франции).
• Новые виды соотношения изображения и текста. Основные типы
рукописей: свитки экзултет, гигантские Библии (Библия БьюриСент-Эдмундс); в Англии – иллюстративные листы перед
Псалтирью (Псалтирь Сент-Олбанс, Псалтирь Эдвайна,
Парижская Псалтирь).
• Эволюция от фронтисписа к историзированному инициалу
(Винчестерская Библия). Фронтисписы к Книге Бытия и к Новому
Завету. Иконографическое творчество («Сад наслаждений»
Геррады фон Ландсберг). Национальные школы.

11.

Позднеантичная и раннехристианская скульптура. Основные жанры.
• Раннехристианская скульптура. Эволюция императорского
портрета. Жанры раннехристианской скульптуры – саркофаги и
памятники малых форм (складни, диптихи, статуэтки).
• Нарастание знаковости изображений. Постепенный упадок
скульптуры.

12.

Искусство вестготской Испании и меровингской Франции.
• Образование варварских королевств.
• Распространение монашества.
• Постепенное вытеснение античной культуры.
• Особенности варварского вкуса. Сосуществование позднеантично-раннехристианских
традиций, византийских влияний и варварских пристрастий в искусстве этого времени.
• Искусство вестготов (Испания). Роль позднеантичного и раннехристианского наследия.
• Особенности базиликального типа в архитектуре вестготов. (Сан Педро де ла Наве).
• Искусство Меровингской Франции. «Полихромный стиль» в ювелирном искусстве.
• Стилистическая неоднородность скульптуры (преимущественно – рельефов).
• Новые принципы декорировки рукописей: антииллюстративность, преобладание
зооморфной и растительной орнаментики, ее символика, распространение украшенных
инициалов (Гелазианский и Геллонский сакраментарии).

13.

Англо-ирландское искусство VII – начала IХ вв.
• Образование варварских королевств.
• Распространение монашества.
• Постепенное вытеснение античной культуры.
• Сложение локальных школ.
• Ювелирное искусство.
• Рельеф.
• Миниатюра: кельтская и англосаксонская орнаментика в качестве
основного источника, отсутствие собственной изобразительной
традиции, высококачественная каллиграфия, особая роль украшенного
инициала (Евангелие из монастыря в Дурроу, Евангелие из Эхтернаха,
Келлская книга).

14.

Архитектура Каролингской империи.
• Каролингский ренессанс (конец VIII - начало X вв.)
• Деятельность Карла Великого в качестве покровителя искусств.
«Академия» при его дворе. Аахен как культурный и
художественный центр каролингского государства.
• Ориентация на античные образцы. В архитектуре – центрические
постройки и развитие базиликального церковного здания
(Аахенская капелла, план монастыря из библиотеки СанктГаллена).

15.

Книжная миниатюра Каролингского ренессанса в Риме.
• Каролингский ренессанс (конец VIII - начало X вв.)
• Деятельность Карла Великого в качестве покровителя искусств.
«Академия» при его дворе. Аахен как культурный и
художественный центр каролингского государства.
• Ориентация на античные образцы
• Школы каролингской миниатюры (Евангелиарий Годескалька,
Евангелие из монастыря св. Медарда, Коронационное евангелие
Карла Великого, Евангелиарий Эббона, Утрехтская псалтирь,
Турские Библии, сакраментарий Дрогона).

16.

Архитектура и искусство Оттоновской Германии.
• Остготское королевство в центральной и восточной Италии (493 –
• сер. VI в.)
• Монастырский характер культуры. Заложение основ будущего романского
искусства.
• Искусство Оттоновской Германии. Основание новой Саксонской династии
Генрихом I Птицеловом в 919 г. Идея создания всемирного христианского
государства.
• Новое обращение к античной традиции.
• Постепенное сложение многосоставной сложной сводчатой базилики с ордерным
декором внутреннего пространства (церковь св. Кириака в Гернроде, церковь св.
Михаила в Хильдесхайме).
• В живописи – лаконичный отвлеченный, плоскостный, графичный и при этом
экспрессивный стиль. Скульптура: изделия Хильдесхаймской мастерской.

17.

Оттоновская книжная миниатюра.
• Сложение новых иконографий.
• Школы Оттоновской миниатюры (школа Райхенау, Регенсбурга,
Кельна).

18.

Искусство Испании и Англии Х – начала ХI вв.
• Искусство Испании. Раннехристианские и вестготские традиции
дополняютсявосточными, как результат – мосарабское искусство.
Яркий, самобытный стиль книжной миниатюры. Иллюстрированные
комментарии Беатуса из Лиебаны к Апокалипсису.
• Искусство Англии накануне нормандского завоевания. Поздние англосаксонские рисунки пером и миниатюра (Псалтирь Харли, Псалтирь
Бьюри, Бенедикционал Этельвольда.
• Влияние островного искусства на искусство континента и наоборот.
• Англо-саксонские иконографические «изобретения». Ковер из Байё.

19.

Романская архитектура Франции.
• Несколько региональных школ: бургундская (Клюни 3, Сен
Мадлен в Везле, Сен Лазар в Отене), нормандская (Сент Этьен и
Сен Трините в Кане), Пуату (Нотр Дам ла Гранд в Пуатье),
Прованса (Сен Трофим в Арле, Сен Жиль в Гаре), овернская.
• Купольные церкви Аквитании (собор в Ангулеме, Сен Фрон в
Периге).
• Цистерцианская архитектура: главенство утилитарного подхода,
запрет на скульптурные украшения, широкое использование
кирпича (аббатство Фонтенэ).

20.

Романская архитектура Италии.
• Множество разнородных влияний.
• Связь с классическим прошлым.
• Преобладание городских соборов. Школы: Ломбардии и Эмили
(Сант Амброджо в Милане, Сан Микеле в Павии), Тосканы
(соборный комплекс в Пизе, постройки инкрустационного стиля
во Флоренции), Рима (Санта Мария ин Космедин), Венеции (Сан
Марко), юга Италии и Сицилии (собор св. Николая в Бари, собор
в Чефалу, Сан Джованни дельи Эремити в Палермо).

21.

Романская архитектура Англии.
• Норманнское завоевание и первые памятники романской
архитектуры в Англии.
• Заимствования из архитектуры Нормандии. Орнаментальный
декор в английских соборах.
• Собор в Дареме, западный фасад собора в Или.

22.

Романская архитектура и скульптура Германии.
• Источники: каролингская и оттоновская архитектура,
ломбардское влияние, плюс роль имперской идеи.
• Консервативная школа Хирсау.
• Шпайер и имперские соборы Рейна.
• Кельнская школа. Немецкое цистерцианское строительство.
• Основные типы скульптуры Германии: Распятия, скульптуры
Мадонны, рельефы дверей, надгробные плиты, мелкая пластика.

23.

Романская скульптура Франции.
• Проблема происхождения монументальной романской
скульптуры. Алтарная преграда, декорация престола, кафедры,
капителей, надгробий и портала как основные места для
монументальной скульптурной декорации в романское время.
• Сложение романской иконографии портала во Франции (собор в
Ангулеме, Сен Мадлен в Везле, Сен Фуа в Конке, Сен Лазар в
Отене, Сен Трофим в Арле). Капители: классические и
историзированные.

24.

Романская скульптура Италии.
• Память об античности, значение конкретных имен (Бенедетто
Антелами – мастер соборного комплекса в Парме).
• Проповеднические кафедры, кивории, капители, скульптуры
выносных крылец, тимпанные композиции и сюжетные фризы на
западных фасадах.

25.

Архитектура романской Испании. Ее особенности,
региональные школы.
• Специфика испанской ситуации: влияния французской романики,
с одной стороны, и арабского искусства, с другой.
• Региональные школы: каталонская романика (Сан Пере де Родес,
Сан Висенц в Кардоне), храмы вдоль дороги св. Иакова (собор
Хаки, Сан Мартин во Фромисте, Сантьяго-де-Компостела),
• мудехарская кирпичная архитектура с центром в Толедо,
• саламанкская группа.

26.

Скульптура испанской романики.
• Особенности испанских портальных композиций (Ворота
серебряных дел мастеров в
• Сантьяго-де-Компостеле, западный фасад Санта Мария в Риполе).
Рельефы и капители
• клуатра Санто Доминго де Силос.

27.

Монументальная живопись романики.
• Разностилье романской живописи. Техника: живопись по сухому
и мозаика. Места размещения живописи в интерьере романской
базилики. Религиозная и светская тематика.
• Цитатность композиций и образов. Основные национальные
школы. Италия: Сант Анджело ин Формис близ Капуи, фрески
мозаики нижней и верхней церкви Сан Клементе в Риме.
• Испания: фрески Сан Клементе в Тауле. Франция: фрески ц. Сен
Савен сюр Гартамп в Пуату, фрески церкви в Берзе-ла-Виль.
English     Русский Правила