437.47K

Политические_идеи_Данте_Алигьери

1.

Политические
идеи Данте
Алигьери

2.

• ученик Абеляра (м/у 1115 и 1120-1180), церковный дипломат,
епископ Шартрский, автор труда «Поликратикус».
• Высшим авторитетом для Иоанна был Цицерон; для него
характерна высокая оценка римского права.
• Излагает примитивную органическую теорию государства.
Духовенство подобно душе в теле человека, король – голове, сенат –
сердцу, правители и судить – органам чувств, чиновники и воины –
рукам, сборщики налогов – желудку, крестьяне – ногам. Из этой
теории Иоанн делает вывод, что папа является не только главой
церкви, но и главой государства, поскольку душе в человеческой
теле принадлежит первое место.
• Иоанн учил, что гражданская власть должна быть подчинена церковной, согласно закону, основание которого – бог. Когда этот порядок попирается, то нарушитель превращается в тирана,
неподчинение которому вполне законно, а его убийство оправдано.

3.

4.

Автор знаменитой «Комедии», которую первый ее комментатор
Боккаччо назвал «Божественной», родился во Флоренции,
прославившимся своими демократ/завоеваниями.
Соц-пол/практика Флоренции, патриотом которой был Данте,
оказала огромное влияние на мировоззрение, общественные
идеалы поэта. Вместе с тем он ощущал себя не только гражданином Флоренции или даже Италии, но и всего мира, за
судьбы которого он считал себя в ответе. Такой универсализм
наряду с гражданственностью установок – важная черта
мировоззрения поэта, обусловливающая его собственно
пол/взгляды.

5.

6.

«ПИР»
Генезис гос-ва: Для Данте по природе своей индивид не порочен.
Его природа (в согласии с Арист.) в том, что он является существом общественным. Поэтому естественно его стремление к
государственному союзу.
«...Подобно тому как отдельный человек тяготеет к семейной
жизни, точно так же и отдельный дом нуждается в соседстве с
другими, в противоположном случае многое препятствовало бы
счастью... Но и городу для процветания ремесел и защиты
потребно общение и дружба с соседними городами; и для этого
было создано государство».
Гос-во возникает не в результате грехопадения, что на протяжении
многих веков считалось аксиомой, а в результате добровольного
стремления людей к пол/ ассоциации. Учреждение порядка и
справедливости между людьми (государства), с его точки зрения,
является результатом естественной склонности, заложенной в
природе человека.

7.

Государство
Гос-во само по себе поэтому не несет на себе печати древнего
проклятия и возникает «естественным» образом (традиция
Арист. и ФА). Грех Адама, однако, сказывается в том, что гос-во
заражается алчностью людей и не может быть справедливым –
вступает в корыстную борьбу со своими гражданами и другими
гос-ми.
«Однако, так как чел/душа не успокаивается, получив во
владение определенное количество земли, но всегда жаждет
славы новых приобретений, то между государствами возникают
усобицы и войны, которые несут бедствия городам, а в городах –
бедствия соседям, отдельным домам, а в домах – человеку, и все
это препятствует счастью».

8.

Человек
Интересны элементы диалектичности в пол/мышлении поэта,
осознающего противоречивость в развитии общества. Человеку
для счастл/жизни, достигнуть каковой он не может без
посторонней помощи, необходимо гос-во. Но в силу
эгоистического стремления людей к богатству (а стяжательство
для Данте – один из грехов) оно уже не в состоянии защитить их
от самих себя. Необходима какая-то третья сила которая сумела
бы восстановить утраченную гармонию личности и гос-ва,
человека и мира. И этой силой для Д. становится монархия.

9.

Монархия
«...Необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть
человеческому роду, было Монархией, то есть единым
государством, имело одного государя, который... удерживал бы
отдельные государства в пределах их владений, чтобы между
ними царил мир... учитывал различные условия в мире, обладал
бы для распределения различных и необходимых повинностей
всеобщим и непререкаемым правом повелевать членами этого
союза. Такой высокий долг называется не иначе, как Империей...
Тот же, кто поставлен выполнить эту обязанность, именуется императором».
Так, впервые появляется понятие вселенской монархии, ставшее
центральным звеном Дантовой пол/философии. Причем
прообразом этой империи, с его точки зрения, является реально
существовавшая Римская империя, основанная не на силе, а на
праве («божественном») римского народа.

10.

Монархия
Пол/теория Д. предполагала не только возрождение идеи
Римской империи, но и осуществление платоновского идеала
гармонии политики и разума; рядом с императором должен находиться философ, авторитет которого, не противоречит
авторитету правителя, «однако последний без первого опасен,
первый же без последнего как бы слаб, но не сам по себе, а
вследствие склонности людей к беспорядку; так что оба они в
сочетания друг с другом весьма полезны и исполнены всяческой
силы».

11.

Монархия
Рац/принципы исследования гос/институтов, намеченные в
«Пире», нашли систематизированное выражение в «Монархии».
В этом произведении Данте видны пол/цели великого поэта,
желавшего переделать мир: прекращение междоусобиц, установление мира и гармонии между «городами и королевствами»,
достижение человеком свободы, которая может быть обеспечена
лишь в едином государстве.
Пол/обстановка в Европе в конце XIII - начале ХIV в.
характеризовалась напряженностью. Италия, разорванная на
части, лишенная центра, истощенная раздорами, искала вовне
силу, вокруг которой страна могла бы объединиться. Для
средневековья такими силами могли быть только империя и
папство. «Монархия», а также пол/письма – непосредственный
отклик на волнующие современников события. В них – раздумья
о мирной Италии, которая, признав власть императора, станет
процветающей страной, в которой будет жив доблестный дух
римского народа.

12.

«Монархия»
В «Монархии» Д. настаивает на разделении двух властей, церкви
и империи, ради сохранения духовного дара свободы.
Соц/ и пол/единство для Д., в отличие от «классических»
средневек/представлений, проблематично. Проблема единства
возникает у Данте в рамках его философии языка («О народном
красноречии»).
Данте
полагает,
что
этн/,
соц/,
пол/раздробленность и рознь суть следствия катастрофы, которой
закончилось строительство вавилонской башни. Божье наказание
чел/гордыни заключалось в смешении языков и разрушении
единого чел/сообщества. Италия в качестве наследницы
импер/Рима, должна осуществить миссию восстановления единой
цели человечества, собрав рассеянные народы и возродив
утраченный первоязык. Эта миссия и политическая, и культурная.
Единство общества и культуры, языка и государства должно,
согласно Д., соответствовать бож/образцу, заключенному в
таинственной неразрывной связи души и тела.

13.

У Италии нет королевского двора, нет пол/центра, и поэтому
язык не находит себе естественного пристанища, кочует, не имея
возможности опереться на соц-пол/единство народа. Италия
остро нуждалась в мире, который был невозможен в условиях
пол/раздробленности. Поэтому в «Монархии» Данте доказывает
три главных положения:
1) светская монархия («называемая обычно империей»)
необходима «для благосостояния мира»;
2) римский народ по праву «стяжал себе исполнение должности
монархии»;
3) авторитет монархии дается ей непосредственно от бога и не
зависит от его наместника.

14.

1 положение
Первое положение опирается на телеологию. Специфика пол/действий отражает нечто, что
является универсальной целью гражданственности чел/рода. Причем эта цель будет общей
для всех государств:
«Считать же, что существует цель того или иного государства, но не существует единой цели
для всех них, – глупо».
Далее Д. обосновывает положение о существовании универсальной (по отношению к частным
пол/образованиям) цели. Бог своим искусством задает различные цели, ради которых он
приводит к бытию отдельного человека, упорядочивает селение, город, отдельное
королевство и, наконец, весь вообще чел/род.
«Существует... некое действие, свойственное человечеству в целом, в соответствии с которым
упорядочивается великое множество людей во всей совокупности, и этого действия не может
совершить ни отдельный человек, ни семья, ни селение, ни город, ни то или иное
королевство». Но в то же время «необходимо, чтобы в чел/обществе существовало
множество... сил, посредством которых претворялась бы в действие вся эта потенция
целиком...».

15.

1 положение
Следующий логический шаг – обоснование того, что всеобщий мир есть цель человечества.
Поскольку в целом происходит то же, что и в части, и поскольку наилучшее состояние для
совершенствования мудрости в отдельном человеке – состояние покоя, постольку «и род
человеческий, будучи в состоянии покоя и ничем невозмутимого мира, обладает наибольшей
свободой и легкостью совершать свойственное ему дело. Поэтому всеобщий мир есть
наилучшее, что создано для нашего блаженства. Вот почему то, что звучало пастырям свыше,
было не богатства, не удовольствия, не почести, не долголетие, не здоровье, не сила, не
красота, но мир... Вот почему из уст Спасителя рода человеческого прозвучал спасительный
привет: "Мир вам"».
Как можно понять, исходя из содержания данного текста, «всеобщий мир» Д. – это не просто
состояние, противоположное войне, но состояние правды и высшей справедливости,
соотносимое с божественным источником благодати через искупление, т.е. «мир Христов»,
плод жертвы Иисуса, грядущая «полнота времен», образец, которому надлежит следовать в
проекте светской монархии (всемирного государства).

16.

Полнота времен
Павел назвал это блаженнейшее состояние
«полнотою времен»: Поистине время и во времени
сущее было тогда полным, ибо ни одно средство
нашего счастья не было лишено своего попечителя. А
каким стал мир, когда цельная эта риза впервые была
разодрана когтями алчности... (т.е. когда цельность
империи была нарушена "Константиновым даром").

17.

Мир
Он имеет свой исторический прообраз во времена Римской империи,
при правлении Августа.
«В самом деле, если мы припомним состояние людей и времена от падения прародителей, ставшего началом нашего уклонения от правого
пути, мы не найдем мгновения, когда мир был бы повсюду совершенно
спокойным, кроме как при божественном монархе Августе, когда
существовала совершенная монархия. И что тогда человеческий род
был счастлив, вкушая спокойствие всеобщего мира, об этом
свидетельствуют все историки, знаменитые поэты, и о том же
благоволил свидетельствовать летописец жизни Христовой.

18.

1 положение
Данте дает обоснование необходимости монархии как формы объединения человечества,
приводя множественные основания этому и определяя одновременно черты самой формы
такого объединения: для благоденствия и упорядочения человеческого рода во что-то единое
(«Всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет») нужно «что-то одно
упорядочивающее или правящее, и это одно должно называться монархом или
императором».
Монархия необходима, поскольку благой порядок, обнаруживаемый в частях, есть порядок
этих частей относительно друг друга и одновременно относительно чего-то целого (как
порядок частей войска – и относительно друг друга и относительно военачальника). При
этом части не существуют ради самих себя, и потому «благо частичного порядка не
превосходит блага целого порядка, а скорее наоборот». Вот почему форма этого порядка
обнаруживается во всех частях (королевствах), но в совокупности форма такого порядка
«превосходнее». ТО, отдельные королевства «должны быть упорядочены в соответствии с
одним правителем или правлением, т.е. монархом или монархией».

19.

1 положение
Это так, поскольку человечество – часть более широкого целого, Вселенной, которое
управляется богом как единым началом. Следовательно (согласно принципу «надлежащего
соответствия»), и человечество должно управляться монархом.
Это так (согласно принципу подобия), поскольку человечество тогда в наибольшей степени
подобно богу, когда всего более едино.
Это так, поскольку единая власть, империя подобна в отношении человечества
перводвигателю (которым является бог), в отношении природы в том, что так же, как и его
управление дарует природе наилучшее состояние, так и монархия и ее единственный закон –
благоденствие человечеству.
Это так, поскольку всюду, где может возникнуть раздор (а между двумя не подчиненными
друг другу правителями конфликт возможен в любой момент: равные находятся вне пределов
правоспособности друг друга), там должен быть и суд, который отправляется инстанцией с
более высокими, чем у всех прочих равных полномочиями – императором.

20.

1 положение
Это так, поскольку мир лучше всего устроен, если высшую силу в нем имеет
справедливость (как это было в Золотом веке). «Справедливость же имеет в мире
высшую силу тогда, когда она свойственна тому, кто обладает высшей волей и
властью; таковым является один лишь монарх».
Это так, поскольку чел/род оказывается в наилучшем состоянии, когда он
совершенно свободен (свобода – наивысший дар бога, залог блаженства).
Свободен же он только под властью единого монарха, ибо только тогда человек
существует ради себя, а не ради другого. И «только тогда выправляются
извращенные государственные системы, т.е. демократии, олигархии и тирании,
порабощающие род человеческий, ...и только тогда занимаются должным
государственным устроением короли, аристократы... и ревнители свободы народа»;
«не граждане существуют ради консулов и не народ ради царя, а наоборот, консулы
ради граждан и царь ради народа».

21.

1 положение
Это так, поскольку монарх может быть наилучшим образцом добродетели, ибо
только он «не имеет никаких поводов к алчности» (превращающей род
человеческий в «многоголовое чудовище», мечущееся в равные стороны.
Именно поэтому он «в наилучшей степени предрасположен к управлению»,
так как сможет «иметь верное суждение и справедливость в наибольшей мере»
– две особенности, которые «прежде всего другого должны отличать
законодателя и исполнителя законов».
Это так, поскольку законы, регулирующие жизнь конкретных народов,
королевств и городов и отражающие специфику их бытия, часто оказываются
недостаточными. Поэтому учитывать «дух законов» (как рекомендовал
Аристотель в пятой книге «Никомаховой этики») означает также соотносить
эти местные законы с неким «общим правилом», а это общее правило
«отдельные правители должны получать от монарха».

22.

1 положение
Это так, поскольку благо единства и наилучшего состояния человеческого рода заключено в согласии как единстве воль, а такое
единство, в свою очередь, возможно только при условии наличия
владычествующей и согласующей отдельные начала высшей воли
единого правителя.
Именно монархия может стать той силой, которая способна примирить
человеческое общество в целом и государство (хотя у Данте и нет как
такового различения между обществом и государством, оно только
намечено самой логикой его рассуждения).

23.

Анализ
Проблема «расшифровки» Дантова понимания монархии на протяжении
многих лет вызывает оживленные дискуссии. По мнению Л.М.Баткина, в
сочинениях Д. формально проводится идея всемирной монархии, но по
существу же – «это идея монархии национальной, итальянской». Отдавая
власть в своем государстве императору-чужестранцу, Д. – пишет Баткин, –
отнюдь не развивал очередной, «немецкий» вариант Священной Римской
империи.
«Поэт полагал, что не Германия, а Италия должна стать центром всемирной
монархии», госпожой провинций. Так, повсюду под покровом требования
всемирной монархии, резюмирует Баткин, скрывается у Д. стремление к национальному единству. Нерсесянц считает, что этот вывод не совсем точен, ибо он
не учитывает специфики дантовского понимания самого феномена государства.

24.

Всемирная монархия
Понятие всемирной монархии Д. не является предвосхищением конструкции
абсолютизма XVII-XVIII вв.; тезис о безграничности (универсализме) власти
дантовского императора опирается на средневековое представление об
иерархическом порядке мирового бытия, в котором «каждый низший уровень
живет дарами высшего и имеет смысл в той мере, в какой способен отразить свет
более высоких ценностей».
А.Л.Доброхотов считает, что «с некоторыми оговорками можно сравнить этот
образ с аристотелевским монархом, с платоновскими философами и стражами, с
подеста (правителем итальянской коммуны), но не с монархом нового времени».
Власть императора проистекает из божественной санкции, выступающей одновременно в качестве основания строжайшего самоограничения властителя:
император стоит выше страстей, у него нет частной заинтересованности, ему
принадлежит все и, значит, ничего в отдельности.

25.

Всемирная монархия
Подобно цицероновской республике по отношению к принцепсу
дантовская империя в качестве правового установления предшествует
императору, который в силу данного обстоятельства не может делить
ее на части и не должен ограничивать свою власть и передавать ее по
наследству.
Дарение
первым
христианским
императором
Константином земной власти папскому престолу поэтому представляет
собой неправовой акт и служит каналом проникновения мирских
интересов в духовную жизнь церкви. Император – высший земной
судья и законодатель. Он разрешает споры, в которых участвуют
равные по своим правам стороны – суверенные государства.

26.

Всемирная монархия
Предмет заботы императора – справедливость (правовой порядок,
при котором власть используется исключительно ради обшей пользы)
и свобода. Только император способен обеспечить такое положение
дел, когда люди существуют ради самих себя (а это и есть свобода), но
не ради чего-то другого, как это происходит в рамках извращенных
форм правления, подчиняющих себе человека». К такого рода формам
Д. относит не только демократию, олигархию и тиранию, но и
монархию, если она не является всемирной империей, а представляет
собой локальное королевство.

27.

Законы
Устроение всемирного государства на основе единых, стабильных законов, коими является,
с его точки зрения, «все, что божественной воле созвучно».
Следовательно, истинны божественные законы, средневековая традиция во взгляде на право
еще не поколеблена. Цель права – истина, забота о благе гос-ва. Если право, законы (в
формулировке Цицерона, приводимой Д.) «не направлены ко благу тех, кто находится под
законом, они законны лишь по имени, на деле же таковыми быть не могут. Ведь законами
надлежит связывать людей друг с другом ради общей пользы».
ТО, в одной концепции уживаются средневековый и античный взгляды на право, что
характерно для Проторенессанса и Ренессанса. Это подтверждает и то обстоятельство, что
право, в понимании Д., имеет всеобъемлющий характер, гармонирующий с его концепцией
космоса как мирового гос-ва. В таком аспекте оно выступает инструментом, фактором
упорядочения, определенной закономерностью: «Природный порядок в вещах не может
быть сохранен без права». Впрочем, закономерности социума всегда пробивают себе
дорогу: «...общественные законы перестают действовать лишь в том случае, если останавливается время».

28.

Законы
Монарх, по мнению Д., с одной стороны, должен в своей деятельности
сообразовываться с законами, с другой – сам является верховным
законодателем, получившим свои полномочия от бога. Одновременно – он
арбитр в разрешении возможных пол/конфликтов. Например, если между
двумя правителями вспыхнул раздор, и сами они его разрешить не в
состоянии, «так как один другому не подчиняется (ведь равный неподвластен
равному), должен быть кто-то третий, с более широкими полномочиями,
главенствующий над обоими в пределах своего права». Единому правителю
«изначально и непосредственно» (т. е. по природе) присуща забота обо всех.
Как видно, Данте отождествляет личность правителя с государством и
фактически ведет речь о функциях государства как таковых.

29.

Какова форма Дантовой империи?
В будущей империи коммуны и королевства по-прежнему пользуются своими правами
суверена во внутригос/отношениях: «...будут править короли, аристократы, которые
называются еще оптиматами, и ревнители свободы народы».
Но поскольку во внешних сношениях «равный равному не подвластен», постольку над
этими гос/формами должен возвышаться монарх, обладающий как бы координирующими
функциями.
По мнению В.Э.Грабаря, это не означает, что перед нами централизованное гос-во; нельзя,
видимо, считать Дантову всемирную монархию, как полагает И.Н.Голенищев-Кутузов, и
федерацией. Скорее, это конфедерация, а точнее – феодальный пол/союз государств.
Чанышев: Пол/структура всемирной империи осмыслялась на основе идеализации
истор/миссии Рима (в форме идеи Священной Римской империи) и представлялась Д. в виде
равноправного союза независимых городов и царств, по отношению к которым император
является верховным стражем законности, не вмешиваясь в их внутренние дела.

30.

Форма государства
Пол/учение Д. обнаруживает тесную связь с коммунальными традициями.
Монарх у Данте не венчает собой феодальную пирамиду, «но властвует над
миром наподобие подеста, правящего общиной, где все равны». Идеалом же
общины, расширенной до пределов мира, служит греко-римский античный
полис.
Итак, изначальным и основным для Данте является понятие городагосударства, или civitas, citta, т.е. корпоративного союза, который он называл
своей Родиной, Флоренцией и которому хотел придать облик спасенной
вечности, «золотого, Сатурнового века», переместившегося из прошлого (Рим
при Августе) в будущее. Достижение bene vivere Данте считает возможным
вместе с тем и в королевстве (rеgnum), цель которого «та же, что и города».

31.

Всемирная монархия
Задача Д. – не обоснование национальной, «просвещенной» монархии, а
поиски этико-пол/ и правовых начал государства как такового, пусть и
выступающего в виде утопической всемирной монархии.
Форма же государства для него не столь важна. Главное – чтобы пол/союз
базировался на общем благе, свободе и законности. У поэта прозревает еще
отчетливо не выраженная догадка об универсальном характере
пол/властвования.
«Ведь священными законами и пытливым человеческим разумом
установлено, что всеобщая (государственная) власть, пусть даже ей долго
пренебрегали, никогда не умрет и никогда, как бы она ни была слаба, не будет
побеждена».

32.

Всемирная монархия: 2 положение
В последнем положении выражена имеющая чрезвычайную актуальность для
западноевроп/общества начала XIV в. мысль о преимуществе светской внести над
духовной.
Д. «отвергал тысячелетний опыт христианской государственности от самого ее
истока, от времени Константина, и в качестве образца предлагал языческую
Римскую империю».
Он не принимал ни одну из существующих гос/форм, а потому противопоставлял
им античный идеал, ожесточенно споря с последователями Августина
относительно того, достиг ли античный Рим господства силой оружия или стяжал
империю по праву.
«Ведь если будет показано, что Римская империя существовала по праву, не только
будет снята пелена с глаз королей и правителей, захвативших бразды правления и
лживо обвиняющих в этом римский парод, но и все смертные признают себя
свободными от ига узурпаторов».

33.

2 положение
Подобное утверждение нужно было Д. для дальнейшего развития и
обоснования своих пол/идеалов.
Во-1, оправдывая римлян, он прежде всего имел в виду их высокие моральные
качества, патриотизм и самопожертвование, чем преподносил наглядный урок
своим сошедшим с праведного пути современникам.
Во-2, продолжая традиции римского права, он учил, что воля римского народа
является правовым источником власти императора, которому тот передал свой
суверенитет. Вскоре эта важная тема народного, демократического
происхождения гос/власти будет развита Марсилием Падуанским, станет характерной для пол/мысли Возрождения, не потеряет актуальности и в новое
время.

34.

2 положение
Данте использует и другие аргументы римского права. В частности, он
полагает, что власть императора – юридическое понятие.
«...Империя есть правовое установление, охватывающее всю область
светского права; следовательно, она предшествует тому, что осуществляет ее
власть, то есть императору». Последний не вправе «изменять правопорядок».
Более того, он не может «отделить какую-либо часть от правовой мощи
империи», ни уменьшить суверенитет, ни передать его по наследству. Как
видно, Д. начинает подходить к различению свойств публично-правовой
власти, т.е. суверенитета (в современном ему понимании) и его носителя.
Государство (всемирная монархия, империя) для него высшая ценность,
перед лицом которой все отступают, включая и суверена.

35.

Церковь и государство
При столкновении церкви и государства побеждает государство.
«Царство светское не получает от царства духовного ни бытия, ни
силы... ни даже действенности в абсолютном значении слова... Право
давать власть царству земному противоречит природе церкви...».
Уничтожающая критика церкви содержится в «Божественной
комедии». Но вместе с тем Данте еще бесконечно далек от
атеистических выводов. Он нападал на церковь во имя ею же
утраченных принципов, мечтая переделать не только государство, но и
церковь, становясь одним из отдаленных предвестников Реформации.

36.

Церковь и государство
Учение Данте обнаруживает антитеократическую направленность в рамках
теистического содержания.
Выдвигает идею радикального разделения функции папы и императора.
Данте кардинально переосмысливает текст, интерпретировавшийся сторонниками
папской власти как указание на то, что Петр (церковь), обладая двумя мечами
одновременно (светской и духовной властью), вручает первый меч императору как
своему вассалу.
«Ссылаются на слова у Луки, которые Петр говорит Христу, а именно: «Вот
здесь два меча», утверждая, что под этими двумя мечами подразумеваются
обе... власти: поскольку Петр сказал, что эти мечи находятся там, где
находился он сам. т.е. у него, постольку... доказывают, что обе эти власти по
праву находятся у преемника Петра (папы).

37.

Церковь и государство
Опровергая данное положение, Д. использует 2 аргумента.
Во-1, он отрицает справедливость самого толкования, в связи с чем он указывает, что текст
предупреждает о грядущих гонениях и не содержит никаких указаний на две власти.
Во-2, он прибегает к юридическому контраргументу: «...всякое правовое установление предшествует
тому, кто его осуществляет: ведь этот последний предназначается для юрисдикции, а не наоборот.
Отсюда очевидно, что император в той мере, в какой он является императором, изменять установленный
правопорядок не может, ибо от империи получает он свою власть». Дар Константина был неправомочен.
Папа и император направляют людей к 2 различным целям. Попытки взаимной узурпации власти ведут к
искажению божьей воли и деформируют религ/ и пол/жизнь общества.
Если Аквинат полагает, что государь должен подчиняться папе, как самому Христу, то Данте настаивает
на том, что император непосредственно предстательствует перед главой Вселенной - богом,
санкционирующим его власть, и сам несет всю полноту ответственности. Монарх должен лишь
оказывать уважение папе как равному с ним по достоинству выразителю божьей воли: верховному
первосвященнику, наместнику Христа и преемнику Петра «мы должны воздавать не все, что должны
воздавать Христу, но все, что должны воздавать Петру».

38.

Церковь и государство
Антитеократич/концепция Д., отличается от «чисто политической» концепции Оккама.
Новаторство Д., связанное с появлением у него новых понятий – «правовое государство»
(империя как правовое установление и носитель универсального, божественного начата в
мире) и «человечество», не следует осмыслять в плане предвосхищения концептуальных
схем соц/философии XVI-XVIII вв. (с которыми у Данте нет общей мировоззренческой
почвы), но можно понять как «итог одного из течений собственно средневекового утопического мышления, так и не получившего развития в рамках своей эпохи». Концепция
Данте, однако, приуготовляла, почву для разрушения мировоззренческой целостности
средних веков. Не следует удивляться, что папа Иоанн XXII осудил в 1329 г. «Монархию»
как произведение еретическое на сожжение. Произведение Данте попало в списки
запрещенных курией книг в 1554 г., и этот запрет был снят лишь в XIX в.
English     Русский Правила