Похожие презентации:
Символизм. История развития символизма
1.
СИМВОЛИ́ЗМЯцек Мальчевский. «Дьявольский круг»
2.
Символизм — это стиль и направление визобразительном искусстве, в котором художник
использует при написании картины скрытые послания,
аллегории и даже шифры с глубоким философским или
мистическим смыслом. Таинственные знаки в
произведениях воплощают связь между реальным и
потусторонним мирами. Они заставляют зрителя активно
мыслить, отказаться от упрощенного восприятия сюжета
и находить истинную суть замысла автора. Символизм
оказал огромное влияние на мировое искусство, стал
предтечей многих новых направлений живописи ХХ века.
Ч. Саккаджи. Вершина — «Королева льда.»
3.
История развития символизмаФормирование символизма исследователи связывают с «Братством
прерафаэлитов», которое основали в 1848 году поэт Данте Габриэль Россетти и
художник Джон Милле в Англии.
Наивысшей точки своего развития символизм достиг в конце XIX — начале XX
века во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке, России. Произведения
авторов-символистов предлагали более глубокий и вдумчивый взгляд на
привычные слова и предметы. Почти каждое слово в их текстах хранило
множество образов, которые читатель должен был увидеть и разгадать
самостоятельно.
Главными особенностями символизма являются идея о двух мирах (реальном и
потустороннем) и воплощение в текстах тайных смыслов при помощи
разнообразных символов.
Каспар Давид Фридрих. «Крест в горах»
4.
Наивысшей точки своего развития символизм достиг в конце XIX —начале XX века во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке,
России. Произведения авторов-символистов предлагали более
глубокий и вдумчивый взгляд на привычные слова и предметы.
Почти каждое слово в их текстах хранило множество образов,
которые читатель должен был увидеть и разгадать самостоятельно.
Главными особенностями символизма являются идея о двух мирах
(реальном и потустороннем) и воплощение в текстах тайных
смыслов при помощи разнообразных символов.
5.
Символами в изобразительномискусстве могут быть самые разные
предметы.
Например:
число 7 — завершенность (семь дней
недели, семь смертных грехов, семь
цветов радуги);
оливковая ветвь — мир;
сова — мудрость, сон или смерть;
младенец — чистая душа;
чаша — искупительная жертва Христа;
череп — близость смерти;
песочные часы — бренность бытия.
Виллиге Петер
Аллегория бренности и
славы (фрагмент)
1660 г.
6.
Художники этого течения рассматривалисимвол в качестве единственно
возможного инструмента для выражения
своих идей на холсте. Они не стеснялись
заимствовать художественные средства и
из академического искусства, и из
модернистских течений. Среди картин
можно встретить как произведения с
Автопортрет Арнольд Бёклин
четкими линиями и строгой композицией,
так и работы с декоративными плоскими
контурами фигур.
«Жемчуг»
Михаил Врубель
7.
Знаменитые художники-символистыГюстав Моро (1826-1898) — яркий представитель течения, хотя сам
мастер решительно не считал себя символистом.
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824-1898) — оказал огромное
влияние на развитие стиля ар-нуво.
Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904) — британский художник и
скульптор, автор монументальных аллегорических картин.
Фернан Кнопф (1858-1921) — самый известный бельгийский
символист, признанный мастер мистических фантазий.
Михаил Врубель (1856-1910) — выдающийся русский живописец со
сложной судьбой и богатым творческим наследием.
8.
Гюстав Моро(6 апреля 1826, Париж — 18 апреля 1898, Париж) — французский
художник, представитель символизма.
Гюстав Моро родился в 1826 году в Париже в семье главного
архитектора Парижа, в чьи обязанности входило поддерживать в
надлежащем виде городские общественные здания и памятники.
Рано обнаружил способности к рисунку и живописи. В 1842 году,
благодаря отцовской поддержки, Моро получает удостоверение
копииста картин, которое позволяет беспрепятственно посещать
Лувр и в любое время работать в его залах.
9.
При поддержке и одобрении родителей в 1846 г.поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую
Франсуа Пико, который обучил его основам
живописи. Обучение здесь было крайне
консервативным и в основном сводилось к
копированию гипсовых слепков с античных статуй,
рисованию мужской обнаженной натуры, изучению
анатомии, перспективы и истории живописи.
Потерпев фиаско в конкурсе на Римскую премию, он
уходит из мастерской Пико. Моро преклоняется перед
Делакруа, влияние которого заметно в ранних
работах (например, «Пьета», выставленная в Салоне
1852 г.).
«Пьета»
10.
В 1849 году Моро выставляетсвои работы в Салоне. В 1852
году отец Моро покупает для
него дом под номером 14 на
улице Ларошфуко, на правом
берегу Сены, недалеко от дворца
Сен-Лазар. В этом престижном
месте, в роскошном особняке,
обставленном шикарно и дорого,
как и подобает лучшим
буржуазным домам, Моро
устраивает на третьем этаже
мастерскую.
Он живёт и работает в лучших
условиях, продолжает получать
государственные заказы,
становиться вхожим в высшее
общество и официальные
художественные круги.
11.
Эдип и Сфинкс (1864)«Саломея, танцующая
перед Иродом»
«Невеста ночи»
12.
ПьерСесиль
Пюви
де
Шаванн
(14 декабря 1824, Лион — 24 октября 1898, Париж) —
французский художник-символист.
Пюви де Шаванн родился в Лионе. Отец — горный инженер —
хотел, чтобы сын продолжил его дело. По болезни не поступил в
Политехническую школу. Учился в Лионском коллеже и Лицее
Генриха IV в Париже.
Однако после окончания учёбы Пьер Сесиль увлекается
живописью. Писать начинает самостоятельно, одновременно и
обучаясь живописи в процессе работы, опять же
самостоятельно. Некоторые уроки он получил под руководством
Ари Шеффера и Тома Кутюра в Париже, а в течение двух недель
был учеником Эжена Делакруа. В наставниках разочаровался.
Будучи материально обеспеченным, в 1852 году вместе с
друзьями создаёт собственную мастерскую на площади Пигаль,
много работает, ежедневно штудируя модель. Дружеские
советы и собственный опыт дали, по словам художника, больше, Портрет художника (неоконченный) - Пьер Пюви
чем пребывание в трёх школах.
де Шаванн
13.
Наибольшее влияние на развитиеиндивидуальной творческой манеры Пюви
де Шаванна оказали фрески мастеров
Раннего Возрождения (произведения
которых он изучал во время своего
пребывания в Италии) и творчество Энгра.
Работал он преимущественно в области
монументально-декоративной живописи.
Как правило, его работы представляет
собой стилизацию под античность в духе
итальянских живописцев XV столетия.
Многие полотна Пюви де Шаванна — это
монументальные вещи, написанные
маслом в мастерских и закреплявшиеся
затем на стенах у заказчиков.
14.
Настоящая известность пришла к Пювиде Шаванну после создания двух
композиций под одинаковым
названием «Надежда» (1871—1872).
На обеих картинах на фоне скромного
весеннего пейзажа изображена
молодая девушка, аллегория Надежды
(обнажённая в варианте 1871 года и
одетая в белое платье в варианте 1872
года).
Фигура девушки помещена на
переднем плане, а пейзаж создаёт
ощущение плоского фона, из-за чего
находящаяся в руках обнажённой
девушки оливковая ветвь (символ
мира) воспринимается скорее как
дерево на заднем плане картины.
15.
«Сострадание»1887
«Смерть и девушки»
«Мария Магдалина в пустыне»
16.
Объединение «НАБИ».Наби , набиды — группа
французских художниковпостимпрессионистов, возникшая
в Париже в 1888 г. и
просуществовавшая
приблизительно до 1905 г.
Группа Наби. Феликс Валлоттон. Картина «Пять художников»,
1903
17.
Группа Наби сформировалась из молодыхживописцев, которые встретились и
подружились в Академии Жюлиана,
бывшей главным конкурентом парижской
Академии изящных искусств. Обучение
было традиционным, ставшие уже
знаменитыми импрессионисты и
приходящие им на смену
постимпрессионисты не изучались.
Одному из учащихся, Полю Серюзье,
повезло: он побывал в городе Понт-Авен
и познакомился там с Полем Гогеном
(Paul Gauguin). Под руководством этого
мастера была написана первая
значительная работа Серюзье
«Талисман». Для участников
объединения она стала программной.
Поль Серюзье. Картина
«Талисман», 1888
18.
Группа Наби была основана в 1888году в результате споров, вызванных
обсуждением необычной картины.
Близкий к абстракции «Талисман»,
написанный чистыми и яркими
цветами, стал иллюстрацией для
объяснения принципов синтетизма и
субъективного отражения
действительности. Новые идеи
увлекли Мориса Дени , Эдуара Вюйара
и Кер-Ксавье Русселя , ставших
основой объединения. Немного позже
к ним присоединился Пьер Боннар и
другие, менее известные художники.
Эдуар Вюйар. Картина «Ребенок
Название «Наби» предложил их другс красным шарфом», 1891
поэт Огюст Казалис . В переводе с
иврита это слово означает «пророк»
(от фр. synthétiser — охватывать, объединять) — это течение в живописи,
илиСинтетизм
«одержимый».
возникшее при развитии символизма (недосказанности и намёков в картинах) и клуазонизма
(использовании чётких линий для разграничения элементов изображения).
19.
Участники творческого союзасобирались в таверне или в
совместной мастерской Боннара и
Вюйара. В той же студии
проходили первые небольшие
выставки, которые вызвали
общественный интерес. Вскоре
появились серьезные
покровители: владелец магазина
«Дом нового искусства» и журнал
Ревю Бланш, где постоянно
печатались работы набидов. Там
же публиковались статьи главного
теоретика группы Мориса Дени.
Морис Дени. Картина
«Сентябрьский вечер»,
1891
20.
Моментом распада Наби принято считатьвыставку 1899 года в галерее Поля
Дюран-Рюэля . После нее противоречия
между художниками достигли
апогея(наивысшая точка развития), и
каждый из них решил следовать своим
путем. Тем не менее, участники
объединения сохраняли дружеские
отношения. Набиды оказали
значительное влияние на Анри Матисса ,
Василия Кандинского, Пита Мондриана и
почти всех кубистов. Их творчество стало
важным шагом на пути от
воспроизведения природы к абстракции.
Интерес к их картинам проявляли русские
коллекционеры Сергей Щукин и Иван
Морозов, благодаря которым многие
работы хранятся сейчас в Эрмитаже и
Пушкинском музее.
Морис Дени. Картина
«Музы», 1893
21.
Феликс Валлоттон.Картина «Вальс», 1893
Феликс Валлоттон.
Картина «Прохожие»,
1895
22.
Характеристика творчестваМногочисленных набидов объединяло восхищение Полем Гогеном, и
стремление привнести в искусство что-то новое. Но в остальном
участники объединения были очень разными. Среди них выделяют
два основных направления. Первое развивало мистические идеи и
тяготело к символизму. Этот путь выбрали Поль Серюзье, Морис Дени
и Поль Рансон. Они интересовались литературными источниками,
религиозной философией и восточными эзотерическими учениями.
Вторая часть художников больше тяготела к импрессионизму и
предпочитала писать лиричные повседневные сцены — портреты
реальных людей, парковые пейзажи и интерьеры. Такие сюжеты
предпочитали Эдуар Вюйар, Пьер Боннар и Кер-Ксавье Руссель,
называвшие себя «интимистами».
23.
Морис Дени. Потолочныйплафон «Лестница в
листве», 1892
Эдуар Вюйар. Картина
«Мизиа за
фортепиано», ок. 1898
24.
Набиды часто обращались кдекоративно-прикладному
творчеству, стирая границы
между высоким искусством и
обыденными вещами. Они
создавали: художественную
керамику; витражи; гобелены;
декоративные ширмы;
книжные иллюстрации;
театральные афиши и
декорации для пьес Ибсена и
Метерлинка. Интерес к
декорированию проявляется и
в многочисленных картинах,
где герои теряются на фоне
графичных обоев или тканей с
эффектным принтом.
Эдуар Вюйар.
Декоративный экран
«Общественный сад»,
1895
25.
Группа Наби объединила множество имен — как непосредственных участников, так и близких им по духудрузей и последователей. Но наиболее значительный вклад внесли пятеро живописцев:
Поль Серюзье. Этот автор называл Гогена «освободителем живописи» и многое у него перенял. Про
художественную группу он писал, что мечтает создать благородное братство одержимых работой художников,
влюбленных в добро и красоту. На картинах Серюзье часто изображал Бретань, которую считал самым
красивым местом в мире.
Морис Дени. Художник совмещал активные занятия живописью с написанием теоретических статей,
посвященных идеям Наби. Живопись Дени проникнута христианскими мотивами. Большое влияние на него
оказали шедевры итальянского Ренессанса.
Пьер Боннар. Это самый известный представитель группы, за которым закрепилась слава непревзойденного
колориста. Боннара называют последним приверженцем эстетики импрессионизма. Он создавал красочные
интерьеры, пейзажи и бытовые сцены, используя насыщенные цвета и яркие контрасты.
Эдуар Вюйар. В течение всей жизни этот живописец любил экспериментировать, поэтому среди всех набидов он
отличается самым многоплановым и разнообразным творчеством. Вюйар трепетно относился к женщинам и
постоянно рисовал их, но наладить личную жизнь так и не смог — настолько был поглощен работой.
Феликс Валлоттон . Швейцарский художник присоединился к набидам в 1892 году и принимал активное участие
в их деятельности около трех лет. Валлоттон прославился не только живописными, но и графическими
работами, включая гравюры по дереву и иллюстрации. Группа Наби. Поль Серюзье. Картина «Сбор яблок», 1895
26.
Поль Серюзье. Картина«Сбор яблок», 1895
Эдуар Вюйар. Картина
«Женщина в полосатом
платье», 1895