17.89M
Категория: ИсторияИстория

Историческая типологизация культур

1.

Раздел II. Историческая типологизация
культур
Культура древних
цивилизаций
Лекцию подготовила
преподаватель кафедры
гуманитарных наук
Терехова А.А.

2.

План лекции:
1. Антропогенез и возникновение архаической
культуры;
2. Первобытные религиозные верования;
3. Мифология в духовной архаической культуре;
4. Культурные типы древнего Ближнего Востока
(Месопотамии,
Древнего
Египта,
Древней
Палестины);
5. Древняя культура Индии (индо-буддийский тип
культуры) и Китая (конфуцианско-даосистский тип
культуры.

3.

1. Антропогенез и возникновение архаической
культуры
• Архаический (древнейший) тип культуры можно
условно разделить на две части: культуру бытовую
(или материальную) и культуру ментальную (или
духовную), то есть ту, которая возникла как следствие
познания человеком окружающего мира, как
отражение, ответное действие человека на проявления
окружающего мира.

4.

Самые первые образцы палеолитического искусства были обнаружены в
пещерах Франции в середине XIX в.
• До нас дошло более 10 тыс. изображений, древнейшие из них найдены в
гроте Ля Ферасси и пещере Ля Мадлен. Это гравировки на кусках камня и
костяных пластинах, воспроизводящие (еще грубо и неумело) фигуры зверей.
Рядом с этими фигурами имеется схематичное изображение животных
женского пола.
• Так выражалась жизненно важная идея – идея непрерывного размножения
промысловых животных.

5.

В 1879 г. в Пиренейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная
Альтамирой, на стенах и потолке которой рукой первобытного художника были
изображены кабаны, зубры, олени.

6.

• Наибольшей известностью среди подобных находок (на сегодняшний
день их насчитывается более сотни) пользуется открытая в 1940 г.
пещера Ласко (Франция, недалеко от местечка Монтильяк), где
найдены сотни фигур оленей, бизонов, козлов, лошадей, быков,
носорогов: желтых, красных коричневых, обведенных темными
линиями, выполненных практически в натуральную величину и в
различных позах.

7.

• Наряду с рельефами (изображениями на плоскости) появляется
круглая скульптура (т. е. свободно размещающаяся в пространстве и
требующая кругового обзора). Как правило, это были женские
статуэтки, так называемые палеолитические (первобытные)
венеры, изображавшие Богиню Мать (всеобщую прародительницу
всего живого на земле), поклонение которой характерно для данной
культуры.
«Наиболее ранним
образцом
палеолитических венер,
следует считать
«протоскульптуру» из
Берехат-Рам в Израиле,
чей возраст, превышает
233 тыс. лет.
Это грубое изображение,
но, несомненно,
женское».

8.

• Встречаются также скульптурки животных из камня, бивня
мамонта, из кости, даже из глины, смешанной с костной
золой. В открытой вслед за испанской Альтамирой пещере
Монтеспан (Франция) были обнаружены остатки трех скульптур,
изображавших пещерных львов.
Таким образом, «неразрывно сочетаются художественное (рисование или
живопись натуральными, из минералов, красками), спортивно-состязательное
(попадание в мишень) и, главное, религиозное (в виде простейшей
«уподобительной» магии) начала»

9.

• Простейший орнамент встречается на самых простых бытовых предметах,
которым подчас придавалась скульптурная форма (например, рукоятки
ножей, копьеметалок превращались в фигурки животного или птицы).
Изобразительная практика позже дала начало древнейшей
письменности – пиктографии, т. е. рисунчатому письму (от лат. pictus –
нарисованный и гр. grapho – пишу), появившейся вследствие
необходимости передавать и хранить информацию.

10.

Позднее, уже за пределами анализируемой эпохи, пиктография
развивалась в идеографию (от гр. idea – понятие), которая
представляет собой письмо иероглифами – знакамирисунками, обозначавшими слова или слоги
• Следующим этапом
эволюционирования
письменности было
алфавитное письмо, в
котором буквы на письме
обозначают звуки. Эти два
поздних варианта
письменности сохранились
до наших дней и широко
используются.

11.


Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски.
Песни древних людей состояли из ритмизованной речи, основой которой являлся
речетатив, а мелодия возникла гораздо позже.
Именно люди эпохи палеолита создали все виды музыкальных инструментов:
ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи),
струнные или щипковые (прототипом явился лук с натянутой тетивой)
духовые инструменты из полого дерева или трубчатой кости.
Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

12.

2.Первобытные религиозные верования
• Пантеизм и культ Богини-Матери. Самое древнее
представление о сверхъестественном – пантеизм (от гр. pan – все
и theos – бог) – учение, обожествляющее всю природу,
Вселенную.
• Принятое в мировой исследовательской литературе название для
данной силы – Мана. Она пронизывает собой всю природу,
объединяет в духовном единстве людей, животных, растения,
реки, холмы, камни и пр., распределяясь в мире неравномерно.
Люди могут обладать этой силой в большей или меньшей
степени. Человек, которого сопровождает удача, кто отличается
здоровьем, ловкостью и красотой, имеет «много Маны». Она
может передаваться от одного предмета к другому, человек может
стать причастен к ней посредством прикосновения
и
посвящения.

13.

• Археология также дает нам поразительные
свидетельства всеобщего распространения
в эпоху каменного века культа БогиниМатери.
• Изображения
женских
божеств
принадлежат различным историческим
слоям: доарийской Индии, доизраильской
Палестине; подобные статуэтки находили
в поселениях алеутов и эскимосов еще 100
лет назад.
• Сходство
этих
фигурок
просто
поразительно, их объединяет одна важная
черта: руки, ноги, лицо едва намечены.
• Главное, что привлекает внимание
первобытного художника, – это органы
деторождения и кормления. Это не
портретная скульптура, а идолы или
амулеты Богини-Матери.

14.

• Тотемизм

это
разновидность
первобытного
мировоззрения, которая основана на вере в то, что
определенный народ, племя происходят от какого-то
животного или растения (реже от неживого объекта,
например, звезды).
• Слово «тотем» имеет североамериканское происхождение,
на языке индейцев оно означает «его род».
• Это еще не религия, а мироощущение, в основе которого
лежит вера в то, что люди находятся в кровнородственной
связи со своим предком – животным. Тотемными
покровителями австралийских племен являются кенгуру,
опоссум, ящерица, летучая мышь и т. д.
• Существует жесткий запрет, табу, на убийство и
употребление в пищу тотемных животных

15.

• Анимизм (от лат. anima – душа)
основывается на вере в существование души
у человека и духов как причин явлений
природы, на вере в одушевленность всей
природы. Именно на этой вере покоится
естественная религия. Духи оказываются
покровителями каждого клочка земли, имея
в своей власти все явления природы и все
события в жизни людей, живущих здесь.

16.

• Фетишизм (от фр. fetiche – идол, талисман).
Так называется культ неодушевленных
предметов, которые обладали, с точки зрения
древнего человека, сверхъестественными
свойствами,
чаще
защитными,
оберегающими, предупреждающими об
опасности и т. д.
• Считалось, что духов могут символизировать
какие-то предметы, сделанные руками
человека или взятые из природы. Это может
быть камень, зуб животного и даже череп
родственника,
которым
придается
сакральное (или священное) значение.

17.

• Шаманизм и магия. Шаманы – это люди,
обладающие особой мистической и оккультной
одаренностью. Они обладают телепатическими, гипнотическими и
другими парапсихологическими способностями. Когда шаман общается с духами
(в Сибири эти медиумические сеансы называются камланием), находясь в
особом истерическом состоянии транса, он может совершать необычные
действия, которые в нормальном состоянии человек делать не в силах.
• Магия (от гр. mageia – колдовство, волшебство) –
это система различных действий и словесных
формул, целью которых является стремление
повлиять
на
окружающий
природный
и
сверхприродный мир духовного.
Существует две разновидности таких систем действий: белая и
черная магии, которые соответственно направлены на
достижение добра или зла как конечного результата.

18.

3. Мифология в духовной архаической культуре
Сущность и функции мифа
Миф
и
сказка.
Неотъемлемой
частью
первобытной культуры является мифология –
совокупность
повествований,
отражающих
представления о мире, природе и человеческом
бытии.
Мифы (от гр. mythos – слово, предание) и сказки
различных народов представляют собой рассказы,
повествующие о некоторых событиях природного и
социального ряда: о происхождении вселенной и
человека, о богах и героях, о появлении
«культурных благ», например, огня.

19.

Несмотря на кажущееся сходство мифа и
сказки, их нельзя отождествлять в силу
нескольких серьезных отличий:
• по времени возникновения;
• по содержательному пространству;
• по функциям (важнейшая функция мифа –
регулятивная,
объяснительная
или
познавательная);
• функция сказки – воспитательная.

20.

4. Культурные типы древнего Ближнего Востока
(Месопотамии, Древнего Египта, Древней Палестины)
На рубеже IV–III тыс. до н. э. возникли древнейшие на
земле
государства,
именуемые
также
древнейшими
цивилизациями.
К древнейшим принято относить культуры Месопотамии
(Двуречья), Египта, Палестины, а также античных Греции и
Рима.
В первые государства возникли на Востоке – в тех
странах, где основную часть территории составляли долины
полноводных рек, таких как Тигр и Евфрат, Нил, Инд и Ганг,
Янцзы и Хуанхэ, поэтому их иногда называют «речными
цивилизациями».

21.

Культура Месопотамии
Месопотамия – это название
территории,
расположенной
между реками Тигр и Евфрат
(Двуречье, Междуречье). В
середине
XIX
в.
в
Месопотамии
начались
систематические
археологические раскопки.

22.

Культуру древней Месопотамии можно подразделить на два
периода.
Первый период охватывает VI–III тыс. до н. э. – в это время
происходит становление и развитие культуры Древнего
Шумера.
В течение второго периода (II тыс. – середина I тыс. до н. э.)
сформировались и достигли расцвета вавилонская и
ассирийская культуры.

23.

Культура ЕГИПТА
Особенности общественного и политического строя, а
также архаизм общественных отношений нашли
отражение в культуре Древнего Египта, история
которого подразделяется на следующие периоды:
Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство.
Анализируемые временные рамки составляют около 3,5
тыс. лет (с IV тыс. до 525 г. до н. э.).

24.

25.

26.

27.

Культура древней ПАЛЕСТИНЫ

28.

29.

30.

31.

32.

33.

5. Древняя культура Индии (индо-буддийский
тип культуры) и Китая (конфуцианскодаосистский тип культуры.
English     Русский Правила