Похожие презентации:
4 Философия Возрождения и Нового времени
1.
2. Философия эпохи возрождения
философия в культуре Ренессанса иРеформации.
3. Эпоха Возрождения
Это переворот в первую очередь всистеме ценностей, в оценке
всего сущего и отношении к нему.
4. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения.
“гуманизм” происходитот латинского
“humanitas”
(человечность),
употреблявшегося еще в
I в. до н.э. известным
римским оратором
Цицероном (106-43 до н.
э.). Для него humanitas это воспитание и
образование человека,
способствующее его
возвышению.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.).
5. Франческа Петрарка (1304-1374).
Родоначальником гуманизмаединодушно считается поэт и
философ Франческа
Петрарка (1304-1374). В его
творчестве - начало многих
путей, которыми шло
развитие ренессансной
культуры в Италии. В
трактате “О невежестве
собственном и многих
других” он решительно
отвергает присущую
Средневековью
схоластическую ученость, по
отношению к которой
демонстративно
провозглашает свое якобы
невежество, ибо считает
такую ученость совершенно
бесполезной дня человека
его времени.
6.
По убеждению Петрарки, прийти к новомурасцвету литературы, искусства, науки
позволит не слепое подражание мыслям
замечательных предшественников, а
стремление подняться до высот
античной культуры и в то же время
переосмыслить и в чем-то превзойти ее.
7.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472).Гуманисты вырабатывают
новый подход к
пониманию человека, в
котором огромную роль
играет понятие
деятельности. Ценность
человеческой личности
для них определяется не
происхождением или
социальной
принадлежностью, а
личными заслугами и
плодотворностью ее
деятельности. Ярким
воплощением этого
подхода может служить,
например,
разносторонняя
деятельность известного
гуманиста Леона
Баттисты Альберты
(1404-1472).
8.
По мнению Альберти, человекспособен одержать верх над
превратностями судьбы лишь
собственной активностью. “Легко
побеждает тот, кто не желает
быть побежденным. Терпит иго
судьбы тот, кто привык
подчиняться”.
9.
Подлинным гимноминдивидуализму можно
считать творчество
Лоренцо Валлы (14071457). В главном своем
философском
сочинении “О
наслаждении”
неотъемлемым
свойством человека
Валла провозглашает
стремление к
наслаждению. Мерилом
же нравственности у
него выступает личное
благо.
Лоренцо Валла (1407-1457).
10. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494)
в своей яркой “Речи одостоинстве человека”
помещает его в центр
мира: “Не даем мы
тебе, о Адам, ни своего
места, ни
определенного образа,
ни особой обязанности,
чтобы и место, и лицо,
и обязанности ты имел
по собственному
желанию, согласно
своей воле и своему
решению”.
11.
Кульминацией гуманистическогоантропоцентризма становится
мысль Пико о том, что
достоинство человека заключено в
его свободе: он может стать тем,
кем пожелает. Прославляя мощь
человека и его величие, восхищаясь
его удивительными творениями,
мыслители эпохи Возрождения
неизбежно приходили к сближению
человека с Богом.
12.
Пико делла МирандолаВ подобных
рассуждениях
Джанноццо Манетти
(1396-1472), Марсилио
Фичино (1433-1499),
Томмазо Кампанеллы
(1568-1639), Пико (14631494) и др. проявилась
важнейшая
характеристика
гуманистического
антропоцентризма тенденция к
обожествлению
человека. Однако
гуманисты не были ни
еретиками, ни
атеистами. Наоборот, в
подавляющем
большинстве они
оставались верующими.
Томмазо Кампанеллы
Марсилио Фичино
13. Эпоха Возрождения и Реформация.
мартин лютер (1483-1546)Начало XVI в. ознаменовалось
крупнейшим кризисом римскокатолической церкви. Апогеем ее
нравственного упадка и
предметом особого возмущения
стала продажа индульгенций грамот, свидетельствующих об
отпущении грехов. Торговля ими
открывала возможность искупить
преступление без всякого
раскаяния, а также купить право
на будущий проступок. “95
тезисов против индульгенций”,
вывешенные в 1517 г. на дверях
церкви в Виттенберге немецким
богословом Мартином Лютером
(1483-1546), имели огромный
резонанс.
14.
Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизньверующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых
поступках, изолированных от обычной жизни и специально
преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от
мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное
призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений,
может рассматриваться как святое дело.
Утверждение этих новых норм и
ценностей, определивших “дух
капитализма”, сыграло решающую
роль, по мнению известного
немецкого мыслителя XX в. Макса
Вебера, в разложении натурального
хозяйства и становлении
капиталистических отношений.
Макс Вебер (1864 - 1920)
15.
Жан Кальвин (1509-1564),Ульрих Цвингли (1484-1531)
С другой стороны, Реформация
- это протест против
ренессансного возвеличивания
человека. В полной мере эта
противоречивость проявляется
при сопоставлении взглядов
родоначальника Реформации
Мартина Лютера и
голландского гуманиста
Эразма Роттердамского.
Теоретические положения,
выдвинутые Мартином
Лютером и его
последователями швейцарским священником
Ульрихом Цвингли (1484-1531)
и французским богословом
Жаном Кальвином (15091564), имели не только
религиозный смысл, но были
наполнены и социальнополитическим и философским
содержанием. Отношения же
Реформации и Ренессанса
противоречивы. С одной
стороны, гуманистов
Возрождения и
представителей Реформации
роднила глубокая неприязнь к
схоластике, жажда
религиозного обновления,
идея возврата к истокам
16.
Эразм Роттердамский (1469-1536)Мысли Эразма часто
перекликаются с
рассуждениями Лютера: это и
саркастический взгляд на
привилегии католических
иерархов, и язвительные
замечания по поводу образа
мыслей римских богословов. Но
они разошлись в отношении к
свободе воли. Лютер отстаивал
мысль о том, что перед лицом
Бога у человека нет ни воли, ни
достоинства. Только если
человек осознает, что он не
может быть творцом своей
судьбы, он может спастись. А
единственным и достаточным
условием спасения является
вера. Для Эразма же
человеческая свобода значила
не меньше, чем Бог.
17.
Священное Писание для него - это призыв,обращенный Богом к человеку, и последний
волен откликнуться на него или нет.
Культурные и социально-исторические
результаты реформационного процесса не
исчерпываются рождением протестантизма
и модернизацией католической церкви. Они
более внушительны. Традиционное вероучение
опиралось на практику искупления
прегрешений путем совершения предписанных
церковью “святых дел” (строгий пост,
приобретение индульгенций, пожертвования в
пользу церкви).
18. Философские взгляды Маккиавелли.
Никколо Макиавелли (1469-1527),Самым крупным и оригинальным
из них был итальянский
мыслитель, историк и
государственный деятель
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Средневековую концепцию
божественного предопределения
Макиавелли заменяет идеей
фортуны, признавая силу
обстоятельств, которые
заставляют человека считаться с
необходимостью. Но судьба лишь
наполовину властвует над
человеком, он может и должен
бороться с обстоятельствами.
Поэтому наряду с фортуной
движущей силой истории
Макиавелли считает вирту (virtu)
- воплощение человеческой
энергии, умения, таланта.
19. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи (1452-1519),Иоганн Кеплер (1571-1630)
Не менее сокрушительный
удар по схоластическому
мировоззрению и церкви, чем
гуманистическая мысль,
реформационные процессы и
еретические рассуждения
Макиавелли, был нанесен
развитием естествознания,
которое в XVI в. добилось
значительных успехов.
Стремление к углубленному и
достоверному познанию
природы нашло отражение в
творчестве Леонардо да
Винчи (1452-1519), Николая
Коперника (1473-1543),
Иоганна Кеплера (1571-1630),
Галилео Галилея (1564-1642).
Николай Коперник (1473-1543)
Галилео Галилей (1564-1642)
20.
Их теоретические разработки и экспериментальныеисследования способствовали не только изменению
образа мира, но и представлений о науке, об
отношении между теорией и практикой. Леонардо
да Винчи, гениальный художник, великий ученый,
талантливый изобретатель (в числе его проектов идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что
любое знание порождается опытом и завершается в
опыте. Но подлинную достоверность результатам
экспериментирования способна придать лишь
теория. “Влюбленный в практику без науки - словно
кормчий, ступающий на корабль без руля или
компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда
практика должна быть воздвигнута на хорошей
теории... Наука - полководец, и практика - солдаты”.
21. Западная философия Нового времени
22. Основоположники Философии Нового времени были не просто гениальными учеными, первооткрывателями фундаментальных областей
23. Философская интерпретация процесса познания в эту эпоху свелась к явно недиалектическому противопоставлению рационального
Метафизический метод,который сложился в
естествознании 17-18 вв., был
прежде всего методом
эмпирического исследования,
который возник как антитеза
схоластике, схоластическому
философствованию, которое
сводилось главным образом к
чисто умозрительному
разграничению понятий.
24. Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки, эмпиризма.
25. Пропагандировал доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании. Разработал подробную классификацию наук,
26. Пропагандируя науку, Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться
27. Знание – сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин
28.
29. Рене Декарт (1596-1650) – французский философ, математик и физик, представитель классического рационализма. Труды: «Рассуждение
30.
31.
32. Один из основателей «новой философии» и новой науки, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. При этом в
33. Источник силы вынесен за пределы природы и приписан трансцендентному богу-творцу. Важнейшие элементы метода – измерение и
34. Однако наиболее глубокое преодоление дуализма Декарта осуществил самый выдающийся его последователь – Бенедикт (Барух) Спиноза
35. Субстанция Спинозы – это Бог, понятый как природа, или природа, понятая как Бог. Субстанция состоит из бесконечных атрибутов,
36. Философия Спинозы – самый последовательный монизм и детерминизм. Спинозу поэтому многие считали фаталистом, отрицающим свободу
37.
38. Великий английский материалист Томас Гоббс (1588-1679) был современником английской буржуазной революции, открывшей новую эпоху
39. Мир, по учению Гоббса есть совокупность тел, ибо ничего бестелесного не существует. Нельзя отделить мышление от материи,
40. Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В этом учении он пытается разложить такое сложное
41. Но эта война противоречит стремлению к самосохранению. Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от
42. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.
43. Лейбниц стремился синтезировать все рациональное в предшествующей философии с новейшим научным знанием на основе предложенной
44.
45. Христиан Вольф (1679-1754), ученик Лейбница, стремился построить всеобъемлющую энциклопедическую систему научных знаний,
46. Новая философия стремилась поставить под контроль и руководство разума и религию, т. е. сделать её рациональной, разумной.
47. В социально-экономическом отношении Просвещение – это время подъема и установления власти буржуазии, связанной с новыми идеями
48. Идеи Просвещения имели далеко идущие последствия для организации и устройства государства. Именно философы Просвещения
Классическая формулировка этих принципов и основных прав и свобод человека дана Д. Локком,Ш. Монтескьё, И. Кантом, Б. Франклином и др.
49. Эпоха Просвещения XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы
50. Итак, в философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике: • получает заметное развитие
51. Основные моменты эпохи просвещения: 1. Деизм (бог создал мир совершенным и более не вмешивается в дела природы и человека) 2.
52. Представители: Джон Локк (1632-1704) Труды: «опыт о человеческом разумении», два трактата о государственном праве
53. Поль Гольбах (1723 - 1789) труды: « Система природы»
54. Жюльен Ламетри (1709-1751) труды: «Человек машина», «Человек-растение»
55. Мишель Монтень (1533-1592) Труды: «Опыты»
56. Этьен Кондильяк (1715 – 1780) Труды: «Опыт исследований происхождения человеческих знаний», трактат « о системах», «об
57. Клод Гельвеций (1715-1771) Труды: «Об уме», «Счастье», «о человеке»
58. Глоссарий:
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал.Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы,
пришедшая на смену культуре Средних веков и
предшествующая культуре нового времени. Примерные
хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский
характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес,
в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Появляется интерес к античной культуре, происходит как
бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских
гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном
значении термин был введён в обиход французским
историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время
термин Возрождение превратился в метафору культурного
расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
59.
Утопия — (от греч. «не» и «место») – обозначение«места, страны, которой нет», т.е. несуществующего,
идеального государства или общества, где совместная
жизнь людей носит черты «золотого века, свободна от
зла и противоречий.
Философия Религии — отрасль религиоведения,
изучающая и объясняющая с философских позиций и
посредством философских категорий суть религии,
причины ее возникновения и развития, анализирующая
содержание религиозной идеологии, ее догматические
основы.
60.
Монада (греч. Monas (monados) – единица, неделимое) –название единицы у древних греков. В философии –
структурная единица бытия. У Лейбница – неделимые
духовные первичные элементы, составляющие основу
мироздания.
Рационализм (от лат. Rationalis – разумный) – философское
направление, признающее разум основой познания и
поведения людей. Представители рационализма 17-18 вв.
исходили из идеи естественного порядка – бесконечной
причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы
рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и
идеалисты (Лейбниц).
Эмпиризм (греч. Empiria – опыт) – направление в теории
познания, признающее чувственный опыт источником
знания и считающее, что содержание знания может быть
представлено либо как описание этого опыта, либо сведено
к нему.