2.75M
Категория: ФилософияФилософия

Россия_государство_цивилизация

1.

Основы российской государственности
Лекция №3
Российское государство цивилизация
Автор: Федин А.Н.

2.

Сущность формационного
подхода
Базис – отношения собственности
Надстройка = политико-юридические
отношения + общественное
сознание
Надстро
йка
Базис

3.

Этапы развития человечества

4.

Оценка
формационн
ого подхода
Позволяет:
Увидеть то общее, что
было в историческом
развитии различных
народов;
Представить историю
человеческого общества
как единый процесс;
Установить определенные
законы исторического
развития общества;
Предложить определенную
периодизацию всемирной
истории и истории
отдельных народов.
НО
Преувеличение роли
социальноэкономического
фактора
Недооценка духовных,
культурных и других
факторов
Однолинейность,
излишняя
запрограммированность
Основанность на опыте
Западной Европы

5.

Питирим Сорокин
1889 - 1968
Арнольд Тойнби
1889 - 1975

6.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
• Цивилизация (от лат. «civilis») - «государственный,
гражданский, политический».
• В настоящее время имеет два основных значения:
- отдельное общество
- стадия зародившегося в древности и продолжающегося в
настоящее время развития человечества
• Теории цивилизационного подхода:
- теория локальных цивилизаций
- теория мировой, общечеловеческой цивилизации

7.

Теория локальных цивилизаций
• Изучает исторически сложившиеся общности, которые
занимают определенную территорию и имеют свои
особенности социально-экономического и культурного
развития.
• Локальные цивилизации могут совпадать с границами
государств
• Представители: П. А. Сорокин, А. Тойнби, Н.Я.
Данилевский, Шпенглер и др.

8.

Н.Я Данилевский
• Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) стал
автором первой подобной культурологической
концепции. Эта концепция изложена в книге
«Россия и Европа» (1869). Поскольку Данилевский
принадлежал к кругу «почвенников» (поздних
славянофилов), его целью было обоснование
особого места России в истории человечества. Он
хотел доказать, что у России — собственный путь
развития самобытной культуры, отличающийся от
европейского пути, следование по которому было
бы гибельным для России.

9.

• Человечество, по мнению Данилевского, — отвлеченное понятие, реальными носителями исторической жизни
выступают «естественные» системы, обособленные «культурно-исторические типы», которые он понимает как
сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Отвергая идею единства
человечества и отрицая единое направление прогресса, Данилевский утверждает, что нужно рассматривать историю
каждого народа как самостоятельного культурно-исторического типа, отличающегося от других культурно-исторических
типов, живущего собственной жизнью, имеющего свое лицо и свою судьбу. Только по отношению к конкретному
культурно-историческому типу можно говорить о древней, средней или новой истории, а говорить о всемирной истории
или мировой цивилизации бессмысленно, так как за этими понятиями нет реального содержания.
• Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов
религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического
развития. Специфика культурно-исторического типа определяется идеей, данной Богом, которую он должен развивать
во всех сферах своего бытия. Полноценное развитие этой идеи расценивается как прогресс для данного культурноисторического типа. Чем больше таких идей будет развито разными культурно-историческими типами, чем больше будет
исхожено поле исторической деятельности человечества, тем более многосторонним будет проявление человеческого
духа. В этом для Данилевского заключается прогресс, его единственно возможное понимание.
• Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые могут существовать
как последовательно, сменяя друг друга, так и параллельно. Данилевский выделяет 12 таких типов, полностью или
частично прошедших весь цикл развития: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, или
древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), романогерманский (европейский) типы, а также мексиканский (ацтеки) и перуанский (инки) типы, погибшие в результате
открытия европейцами Нового Света. Народы, создавшие цивилизации, Данилевский называет положительными. Лишь
небольшая часть народов способна к культуротворчеству, выполняя свою роль в истории, способствуя
многосторонности проявления человеческого духа.

10.

Законы культуры Данилевского:
• Первый закон требует наличия языка, объединяющего народ, или группы схожих языков,
объединяющих семейство родственных народов, т.е. Данилевский говорит о
существовании двух видов культурно-исторических типов — монолитных, созданных
одним народом, и составных, образованных несколькими родственными по языку
народами.
• Второй закон подчеркивает обязательность политической независимости, наличия
собственного государства у данного народа или группы народов.
• Первый и второй законы говорят об условиях выделения культурно-исторических типов,
являются признаками положительных народов.
• Третий закон фиксирует самобытность культурно-исторических типов, невозможность
передачи достижений одной цивилизации другой. Все попытки навязать свою
цивилизацию другим народам, считает Данилевский, не имели успеха. Это не значит, что
между ними невозможно взаимодействие: народы живут рядом и не отгорожены друг от
друга каменной стеной. Но, изучив историю, Данилевский понимал, что культурные
контакты имеют сложную, противоречивую природу, могут быть и благом, и злом,
достижения разных культур могут как отторгаться, так и с пользой заимствоваться.

11.

К.Н. Леонтьев
Славянства/славизма не существует, есть
лишь
общность
языков
и
племен.
Славянское единство недостижимо (яркое
различие с Данилевским).
Процесс развития состоит из 3 этапов:
простота, усложнение, вторичное упрощение
(Фалес-Платон-Стоики/Гуманизм-ШеллингПозитивизм).
Развитие государства: равенство и свободы
в начале, затем укрепление власти и
разделение сословий.
18-19 век: окончательное упрощение
смешение европейских государств.
и

12.

Законы регресса К.Н. Леонтьева:
• Упрощение и смешение - признаки разложения.
• Причина
разложения
вездесущая
свобода,
рационализм, индивидуализм, атеизм, вера в идею
прогресса.
• Устоять сможет только государство с авторитарной
властью и религией.
• "Россию надо подморозить, чтобы не гнила".
• Национализм и панславизм такая же гнусность, как и
космополитизм (разочаровавшийся славянофил).

13.

Модель идеального устройства общества П.А.
Кропоткина
• В программе П. А. Кропоткина
анархический коммунизм представлен
в виде федеративного и всепланетного
союза
производительных
общин
(коммун), объединенных на основе
свободного соглашения. Отношения
между людьми здесь будут строиться
по
законам
взаимопомощи
и
солидарности.Не должно существовать
наемного
труда
.
Отдавая
общественно-полезной работе четырепять часов в день, люди в свободное
время
смогут
заниматься
"облюбованной отраслью" научного,
технического
и
художественного
творчества в соответствии со своими
способностями.

14.

Смысл термина «народничество»
Народничеству были присущи не только идеализация народа и стремление послужить ему, но и уверенность в
том, что Россия должна прийти к социализму, минуя капитализм, благодаря опоре на крестьянскую общину и
мелкое артельное кустарное производство.
Капиталистическое производство народники считали чуждым России, вредным для благосостояния населения и
народной нравственности. Они были склонны всячески преуменьшать уровень буржуазного развития России, а в
тех случаях, когда оно было очевидно, объясняли его искусственным влиянием властей.
Из мемуаров Владимира Короленко
«История моего современника»:
«Представление о «народе» со времени освобождения занимало огромное место в
настроении всего русского общества... Уже самое происхождение из народа давало
своего рода патент на обладание истинно народной мудростью...
Вот что тогда было широко разлито в сознании всего русского общества и из чего наше
поколение, — в семидесятых годах подходившее к своему жизненному распутью,—
сделало только наиболее последовательные и наиболее честные выводы.
Если общая посылка правильна, то вывод действительно ясен: нужно «отрешиться от
старого мира», нужно «от ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови»
уходить туда, где «работают грубые руки» и где, кроме того, зреет какая-то формула
новой жизни...
Часть литературы легальной и вся нелегальная сделала из этого логические,
Владимир Короленко нравственно наиболее честные выводы. А молодежь внесла присущий ей энтузиазм. И
(1853-1921)
вот «революционное народничество» готово».

15.

Народничество
Основные направления
Радикальное,
революционное
Либеральное,
умеренное
(Николай Чернышевский)
Заговорщическое
(Петр Ткачев)
(Николай Михайловский)
Стремление «возвратить долг
народу» стало важнейшим
побудительным мотивом
деятельности народников.
Пропагандистское
(Петр Лавров)
Бунтарское
(Михаил Бакунин)
Николай Михайловский
(1842-1904)
Петр Ткачев
(1844-1886)
Михаил Бакунин
(1818–1876)
Петр Лавров
(1823-1900)
Интеллигенция, полагали
народники, в долгу перед
народом, поскольку и блага
жизни, которыми она
пользуется, и сама возможность
заниматься наукой оплачены
страданиями огромного
большинства народа.
Пути «возвращения долга»
понимались ими по-разному.
Выделяют несколько
направлений народничества
(см. схему)

16.

Развитие общества в философии В.С.
Соловьева
В отличие от традиционного христианского
учения, Соловьев считал, что реальный мир —
это не просто результат творения Бога, а единое
целое со "Всеединым". Так и возникает в его
философии
категория
"Всеединства",
объединяющая в себе в единое диалектическое
целое идеальный и реальный миры. В процессе
своего существования "Всеединство" проходит
несколько этапов, и в итоге возвращается к
собственной
идеальной
сущности
Абсолютному=Богу, но уже в развернутом, в
более
совершенном
виде.
Поэтому
"Всеединство"

это
"абсолютная
действительность", окончательно соединившаяся
с Богом.

17.

Основные теории Булгакова С.Н.:
• Основные теории Булгакова
С.Н.:
• 1.Теория
о
совместности
социализма и христианства.
• 2.Теория трех социализмов.
• 3.Теория «Богочеловечества».
• 4.Теория о хозяйстве, в сферу
которого
включается
экономическая и научно практическая
деятельность
человека.

18.

Модель общества А.А. Зиновьева
Коммунистическ
ая модель
Постсоветска
я модель
Капиталистическая
модель

19.

Прогресс по Э.В. Ильенкову
Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том,
что человека приучают смотреть на окружающий
мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих
справедливость той или иной абстрактно-общей
истины, тщательно оберегают от соприкосновения
с
фактами,
говорящими
в
пользу
противоположного взгляда. Обратная сторона
догматизма – скепсис. Догматизм и скепсис – две
взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и
нежизнеспособные
половинки,
на
которые
неверным
воспитанием
разрезается
живой
человеческий ум. Отношение к противоречию,
считает
Э.В.
Ильенков,
является
точным
критерием культуры ума.
English     Русский Правила