4.57M
Категория: ЛитератураЛитература

Гроза Островский1

1.

Особенности драматургии А. Н. Островского
Законы построения драматического
произведения

2.

Заметки об авторе:
Николай Алексеевич Островский (1823 – 1886 г.) —
советский писатель;
Знал 6 языков: греческий, французский,
немецкий, английский, итальянский, испанский;
имел 13 братьев и сестёр, но половина из них
не дожила до взрослого возраста из-за детской смертности;
был дворянином благодаря своему отцу. Тот был скромным чиновником, но
за заслуги на службе получил дворянство для
себя и своих потомков;
со своей гражданской женой Александр Островский жил около
20 лет без заключения официального брака, так как она была простолюдинкой, и
он, дворянин, жениться на ней не мог;
самое знаменитое произведение - пьеса “Гроза”;
новые пьесы Островского ежегодно выходили и ставились на театральных
подмостках на протяжении более чем 30 лет;
за “Грозу” драматург получил почётную Уваровскую Премию и был принят в
ряды Российской Академии наук;
автор 49 пьес и более 500 героев, скончался прямо за столом во время
работы над 50-й. Врачи пришли к выводу, что он слишком истощил себя
работой, и его сердце не выдержало;
некоторые недолюбливали Островского из-за его неумения воспринимать
критику. Даже мягкие замечания в свой адрес он агрессивно воспринимал в
штыки
Страдал слепотой на правый глаз из-за ранения на фронте и болезнью
Бехтерева (поражение суставов и сращение костей друг с другом).

3.

Историко-литературный контекст его творчества
Особенности творчества: сложность; многосоставность конфликтов; его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов; точное
воссоздание жизни общества; главное содержание драмы анализ происходящего.
Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто
употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах.
Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует
не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала
Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее
общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России.
Исторический подход к семейным и социальным отношениям — пафос творчества Островского. Среди его героев — люди разного возраста, разбитые
на два лагеря — молодые и старые. Например, как пишет Ю. М. Лотман, в «Грозе» Кабаниха — «хранительница старины», а Катерина «несет в себе
творческое начало развития», именно поэтому она хочет летать, как птица.

4.

Спор старины с новизной
Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее
развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того
старого, что сохраняет народный быт. Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе,
самоотверженность. Тема положения женщины в мире расчета также повторяется в «Бедной невесте», «Горячем сердце»,
«Бесприданнице».
Пьеса «Гроза» считается своеобразным итогом творческих достижений драматурга, так как после нее он почти все свое
свободное время отдает исторической тематике. И это было не случайно, потому что в существующих общественно–
политических условиях взоры всех прогрессивно мыслящих людей были обращены к историческому прошлому страны.
Именно в нем пытались найти ответы на актуальные вопросы современности. Примером могут служить такие произведения
писателя, как «Козьма Захарыч Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

5.

Особенности жанра
драматургии
Основные инструменты воздействия на чувства зрителя в
драматургии — это то, что мы видим, и то, что мы
слышим.
Для сравнения: в литературе нет возможности
визуального повествования.
Хичкок говорил, что самое главное в кино — это сценарий,
сценарий и ещё раз сценарий. В драматургии распространено
мнение, что ключевое в драматическом повествовании — это
конфликт, конфликт и ещё раз конфликт.
Драматургия — это опыт наблюдений за реакцией зрителей
на визуальное повествование, которое происходит (по
крайней мере раньше происходило) в основном на сцене. А
сегодня уже не только на сцене, но и на экране.
Драматургия, в первую очередь, — театральная
постановка. Особенность истории в пьесе –
триединство (место, время, действие).
Драматургия так близка к сценарному мастерству, которое в
первую очередь тоже и про визуальное повествование, и про
слышание. Однако в сценарном мастерстве больше возможностей.
У сценариста больше инструментов, чем у драматурга.

6.

Что такое драматическая структура?
По Аристотелю, пьеса должна имитировать единое целое действие.
При этом она имеет начало, середину и конец. По сути, это и есть три акта: первый акт,
второй акт и третий акт. Трёхактная структура, которая стала практически незыблемой.
Есть расширенная версия, содержащая 5 или 4 акта,
но это все та же структура по Аристотелю

7.

«Гроза». Информационная заметка
Дата написания — 1859 г.
Первая постановка на сцене — 1859 г., Малый театр.
Направление — реализм.
Род — драма.
Жанр — драма.
Действие пьесы происходит в городе на Волге — Калинове.
Иногда в качестве прообраза Калинова называют Кострому.
Долгое время считалось, что в основу сюжета положен эпизод
из реального дела о самоубийстве молодой женщины из
Купеческой семьи в 1859 г. Впоследствии исследователи
доказали, что пьеса была закончена за месяц до событий в
семье Клыковых.
Тематика — отношения в семье, супружеская измена, любовь,
грех, отцы и дети.
Конфликт — семейно-бытовой, любовный.

8.

Композиция и хронотоп
Экспозиция — диалог Кулигина и Кудряша «на высоком берегу Волги».
Завязка — конфликт Катерины с Кабанихой.
Развитие действия — любовь Катерины к Борису.
Кульминация — гроза, признание Катерины.
Развитие действия — расставание Катерины с Борисом.
Развязка — самоубийство Катерины.
Особого внимания заслуживают три места в городе:
«высокий берег Волги», овраг, полуразрушенная галерея
с истёршимся изображением ада на стене.
На берегу начинается и заканчивается действие пьесы.
В овраге тайно встречаются любовники — Катерина и Борис.
Овраг становится символом грехопадения Катерины.
Место действия в сцене грозы — галерея — своим внешним видом
воздействует на воображение и чувства главной героини и зрителя.
События происходят в 1850-е гг.
Собственно действие пьесы занимает не более двух недель.
А. Н. Островский особо указывает на то, что между третьим
и четвёртым действиями проходит 10 дней.
Всё это время, пока Тихон в отъезде, Катерина встречается с Борисом.

9.

Характеристики основных героев:
Катерина — молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Впечатлительная, чувственная. Её
рано отдали замуж в купеческую семью. Катерину тяготит жизнь в доме свекрови. Кабаниха
постоянно попрекает невестку. Муж Тихон жалеет жену, но во всём слушается мать. Горячая
натура Катерины требует жизни, радости, правды. Всё это находит выход в любви Катерины
к Борису.
Марфа Игнатьевна Кабанова по прозвищу Кабаниха — мать Тихона и Варвары, богатая
купчиха, вдова. Жестока и груба с домашними «под видом благочестия»: требует
повиновения и уважения до раболепства — например, в сцене прощания Катерины с
Тихоном. Не вполне верно утверждать, что Кабаниха отстаивает моральные устои
патриархального мира. Главным наставлением в семейной жизни патриархальной Руси
служил Домострой, которому в действительности ни Кабаниха, ни Дикой не следуют.
Тихон — муж Катерины, сын Марфы Игнатьевны Кабановой, мягкий, безвольный человек,
не может противостоять матери, находит отдых от её деспотии в редких отъездах из дома
по торговым делам и пьянстве. В глазах Катерины он ничтожество, она его не любит, лишь
жалеет и терпит.
Савел Прокофьевич Дикой — купец. Знаменит воинственным характером: ругается со
всяким по малейшему поводу, тиранит домашних и своих работников. Его поведение также
не соответствует наставлениям Домостроя. Ещё при первом упоминании Дикого в пьесе
сказано, что он ругается и машет руками. Такое поведение на людях вовсе не одобряет
традиционная купеческая и народная мораль.
Борис — сын купца. молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела
Прокофьевича Дикого. Борис воспитывался в Москве, учился в Коммерческой академии.
Калиновские нравы кажутся ему дикими, однако он, как и Тихон, подчиняется им. Борис не
может защитить Катерину от гнева Кабанихи и не готов взять на себя ответственность за её
судьбу, забрав, например, с собой в Сибирь.
Варвара — сестра Тихона, дочь Кабанихи, молодая незамужняя женщина. Варвара хорошо
понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого, и вполне приспособилась к жизни в
нём. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», — говорит она. Такое своеволие
сродни самодурству её матери и Дикого. Варвара тайно от матери гуляет с Кудряшом.
Ваня Кудряш — молодой человек. Служит конторщиком у Дикого. Встречается с Варварой.
Как и она, прекрасно знает, как надо жить в мире Кабаних и Диких. Именно Кудряш
предупреждает Бориса о неписаном законе купеческого мира: свободе поведения для
незамужних девушек и строгом повиновении воле мужа, верности для жён. Кудряш ловок не
только в сердечных делах. Сам Дикой ему не страшен с его пустой руганью. Возможно,
Кудряшу как конторщику известны все торговые дела его начальника.
Кулигин — мещанин, механик-самоучка, говорит стихами XVIII в., знает народные песни,
чу́ток к красоте природы и слова, обладает пытливым умом, неравнодушен к устройству
мира вокруг. Образ Кулигина одновременно вызывает симпатию и сочувствие. Заметно, что
его благородные идеалы, слова и забота неспособны противостоять миру калиновских
самодуров. Их не трогают ни красота природы, ни идеи прогресса.

10.

Семейный уклад в доме Кабанихи
Марфа Игнатьевна Кабанова диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова.
В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои
домостроя и соблюдали его традиции. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений.
Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который
поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка.
Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки. Но на свою сноху Катерину сыплет постоянные упреки, контролирует
каждый ее шаг, заставляет Катерину жить так, как сама считает правильным. Тихон не хочет жить по законам домостроя, не хочет сделать
жену своей рабой, вещью: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит» .
Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на
подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет
утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять
роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии.
Сестра Тихона Варвара приспособилась к жизни в доме матери, где все держится на обмане, и теперь живет по принципу: «Делая что
хочешь, лишь бы все шито да крыто было».
Катерина чужая в доме Кабановых. В родительском доме ее окружала любовь и ласка, она была свободна: «…что хочу, бывало, - то и
делаю» . Ее душа подобна птице, она должна жить в свободном полете. Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не
может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже
робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: «Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы… »
На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские
устои разрушаются, власть самодержцев проходит.

11.

Конфликт «Дикой и Кулигин»
Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой.
Изобретатель-самоучка и купец.
Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках
Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении
капиталов. Его не страшат угрозы со стороны
городничего, он обманывает простых жителей, ворует у
других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В
каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он
считает, что люди, которые ниже его по социальной
лестнице, недостойны разговаривать с ним, они
заслуживают своего нищенского существования.
Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения
должны были бы принести пользу обществу. Но он
беден, а заработать честным трудом нет возможности.
Кулигин знает обо всём, что происходит в городе.
«Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или
бороться с этим Кулигин не может.

12.

Судьба женщины 19 века
В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского изображена судьба женщины в российском обществе XIX века.
Произведение остаётся важным социально-культурным документом, проливающим свет на реальное положение женщин
в XIX веке и вызывающим сочувствие и понимание их участи у читателей. Спустя более чем полтора столетия, этот
вопрос остаётся актуальным, побуждая к размышлениям о прогрессе в борьбе за гендерное равенство и права женщин.
Основной героиней произведения является Катерина Кабанова, чьи жизненные испытания и стремления воплощают
бедственное положение женщин той эпохи. Катерина вступает в брак не по любви, а по обязанности, как это было
свойственно тому времени. Её муж слабохарактерен и не способен защитить её от деспотической матери.
Основная дилемма Катерины - её внутренняя борьба между личными желаниями и жестокими требованиями общества.
Её судьба символизирует трагическую развязку пути, по которому осмеливаются пойти только лучшие, сильнейшие и
чистейшие души. Она стремится к свободе, к любви, и в конце концов находит единственный для себя путь выхода из
тисков общественных норм — смерть.
Катерина показывает стремление к самореализации и протестует против несправедливой социальной системы. Её
трагичный конец акцентирует внимание на ограниченных возможностях женщин того времени и является призывом к
переменам. Путь Катерины отражает универсальную борьбу женщины за свои права и свободу, борьбу за право быть
счастливой как человек.

13.

Положение женщин 19 века в России
Не имели паспортов (сведения о женщинах вписывались либо в паспорт отца, либо в паспорт мужа). Чтобы уехать из дома для
получения образования женщины вступали в фиктивные браки;
Нет прав на обучение и оплачиваемую работу;
Подчинение родителям до брака;
Подчиненное положение замужней женщины по отношению к мужу.

14.

«Луч света в темном царстве»
Название статьи в силу своей большой популярности стало фразеологизмом. В статье главная героиня пьесы Катерина сравнивалась с «лучом
света» в «тёмном царстве» невежественных купцов-самодуров, а её самоубийство рассматривалось Добролюбовым как определённый протест
против произвола и невежества.
Добролюбов приходит к определению пьес Островского в целом как «пьес жизни»: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является
всегда общая обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их
только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. И вот почему мы никак не решаемся
считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которые не участвуют прямо в интриге.
Автор пишет, что «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых
трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что в „Грозе“ есть даже что-то
освежающее и ободряющее. Это „что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец
самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой
ее гибели».
Далее Добролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперёд во всей нашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того,
что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и
самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармонии
характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью
Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то
прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».
Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: «в других творениях нашей литературы
сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее — она
течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запружают ее — она бушует и
прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому,
что это ей необходимо для выполнения её естественных требований — для дальнейшего течения».
English     Русский Правила