Похожие презентации:
социология пз1
1.
.ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ,
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Социально-философские
концепции Древней
Греции, Рима, Китая
Выступающие:
Борисова Ксения Игоревна
Калинкина Анастасия Евгеньевна
Струльцова Александра Владимировна
Группа: СОЦ-Б-2-Д-2024-2
2.
ВВЕДЕНИЕФилософия с момента своего
зарождения играла важную
роль
в
формировании
мировоззрения и ценностных
ориентиров различных культур
и цивилизаций. Социальнофилософские
концепции,
развивавшиеся
в
Древней
Греции, Китае и Риме, оказали
значительное
влияние
на
последующие
эпохи
и
продолжают быть предметом
изучения и обсуждения. В
данном
реферате
мы
рассмотрим ключевые аспекты
этих концепций, выявим их
сходства и различия, а также
проанализируем
их
2
3.
АКТУАЛЬНОСТЬ• Социально-философские
концепции Древней Греции,
Китая и Рима продолжают
вызывать интерес и дискуссии в
современном мире. Они
предлагают различные подходы
к решению вечных вопросов о
справедливости, равенстве,
свободе и ответственности.
Изучение этих концепций
позволяет лучше понять
разнообразие философских
традиций и их влияние на
развитие человеческой мысли.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
• Целью данного реферата
является анализ социальнофилософских концепций Древней
Греции, Китая и Рима, анализ
социально-философских взглядов
их представителей.
• Задачи:
- изучить основные социальнофилософские идеи древнегреческих
философов (Сократа, Платона,
Аристотеля)
- изучить основные социальнофилософские идеи философов
Древнего Китая (Конфуций, ЛаоЦзы, Мо-Цзы)
- изучить социально-философские
концепции философов Древнего
Рима (Цицерон, Сенека, Лукреций)
3
4.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯВ Древней Греции общефилософские и
социально-философские
(социологические) взгляды складываются
и развиваются в тесном взаимодействии.
Заслуга классической античной
философии состоит прежде всего в
постановке целого ряда фундаментальных
(вечных) проблем, которые решаются
социально-философской мыслью на всем
протяжении ее развития. К ним относятся
проблемы сущности человека и общества,
исторической закономерности и
социального прогресса, индивида и
общества, свободы и творчества, смысла
человеческого бытия и истории.
4
5.
Античные философы предприняли попыткирешения этих проблем и, несмотря на
небогатый социальный опыт и эмпирический
материал, внесли значительный вклад в
формирование представлений о человеке и
общественной жизни.
Древняя Греция оказала огромное
влияние на развитие философии и
социально-философских идей. Одним из
самых известных философов того времени
был Платон, который разработал
концепцию идеального государства.
5
6.
СОКРАТСократ (470,469 – 399 г.г.
до н.э.) занимает
выдающееся место в
становлении и развитии
философии Древней
Греции. Философ не
оставил после своей
смерти каких-либо
философских
произведений, поскольку
предпочитал высказывать
свои идеи в устной форме
своим ученикам. Так,
многие труды Сократа
дошли до нас благодаря
работам его
6
последователей: Платона,
7.
Сократ является, по существу, первым древнегреческимфилософом, кто отходит от натурфилософского истолкования мира
и философски, то есть путем рассуждений и умозаключений,
пытается
истину.
Другиминайти
словами,
предметом его философских
рассуждений являются
человеческое сознание, душа,
человеческая жизнь в целом,
а не космос, не природа, как
это было у его
предшественников.
«Познать самого себя» и «Ни
один человек ничего не знает
достоверно и только истинный
мудрец знает, что он ничего не
знает» — это два принципа,
которыми руководствовался
Сократ в своей философской
деятельности.
7
8.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИСОКРАТА
Этическая концепция
Познание самого себя – это одновременно поиск настоящего знания и
того, по каким принципам лучше жить, то есть это поиск знания и
добродетели. От невежества, через знание, к добродетели, а дальше – к
совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.
Диалог как метод поиска истины
Сократ разработал метод поиска истины через диалог, который получил
название сократического метода. Этот метод заключается в том, чтобы
задавать вопросы и анализировать ответы, чтобы прийти к истине.
Философ считал, что через диалог можно достичь понимания сложных
вопросов и прийти к правильным выводам.
Критика софистов
Сократ критиковал софистов за их релятивизм и отсутствие моральных
принципов. Он считал, что софисты используют свои знания для
манипулирования людьми и достижения личных целей.
8
9.
ПЛАТОНФилософ жил в 427 -347 г.г. до
нашей эры и происходил из
афинского семейства. Он является
самым выдающимся учеником
Сократа. Платон проделал огромную
работу для того, чтобы
систематизировать все имеющиеся
к тому времени познания в области
социальной философии.
Творческое и научное наследие
Платона составляет более 30
философских диалогов. Среди
наиболее известных из них «Софист», «Государство»,
«Парменид».
10.
ГОСУДАРСТВО ПЛАТОНАПлатон строил теорию идеального
государства. По его мнению, идеально
государство возникает как результат
взаимодействия трех важных социальных
групп:
• правители;
• воины;
• производители.
Социальная философия Платона
гласит, что между этими тремя
сословиями и между тремя
состояниями души можно провести
Так,параллель
у главенствующей
верхушки
.
преобладает разумная часть души, у воинов
доминирует воля, благородство и страсть, а у
земледельцев и ремесленников —
управляемые и умеренные чувственность и
влечение. Этим трем основным сословиям
соответствуют также три из четырех
1
0
11.
АРИСТОТЕЛЬАристотель (384–322 гг. до н. э.) —
один из величайших философов
Древней Греции, ученик Платона и
воспитатель Александра
Македонского.
В своих работах Аристотель
затрагивает широкий круг вопросов,
связанных с человеком, обществом
и государством.
1
1
12.
Прежде всего философ развил представление о государстве как оестественном образовании (подобном живым организмам), т.е. о
системе, возникающей естественным путем и имеющей свои
собственные
законы.
«Государство,
– утверждал Аристотель, – есть сущность отдельного
человека. Отдельный человек так же мало есть нечто самостоятельно
существующее, как какая-нибудь оторванная от целого органическая
часть... Человек есть политическое животное».
Таким образом, впервые в истории философии прозвучала
фундаментальная мысль о социальной природе человека.
Аристотель выделяет три основные (по его терминологии
«нормальные») формы государственного устройства: монархию,
аристократию и политию, различая их по числу допущенных к
Аристотель,
как и большинство его сограждан, был сторонником
правлению
лиц.
рабства, считая отношение раб–господин столь же естественным, как
отношение муж–жена (оба эти отношения коренятся, с его точки
зрения, в естественных различиях между людьми). При этом он
выделял два вида рабства – «рабство по природе» и «рабство по
принуждению».
1
2
13.
ДРЕВНИЙ РИМФилософия в Древнем Риме начала
развиваться во II в. до н. э. после
подчинения Греции. Римская империя
начала перенимать философские
учения, которые появились ещё в
Древней Греции в эпоху крушения
афинского государства. В отличие от
Греческой философии Римская
философия имела преимущественно
этический характер. Главнейшей
задачей Римской философии является
не исследование сущности вещей, а
проблема достижения высшего блага,
счастья, выработка правил жизни.
1
3
14.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯДРЕВНЕГО РИМА
В Риме развиваются три философских направления — стоицизм, эпикуреизм и
скептицизм.
• Стоицизм — философское направление, основанное на идеях стоической
школы, которая возникла в Древней Греции и продолжила своё развитие в
Древнем Риме. Стоицизм учит, что разум и добродетель — это ключ к
счастью. Стоики подчеркивают важность внутреннего спокойствия и
невозмутимости (апатии) в ответ на внешние обстоятельства. Они считают,
что следует принимать то, что невозможно изменить, и стремиться к
добродетельной жизни в соответствии с природой.
• Эпикуреизм — философское направление, основанное на идеях Эпикура,
греческого философа, который жил в IV–III веках до нашей эры. Эпикуреизм
фокусируется на поиске удовольствия, наслаждения и избегании страданий
как главных целей человеческой жизни. Эпикур подчеркивает важность
умного выбора удовольствий и стремление к душевному спокойствию
(атараксии).
• Скептицизм — философское направление, которое утверждает, что истинное
знание недостижимо, и призывает к сомнению в любых утверждениях о
знании. Скептики считают, что следует воздерживаться от окончательных
суждений и призывают сохранять равнодушие к внешним событиям и не
1
4
15.
ЦИЦЕРОНМарк Туллий Цицерон — римский государственный деятель,
оратор, писатель и философ, оказавший значительное влияние
на развитие римской и западной философии.
Основные аспекты философии Цицерона:
• Цицерон сочетал идеи различных философских школ, таких
как стоицизм, эпикуреизм и платонизм. Он не
придерживался строго одной школы, а выбирал наиболее
приемлемые для себя идеи.
• Политическая философия: В своей работе «О государстве»
Цицерон определил государство как «достояние народа».
Право является основой и определяющим началом
государства. Он выступал за смешанную форму правления,
которая сочетала элементы монархии, аристократии и
демократии.
• Природное право: Определяющим моментом философии
права Цицерона была концепция «естественного закона».
Согласно учению Цицерона, естественное право выступает
как вечный закон, обязательный для всех, и вытекает из
природы. Этот закон не писан, имеет врождённый характер,
устанавливается природой, а не человеческими решениями.
Цицерон оставил богатое наследие в области философии,
риторики и политики, и его идеи продолжают влиять на
1
5
16.
СЕНЕКАЛуций Анней Сенека — римский философ-стоик, писатель
и политик.
Он утверждал, что главная цель философии — научить
человека жить в согласии с природой и космосом. Сенека
выступал за нравственное самосовершенствование и
призывал к добродетели, которая, по его мнению,
заключается в разумности, умеренности и справедливости.
Он также развивал идею о том, что все люди равны перед
лицом природы и судьбы.
Результатом исследований и умозаключений философа
является его труд под названием «Нравственные письма к
Луцилию». Здесь писатель утверждал, что философия учит
действию, а уже потом рассуждению. Он считал, что
философия не может служить увеселению толпы, а
направлена на упорядочение жизни человека,
формирование нравственности и морали.
Сенека занимался и литературным творчеством. Он создал
девять трагедий, основанных на мифологических сюжетах.
Самыми известными стали «Медея», «Эдип», «Федра»,
«Агамемнон» и другие.
Сенека оказал значительное влияние на развитие
философии, литературы и этики, и его идеи остаются
1
6
17.
ЛУКРЕЦИЙТит Лукреций Кар — древнеримский поэт и философ,
автор поэмы «О природе вещей». Он придерживался
философии эпикуреизма, которая призывает к
разумному удовлетворению потребностей и
наслаждению жизнью, но при этом к умеренности и
отказу от излишеств.
Главная цель философии и науки, по мнению
Лукреция — избавить людей от страха перед смертью,
богами и загробной жизнью. Для этого необходимо
познать природу вещей и законы мироздания.
Основные идеи философии Лукреция:
• материя вечна и бесконечна;
• все явления в мире имеют естественное
объяснение;
• свобода воли и возможность самостоятельного
выбора пути в жизни;
• рациональное мышление и отказ от суеверий;
• уважение к природе и жизни.
Философия Лукреция направлена на освобождение
людей от страхов и обретение внутренней гармонии и
18.
ДРЕВНИЙ КИТАЙВ период своего становления и
развития философия Древнего Китая,
как и культура в целом, не испытывала
влияния никаких иных духовных
традиций. Это абсолютно
самостоятельная философия, которая
имеет принципиальные отличия от
западной.
Центральной темой древнекитайской
философии является идея гармонии с
природой и общей взаимосвязи
человека с космосом. По мнению
китайских философов, в основе всего
сущего лежит триединство Вселенной,
включающее в себя небо, землю и
человека. При этом вся энергия
19.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯДРЕВНЕГО КИТАЯ
• Конфуцианство — философское и этическое учение, основанное на идеях
Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Конфуцианство подчёркивает важность
моральных ценностей, уважения к старшим, семейной гармонии и социальной
иерархии. Конфуцианские принципы оказали влияние на образование,
управление и культуру Китая.
• Даосизм — философское учение, основанное на идеях Лао-цзы (VI–V вв. до н.
э.) и Чжуан-цзы (IV–III вв. до н. э.). Даосизм акцентирует внимание на
естественности, спонтанности и гармонии с природой. Даосисты стремятся
достичь бессмертия через практику медитации, алхимии и особых ритуалов.
• Легизм — философское течение, основанное на идеях Шан Яна (IV в. до н. э.) и
Хань Фэй-цзы (III в. до н. э.). Легисты подчёркивают важность законов, силы и
порядка в обществе. Они выступают за строгое соблюдение законов и
централизованное управление.
• Моизм — философское течение, основанное на идеях Мо-цзы (479–400 гг. до н.
э.). Моизм призывает к равенству, взаимопомощи и уважению ко всем людям.
Мо-цзы выступал против войн и насилия.
20.
КОНФУЦИЙКонфуций (Кун Фу-цзы) — основатель
конфуцианства, живший в V веке до н.э.
Конфуций путешествовал из одного государства в
другое, чтобы отстаивать свои идеи.
Конфуцианство представляет собой
краеугольный камень традиционной китайской
культуры, а также мировоззренческую систему
ценностей о традиционной культуре «доброты» и
«обрядов».
Его учения подчеркивают важность моральных
ценностей, уважения к старшим, семейной
гармонии и социальной иерархии.
Конфуций — один из величайших философов и
политиков всех времён, прославившийся своим
трудом под названием «Аналекты». Его золотое
правило «Не делай другим того, чего не желаешь
себе» широко цитируется и сегодня.
21.
ЛАО-ЦЗЫЛао-цзы — автор «Дао дэ цзин», одного из основополагающих текстов
даосизма.
Лао-Цзы утверждал, что всё в мире подчиняется единому естественному закону
— дао.
Человек должен стремиться к гармонии с природой и дао, чтобы достичь
внутреннего равновесия и мудрости.
Лао-цзы верил в то, что все события в жизни происходят не случайно, а в
соответствии с естественным ходом вещей. Поэтому он призывал доверять
этому ходу событий и не пытаться контролировать всё вокруг.
Это легендарный китайский философ, которому приписывается авторство книги
«Дао Дэ Цзин» («Книга о пути и добродетели»).
Книга призывает к жизни в гармонии с природой и следованию естественному
порядку вещей. Она подчёркивает важность простоты, скромности и отказа от
излишеств.
22.
МО-ЦЗЫМо-цзы (479–400 гг. до н. э.) был уроженцем
государства Лу и основателем моизма.
Он верил в любовь ко всему человечеству. Его
школа мысли получила развитие и практиковалась
во многих государствах при его жизни, но вскоре от
неё отказались, когда к власти пришла династия
Цинь.
Основная идея философии Мо-Цзы — «всеобщая
любовь», т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она
противостоит конфуцианским принципам гуманности
(жэнь), отношений в семье и иерархичности этики.
Мо-цзы – основатель моизма. Концепция моизма
сконцентрирована на вопросах гуманного и мудрого
управления, а также проблемах взаимоотношений
между людьми, базирующихся на любви и
взаимопомощи. Моисты осуждали все войны,
стремились к распространению идеалов гуманизма и
взаимной любви на межгосударственные отношения.
23.
ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциально-философские концепции Древней Греции, Рима и Китая оказали
значительное влияние на развитие человеческой мысли и культуры. Они заложили
основы для понимания общества, государства, морали и этики, которые до сих пор
актуальны.
В Древней Греции философы разработали концепции идеального государства и
справедливости, которые продолжают обсуждаться и развиваться.
Римские мыслители занимались проблемами морали, этики и управления
государством.
Китайские философы разработали концепции гармонии, морали и управления,
которые оказали влияние на китайскую культуру и общество.
Несмотря на различия в подходах и методах, все эти концепции объединяет
стремление к пониманию общества, государства и человека. Они предлагают
различные подходы
к
решению
проблем, связанных с
управлением,
справедливостью, моралью и этикой.
24.
БЛАГОДАРИМЗА ВНИМАНИЕ!