Похожие презентации:
Проблема познания в философииНГТУ
1. Проблема познания в философии
Автор: к.филос.н. Сандакова Л.Б.2. план
1. Сущность познавательнойдеятельности человека.
2. Как человек познает мир?
3. Познание как субъект-объектное
взаимодействие.
4. Проблема истинности познания.
5. Философия науки
5.1. понятие и сущность науки
5.2. особенности методологии
постнеклассической науки
3. Основные гносеологические модели
Объективистскореалистская:Познание – способ
запечатления,
воспроизведения
реальности в
познающем субъекте
Цель – объяснение
Знание – представление о
сущности
Объективизм
(Платон, Аристотель,
Декарт, фр.материалисты
и пр.)
4. Основные гносеологические модели
Конструктивистская:Познание – творение,
конструирование
познаваемого объекта
Цель – описание
Знание – полученная
конструкция
познаваемого
Субъективизм
(Беркли, Кант, неокантианство,
соц. конструктивизм и пр.)
5. Основные гносеологические модели
Символическая:Познание – смысловое
духовно-энергийное
постижение сущности,
явленное символами
(=выраженное в языке)
Цель – понимание
Знание – символическая
реальность,
являющаяся в
смысловых образах
Символизм
(Э.Кассирер, П.Флоренский и
пр.)
6.
• Познание – сознание в действии,то есть социально опосредованная
деятельность отражения
• Сознание начинает работать в режиме
познания лишь при наличии
проблемной ситуации.
• Проблемная ситуация – препятствие на
пути к цели, предполагающее
многовариантное решение
7. Основной алгоритм познания:
1) найти пробел вимеющихся
знаниях (нужно
сделать, но не
знаю как);
2) «заполнить»
этот пробел.
8. Что значит знать?
Социокультурные условия деятельностиразум
информация
Система сигналов,
сообщений об
объекте
знание
Способность
оперировать этими
сообщениями и
сигналами
9. Специфика познания мира человеком.
По мереовладения
речью и
логическими
процедурами
мышления,
познание
приобретает
социальный
характер
Имеет своей целью
преобразование
действительности
Может быть выражено
или воспринято в
социально значимых
формах: понятиях,
теориях.
Имеет и
индивидуальное и
социальное значение
10.
• Познавая мир, человеквычленяет общие
существенные признаки,
на основе которых
строит мысленную
модель предмета
(явления).
• Мысленная модель,
зафиксированная в
слове, называется
понятием.
• Понятие связывает
чувственное и
рациональное
11.
• Образование понятий происходит врезультате процедур анализа,
синтеза и абстрагирования.
• Чем сложнее объект, с которым мы
работаем, тем в большей степени
необходимы нам навыки анализа,
синтеза, абстрагирования. Чем выше
уровни технологий, тем важнее в
процессе познания роль разума.
12. Творчество как элемент познавательной деятельности
• Познание имеетрепродуктивную и
творческую стороны.
• Репродуктивная сторона –
способность отражать
предметы и явления
«объективно», т.е. в
пределах общественной
практики.
• Творчество – создание
нового, выход за пределы
общественной практики
13. Познание как субъект-объектное взаимодействие
• Объекты природы(естественные науки)
s
• Объекты общественной
реальности
(гуманитарные науки)
Техника и явления,
связанные с ее созданием
(технические науки)
• Феномены сознания
(естественные и гуманитарные
науки)
14. Концепции истины
• Корреспондентская – соответствие знанияпознаваемому (Аристотель, классическая наука)
• Конвенциональная – результат условного
соглашения (А.Пуанкаре, постнеклассическая наука)
• Когерентная – согласие мышления с самим
собой (Платон, Кант)
• Прагматистская – соответствие знания
достижению нужного результата (Пирс)
• Экзистенциальная – форма психологического
состояния личности (Кьеркегор, Ясперс, Сартр и др.)
15.
• Наука – это социальныйинститут, в рамках
которого человек,
посредством специально
организованной
деятельности, получает
новое объективное
знание, необходимое для
преобразования
действительности, а
также сама система этого
знания.
• Социальный
институт
• Специально
организованная
деятельность
• Система
объективно
значимого
знания
16. Социальный институт (социология науки)
Регуляция со стороныобщества:
Социальный заказ
Социальный
контроль
Социальная роль
17. Специально организованная деятельность (методология науки)
Главная цельдеятельности –
получение нового
знания.
Деятельность
методологически
выстроена
18. Система объективно значимого знания
Знание должно быть:системным
проверяемым
доказательным
общезначимым
понятийно
выраженным
Это критерии
научности знания
19. Два уровня научного знания
• Эмпирический (от«эмпирио» - опыт)
(наблюдение,
эксперимент,
измерение)
Служит сбору и
первичной обработке
информации
Научный факт
• Теоретический (от
Воспроизведение
«феория» действительности в
рассматриваю)
системе понятий
(научные обобщения)
гипотезы, теории
20. Этапы развития науки
1. Преднаука (практический характерзнания, систематизированные
результаты наблюдений)
2. Классическая наука (XVII в. – XiX в.)
(система абстрактно-теоретических
знаний
3. Неклассическая наука (нач.ХХ в.)
4. Постнеклассическая наука (вторая
половина ХХ в.)
21. Особенности методологии классической и постнеклассической науки
Классическая1.
2.
Постнеклассическая
Вынесение субъекта 1.
за скобки
познаваемого объекта.
Установка на
рациональность (все
2.
подвергается
процедурам
рационального
анализа)
Признание
субъектности
знания.
Учет
внерационального
остатка
22.
3. Господстводинамических
закономерностей
(динамические
законы
предсказывают
поведение объектов
точно и однозначно)
4. Объект изучения –
преимущественно
макро-мир.
5. Эксперимент
3. Важная роль
вероятностностатистических
закономерностей
(абсолютно
однозначное
предсказание
возможно не всегда)
4. Изучаются макро-,
микро-, и мега- миры
5. Моделирование
23.
6. Безусловнаянаглядность
7. Отчетливая
дисциплинарность.
Преобладает
дифференциация
наук.
8. Четкая грань между
гуманитарными и
естественными
науками
6. Условная наглядность
7. Дифференциация и
интеграция наук.
Возникновение
общенаучных
дисциплин (ОТС)
8. Стирание грани
между
гуманитарными и
естественными
науками (биоэтика,
экология и др.)
24. выводы
Наука является одним из способовприспособления человека к среде посредством
организации целенаправленной
познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои пределы и не
может считаться универсальной формой
освоения действительности.
Переход к новому этапу развития науки
требует новой методологии и новых принципов
социальной организации научной деятельности