Политические и правовые учения во Франции в 17-первой половине 18 вв. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве. Учение Ж. Руссо о праве и госуд
Шарль Луи де Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье (1689 – 1755 гг.)
Главная цель государства примирять противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путе
Формы правления
Формы правления
Концепция разделения властей
Законодательная власть в свободном государстве «является лишь выражением общей воли». Ее главное назначение — сформулировать право в вид
Правая теория
Жан-Жак Руссо́ (1712— 1778).
Возникновение государства
Виды неравенства
Государство, начало которому положил общественный договор, это не торжество разума, а результат обмана…
Теория народного суверенитета как добиться, чтобы, заключая общественный договор, народ не утратил, а приобрел власть и свободу
Общая воля не может осуществляться через представителей
Теория суверенитета
199.00K
Категория: ФилософияФилософия

Политические и правовые учения во Франции в 17первой половине 18 вв. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве

1. Политические и правовые учения во Франции в 17-первой половине 18 вв. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве. Учение Ж. Руссо о праве и госуд

Политические и правовые
учения во Франции в 17первой половине 18 вв. Учение
Ш. Монтескье о праве и
государстве. Учение Ж. Руссо о
праве и государстве.

2.

3. Шарль Луи де Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье (1689 – 1755 гг.)

французский писатель,
правовед, философ,
разработчик теории
разделения властей
Основные произведения
«Размышления о
причинах величия и
падения римлян» (1734),
«О духе законов» (1748),
«Защита «О духе законов»
(1750).
Главное произведение
Монтескье «О духе
законов» было включено
римским папой в «Индекс
запрещенных книг».

4.

• Отвергал теологическую картину мира давал, его материалистическое
истолкование на основе законов.
• Понимал законы как «необходимые отношения, вытекающие из природы
вещей».
• Отмечал качественное отличие социальных явлений от явлений природы.
• Факторы социального развития изучает, исходя из принципа историзма,
Каждое исторически данное общество есть результат взаимодействия
физических
и моральных причин, определяющих его становление, развитие и
падение.
• Последовательно разграничивает сферы политико-юридической науки и
теологии.
• Рассматривал образование государства как объективный исторический
процесс.
• Различал общество и государство.

5. Главная цель государства примирять противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путе

Главная цель государства
примирять противоречия, возникшие между людьми в
обществе и разрешать споры между частными лицами
правовым путем, используя общую
силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.
• Государство зарождается не одновременно с
образованием общества, а на той ступени его развития,
когда среди людей возникает вражда и война из-за
распределения богатства и одна часть людей начинает
стремиться использовать общие блага в своих корыстных
целях.
• В таких условиях люди вынуждены были заключать
между собой соглашения и создавать государство для
прекращения состояния войны и вражды в обществе.

6.

Свобода, может быть обеспечена лишь
законами: «Свобода есть право делать все,
что дозволено законами».
Установил связь законов с климатом: «От
различия в потребностях, порождаемого
различием климатов, происходит различие в
образе жизни, а от различия в образе
жизни — различие законов».
Устанавливает соответствия между законами
и принципами правления. Под принципом
правления он понимает основополагающую
идею, которая приводит в движение ту или
иную форму правления.

7. Формы правления

Монархия
Аристократия
Принцип монархического
правления - честь
Принцип аристократического
правления - умеренность
Деспотия -отсутствуют
Республика
Принцип республиканского
правления - добродетель
политико-правовые отношения
между правителями и
управляемыми. Они подменяются
отношениями между господином и
рабами.
Принцип деспотического
правления — страх

8. Формы правления

Умеренные формы правления:
демократия, аристократия и
монархия.
Отношения между
правительствами и гражданами
осуществляются в правовой
форме, а государственная
власть разделена и
распределена между
различными социальными
силами, учреждениями и
должностными лицами, которые осуществляют взаимный
контроль и сдерживают друг
друга от злоупотреблений и
нарушения законов
Неумеренная форма
правления – деспотия
Государственная власть
осуществляется
произвольно, нет
четкого распределения
власти, и она чаще
всего концентрируется
в одном лице, органе
или сословии.

9. Концепция разделения властей

Цель теории разделения властей - гарантировать безопасность
граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их
политическую свободу, сделать право подлинным регулятором
отношений между гражданами и правительством.
Разделение властей не только разграничение полномочий между
органами власти, но и соотношение социальных сил в обществе.
Борьба за власть между различными сословиями приводит к
нарушению свободы и безопасности граждан, к перерождению
государственных форм и даже к гибели государства. Чтобы придать
формам правления большую стабильность, обеспечить политическую
свободу всем социальным слоям, предложил провести разделение
власти между различными социальными силами.
Нет политической свободы там, где разделение властей проведено
только как разграничение функций государственных органов, тогда
как все основные должности в них занимают лица одного и того же
сословия.

10. Законодательная власть в свободном государстве «является лишь выражением общей воли». Ее главное назначение — сформулировать право в вид

Законодательная власть
в свободном государстве «является лишь выражением общей воли». Ее
главное назначение — сформулировать право в виде положительных
законов, обязательных для всех граждан. Законодательная власть должна
принадлежать народу, там где это невозможно из-за больших размеров
территории и наличия в обществе различных социальных сил, она может
быть вручена собранию представителей народа и собранию знатных.
Исполнительная власть
осуществляет законы, принятые законодательными органами, она
ограничена по самой своей природе. Исполнительной властью должна
находиться в руках монарха, так как эта «сторона правления, почти
всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем
многими». Эту власть могут осуществлять и другие лица, но только не
члены законодательного собрания, так как в противном случае возможна
полная утрата политической свободы.
Судебная власть
«карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Свобода и
безопасность граждан зависят, прежде всего, от функционирования
судебной власти. Должна принадлежать лицам из народа, которые будут
созываться по мере необходимости для выполнения судейских
полномочий. Судейские функции в свободном государстве не должны
связываться с профессией, богатством, знатностью. Задача судей добиться, чтобы их решения и приговоры «всегда были лишь точным

11.

В конституционном проекте Монтескье речь не идет о
равновесии властей, поскольку законодательная власть
играет доминирующую роль: она создает законы,
выражающие общую волю, в то время как две другие власти
лишь реализуют и исполняют законы, их деятельность
носит подзаконный характер.
Монтескье стремится к равновесию не властей, а политических сил, короля, аристократии и буржуазии. Поиски
равновесия социальных сил, нашедшие выражение в теории
разделения властей, - свидетельство компромиссности и
умеренности всей политико-правовой концепции
Монтескье.

12. Правая теория

Положительные законы государства - результат
закономерного воздействия факторов общественного
развития на правотворческий процесс. Эти факторы
обусловливают поведение законодателя и проявляются в
«духе законов».
При помощи категории «дух законов» пытается
разрешить дилемму «право и закон», осветить
внутреннюю взаимосвязь этих понятий.
Исторически существующие системы права неизбежно
содержат в себе в определенной степени элементы
истинно правового, разумного, естественного начала, а не
являются лишь плодом чистого умозрения, оторванного от
реальности, или результатом случайного стечения
обстоятельств при создании законов.
Тем самым в рамках теории естественного права различая
право и закон создал историко-факторологическое
направление этой теории и нашел пути для дальнейшего
развития правовой науки.

13. Жан-Жак Руссо́ (1712— 1778).

Выдающийся французский философ,
писатель положили начало новому
направлению общественной мысли –
политическому радикализму.
Автор теории народного суверенитета.
Сторонник прямого народного
правления
«Рассуждение о начале и
основаниях
неравенства...» (1755),
«Об общественном
договоре» (1762).

14. Возникновение государства

С обработкой земли возникла частная собственность. Она
привела к разладу в обществе и к неисчислимым бедствиям.
Естественное состояние было обречено. Человечество
подошло к порогу гражданского общества или государства.
«Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли,
сказать: «это мое», и нашел людей достаточно
простодушных, чтобы этому поверить, был истинным
основателем гражданского общества. От скольких
преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и
ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув
колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не
слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если
способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а
земля - никому».

15.


Собственность нарушила идиллию естественного состояния. Чтобы
покончить со взаимной борьбой и нестабильностью, нужно было путем
общественного договора создать гражданское общество или государство.
• Но, общественный договор не отвечал в равной степени интересам
всех заключивших его людей.
• Богатые сумели хитростью и обманом навязать большинству договор,
который превращал бедных из противников богатых в их защитников, а
правила, благоприятные для богатых, возводил в ранг закона.
• Основанные на равенстве нормы естественного права были попраны,
ибо они противоречили интересам богатых. Большинство, введенное в
заблуждение, согласилось организоваться под властью правительства и
законов, с виду защищающих жизнь и собственность каждого, а на деле
выгодных только имущим.

16. Виды неравенства

Существует естественное неравенство,
порождаемое различиями в физической
силе, уме, энергии
Искусственное неравенство, основанное на
социальных условиях.

17. Государство, начало которому положил общественный договор, это не торжество разума, а результат обмана…

государство это - форма и средство господства
богатых и угнетения бедных
Обманутый народ не сумел отстоять свою
свободу. Его пассивность привела к деспотизму,
при котором все сводится к закону силы, а
следовательно, как бы вновь возвращается в
естественное состояние.
Тирания не вечна, и гнев народа рано или поздно
обрушится на деспота.

18. Теория народного суверенитета как добиться, чтобы, заключая общественный договор, народ не утратил, а приобрел власть и свободу

Это возможно только если верховная власть принадлежит
совокупному народу. Объединившись в гражданское
общество, государство, люди отказываются от своей
естественной свободы в пользу общей воли, в которой
каждый из них имеет равную долю, участвуя в ее
формировании на одинаковых для всех основаниях. В
общей воле находит выражение органическое единство
государства, поглощающего вошедших в него по договору
людей.
«До тех пор пока известное число соединившихся людей
смотрят на себя как на одно целое, у них только одна воля,
которая заботится о сохранении этого целого и об общем
благе».

19. Общая воля не может осуществляться через представителей

Общая воля, не тождественна воле всех.
Общая воля не всегда предполагает единодушное согласие.
Общая воля выявляется путем голосования. Это воля большинства.
В голосовании должны участвовать все граждане
Необходим строгий учет голосов, ибо иначе всеобщность воли
нарушается.
Все участники договора должны выражать свое мнение
непосредственно.
«Чтобы получить проявление общей воли, очень
важно, следовательно, чтобы в государстве не
было отдельных обществ и чтобы каждый
гражданин решал вопросы только по своему
усмотрению».

20. Теория суверенитета

Суверенитет, т.е. право законодательствовать,
пребывает только в народе. Он не может быть
никому доверен.
« Только народ имеет право принимать решения
относительно себя самого»

21.

целью всякого государства и
законодательства является благо народа.
Благо это «сводится к двум важнейшим
вещам: свободе и равенству».
Закона это нормы, распространяемые
абсолютно на всех граждан, следовательно
«нельзя быть несправедливым по
отношению к самому себе».
English     Русский Правила