ГНОСЕОЛОГИЯ
1. Гносеология в системе философского знания
1. Гносеология в системе философского знания
1. Гносеология в системе философского знания
1. Гносеология в системе философского знания
1. Гносеология в системе философского знания
1. Гносеология в системе философского знания
1. Гносеология в системе философского знания
1. Гносеология в системе философского знания
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
2. Уровни и ступени познания. Истина
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
3. Сущность и особенности научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
4. Методы и формы научного познания
204.19K
Категория: ФилософияФилософия

Гносеология. Познание, его уровни и виды

1. ГНОСЕОЛОГИЯ

1. Гносеология в системе философского
знания.
2. Уровни и ступени познания. Истина.
3. Сущность и особенности научного
познания.
4. Методы и формы научного познания.

2. 1. Гносеология в системе философского знания

Гносеология (от греческих слов γνώσις — знание, и λόγος —
учение, слово) —«учение о познании»
Гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее,
характеризующее познавательную деятельность человека
Основными категориями и понятиями гносеологии
являются:
знание,
сознание,
истина,
явление,
сущность,
субъект,
объект,
чувственное,
рациональное, вера, интуиция и т. д.

3. 1. Гносеология в системе философского знания

Субъект познания — это познающее сознания или источник
целенаправленной активности, носитель познавательной,
предметно-практической и оценочной деятельности.
Субъектом познания могут быть:
— индивид, наделенный сознанием, способностью к
ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью
оперировать образами, абстрактными понятиями;
— группа (коллектив);
— общество в целом
Общество считается универсальным (трансцендентальным)
субъектом, в котором объединены субъекты всех других
уровней, люди всех поколений
С одной стороны — познание каждого человека обусловлено
состоянием общечеловеческой культуры, а с другой
стороны, общество, как субъект, реализует свои
познавательные способности через познавательную
деятельность индивидуальных субъектов

4. 1. Гносеология в системе философского знания

Особую роль в познании играет язык
Объект, это то, на что направлена познавательно-предметная
и оценочная деятельность человека
Понятия субъект и объект относительны:
то, что в одном отношении выступает как объект, в другом
отношении может быть субъектом и наоборот
Один человек, являясь субъектом познания, в то же время
может служить объектом познания для другого человека
Каждый человек способен делать объектом познания самого
себя: свои ощущения, чувства, мысли, поведение
Человек — изучает мир, являясь его частью
Учитель учит ученика, но в процессе обучения они оба
являются субъектами

5. 1. Гносеология в системе философского знания

В квантовой механике доказана особая роль прибора и
наблюдателя в познании микрообъектов, то есть объект
зависит от условий познания, а условия познания
являются частью объекта
Объектом является не просто любой фрагмент реальности, а
только тот, на который направлено внимание субъекта,
который вовлекается в практическую или теоретическую
мыслительную деятельность субъекта
Субъект порождает объект
Выделяют несколько форм познания:
обыденное,
научное,
художественное,
религиозное,
мистическое, эзотерическое и пр.

6. 1. Гносеология в системе философского знания

Каждая из них имеет свою специфику, но в то же время они
объединены общими гносеологическими категориями:
истины,
знания,
веры
Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении
всей его жизни, в которую часто включают и
перинатальный период
Однако, несмотря на относительную простоту обыденного
познания, существует несколько различных его трактовок
Главное расхождение связано с пониманием того, каким
является сознание новорожденного:
или это «чистая доска» (tabula rasa),
или в нем уже присутствуют «врожденные идеи»

7. 1. Гносеология в системе философского знания

И. Кант:
сознание человека — сознание, которое всегда воспринимает
мир сквозь «призму» врожденных, априорных форм
рассудка:
пространства,
времени и
причинно-следственных связей
Свое восприятие мира мы встраиваем в эти категории, как в
прокрустово ложе
Художественное познание впервые было заявлено как форма
познания в философии искусства Ф. Шеллинга
Искусству доступны человек, его внутренний мир, чувства,
переживания, эмоции
Художник способен в произведении искусства выразить
сущность этих переживаний, идею самого чувства

8. 1. Гносеология в системе философского знания

Поэтому произведение искусства становится понятным и
близким большому числу людей, которые приобщаются
через него к истине, и в то же время обогащают эту истину
своим личным опытом интерпретации, переживания
Таким образом, художник и субъект восприятия (читатель,
зритель, слушатель) вступают через произведение
искусства в диалог, в процессе которого всякий раз
рождается новая, обогащенная личным и историческим
опытом истина
Религиозное познание основано на вере человека «в мир
идеальных ценностей, без которых просто неясно, зачем
жить» (Н. А. Бердяев)
Через веру человек приобщается к миру трансцендентного,
высокого, идеального, абсолютного

9. 1. Гносеология в системе философского знания

Отличается тем, что основным способом познания является
вера, которая, впрочем, не отрицает возможности
разумного осмысления многих явлений

10. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Обычно выделяют два уровня познания:
чувственный и
рациональный
Чувственное познание:
— основано на познавательных способностях человека,
связанных с органами чувств
Чувственное познание пронизано рациональным
Чувственное познание — это форма познания, связанная с
осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним
Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми
развитыми
В тоже время имеются факты, показывающие большие
возможности человеческого организма к чувственносенситивному познанию мира

11. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Например, художники способны различать сотни оттенков
цветов, дегустаторы — огромное количество оттенков
вкуса, музыканты — звуков и т. п.
Тем не менее, диапазон воспринимаемых человеком звуков,
цветов, запахов довольно ограничен
Это, с одной стороны, позволяет ему свободно
ориентироваться и действовать в окружающем его
соразмерном ему макромире
А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не
перегружать человеческое восприятие незначительными
для человеческой жизни подробностями
Выделяют четыре этапа чувственного познания:
1. изначальное впечатление (живое созерцание),
2. ощущение,
3. восприятие,
4. представление

12. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Первая встреча человека с явлениями окружающего мира —
позволяет ему получить целостное,
недифференцированное изначальное впечатление об
интересующем объекте
Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться
изменению, уточнению, последующей дифференциации на
элементарные ощущения
Ощущения – элементарная дифференцированная форма
чувственного познания, когда в первоначальном образе
начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет,
вкус и пр.)
Это один способ представления ощущений
Оно первым возникает в мозгу человека в результате
воздействия на органы чувств каких-либо объектов

13. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Материальное воздействие той или иной вещи, порождает
материальную реакцию организма, одновременно
преобразуется в новое не свойственное самому предмету
качество — его субъективный образ
В любом случае через ощущения человек получает
первичную дифференцированную информацию об
объекте, о его отдельных свойствах
Восприятие — это целостный, чувственный образ предметов
полученных посредством наблюдения
Восприятие существует в сознании как форма активного
синтеза разнообразных проявлений предметов и
процессов, неразрывно связанная с другими
познавательными действиями
Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий
характер

14. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Целостные, чувственные образы восприятия в результате
взаимодействия человека с окружающей средой,
постепенно накапливаются в его сознании
Такое накопление осуществляется через память
Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный
образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан
Представление — это опосредованный целостный
чувственный образ действительности, сохраняемый и
воспроизводимый в сознании посредством памяти
Впечатление, ощущение, восприятия, представления только
в абстракции можно рассматривать как последовательные
этапы чувственного познания
На самом деле эти процессы сложно взаимосвязаны, и
испытывают воздействие рациональных форм познания,
логического мышления

15. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Не все качества объективных предметов одинаковы в
познавательном отношении
Все они могут быть подразделены на «первичные» и
«вторичные»
Дж. Локк:
вещам присущи такие качества как форма, протяженность,
плотность, число, движение, объем; они присущи вещам
независимо от того, воспринимаем мы их или нет
Это первичные качества
Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы) не находятся в
самих вещах, но представляют собой силы, выражающие
в нас различные ощущения своими первичными
качествами
Об одном и том же предмете можно сказать, что он теплый и
холодный (в разных ситуациях)

16. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Все это связано с тем, что между ощущением и самим
предметом существует несколько промежуточных
посредствующих звеньев, преломляющих воздействие от
внешнего объекта
Ощущение, например цвета, появляется не в рецепторах, а в
коре головного мозга
Ощущение может возникнуть и под воздействием
воспоминания или образов, фантазий, благодаря
логическим и ассоциативным связям
Дж. Беркли:
для человека как раз важны не абстрактные отвлеченные
качества, а конкретный вкус вишни или белый цвет
цветущей вишни с ее запахом, без которых данный
предмет вовсе теряет свои свойства

17. 2. Уровни и ступени познания. Истина

В философии выделялись
направления, которые придавали чувственному познанию
основополагающее значение (сенсуализм, эмпиризм), и
направления, которые ставили это познание на ступень
ниже, после разумного познания (рационализм)
Мышление — это активный процесс деятельности сознания
Он действует на том уровне, где нет непосредственного
контакта с объективной действительностью
Мышление опирается на результаты чувственного познания
и дает обобщенное знание
В философии наметилось разделение двух типов мышления
С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность,
направленная на расчленение, регистрацию и описание
результатов чувственного опыта,
с другой — на раскрытие сущности объектов, внутренних
законов их развития

18. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Чаще всего эти грани мышления называют рассудком и
разумом
Рассудок действует по отношению к своим предметам
разделяющим и абстрагирующим образом, т. е. он
представляет собой противоположность
непосредственному созерцанию и чувству, которые
всецело имеют дело с конкретным предметом и остаются
при нем
С рассудка начинается рационалистическое познание
Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их
определенных различиях и фиксируются в их
изолированности
Как в теоретической так и в практической областях рассудок
позволяет человеку достигнуть твердости и
определенности в знаниях

19. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Подобное мышление основано на формальной логике
Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется
мышлением разумным, открывающим в предмете его
конкретность как единство различных определений,
которые признаются рассудком лишь в их раздельности
Разумное мышление оперирует различными видами логик,
одной из которых является диалектическая логика
Диалектическое мышление вскрывает переходы, движения,
развитие
Благодаря этому, оно может изучать вещи согласно их
собственной природе
Рассудочное мышление осуществляется в трех основных
формах:
понятие,
суждение и
умозаключение

20. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Понятие — это форма мысли, в которой отражаются общие,
существенные свойства, связи и отношения
действительности
Понятие близко представлению, т. к. оба они носят
обобщенный и опосредованный характер
Но они различаются тем, что представление дает наглядный
образ действительности, а содержание понятия лишено
наглядности
В понятии уровень обобщения доведен до выделения
существенного, а в представлении отражены общие
признаки объектов
Понятия возникают и существуют в сознании человека в
определенной связи в виде суждений
Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем
выявлять его связи и отношения

21. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством
связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо
Тот, кто утверждает (отрицает) что-либо — субъект суждения
То, что утверждается (или отрицается) о чем-либо —
предикат суждения
К тому или иному суждению человек может прийти
либо путем непосредственного наблюдения какого-либо
факта,
либо опосредовано с помощью умозаключения
Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в
ходе которого из одного или нескольких суждений,
именуемых посылками, выводится новое суждение,
которое называется заключением или следствием
В формальной логике выделяют следующие операции
мышления: — анализ — синтез — сравнение —
абстрагирование — обобщение — конкретизация —
классификация

22. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Интуиция — процесс и результат постижения истины, в
котором присутствуют бессознательные элементы
Характеризуется непосредственным усмотрением истины
Интуиция — близка и сопутствует состоянию вдохновения,
духовного видения, открытия и откровения, и имеет
истоки в бессознательном (или сверхсознательном) слое
психики человека
В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи,
ее глубинные состояния и противоречия
Два основных подхода к пониманию интуиции:
1) Интуиция — основа познания, она схватывает предмет в
его сущности и затем человек с помощью логики
разрабатывает открытое, дальше, строя на изначальной
интуиции развернутое «древо» знаний
2) Интуиция — как результат долгой внутренней работы ума,
в условиях недостатка информации, как «озарение», на
основе накопления внутреннего опыта человека

23. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Такая интуиция носит вспомогательный характер
Скорее всего в познании человека участвуют оба рода
интуиции
Н. О. Лосский различал
чувственную,
интеллектуальную и
мистическую интуиции
Целью любого познания является достижение истины
В философии сложились несколько способов понимания
истины
1. Онтологическое понимание истины
«Истина — это то, что есть»
До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна
человеку, но в определенный момент времени она
открывается человеку, и он запечатлевает ее в словах, в
определениях, в произведениях искусства

24. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Таким образом, открывшаяся человеку истина становится
достоянием всех
Однако подобная позиция не критична к случаям различного
восприятия и понимания одних и тех же вещей
2. Гносеологическое понимание истины
«Истина — это соответствие знаний действительности»
Однако и в этом случае возникает много проблем,
разногласий, так как часто осуществляется попытка
сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реальноматериальным
Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь»,
«свобода» и пр. — вообще трудно проверить на
соответствие действительности

25. 2. Уровни и ступени познания. Истина

3. Позитивистское понимание истины
«Истина — это опытная подтверждаемость»
В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что
реально могло быть проверено на практике, все остальное
было признано «метафизикой», выходящей за пределы
интересов «настоящей (позитивистской) философии»
Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания
важнейшие для человека процессы, явления, сущности
(например, как проверить состояние счастья?)
4. Прагматическое понимание истины
«Истина — это полезность знания, его эффективность»
По этим критериям в качестве истинного признавалось то,
что в данный момент времени дает эффект, приносит
своего рода «прибыль»
Одной из главных областей применения такого подхода стала
политика

26. 2. Уровни и ступени познания. Истина

5. Конвенциональное понимание истины (основоположник —
Ж. А. Пуанкаре)
«Истина — это соглашение»
По этому определению, в случае возникновения разногласий,
нужно просто договориться между собой, что считать
истиной
Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в
довольно узких областях деятельности, и лишь на
определенное время
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти
подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие
нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже
время это и определенное соглашение, договор о принятии
данной истины

27. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Истина одновременно:
1. субъективна и объективна;
2. абстрактна и конкретна;
3. относительна и абсолютна
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное
состояние знания в поиске истины
Ложь — намеренное искажение знания
В познавательной деятельности людей большое значение
имеет
вера,
уверенность,
Убеждение
Вера — отправная точка всякого познания и его цель
Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием

28. 2. Уровни и ступени познания. Истина

В процессе познания человек всегда становится перед
выбором — между более убедительным и менее
убедительным объяснением
Поэтому необходима вера в свои возможности — для
мобилизации духовных сил при недостатке информации
или отсутствии точных доказательств
Предметом убеждения является логически обоснованное и
опытно подтвержденное знание
Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом,
как уверенность в правильности воссозданных
представлений и содержания воздействия
Интерпретация — вариант изложения понимания
Практика — это деятельность, активное взаимодействие
человека с материальными системами
В материалистической философии практика считается
основой и критерием истинности познания

29. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Практика дает исходную информацию, которая обобщается,
обрабатывается мышлением
Тем не менее, большую часть знания человек получает не из
практики, а опосредованно
Например, при получении знаний в готовом виде от других
субъектов, через книги и прочее
Индивид может получать знания также путем выведения
заключений, обобщений на основе законов логики из уже
известного знания
Знания, получаемые индивидом непосредственно из опыта —
называют апостериорными («после опыта»), знания,
получаемые независимо от опыта — априорными
1. Практика может быть движущей силой познания:
практика дает исходную информацию, которая
обобщается, обрабатывается мышлением

30. 2. Уровни и ступени познания. Истина

2. Практика может быть основой познания:
Например, энергетические потребности и потребности
военного характера стимулировали рост исследований в
области атомной энергетики
Но далеко не всегда открытия в науке делались в
непосредственной зависимости от потребностей
производственно-экономической практики
Научные открытия часто опережают потребности
производства и находят свое применение значительно
позже времени их возникновения
3. Практика может быть критерием истины
Но практика может значительно отставать от развития
теоретической мысли, тормозить ее, формировать, в силу
своей ограниченности, разного рода заблуждения
4. Цель познания, как достижения истинного знания не
должна непосредственно зависеть от практических
потребностей

31. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Важнейшие черты практики:
1) целенаправленность
Практика неотрывна от формирования идеальных моделей в
сознании человека (цель), и от стремления их
осуществить — это и есть целенаправленная
деятельность
2) предметно-чувственный характер
Практика сталкиваются с материальным сопротивлением
объекта
3) преобразование материальных систем
Практикой не могут быть бесцельные перестановки
элементов системы, а только такие, которые
преднамеренно изменяют качество системы, ведут либо к
ее развитию, либо к разрушению, либо к созданию новой
материальной системы

32. 2. Уровни и ступени познания. Истина

Практика — это целенаправленная предметно-чувственная
деятельность по преобразованию материальных систем
Формы практики:
— общественно-производственная;
— социально-политическая;
— научно-экспериментаторская;
— врачебная;
— педагогическая;
— семейно-бытовая;
— хозяйственная;
— художественная

33. 3. Сущность и особенности научного познания

Наука — систематизированное познание действительности,
воспроизводящее ее существенные и закономерные
стороны в абстрактно-логической форме понятий,
категорий, законов
Научное познание объединяет с другими видами познания то,
что наука создает параллельный реальному идеальный
мир, в котором отражены основные свойства и
закономерности объективного мира
В идеальном мире науки реальность воспроизводится не
целиком, а лишь в самых существенных чертах
Это — карта мироздания, по которой человечество
ориентируется в своей жизнедеятельности
На ней отмечено лишь самое главное, основное, масса же
несущественных подробностей опущена ввиду их малой
значимости для человека

34. 3. Сущность и особенности научного познания

Мир науки возник около 2, 5 тысяч лет назад
Появление науки означало радикальную перестройку всего
накопленного человечеством знания, приведение его в
единую систему
Потребовался выход за пределы непосредственного опыта
человека, проникновение в сущность вещей
Миф, религия — это способы духовной защиты
Их задача — как-нибудь пристроить человека к огромному и
враждебному ему миру, приютить это хрупкое создание
природы под сенью каких-либо могущественных силпокровителей
Наука — это уже средство нападения, орудие духовной
экспансии поднимающего голову человека. Это попытка
разговора с внешним миром на равных, а не униженным
просителем

35. 3. Сущность и особенности научного познания

Наука возникает не столько в противовес религии, а как бы
рядом с ней
Настоящий атеизм встречается у мыслителей эпохи
становления науки крайне редко
Наука может обойтись и вовсе без религии, но вытеснить ее
из общественного сознания она до сих пор не может
Наука не в состоянии обеспечить человеку прочную духовную
защиту
Наука
1. спустила взор человека с небес на грешную землю,
2. обратила его к практике,
3. принесла ощутимые материальные выгоды,
4. существенно подняла комфортность человеческого
существования

36. 3. Сущность и особенности научного познания

Европейской родиной науки считается Древняя Греция
Древнегреческие мудрецы прославились тем, что открыли в
привычном мире принципиально новый класс объектов
анализа: класс абстракций, понятий, суждений, законов
мышления
Наука началась с установления факта: окружающий
человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он
дан людям в непосредственности их ощущений,
восприятий и представлений
А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно
предпринять весьма серьезные мыслительные усилия,
которые заметно отличаются от обычных умственных
упражнений, требуемых повседневностью от каждого
индивида

37. 3. Сущность и особенности научного познания

С XVII—XVIII вв. в Европе появляются первые научные
общества и академии, начинается издание научных
журналов
Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением
новой формы организации науки — крупных научных
институтов, лабораторий, исследовательских центров
Это было связано в основном с изменением социальной роли
науки в ее взаимоотношениях с производством
Практически до конца XIX столетия в триаде «наука —
техника — производство» науке принадлежала
вспомогательная роль
Однако с рубежа XIX — XX веков, совпавшего с очередной
революцией в естествознании, наука начинает опережать
развитие производства и постепенно отвоевывает себе
роль лидера

38. 3. Сущность и особенности научного познания

Производство как бы теряет независимую логику
саморазвития и начинает меняться в соответствии с
логикой развертывания науки:
появление новых отраслей производства (атомная
энергетика, электроника и пр.) инициировано
фундаментальными научными открытиями
Начинается триумфальное шествие науки, наводняющей мир
умными машинами, способной избавить человека от
голода, болезней, бытовых неудобств и прочих несчастий
Бесподобные успехи науки порождают и закрепляют новую
веру человечества — веру в науку, будто бы способную дать
ответы на все жизненные запросы
Однако эйфория длится недолго
На Западе пик «головокружения от успехов» науки
приходится на 60 — 70-е годы
Затем наступает некоторое отрезвление: наука может многое,
но далеко не все

39. 3. Сущность и особенности научного познания

Специфика научного познания
Научное познание характеризуется:
- систематичностью, а также логической
выводимостью одних положений из других;
- объектами научного (теоретического) познания выступают
не сами по себе предметы и явления реального мира, а их
своеобразные аналоги — идеализированные объекты;
- осознанным контролем над самой процедурой познания;
фиксацией и предъявлением строгих требований к
методам, т.е. способам и приемам получения нового
знания;
- высокими требованиями, предъявляемыми в науке к языку
описания исследуемых объектов; неопределенность,
многозначность понятий естественного языка заставляет
науку вырабатывать свой специальный язык с четкой
фиксацией смысла и значения понятий;

40. 3. Сущность и особенности научного познания

- строгостью и объективностью открываемых истин, т.е. их
независимостью от познающего субъекта,
обязательностью, воспроизводимостью и т.д.
Научное знание, равно как и процедура его получения,
достаточно сложны и необычны для обыденного сознания
Поэтому деятельность в сфере науки требует, как правило,
особой подготовки, длительного периода ученичества, в
ходе которого осваиваются исторически сложившиеся
объемы научных знаний, методы и средства их
использования и приращения
А это в свою очередь требует наличия особых организаций и
учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров

41. 3. Сущность и особенности научного познания

Функции науки
Главные функции науки можно представить в такой
последовательности:
- познавательная;
- объяснительная;
- практически-действенная;
- прогностическая;
- мировоззренческая;
- социальной памяти и др.
Ведущей, ключевой функцией науки считается
объяснительная
Подлинное назначение науки — объяснять, как устроен мир;
почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим; что
будет, если мы предпримем такие-то действия и пр.
В этом предназначении науки есть и свои фундаментальные
ограничения

42. 3. Сущность и особенности научного познания

1) Объяснительный потенциал науки ограничен масштабами
общественно-исторической практики человечества
2) Полнота объяснения любого явления действительности
всегда упирается, как в глухой забор, в проблему
достаточности оснований науки
Большая (и самая надежная) часть современного здания
науки построена гипотетико-дедуктивным методом, при
котором все частные утверждения и законы теории
логически выводятся из общих первичных допущений,
постулатов, аксиом и пр.
Однако эти первичные постулаты и аксиомы, не выводимые
и, следовательно, не доказуемые в рамках данной теории,
всегда чреваты возможностью опровержения
Это относится и ко всем фундаментальным, т.е. наиболее
общим теориям

43. 3. Сущность и особенности научного познания

Основания науки не имеют абсолютного характера и в
принципе в любой момент могут быть поколеблены
Возможности науки хотя и велики, но не беспредельны
Суть практически-действенной функции науки заключена в
том, что наука не только объясняет, как устроен мир, но и
одновременно дает метод, т.е. систему правил и
практических приемов обращения с ним
Именно общественно-историческая практика выступает
главным ориентиром для науки: она есть, во-первых,
главный источник научного познания, а во-вторых, — его
цель
Считается, к примеру, что науку астрономию породило
мореплавание, механику — строительство, геометрию —
землеустройство и т.д.
Связь практических нужд общества с развитием
современной науки не менее очевидна; однако она не так
уж проста и прямолинейна

44. 3. Сущность и особенности научного познания

Эта связь отчетливо проявляется лишь в итоге, в конечном
счете в длительной исторической перспективе
В определении же своих сиюминутных потребностей и
интересов наука, в особенности фундаментальная, в
значительной степени самостоятельна
Часто практические последствия того или иного научного
открытия становятся очевидными с некоторой временной
задержкой, необходимой для движения научных идей по
цепочке:
— фундаментальная теория
— система специальных (узких) научных дисциплин
— прикладная наука
— конкретные технологии

45. 3. Сущность и особенности научного познания

В целом же взаимоотношения науки с практикой носят
характер «самоподдерживающейся реакции» — всякое
вызванное запросами практики научное открытие
порождает массу практических приложений, о которых в
процессе научного поиска обычно и не помышляют
А разрастающееся как снежный ком практическое
применение научных идей оказывает обратное,
стимулирующее влияние на развитие науки
Трудно переоценить важность и такой функции науки, как
прогностическая
Современное состояние взаимоотношений общества и
природы, повышенная конфликтность геополитических
национальных и прочих отношений, напряженность
демографической ситуации — эти и многие другие
глобальные проблемы таят в себе угрозу самому
существованию человечества

46. 3. Сущность и особенности научного познания

За возникновение этих проблем как негативных,
непредусмотренных последствий нарастающей активности
человечества наука несет немалую ответственность
Кому же, как не ей, и определять меру опасности этих
проблем, искать приемлемые способы их решения
Мировоззренческая функция науки задана самой ее
сущностью
Под мировоззрением обычно понимают систему общих
взглядов на мир и место человека в нем
Рождение науки одновременно знаменовало собой появление
нового типа мировоззрения, т.е. такой системы взглядов на
существование объективного мира, которой свойственны
те же черты, что научному знанию вообще, —
объективность, системность, логичность и пр.

47. 3. Сущность и особенности научного познания

Этапы развития представлений о научной рациональности:
— классический (до сер. XIX в.),
— неклассический (с сер. XIX до сер. XX в.),
— постнеклассический (с сер. XX в. по наст. время)
Классическая рациональность связана с дедуктивной
моделью (Евклид, Аристотель, Декарт) и индуктивной
моделью (Ф. Бэкон)
Ее возможности исчерпали себя к середине девятнадцатого
века
Возникновению неклассических представлений о
рациональности способствовали как развитие
иррациональной философии (во второй половине XIX в.)
так и развитие позитивизма

48. 3. Сущность и особенности научного познания

Постнеклассический этап связан с тем, что проблемы
научного познания приобрели новый ракурс в новой
парадигме рациональности, в связи с развитием научнотехнической цивилизации и выявлением антигуманных
последствий такого развития
Это породило активную оппозицию культу научной
рациональности и проявилось в ряде подходов школ
современного иррационализма
В иррационализме критикуются основные установки
гносеологии рационализма за их абстрактный по своей
сущности антигуманный характер
В рационализме предмет познания чужд сознанию
исследователя
Мыслительная деятельность субъекта воспринимается лишь
как методика получения конкретного результата

49. 3. Сущность и особенности научного познания

Причем, познающему субъекту не важно, какое применение
найдет этот результат
Поиск объективной истины в рационализме имеет оттенок
антисубъективности, античеловечности, бездушного
отношения к действительности
Наоборот, представители иррационализма выступают против
разрыва познавательного действия на субъект-объектные
отношения
В персоналистической концепции познания оно
рассматривается как вовлечение, как всеохватывающее
движение, которое объединяет субъекта со всем
окружающим миром
В теорию познания в качестве главного познавательного
средства включаются эмоционально-чувственные и
эмоционально-волевые факторы любви и веры

50. 3. Сущность и особенности научного познания

Персоналисты подчеркивают личностные, ценностные,
эмоционально-психологические моменты познания,
наличие в нем моментов волевого выбора, удовлетворения
и т. д.
Позитивизм исходит из признания данной, то есть
позитивной реальности, того, что поддается проверке
эмпирическими или логико-математическими средствами
Эта проверка (верификация) должна носить общезначимый
характер
Но развитие квантовой физики на рубеже 19—20 вв.
поставило под вопрос механистическую методологию,
основанную на принципах ньютоновской физики, и
разрушил прежнюю картину мира
Под вопросом оказалась и эмпирическая методология
научного познания, так как в ходе исследований
выяснилась зависимость результатов научных опытов от
приборов и органов чувств человека

51. 3. Сущность и особенности научного познания

Стала формироваться новая картина мира
Позитивизм переживает серьезный кризис, который
совпадает с кризисом классической рациональности
Возникает вторая стадия в развитии позитивизма —
эмпириокритицизм (критика опыта), которая вскоре
перерастает
в третью стадию, в серьезное течение — неопозитивизм
Здесь вновь применяется принцип верификации (проверки
на истинность), но теперь применительно уже к научным
высказываниям и обобщениям, то есть к языковым
выражениям
Четвертая стадия позитивизма — постпозитивизм
(«критический рационализм»)
Предметом изучения стала наука как целостная
развивающаяся система

52. 3. Сущность и особенности научного познания

К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не
выражаются аналитическими суждениями и не сводимы к
наблюдениям, то есть они не верифицируемы
Поэтому науке нужен не принцип верификации (так как
всегда есть соблазн учесть факты, подтверждающие
теорию, и не учитывать факты, опровергающие ее), а
нужен принцип фальсификации, то есть не подтверждение
на истинность, а опровержение истинности
Принцип фальсификации — это не способ эмпирической
проверки, а определенная установка науки на критический
анализ содержания научного знания, на постоянную
необходимость критического пересмотра всех его
достижений
Наука — постоянно меняющаяся система, в которой
постоянно происходит процесс перестроек теории, и это
процесс нужно ускорять

53. 3. Сущность и особенности научного познания

Т. Кун: развитие науки производится сообществом ученыхпрофессионалов, действующих по неписанным правилам,
которые регулируют их взаимоотношения
Главным объединяющим началом сообщества ученых
является единый стиль мышления
Эти положения, объединяющие сообщества ученых, Кун
назвал парадигмой
«Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми
научные достижения, которые в течение определенного
времени дают научному сообществу модель постановки
проблем и их решения»
Каждая научная теория создается в рамках той или иной
научной парадигмы
Развитие науки — скачкообразный революционный процесс,
сущность которого выражается в смене парадигм

54. 3. Сущность и особенности научного познания

Период «нормальной науки» с определенной парадигмой
сменяется периодом научной революции, в процессе
которой утверждается новая научная парадигма и наука
вновь на некоторое время находится в состоянии
«нормальной науки»
Переход от старой парадигмы к новой не может основываться
на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент
значителен
Здесь необходимы также волевые факторы — убеждение и
вера
Необходимо верить, что новая парадигма достигнет успеха в
решении большего круга проблем, чем старая
П. Фейерабенд выдвинул методологический принцип
пролиферации (размножения) теорий

55. 3. Сущность и особенности научного познания

Новые теории не должны сопоставляться со старыми и
каждая из них должна устанавливать свои собственные
нормы
П. Фейерабенд утверждает также принцип
методологического анархизма, согласно которому развитие
науки иррационально и побеждает та теория,
пропагандистская деятельность сторонников которой
выше

56. 4. Методы и формы научного познания

Метод — это система принципов, приемов, правил,
требований, которыми необходимо руководствоваться в
процессе познания
Методы научного познания делятся на три группы:
— универсальные,
— общенаучные,
— специальные.
Универсальные методы характеризуют человеческое
мышление в целом и применимы во всех сферах
познавательной деятельности человека
Это философские методы и принципы мышления:
плюрализма, историзма, дополнительности,
диалектичности и пр.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех
науках (метод моделирования, метод эксперимента).
Специальные методы применяются в рамках отдельных наук
(метод спектрального анализа в физике)

57. 4. Методы и формы научного познания

Под методами мышления и научного познания понимаются
общелогические операции, используемые мышлением на
любом уровне научного познания
Методы научного познания
1. Анализ — прием мышления, связанный с разложением
изучаемого объекта на составные части, стороны,
тенденции развития и способы функционирования с целью
их относительно самостоятельного изучения
2. Синтез — противоположная анализу операция,
заключающаяся в объединении ранее выделенных частей
в целое, для получения знаний о целом путем выявления
тех существенных связей и отношений, которые
объединяют ранее выделенные в анализе части в одно
целое

58. 4. Методы и формы научного познания

3. Абстрагирование и идеализация
Абстрагирование — процесс мысленного выделения,
вычленения отдельных интересующих нас признаков,
свойств и отношений конкретного предмета или явления и
одновременное отвлечение от других свойств, признаков,
отношений, которые в данном контексте несущественны
Идеализация — разновидность абстрагирования
Результатом идеализации являются такие понятия как
«точка», «прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный
газ» и пр.
В процессе идеализации происходит предельное
отвлечение от всех реальных свойств предмета с
одновременным введением признаков, нереализуемых в
действительности
Образуется так называемый «идеальный объект», которым
может оперировать теоретическое мышление при
познании реальных объектов

59. 4. Методы и формы научного познания

4. Индукция — движение мысли от частного знания к
общему
5. Дедукция — движение мысли от общего знания к частному
6. Аналогия — при аналогии на основе сходства объектов по
некоторым признакам, свойствам и отношениям —
выдвигают предположение об их сходстве в других
отношениях
7. Моделирование — прием исследования, при котором
интересующий исследователя объект замещается
объектом, находящимся в отношении подобия к первому
объекту
Знания, полученные при изучении модели, переносятся на
оригинал на основании аналогии

60. 4. Методы и формы научного познания

8. Наблюдение — исходный этап эмпирического познания:
целенаправленное изучение предметов, опирающееся в
основном на такие чувственные способности человека как
ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения
мы получаем знания о внешних сторонах, свойствах и
признаках рассматриваемого объекта
9. Эксперимент — более активный прием изучения объекта,
чем наблюдение
Это активное целенаправленное изучение явлений в точно
фиксированных условиях их протекания, которые могут
воссоздаваться и контролироваться самим исследователем
Особым видом эксперимента является мысленный
эксперимент
10. Гипотеза — способ формирования и обоснования
объяснительных предположений, ведущий к установлению
законов, принципов, теорий

61. 4. Методы и формы научного познания

Структура гипотезы:
а) ознакомление с эмпирическим материалом,
б) выдвижение догадок или предположений о причинах и
закономерностях данных явлений,
в) оценка серьезности предположений, отбор наиболее
вероятных, проверка на совместимость с
фундаментальными принципами данной науки,
г) формирование понятие и дедуктивное выведение из него
эмпирических проверяемых следствий,
д) экспериментальная проверка выведенных из теории
следствий

62. 4. Методы и формы научного познания

Формы научного знания на эмпирическом уровне – научный
факт, эмпирический закон
Формы научного знания на теоретическом уровне –
проблемы, гипотезы, теории
Элементарной формой научного знания является научный
факт —
достоверное знание о единичном
Научные факты генетически связаны с практической
деятельностью человека, отбор фактов, составляющих
фундамент науки, так же связан с повседневным опытом
человека
Чтобы прийти к объективному знанию о явлении,
необходимо произвести множество исследовательских
процедур и их статистическую обработку, учесть
взаимодействие таких факторов исследования как
внешние обстоятельства, состояние приборов, специфика
изучаемого объекта, возможности и состояние
исследователя и т.д.

63. 4. Методы и формы научного познания

Формирование факта – синтетический процесс, благодаря
которому происходят особого рода обобщения, в результате
чего возникают понятия
Проблема – форма знания, содержанием которой является то,
что еще не познано человеком, но что необходимо познать
Это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа
Проблема — процесс, включающий два основных момента –
постановку проблемы и ее решение
В структуре проблемы выявляется неизвестное (искомое) и
известное (условия и предпосылки проблемы)
Неизвестное здесь тесно связано с известным
Известное указывает на те признаки, которыми должно
обладать неизвестное, таким образом, даже неизвестное в
проблеме не является абсолютно неизвестным, а
представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и
эти знания выступают ориентиром и средством
дальнейшего поиска

64. 4. Методы и формы научного познания

Уже формулировка всякой действительной проблемы
содержит в себе «подсказку», указывающую, где нужно
искать недостающие средства
Они не находятся в сфере абсолютно неизвестного и уже
обозначены в проблеме, наделены некоторыми
признаками
Чем больше не хватает средств для нахождения
исчерпывающего ответа, тем шире пространство
возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема
и неопределённей конечная цель
Многие из таких проблем не по силе отдельным
исследователям и определяют границы целых наук
Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы
Гипотеза является предварительным, условным знанием о
закономерности в исследуемой предметной области или о
существовании некоторого объекта

65. 4. Методы и формы научного познания

Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в
науке, - ее обоснованность, этим свойством гипотеза
отличается от мнения
Всякая гипотеза имеет тенденцию превращения в
достоверное знание, что сопровождается дальнейшим
обоснованием гипотезы
Этот этап называется проверкой гипотезы
Критерии обоснованности гипотезы:
- принципиальная проверяемость гипотезы
возможность опытным путем проверить истинность
положений гипотезы, даже если наука сегодняшнего дня
еще не располагает техническими средствами для
опытного подтверждения её идей;
- совместимость гипотезы с фактическим материалом, на
основе которого она выдвинута, а так же с
утвердившимися теоретическими положениями;

66. 4. Методы и формы научного познания

- «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу
исследуемых объектов
Решающей проверкой истинности гипотезы является
практика во всех своих формах, но определенную роль в
доказательстве или опровержении гипотезы играют и
логические критерии истины
Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд
достоверных истин, становится научной теорией
Теория – высшая, самая развитая форма организации
научных знаний, которая дает целостное отображение
закономерностей некоей сферы действительности и
представляет собой знаковую модель этой сферы
Характеристики, имеющие наиболее общую природу,
составляют основу модели, другие же подчиняются
основным положениям или выводятся из них по
логическим законам

67. 4. Методы и формы научного познания

Каждое положение теории является истиной для множества
обстоятельств, в которых проявляется исследуемая связь
Обобщая факты и опираясь на них, теория согласуется с
господствующим мировоззрением, картиной мира,
которые направляют ее возникновение и развитие
В истории науки нередки случаи, когда теория и ее
отдельные положения отклоняются научным сообществом
не в связи с противоречием фактическому материалу, а по
причинам мировоззренческого характера
К. Поппер:
Любая теоретическая система должна удовлетворять двум
основным требованиям – непротиворечивости и
фальсифицируемости
Истинная теория должна соответствовать всем (а не
некоторым) реальным фактам, а её следствия должны
удовлетворять требованиям практики

68. 4. Методы и формы научного познания

Непротиворечивость — теория не должна нарушать
соответствующие законы формальной логики
Фальсифицируемость — теория может быть опровергаема
Современная методология выделяет следующие основные
элементы теории:
исходные основания – фундаментальные понятия,
принципы, законы, аксиомы и т.д.,
идеализированный объект – абстрактная модель
существенных свойств и связей изучаемых предметов,
логика теории, нацеленная на прояснение структуры
изменения знания,
совокупность законов и утверждений данной теории в
соответствии с определенными ею принципами

69. 4. Методы и формы научного познания

В научном познании теория выполняет ряд функций,
важнейшими из которых являются
объяснительная,
систематизирующая,
предсказательная и
методологическая
Объяснить факты – значит, подчинить их некоторому
теоретическому обобщению, которое носит достоверный
или вероятный характер
Объяснительная функция теории тесно связана с
систематизирующей
Как и при объяснении, в процессе систематизации факты
подводятся под теоретическое положение, которое их
объясняет, и включаются в более широкий теоретический
контекст знания

70. 4. Методы и формы научного познания

Тем самым происходит установление связей между
различными фактами и они приобретают определенную
целостность, обосновывается их достоверность
Предсказательная функция теории реализуется в
способности к дальним и точным прогнозам
Предсказательная мощь теории зависит, прежде всего, от
глубины и полноты отображения сущности изучаемых
предметов
Чем глубже и полнее такое отображение, тем надежнее
опирающиеся на теорию прогнозы
Так же теоретическое предсказание находится в обратной
зависимости от сложности и нестабильности исследуемого
процесса
Чем сложнее и неустойчивее процесс, тем рискованнее
прогноз

71. 4. Методы и формы научного познания

Теория выполняет методологическую функцию, т.е.
выступает в качестве опоры и средства дальнейшего
исследования
Наиболее эффективный научный метод - это истинная
теория, направленная на практическое применение, на
разрешение определенного множества задач и проблем
Таким образом, теория и метод являются внутренне
связанными феноменами, хотя между ними имеется и
существенная разница
Теория и метод соотносятся с разными областями: теория
фиксирует знания о познаваемом объекте (предметные
знания), а метод – знания о познавательной деятельности
(методологические знания, направленные на получение
новых предметных знаний)

72. 4. Методы и формы научного познания

Теория должна не просто отображать объективную
реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее
тенденции, главные направления развития от прошлого к
настоящему, а затем и к будущему
В связи с этим теория не может быть неизменной, раз и
навсегда данной, она должна постоянно развиваться,
углубляться, совершенствоваться, выражать в своем
содержании развитие действительности
На достаточно зрелой ступени своего развития наука
становится теоретической основой практической
деятельности
Практическая деятельность людей, овладевших теорией как
планом, программой, есть опредмечивание теоретического
знания

73. 4. Методы и формы научного познания

В процессе опредмечивания люди не только создают то, что
природа сама по себе не создала, но и обогащают свои
теоретические знания, проверяют и удостоверяют их
истинность
Успешная реализация в практике научных знаний
обеспечивается лишь в том случае, когда люди, которые
берутся за практические действия, убеждены в истинности
тех знаний, которые они собираются применить в жизни
Без превращения идеи в личное убеждение человека
невозможна успешная практическая реализация
теоретических идей
English     Русский Правила