Похожие презентации:
Философия нового времени в XVII-XVIII веках
1. философия Нового времени 17-18в
утверждение нового способа производства.
революция в естествознании.
материалистический эмпиризм Ф. Бэкона
рационалистический метод Р. Декарта.
механический материализм Томаса Гоббса
сенсуализм Джона Лока
пантеизм Б.Спинозы
философия эпохи Просвещения
2. утверждение нового способа производства
• Благополучие человека ставится в прямую зависимость отего активности. Наука и техника становятся важнейшими
компонентами совершенствования материальных средств
преобразования природы.
• Наука становиться одной из высших ценностей культуры.
ЗНАНИЕ - СИЛА. Такое изменение мировоззренческих
ориентиров преобразует характер философских
исследований. Наука и философия начинают взаимно
дополнять друг друга.
• Главная философская проблема, которая стояла перед
наукой эпохи Нового времени - это проблема метода, но
новые методы должны быть востребованы новым
объектом познания. Такой объект был сформирован в
результате коренного пересмотра астрономических и
физических взглядов на мир.
3. РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
• Астрономическая революция– Первый этап - формирование непосредственных предпосылок
гелеоцентризма (центрального положения Солнца).
– Второй этап связан с творчеством Н.Коперника (1473 - 1543 гг.).
Коперник вводит идею подвижности Земли ( из принципа
относительности) и идею центрального положения Солнца. Кеплер
(1571 - 1630 гг.) аристотелевское круговое равномерное движение
небесных тел заменил эллиптическим
– Третий этап связан с обоснованием гелиоцентризма новыми
астрономическими (Тихо Браге, Кеплер), математическими (Г.
Галилея, Дж. Борелли), и философскими (Дж. Бруно) положениями.
Бруно предположил бесконечное множество “солнечных систем” и
рядовое положение Земли
• физическая революция
– Г. Галилей (1564 - 1642 гг.) ввел понятия инерции, скорости,
ускорения, принцип относительности и три закона динамики.
Галилей ввел метод эксперимента и положение о “математическом”
языке законов природы.
– В 1666 г. у Ньютона возникает идея всемирного тяготения при
экстраполяции галилеевского земного ускорения (g) на Луну.
4. ЭМПИРИЗМ Ф.БЭКОНА (1561 - 1626 гг.).
• Уподобление ученых паукам, муравьям и пчелам;светоносные и плодоносные опыты
• 4 идола Бэкона
– идолы рода- закладывают человеческое целеположение
в природу
– Идолы пещеры – преломляют мир через призму
воспитания человека
– Идолы рынка- от смешения языков и выражений
– Идолы театра - от общественных мнений и
умонастроений.
• Индукция делится на полную, неполную и научную.
Научная - учитывает и систематизирует не только
положительные факты, но старается
систематизировать и исключения с целью поиска
их причин.
5. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД Рене ДЕКАРТА (1596 - 1650 гг.)
• Рационалистический метод предполагает:– 1. Выделение силой интуиции абсолютно общх исходных
понятий аксиом – параллельные прямые не
пересекаются
– 2. Получение достоверных логических выводов из таких
аксиом. С помощью интуиции и сомнения выделяются
врожденные идеи - бог, число, длительность,
телесность, структурность тел, свобода воли.
– 3. Врожденные суждения - “у всякой вещи есть
причина”, “целое больше своей части”, “линия состоит
из точек”, “2 + 2 = 4”, “у шара только одна поверхность” и
др. Самая достоверная истина у Декарта : “мыслю,
следовательно существую”
6. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДЕКАРТА часть №2
• Вторая часть рационалистического метода - дедуктивноевыделение из общих положений частных логически
обоснованных следствий, выводов. Декарт стремился
свести любую научную задачу к математической.
• Основные правила рационалистического метода по Декарту
:
– Считать истинными только такие утверждения, которые
представляются совершенно ясными и отчетливыми. Средством их
получения считается интуиция.
– Делить каждую сложную проблему на составляющие ее проблемы и
задачи. В ходе такого деления дойти до таких положений, которые
анализируются интуитивно.
– В познании мысль должна переходить от известного, доказанного,
более простого - к обратному.
– Не допускать ни каких пропусков в логических звеньях
исследования.
• Опыт как критерий полезности теории
7. механический материализм Томаса Гоббса (1588– 1679гг)
• Реально существуют только вещи ( номенализм ). Первоначальноесостояние общества: человек человеку - волк и нужны законы.
• Научное восприятие предполагает МЕТКИ , при помощи
которых мы оживляем в памяти забытые нами мысли.
• Если метки восстанавливают наши прежние мысли, то
передают их другим ЗНАКИ – имена меток.
• Причина наших ощущений – внешний объект. Его
воздействие посредством нервов переносится внутрь
организма – говорит Гоббс – возбуждая в организме
сопротивление. Это сопротивление дает нам
представление о внешнем объекте. Его люди называют
ощущением. Отсюда видимое нами солнце – говорит
Гоббс – не есть то солнце, которое существует
независимо от нас.
• заблуждение корениться не в вещах и не в органах наших
чувств, а в наших суждениях.
8. сенсуализм Джона Локка (1632 – 1704 гг.)
• Первоначальное состояние обществаосновывается на естественном равенстве и
свободе. Основа “естественного права” – уважение
к свободе и собственности.
• Наше познание исходит из ОПЫТА. Опыт делится
на ВНЕШНИЙ и ВНУТРЕННИЙ. Объект внешнего –
внешний мир. Объект внутреннего опыта –
деятельность самой души. Внешний и внутренний
опыт дает нам ПРОСТЫЕ ИДЕИ. Простые
внешние идеи – тепло, белое, движение, фигура
и т.д. Простые идеи имеют МОДУСЫ. Так модусы
движения – скользить, падать, ходить, плясать
и т.д. Простыми внутренними идеями является
мышление, хотение и т.д. Сложные идеи –
совокупность простых (например - двенадцать,
красота).
• ПЕРВИЧНЫЕ и ВТОРИЧНЫЕ качества
9. пантеизм Б.Спинозы (1632-1677)
• . Бог, идеальное и материальное слились уСпинозы в единую бесконечную субстанцию
(пантеизм).
• Бог Спинозы неотделим от природы и
полностью лишен качеств личности.
Необходимость причин и следствий,
проистекающая из внутренних законов
единой субстанции, - вот единственный
принцип мирового порядка. Единая
субстанция обладает двумя познаваемыми
атрибутами, то есть неотъемлемыми
свойствами - протяжением и мышлением.
10. философия эпохи Просвещения
• Вольтер (1694-1778) - Бог необходим в целяхподдержания идеалов социального порядка и
благочиния. Отсюда знаменитое выражение
Вольтера: "Если бы Бога не было, его
следовало бы выдумать".
• Жан Жак Руссо (1712-1778). -автор
знаменитого труда "Общественный договор",
который явился теоретическим обоснованием
гражданского общества, основанного на
свободе и безусловном равенстве
юридических прав