Учебные цели:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Учебные вопросы:
Контроль знаний:
1. Философские школы и формирование политико-правовой мысли Древней Греции.
В истории древнегреческой политико-правовой мысли принято выделять три периода:
Темы докладов:
1.59M
Категория: ПравоПраво

Политико-правовые учения Древней Греции

1.

МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Кафедра теории и истории государства и права
Семинар по дисциплине:
«История политических и правовых учений.»
«Политико-правовые учения Древней
Греции»
Выполнила:
курсант 21 «ПОНБ» уч. гр.
рядовой вн. службы Дола Н.С.

2. Учебные цели:

1. Углубление и закрепление знаний о политико-правовой
мысли Древней Греции: раннего периода; периода расцвета
Древней Греции и периода эллинизма.
2.Закрепление у обучающихся системы знаний о
возникновении, становлении и эволюции идей о
происхождении и предназначении государства и политики,
права и законодательства, причинах вытеснения одних
государственно-правовых форм другими.

3. Основная литература:

1. Мачин И. Ф. История политических и правовых
учений : учебное пособие : [гриф УМО] / И. Ф.
Мачин. - М. : Юрайт, 2012. - 412 с
2. История политических и правовых учений:
учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.
3. История политических и правовых учений:
учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.:
Норма, 2005.

4. Дополнительная литература:

1. Аристотель. Сочинения. М., 1975-1984.
2. Гайденко П.П. История греческой философии в
ее связи с наукой. М., 2000.
3. Гатри В. Греческие философы. От Фалеса до
Аристотеля. Тбилиси, 1983.
4. Платон. Соч. в 3 тт. М., 1968-73.
5. Брамбо Р.С. Философы Древней Греции. М.,
2002.

5. Учебные вопросы:

1. Философские школы и формирование политикоправовой мысли Древней Греции.
2. Политико-правовые учения Сократа, Платона и
Аристотеля.
3. Политико-правовые концепции стоиков,
эпикурейцев, Полибия.

6. Контроль знаний:

1.Период расцвета древнегреческой философии и политикоправовой мысли, представленной учениями:
а) Гомера, Гесиода, Гераклита
б) Демокрита, Сократа, Аристотеля
в) Гомера, Гесиода, Сократа
г) Эпикура, стоиков, Полибия
2. Какую из форм правления отстаивал Гераклит?
а) демократия
б) охлократия
в) аристократия
г) олигархия

7.

3. Наиболее известный софист:
а)Аристотель
б) Гераклит
в) Эпикур
г) Протагор
4. Сколько периодов выделяется в возникновении и развитии
древнегреческой политико-правовой мысли:
а) три
б) один
в) пять
г) два

8.

5. Назовите произведение Платона, посвященное идеальному
государству:
а) «Софист»
б) «Государство»
в) «Политик»
г) «Законы»
6. Кто из предложенных философов был учеником Платона:
а) Протагор
б) Сократ
в) Аристотель
г) Эпикур

9.

7. Неправильные формы государства по Аристотелю:
а) полития, тирания, царская власть
б) демократия, аристократия, полития
в) аристократия, демократия
г) тирания, олигархия, демократия
8. Что Эпикур считал целью человеческой жизни:
а) удовольствие
б) безопасность
в) наслаждение
г) установление справедливости

10.

9.Назовите основателя стоицизма:
а) Аристотель
б)Зенон
в)Платон
г)Гераклит
10. Всего, согласно Полибию, имеется ….. основных форм
государства:
а) три
б) девять
в)шесть
г) пять

11. 1. Философские школы и формирование политико-правовой мысли Древней Греции.

12. В истории древнегреческой политико-правовой мысли принято выделять три периода:

ранний (IX-VI в.в. до н.э.), связанный с возникновением
государственности, нашедший отражение в творчестве Гомера,
Гесиода, “семи мудрецов”, а также пифагорийцев и Гераклита;
второй (V-первая половина IV в. до н.э.) - период расцвета
древнегреческой философии и политико-правовой мысли,
представленной учениями Демокрита, софистов, Со-крата,
Платона и Аристотеля;
третий (вторая половина IV-II в.в. до н.э.) - период эллинизма,
представленный учениями Эпикура, стоиков, Полибия.

13.

14.

2. Политико-правовые учения Сократа,
Платона и Аристотеля.

15.

• Сократ (469-399 г.г. до н.э.),
житель Афин, сын камнереза и
повитухи, стал народным
мудрецом
Главным в учении Сократа
является воспитание у граждан
высокой нравственности через
постижение знания.
Политические взгляды Сократа
основывались на убеждении, что
власть в полисе должна
принадлежать “лучшим”, т.е.
нравственным, справедливым,
знающим людям, опытным в
искусстве государственного
управления.

16.

Платон Афинский(427-347 гг. до н.э.)
-философ, стал основателем платонизма этико-философского течения -и школы под
названием “Академия”, которая
просуществовала 900 лет.
Идеальное государство трактуется им как
справедливое. По самой идее справедливости,
писал Платон, справедливый человек
нисколько не отличается от справедливого
государства, но напротив, схож с ним.
Идеальному государственному устройству,
которое существовало в далеком прошлом,
Платон противопоставляет шесть других
типов государственного устройства. Два из
них (монархию и аристократию) он считает
правильными, а четыре (тимократию,
олигархию, демократию и тиранию) искаженными.

17.

Аристотель Стагирит (384322 гг. до н.э.) был учеником
Платона, воспитателем Александра
Македонского.
Государство, по Аристотелю,
возникает естественным путем
для удовлетворения жизненных
потребностей, достижения блага
людей
Право характеризуется
Аристотелем как равенство,
которое у него не абсолютно, а
относительно, поскольку люди не
равны по своему достоинству.

18.

3. Политико-правовые концепции стоиков,
эпикурейцев, Полибия.

19.

Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в
учениях о государстве и праве эллинистического периода. В
последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою
независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а
затем Рима. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое
выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. По своим
философским воззрениям Эпикур (341–270 гг. до н. э.) был
продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа
согласно учению Эпикура развивается по своим собственным
законам, без вмешательства богов.

20.

Стоики - ученики Зенона Китийского (ок. 336-264 гг. до
н.э.), основателя философской школы в Афинах.
В основу мироздания они закладывали божественный разум,
управляющий всем сущим, - судьбу. Человеку не остается ничего
другого, как покоряться неотвратимой судьбе - божественному
естественному закону.
Положение в обществе, отношения между людьми коренятся в их
природе. Естественное право понималось стоиками как
универсальный, общемировой закон, а государство - как мировое
сообщество. Зенон считал, что необходимо всех людей считать
гражданами одного государства.

21.

Полибий (ок. 200-120 гг. до н.э.) видный греческий
историк и политический деятель.
Согласно Полибию, имеется шесть основных форм государства,
которые в порядке их естественного возникновения и смены
занимают следующее место в рамках их полного цикла: царство
(царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия,
охлократия.
Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной
простой форме, а поэтому считает, что совершеннейшей формой
надлежит признать такую, в которой соединяются особенности
всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии, и
которая может предотвратить переход к извращенным формам
правления.

22. Темы докладов:

1. Политико-правовая интерпретация Гомера и
Гесиода.
2. Политико-правовые идеи Платона в диалоге
«Законы».
3. Политико-правовые взгляды Полибия.
English     Русский Правила