Философско-правовое учение в Древнем Китае
Факторы, определившие особенности китайской философско-правовой мысли
Даосизм
Конфуцианство (1)
Моизм
Легизм (фа-цзя)
Итоги
Спасибо за внимание
588.96K
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Философско-правовое учение в Древнем Китае

1. Философско-правовое учение в Древнем Китае

Юламанова Асия
1 курс МЭП, 1 группа

2. Факторы, определившие особенности китайской философско-правовой мысли

Сформировавшаяся
своеобразная
духовно-религиозная
и практическижизненная культура
Ритуалистика и
относительно слабое
развитие мифологии
Разветвленная и
сложная
административнобюрократическая
иерархия
Географическое
положение
Понятие Центра,
срединности
Культ прошлого
Ориентация на
социальные вопросы

3. Даосизм

Основные положения:
• Даосизм – философско-религиозное
учение IV-III в. до н.э.
• Дао – независимый от небесного владыки
естественный ход вещей, естественная
закономерность, естественное право.
• Принципы естественности и недеяния
• Отказ от культуры и простое возвращение
к естественности
Вывод:
• Идеал даосизма – царство гармонии с
уравнительным распределением
продуктов, отвергающее все
искусственное, в том числе и созданные
людьми законы.
Лао-цзы
604 – 531 до н.э.

4. Конфуцианство (1)

Основные положения:
•Идея всеобщего порядка
•Человеколюбие как поведение, отвечающее
нравственным ценностям семейно-клановых
коллективов и патриархальных общин
•Ритуал как определяющий принцип
жизнеустройства
•Содержательные основания ритуала – сыновняя
почтительность и исправление имен¹
•Благородный муж — это образец эталон умелого и
нравственно воспитанного чиновника.
•Учение о середине , взаимность и возврат к древним
правилам поведения (ли)
Конфуций
551 – 479 до н.э.
«Беседы и
высказывания»
¹Исправление имён (чжэнмин) – требование соответствия сущности вещей или явлений их названию и
предназначению, правильного распределения заслуг и почестей, провинностей и наказаний.

5.

Конфуцианство (2)
Основные положения:
• «Золотое правило»: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы
принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя
так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того,
чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет
недовольных»
• Противник законов:
• 1) Предполагали юридическое равенство
• 2) Обычно носили жестокий характер
• Управление государством на основе добродетели («бадао»)
• Сторонник авторитарной системы государственного управления, но
противник абсолютизации царской власти
• Сторонник аристократической формы правления
Вывод:
• Идеал бюрократического патерналистского государства, построенного на
принципах морали и религиозном культе

6. Моизм

Основные положения:
• Концепция договорного возникновения государства
• Идея естественного равенства людей
• Способности человека к государственному управлению
должны определяться по его деловым качествам
• Учет интересов простого народа в процессе управления
государством.
• «Десять принципов»
• Идеал – государство с мудрым правителем во главе и четко
отлаженной исполнительной службой
• Принцип всеобщей любви и взаимной выгоды:
• 1) признание и уважение суверенитета другого государства
• 2) категорическое осуждение войн
• 3)между государственными чиновниками и государем
• Единообразное исполнение чиновниками воли государя
• Этатизм и деспотия
Вывод:
• моизм отбросил идеи общественного договора и естественного
равенства и пришел к восхвалению деспотическибюрократической формы государственного устройства.
Мо-цзы (Мо Ди)
479 – 400 гг. до н. э.

7. Легизм (фа-цзя)

Основные положения:
Шан Ян
390 — 338гг. до н. э.
• Идея "юридического закона« (фа) как орудия
государственного управления.
• Закон – писаное и опубликованное правило, исполнение
которого обеспечивается принудительной властью
государства.
• Модель тоталитарного, основанного на жестких законах
управления обширной территорией
• «Круговая порука» и превентивные наказания
• Необходимость контроля и вмешательства государства в
экономику
• Формирования политической элиты общества на
основании квалификационного экзамена
• Равенство всех перед законом
• Теоретическое обоснование важности смещения
временных приоритетов (ценностей)
Вывод:
Шень Бухай
400 – 337 гг. до н. э.
• философское обоснование сильной государственной
власти, опирающейся на закон и насилие

8. Итоги

Наиболее влиятельными философско-правовыми учениями
Древнего Китая были конфуцианство, моизм и легизм.
Впервые в истории мировой культуры были поставлены и
нравственно осмыслены вопросы о методах
государственного управления.
В Древнем Китае философия права проделала путь от
полного слияния права с моралью до их полного
противопоставления.
Вершиной китайского искусства государственного управления
стали идеи компромиссности.
English     Русский Правила